Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гарантийное обязательство может возникнуть на основании договора.
3. Гарантией может обеспечиваться лишь действительное требование. 4. Правила статьи 342, пунктов 2 и 3 статьи 343, статей 344 – 347 настоящего Кодекса распространяются на гарантии, если иное не установлено законодательством. 1. Термин «гарантия» в праве Республики Беларусь используется для обозначения различных правовых явлений. Под гарантией понимается: гарантия как разновидность поручительства (комментируемая ст. ПС); банковская гарантия, под которой понимается самостоятельное и независимое обязательство банка (или небанковской кредитно-финан-совой организации) уплатить указанную в банковской гарантии сумму в случае наступления указанных в банковской гарантии обстоятельств (ст. 166 Банковский кодекс); независимая гарантия – сходна с банковской гарантией, отличие заключается в том, что может быть предоставлена любым субъектом (Конвенция ЮНСИТРАЛ о независимых гарантиях и резервных аккредитивах); гарантия со стороны производителя и продавца по договору купли-продажи относительно качества вещи (ст. 440 ГК) (Однако, несмотря на совпадение названий, такая гарантия представляет собой отличный от комментируемой гарантии институт, который служит для других целей). В праве Республики Беларусь можно говорить об особенностях и таможенной гарантии, которая служит для обеспечения оплаты таможенных платежей. Данная гарантия чаще всего применяется при ввозе товаров в таможенном режиме временного ввоза или транзита в качестве обеспечения вывоза товаров за пределы таможенной территории госу- 666 дарства. Таможенная гарантия в Республике Беларусь предусмотрена Таможенным кодексом (Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублиу Беларусь, 1998 г., № 10-12, ст. 104; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 50, 2/166; 2001 г., № 116, 2/820) (ст. 122), в соответствии с которым уплата таможенных платежей может обеспечиваться гарантией третьего лица. В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение операций в иностранной валюте. Банки и иные кредитные учреждения включаются по их заявлению в реестр, который ведет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Кроме того, перевозка под таможенным надзором ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь товаров осуществляется при условии предоставления таможенных гарантий (постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 23 марта 1995 г. № 151 «Об утверждении Положения о порядке предоставления финансовых гарантий таможенным органам»(Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 9, ст. 198); Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 3, ст. 121;
№ 30, ст. 966). Особо регулируется в законодательстве Республики Беларусь гарантия Правительства Республики Беларусь. 2. Гарантия является дополнительным (акцессорным) обязательством (по отношению к основному, исполнение которого она обеспечивает). Прекращение основного обязательства влечет прекращение гарантии. 3. В качестве гаранта может выступать любое физическое и (или) юридическое лицо, обладающее необходимой для этого право-, дееспособностью, но законодательством Республики Беларусь или собственником может быть установлено ограничение возможности юридического лица выступать в качестве гаранта. Так, постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 июня 1995 г. № 296 «О мерах по обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 17, ст. 392; 1996 г., № 10, ст. 262; № 19, ст. 477; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 4, ст. 92; № 5, ст. 106; 2000 г., № 3, ст. 72; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 72, 5/6460; 667 2002 г., № 82, 5/10802) предусматривается запрет для государственных унитарных предприятий, объединений, организаций и учреждений, относящихся к республиканской собственности, кроме банков, выступать гарантами перед банками – кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов (кроме кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений в размере, предусмотренном законодательством). Также в данном постановлении содержится требование по внесению вышеназванного ограничения в учредительные документы акционерных обществ, в которых Республике Беларусь принадлежит контрольный пакет акций. Кроме того, постановлением установлено, что имущество, находящееся в собственности Республики Беларусь, не может быть внесено в качестве вклада в уставный фонд других юридических лиц, если в уставе таких лиц нет указанных выше ограничений. Правительство Республики Беларусь распорядилось только в отношении республиканской собственности и рекомендовало местным органам управления установить аналогичные правила в отношении коммунальной собственности.
4. В качестве гаранта может выступать и Правительство Республики Беларусь (фактически от лица Республики Беларусь) (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (Ведамасш Нацыя-нальнага сходу Рэспублиа Беларусь, 1998 г., № 29-30, ст. 466; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 52, 2/176). Порядок предоставления гарантий Правительством регулируется также Инвестиционным кодексом, глава 6 которого посвящена регламентации предоставления Правительством Республики Беларусь гарантий под привлекаемые иностранные кредиты. Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются иностранным кредиторам на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. При этом Инвестиционный кодекс Республики Беларусь предусматривает строгую процедуру принятия решений о привлечении иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также порядок предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по иностранному кредиту. После принятия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении гарантии под иностранный кредит и до оформления этой гарантии, а также до подписания международного договора или (и) межбанковского соглашения, или (и) индивидуального кредитного со- 668 глашения по кредиту инвестор (заемщик) должен заключить с Министерством финансов Республики Беларусь, банком, уполномоченным решением Правительства Республики Беларусь обслуживать иностранные кредиты (банк-агент), и банком-гарантом договор о порядке использования и погашения иностранного кредита. Существенными условиями такого договора являются обеспечение исполнения обязательств инвестора (заемщика) и его ответственность, включая предоставление Министерству финансов Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством, права взыскания подлежащих уплате инвестором (заемщиком) средств в бесспорном порядке со счетов инвестора (заемщика). Банк-агент и (или) инвестор (заемщик) имеют право осуществлять платежи по иностранному кредиту только после подписания договора о порядке его использования и погашения. Финансирование инвестиционного проекта осуществляется при условии проведения инвестором (заемщиком) торгов (тендеров) по закупкам необходимых для реализации проекта товаров (работ, услуг) (далее – торги (тендеры) по закупкам) и подписания по их результатам договора (договоров) на их поставку.
В случае же неисполнения инвестором (заемщиком) в установленные сроки обязательств по платежам за иностранные кредиты и невозможности взыскания средств с инвестора (заемщика) в установленном порядке эти обязательства исполняются банком-гарантом. В случае неисполнения обязательств по платежам за иностранные кредиты инвестором (заемщиком) и банком-гарантом и предъявления иностранным кредитором в соответствии с гарантией Правительства Республики Беларусь платежных требований к Правительству Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь по решению Правительства Республики Беларусь производит платеж из средств, предусматриваемых в законе Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Глава же 7 Инвестиционного кодекса регламентирует уже условия и порядок предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под привлекаемые кредиты банков Республики Беларусь. В соответствии с данным порядком гарантии Правительства Республики Беларусь могут предоставляться банкам Республики Беларусь по обязательствам инвесторов (заемщиков) за получаемые ими кредиты для реализации инвестиционных проектов. Условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под кредиты банков Республики Беларусь является наличие инвестиционного проекта, получившего положительное заключение государственной комплексной экспертизы. 669 Гарантия Правительства Республики Беларусь по исполнению обязательств инвестора (заемщика) перед кредитором оформляется на основании решения Правительства Республики Беларусь. После принятия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении гарантии под кредиты банков Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь оформляет гарантию Правительства Республики Беларусь и определяет порядок исполнения Правительством Республики Беларусь обязательств по этой гарантии. В случае нецелевого использования инвестором (заемщиком) банковских кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право приостановить исполнение обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь.
Решение о прекращении исполнения обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь. При этом законодательство устанавливает ограничения для Правительства Республики Беларусь (а также подчиненных ему республиканских органов государственного управления, государственных объединений, предприятий, учреждений) по предоставлению гарантий. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 мая 1995 г. № 191 «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 15, ст. 331; № 25, ст. 604; 1996 г., № 9, ст. 220; № 16, ст. 389; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 21, ст. 741; № 33, ст. 1047; 1999 г., № 11, ст. 292, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 33, 1/291; № 64, 1/576; 2000 г., № 64, 1/1408) вышеуказанные лица обязаны согласовывать с Президентом Республики Беларусь выдачу гарантий на сумму свыше 10 тыс. базовых величин, если решениями Президента Республики Беларусь не предусмотрен другой порядок (аналогичный порядок устанавливается и применительно к выдаче гарантий субъектами, имущество которых находится в коммунальной собственности). В качестве гаранта может выступать и непосредственно сама Республика Беларусь. Так, в соответствии со ст. 121 Банковского кодекса сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном фонде которых государству принадлежит более пятидесяти процентов голосующих акций, гарантируются го- 670 сударством в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Данный порядок определен Декретом Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 г. № 4 «О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах в банках Республики Беларусь»(Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 22, ст. 310). В соответствии с указанным Декретом государство гарантирует полную сохранность средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах не только в АСБ «Беларусбанк», но и в ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромст-ройбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», «При-орбанк» ОАО, уполномоченных обслуживать государственные программы, и возврат этих средств с учетом начисленных по ним процентов в валюте счета (вклада) по первому требованию вкладчиков. 5. Гарантия, как она предусмотрена в ГК, предполагает ее безвозмездный характер в отношении кредитора по основному обязательству, в пользу которого выдается гарантия, то есть данное лицо не должно уплачивать вознаграждение за ее выдачу. Иное относится к должнику по основному обязательству (прежде всего в рамках предпринимательского оборота), который, обращаясь к гаранту за выдачей гарантии и заключая с ним договор о выдаче гарантии (об этом договоре см. ниже), как правило, в рамках этого договора принимает на себя обязательство по уплате вознаграждения гаранту.
6. Возможна множественность лиц на стороне гаранта. В этом случае они рассматриваются как солидарные должники, если иное не предусмотрено договором (см. комментарий к ст. 343 ГК). Однако солидарной ответственности гарантов не возникает в случае предоставления несколькими гарантами нескольких не связанных друг с другом гарантий. В этом случае кредитор вправе предъявить требование к любому из гарантов или ко всем гарантам одновременно. Но кредитор вправе воспользоваться лишь удовлетворением в объеме требования к должнику. Все, полученное им сверх этого, гарант (гаранты) сможет взыскать на основании норм ГК о возврате неосновательного обогащения (гл. 59). 7. Сумма, указанная в гарантии, не может быть сокращена по причине частичного исполнения основного договора, если только это специально не предусмотрено в гарантии. При этом от объема обязательства гаранта перед кредитором, возникшего в связи с неисполнением обязательства должником, следует отличать объем самостоятельной ответственности гаранта перед креди- 671 тором за неисполнение (ненадлежащее исполнение) собственного обязательства по гарантии, которая наступает по общим правилам ст. 364 и 365 ГК). 8. Гарантией может быть обеспечено не только исполнение денежного, но и любого другого обязательства. При этом гарант прежде всего несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства должником (п. 1 ст. 364 ГК понимает под ответственностью возмещение убытков (прямого ущерба и упущенной выгоды) и уплату неустойки), т. е. гарант даже по неденежному обязательству должен уплатить денежную сумму, но если в гарантии предусмотрено, что гарант принимает на себя обязательство исполнить обязательство должника в натуре (разумеется, такое условие гарантии возможно, если гарант в состоянии это сделать – обладает необходимыми навыками, имеет соответствующие лицензии и т.д.), то такое положение гарантии следует признать не противоречащим правовой природе гарантии по ГК.. 9. Пункт 2 комментируемой статьи указывает, что гарантийное обязательство может возникнуть на основании договора. Исходя из толкования данного пункта и ст. 7 ГК можно сделать вывод, что гарантийное обязательство может возникать на основании: а) письменного одностороннего обязательства (на практике принимает форму гарантийного письма), адресуемого кредитору по основному обязательству, в силу которого гарант принимает на себя обязанность, а у кредитора по основному обязательству возникает право требования по отношению к гаранту Такому обязательству, как правило, предшествует либо обращение должника к будущему гаранту с просьбой о выдаче гарантии, либо договор о предоставлении гарантии между должником по основному обязательству и будущим гарантом об обязанности гаранта предоставить гарантию при определенных условиях; б) договора между гарантом и кредитором по основному обязательству. Такому договору, как правило, предшествует обращение должника к будущему гаранту с просьбой о выдаче гарантии или договор о предоставлении гарантии; в) договора между гарантом, кредитором по основному обязательству и должником по основному обязательству Данный договор представляет собой сложный правовой состав, объединяющий в себе и гарантию и договор о предоставлении гарантии; 10. Несмотря на то, что п. 4 комментируемой статьи указывает на применение к гарантии правил о поручительстве – ст. 342, п. 2 и 3 ст. 672 343, ст. 344-347 ГК (т.е. в силу ГК едины форма гарантии и поручительства, основания прекращения гарантии и поручительства, акцессор-ность данных обязательств и т.д). Однако данные правила не полностью могут быть применимы, так как некоторые из них не соответствуют существу гарантии, (см. комментарий к п. 2 ст. 349 ГК). Кроме того, п. 3 ст. 344 ГК предусматривает, что если поручитель не выполнил обязанности по привлечению должника к участию в деле, то должник имеет право выдвинуть против регрессного требования поручителя возражения, которые он имел против кредитора. Однако, учитывая то, что у гаранта нет права регресса, то и непривлечение им должника к участию в деле не может повлечь для него непосредственных негативных последствий, указанных в п. 3 ст. 344 ГК, но это может существенным образом повлиять на исход дела в суде не в пользу гаранта. Необходимо указать также, что к гарантии неприменимы и требования ст. 346 ГК, согласно которой должник, исполнивший обязательство, обязан немедленно известить об этом поручителя, в противном случае у поручителя, исполнившего обязательство, в свою очередь возникает возможность предъявления регрессного требования к должнику. Но у гаранта, как уже указывалось, нет такой возможности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.72 (0.028 с.) |