Гарантийное обязательство может возникнуть на основании договора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарантийное обязательство может возникнуть на основании договора.



3. Гарантией может обеспечиваться лишь действительное требование.

4. Правила статьи 342, пунктов 2 и 3 статьи 343, статей 344 – 347 на­стоящего Кодекса распространяются на гарантии, если иное не установле­но законодательством.

1. Термин «гарантия» в праве Республики Беларусь используется для обозначения различных правовых явлений. Под гарантией понимается:

гарантия как разновидность поручительства (комментируемая ст. ПС);

банковская гарантия, под которой понимается самостоятельное и независимое обязательство банка (или небанковской кредитно-финан-совой организации) уплатить указанную в банковской гарантии сумму в случае наступления указанных в банковской гарантии обстоятельств (ст. 166 Банковский кодекс);

независимая гарантия – сходна с банковской гарантией, отличие за­ключается в том, что может быть предоставлена любым субъектом (Конвенция ЮНСИТРАЛ о независимых гарантиях и резервных аккре­дитивах);

гарантия со стороны производителя и продавца по договору купли-продажи относительно качества вещи (ст. 440 ГК) (Однако, несмотря на совпадение названий, такая гарантия представляет собой отличный от комментируемой гарантии институт, который служит для других целей).

В праве Республики Беларусь можно говорить об особенностях и та­моженной гарантии, которая служит для обеспечения оплаты таможен­ных платежей. Данная гарантия чаще всего применяется при ввозе то­варов в таможенном режиме временного ввоза или транзита в качестве обеспечения вывоза товаров за пределы таможенной территории госу-

666

дарства. Таможенная гарантия в Республике Беларусь предусмотрена Таможенным кодексом (Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублиу Бе­ларусь, 1998 г., № 10-12, ст. 104; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 50, 2/166; 2001 г., № 116, 2/820) (ст. 122), в соответствии с которым уплата таможенных платежей может обеспечиваться гарантией третьего лица. В качестве обеспечения упла­ты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и ино­го кредитного учреждения, получившего лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение операций в иностранной ва­люте. Банки и иные кредитные учреждения включаются по их заявле­нию в реестр, который ведет Государственный таможенный комитет Ре­спублики Беларусь. Кроме того, перевозка под таможенным надзором ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь товаров осуществляется при условии предоставления таможенных гарантий (постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 23 марта 1995 г. № 151 «Об утверждении Положения о порядке предоставления финансовых гарантий таможенным органам»(Собрание указов Прези­дента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 9, ст. 198); Собрание декретов, указов Президента и поста­новлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 3, ст. 121;

№ 30, ст. 966).

Особо регулируется в законодательстве Республики Беларусь гаран­тия Правительства Республики Беларусь.

2. Гарантия является дополнительным (акцессорным) обязательством (по отношению к основному, исполнение которого она обеспечивает). Прекращение основного обязательства влечет прекращение гарантии.

3. В качестве гаранта может выступать любое физическое и (или) юридическое лицо, обладающее необходимой для этого право-, дееспо­собностью, но законодательством Республики Беларусь или собствен­ником может быть установлено ограничение возможности юридическо­го лица выступать в качестве гаранта. Так, постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 июня 1995 г. № 296 «О мерах по обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 17, ст. 392; 1996 г., № 10, ст. 262; № 19, ст. 477; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Бела­русь, 1998 г., № 4, ст. 92; № 5, ст. 106; 2000 г., № 3, ст. 72; Националь­ный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 72, 5/6460;

667

2002 г., № 82, 5/10802) предусматривается запрет для государственных унитарных предприятий, объединений, организаций и учреждений, от­носящихся к республиканской собственности, кроме банков, выступать гарантами перед банками – кредиторами юридических лиц негосудар­ственной формы собственности и физических лиц по исполнению эти­ми лицами своих обязательств возврата полученных кредитов (кроме кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений в размере, предусмотренном законодательством). Также в данном постановлении содержится требование по внесению вышеназванного ограничения в учредительные документы акционерных обществ, в которых Республи­ке Беларусь принадлежит контрольный пакет акций. Кроме того, поста­новлением установлено, что имущество, находящееся в собственности Республики Беларусь, не может быть внесено в качестве вклада в устав­ный фонд других юридических лиц, если в уставе таких лиц нет указан­ных выше ограничений. Правительство Республики Беларусь распоря­дилось только в отношении республиканской собственности и реко­мендовало местным органам управления установить аналогичные пра­вила в отношении коммунальной собственности.

4. В качестве гаранта может выступать и Правительство Республики Беларусь (фактически от лица Республики Беларусь) (ст. 4 Закона Рес­публики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Бе­ларусь и подчиненных ему государственных органах» (Ведамасш Нацыя-нальнага сходу Рэспублиа Беларусь, 1998 г., № 29-30, ст. 466; Националь­ный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 52, 2/176).

Порядок предоставления гарантий Правительством регулируется также Инвестиционным кодексом, глава 6 которого посвящена регла­ментации предоставления Правительством Республики Беларусь гаран­тий под привлекаемые иностранные кредиты.

Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются ино­странным кредиторам на основании решения Правительства Республи­ки Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

При этом Инвестиционный кодекс Республики Беларусь предусмат­ривает строгую процедуру принятия решений о привлечении иностран­ных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь, а так­же порядок предоставления гарантий Правительства Республики Бела­русь по иностранному кредиту.

После принятия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении гарантии под иностранный кредит и до оформления этой гарантии, а также до подписания международного договора или (и) межбанковского соглашения, или (и) индивидуального кредитного со-

668

глашения по кредиту инвестор (заемщик) должен заключить с Минис­терством финансов Республики Беларусь, банком, уполномоченным ре­шением Правительства Республики Беларусь обслуживать иностранные кредиты (банк-агент), и банком-гарантом договор о порядке использова­ния и погашения иностранного кредита. Существенными условиями та­кого договора являются обеспечение исполнения обязательств инвестора (заемщика) и его ответственность, включая предоставление Министерст­ву финансов Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством, права взыскания подлежащих уплате инвестором (заемщиком) средств в бесспорном порядке со счетов инвестора (заем­щика). Банк-агент и (или) инвестор (заемщик) имеют право осуществ­лять платежи по иностранному кредиту только после подписания догово­ра о порядке его использования и погашения. Финансирование инвести­ционного проекта осуществляется при условии проведения инвестором (заемщиком) торгов (тендеров) по закупкам необходимых для реализа­ции проекта товаров (работ, услуг) (далее – торги (тендеры) по закупкам) и подписания по их результатам договора (договоров) на их поставку.

В случае же неисполнения инвестором (заемщиком) в установлен­ные сроки обязательств по платежам за иностранные кредиты и невоз­можности взыскания средств с инвестора (заемщика) в установленном порядке эти обязательства исполняются банком-гарантом. В случае не­исполнения обязательств по платежам за иностранные кредиты инвес­тором (заемщиком) и банком-гарантом и предъявления иностранным кредитором в соответствии с гарантией Правительства Республики Бе­ларусь платежных требований к Правительству Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь по решению Правитель­ства Республики Беларусь производит платеж из средств, предусматри­ваемых в законе Республики Беларусь о бюджете на очередной финан­совый (бюджетный) год.

Глава же 7 Инвестиционного кодекса регламентирует уже условия и порядок предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под привлекаемые кредиты банков Республики Беларусь.

В соответствии с данным порядком гарантии Правительства Респуб­лики Беларусь могут предоставляться банкам Республики Беларусь по обязательствам инвесторов (заемщиков) за получаемые ими кредиты для реализации инвестиционных проектов.

Условием предоставления гарантии Правительства Республики Бе­ларусь под кредиты банков Республики Беларусь является наличие ин­вестиционного проекта, получившего положительное заключение госу­дарственной комплексной экспертизы.

669

Гарантия Правительства Республики Беларусь по исполнению обя­зательств инвестора (заемщика) перед кредитором оформляется на ос­новании решения Правительства Республики Беларусь. После приня­тия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении гарантии под кредиты банков Республики Беларусь Министерство фи­нансов Республики Беларусь оформляет гарантию Правительства Рес­публики Беларусь и определяет порядок исполнения Правительством Республики Беларусь обязательств по этой гарантии.

В случае нецелевого использования инвестором (заемщиком) бан­ковских кредитов, полученных под гарантии Правительства Республи­ки Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь имеет пра­во приостановить исполнение обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь.

Решение о прекращении исполнения обязательств по гарантии Пра­вительства Республики Беларусь принимается Правительством Респуб­лики Беларусь в соответствии с Гражданским кодексом Республики Бе­ларусь.

При этом законодательство устанавливает ограничения для Прави­тельства Республики Беларусь (а также подчиненных ему республикан­ских органов государственного управления, государственных объедине­ний, предприятий, учреждений) по предоставлению гарантий. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 мая

1995 г. № 191 «Об упорядочении распоряжения государственным иму­ществом» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 15, ст. 331; № 25, ст. 604;

1996 г., № 9, ст. 220; № 16, ст. 389; Собрание декретов, указов Прези­дента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 21, ст. 741; № 33, ст. 1047; 1999 г., № 11, ст. 292, Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 33, 1/291; № 64, 1/576; 2000 г., № 64, 1/1408) вышеуказанные лица обязаны согласовы­вать с Президентом Республики Беларусь выдачу гарантий на сумму свыше 10 тыс. базовых величин, если решениями Президента Респуб­лики Беларусь не предусмотрен другой порядок (аналогичный порядок устанавливается и применительно к выдаче гарантий субъектами, иму­щество которых находится в коммунальной собственности).

В качестве гаранта может выступать и непосредственно сама Респуб­лика Беларусь. Так, в соответствии со ст. 121 Банковского кодекса со­хранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных госу­дарством, и банках, в уставном фонде которых государству принадле­жит более пятидесяти процентов голосующих акций, гарантируются го-

670

сударством в порядке, установленном законодательными актами Рес­публики Беларусь. Данный порядок определен Декретом Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 г. № 4 «О гарантиях сохраннос­ти средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на сче­тах и во вкладах в банках Республики Беларусь»(Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Бела­русь, 1998 г., № 22, ст. 310). В соответствии с указанным Декретом госу­дарство гарантирует полную сохранность средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах не только в АСБ «Беларусбанк», но и в ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромст-ройбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», «При-орбанк» ОАО, уполномоченных обслуживать государственные про­граммы, и возврат этих средств с учетом начисленных по ним процен­тов в валюте счета (вклада) по первому требованию вкладчиков.

5. Гарантия, как она предусмотрена в ГК, предполагает ее безвозме­здный характер в отношении кредитора по основному обязательству, в пользу которого выдается гарантия, то есть данное лицо не должно уп­лачивать вознаграждение за ее выдачу. Иное относится к должнику по основному обязательству (прежде всего в рамках предпринимательско­го оборота), который, обращаясь к гаранту за выдачей гарантии и за­ключая с ним договор о выдаче гарантии (об этом договоре см. ниже), как правило, в рамках этого договора принимает на себя обязательство по уплате вознаграждения гаранту.

6. Возможна множественность лиц на стороне гаранта. В этом слу­чае они рассматриваются как солидарные должники, если иное не пре­дусмотрено договором (см. комментарий к ст. 343 ГК). Однако солидар­ной ответственности гарантов не возникает в случае предоставления несколькими гарантами нескольких не связанных друг с другом гаран­тий. В этом случае кредитор вправе предъявить требование к любому из гарантов или ко всем гарантам одновременно. Но кредитор вправе вос­пользоваться лишь удовлетворением в объеме требования к должнику. Все, полученное им сверх этого, гарант (гаранты) сможет взыскать на основании норм ГК о возврате неосновательного обогащения (гл. 59).

7. Сумма, указанная в гарантии, не может быть сокращена по причи­не частичного исполнения основного договора, если только это специ­ально не предусмотрено в гарантии.

При этом от объема обязательства гаранта перед кредитором, воз­никшего в связи с неисполнением обязательства должником, следует отличать объем самостоятельной ответственности гаранта перед креди-

671

тором за неисполнение (ненадлежащее исполнение) собственного обя­зательства по гарантии, которая наступает по общим правилам ст. 364 и 365 ГК).

8. Гарантией может быть обеспечено не только исполнение денеж­ного, но и любого другого обязательства.

При этом гарант прежде всего несет ответственность за неисполне­ние или ненадлежащее исполнение обязательства должником (п. 1 ст. 364 ГК понимает под ответственностью возмещение убытков (прямого ущерба и упущенной выгоды) и уплату неустойки), т. е. гарант даже по неденежному обязательству должен уплатить денежную сумму, но если в гарантии предусмотрено, что гарант принимает на себя обязательство исполнить обязательство должника в натуре (разумеется, такое условие гарантии возможно, если гарант в состоянии это сделать – обладает не­обходимыми навыками, имеет соответствующие лицензии и т.д.), то та­кое положение гарантии следует признать не противоречащим право­вой природе гарантии по ГК..

9. Пункт 2 комментируемой статьи указывает, что гарантийное обя­зательство может возникнуть на основании договора. Исходя из толко­вания данного пункта и ст. 7 ГК можно сделать вывод, что гарантийное обязательство может возникать на основании:

а) письменного одностороннего обязательства (на практике прини­мает форму гарантийного письма), адресуемого кредитору по основно­му обязательству, в силу которого гарант принимает на себя обязан­ность, а у кредитора по основному обязательству возникает право тре­бования по отношению к гаранту Такому обязательству, как правило, предшествует либо обращение должника к будущему гаранту с прось­бой о выдаче гарантии, либо договор о предоставлении гарантии между должником по основному обязательству и будущим гарантом об обя­занности гаранта предоставить гарантию при определенных условиях;

б) договора между гарантом и кредитором по основному обязатель­ству. Такому договору, как правило, предшествует обращение должника к будущему гаранту с просьбой о выдаче гарантии или договор о предо­ставлении гарантии;

в) договора между гарантом, кредитором по основному обязательст­ву и должником по основному обязательству Данный договор представ­ляет собой сложный правовой состав, объединяющий в себе и гарантию и договор о предоставлении гарантии;

10. Несмотря на то, что п. 4 комментируемой статьи указывает на применение к гарантии правил о поручительстве – ст. 342, п. 2 и 3 ст.

672

343, ст. 344-347 ГК (т.е. в силу ГК едины форма гарантии и поручитель­ства, основания прекращения гарантии и поручительства, акцессор-ность данных обязательств и т.д). Однако данные правила не полностью могут быть применимы, так как некоторые из них не соответствуют су­ществу гарантии, (см. комментарий к п. 2 ст. 349 ГК). Кроме того, п. 3 ст. 344 ГК предусматривает, что если поручитель не выполнил обязан­ности по привлечению должника к участию в деле, то должник имеет право выдвинуть против регрессного требования поручителя возраже­ния, которые он имел против кредитора. Однако, учитывая то, что у га­ранта нет права регресса, то и непривлечение им должника к участию в деле не может повлечь для него непосредственных негативных послед­ствий, указанных в п. 3 ст. 344 ГК, но это может существенным образом повлиять на исход дела в суде не в пользу гаранта. Необходимо указать также, что к гарантии неприменимы и требования ст. 346 ГК, согласно которой должник, исполнивший обязательство, обязан немедленно из­вестить об этом поручителя, в противном случае у поручителя, испол­нившего обязательство, в свою очередь возникает возможность предъ­явления регрессного требования к должнику. Но у гаранта, как уже ука­зывалось, нет такой возможности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.72 (0.028 с.)