Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 19 право хозяйственного ведения, право оперативного управления
Статья 276. Право хозяйственного ведения 1. Унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с законодательством. 2. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательством решает вопросы создания унитарного 574 предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им Предприятия. 3. Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом Без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества. 1. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к числу прав лиц, не являющихся собственниками своего имущества (ст. 217 ГК). Субъектами права хозяйственного ведения являются коммерческие организации, а именно государственные (республиканские или коммунальные) либо частные унитарные предприятия (ст. 113 ГК). Правовое положение унитарных предприятий определяется законодательством об унитарных предприятиях (п. 6 ст. 113 ГК). Правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению его имуществом образуют содержание субъективного права хозяйственного ведения. Согласно п. 1 ст. 276 ГК пределы его осуществления определяются не только законодательством, но и собственником имущества в соответствии с законодательством – право хозяйственного ведения производно от права собственности. Следует отметить, что если в советском гражданском законодательстве право хозяйственного ведения определялось как полное и приближалось к праву собственности, то сейчас право хозяйственного ведения по содержанию резко ограничено. Об этом свидетельствуют установленные законодательством права собственника имущества в отношении субъекта права хозяйственного ведения и пределы распоряжения имуществом унитарного предприятия.
2. Собственниками имущества, находящегося в хозяйственном ведении, могут быть Республика Беларусь (часть вторая п. 2 ст. 113 ГК), административно-территориальные единицы Республики Беларусь 575 (часть третья п. 2 ст. 113 ГК), юридические и физические лица (часть четвертая п. 2 ст. 113 ГК). Имущество унитарного предприятия может находиться в совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства (часть четвертая п. 2 ст. 113 ГК). В соответствии с частью первой п. 2 ст. 276 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательством: решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, т.е. юридическая судьба субъекта права хозяйственного ведения подчинена воле собственника; определяет предмет и цели деятельности унитарного предприятия. Это значит, что от собственника зависит содержание и объем гражданской правоспособности унитарного предприятия. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 45 ГК), а устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях его деятельности (часть вторая п. 1 ст. 113 ГК); назначает руководителя унитарного предприятия, через которого оно приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (п.1 ст. 49 ГК); осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества. Следует иметь в виду, что действиями собственника при реализации данного правомочия не должен нарушаться принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела (абзац девятый части второй ст. 2 ГК). Необходимость такого контроля обусловлена рядом обстоятельств. В частности, закрепляя за унитарным предприятием как коммерческой организацией свое имущество, собственник рассчитывает на его увеличение в результате эффективного его использования и получения прибыли предприятием. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 июня 1995 г. № 296 утвержден Порядок изъятия неиспользуемого или неэффективно используемого имущества, находящегося в республиканской собственности (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995, № 17, ст. 392; 1996, № 10, ст. 262; № 19, ст. 477; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998, № 4, ст. 92; № 5, ст. 106; 2000, № 3, ст. 72; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 72,
576 5/6460; 2002 г., № 82, 5/10802). Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, учредитель унитарного предприятия обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законодательством, предприятие может быть ликвидировано по решению суда (п. 5 ст. 114 ГК). 3. Согласно части второй п. 2 ст. 276 ГК собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия. Имущественный интерес собственника имущества заключается не только в его приращении, но и в фактическом получении собственником части такого прироста в процессе деятельности унитарного предприятия. Данная норма учитывает и интересы предприятия – часть прибыли должна остаться у него. Размер изымаемой из хозяйственного ведения части прибыли определяется собственником самостоятельно. В соответствии с п.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2001 года № 129 «О получении государством части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 16, 5/5175; 2002 г., № 32, 5/10103) республиканские унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, уплачивают в республиканский бюджет не более 5 процентов части прибыли, остающейся после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, формирования в установленном порядке фонда накопления. 4. Пределы распоряжения имуществом унитарного предприятия устанавливаются в зависимости от отнесения его к недвижимым или движимым вещам. Согласно части первой п. 3 ст. 276 ГК унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Такое согласие должно даваться на совершение каждой сделки по распоряжению недвижимым имуществом. Форма согласия собственника законодательством не установлена, поэтому она должна определяться по правилам ст. 159-162, 164 ГК.
Отчуждение находящихся в собственности Республики Беларусь зданий, сооружений и объектов, не завершенных строительством, про- 577 изводится с согласия Министерства экономики, а незавершенных строительством жилых домов (квартир), неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, – с согласия республиканских органов государственного управления или объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в ведении которых находятся предприятия и учреждения, и по согласованию с администрациями районов в городах и районными (городскими) исполнительными комитетами (п. 1.1 и п. 1.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1992 года № 715 «О пределах распоряжения государственным имуществом» (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1992, № 34, ст. 607; 1993, № 14, ст. 258; № 23, ст. 459; 1994, № 4, ст. 43; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998, № 4, ст. 92). Безвозмездное отчуждение государственными организациями имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь и относящегося к основным средствам, юридическим лицам негосударственных форм собственности и физическим лицам допускается лишь с разрешения Правительства Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами (п. 1 постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 июня 1995 г. № 296 «О мерах по обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995, № 17, ст. 392; 1996, № 10, ст. 262; № 19, ст. 477; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998, № 4, ст. 92; № 5, ст. 106; 2000, № 3, ст. 72; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 72, 5/6460; 2002 г., № 82, 5/10802). Залог (ипотека) находящихся в собственности Республики Беларусь предприятий или иных имущественных комплексов в целом осуществляется с согласия Совета Министров, а зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства – с согласия Министерства экономики (департамент по управлению государственным имуществом) (п. 1.1 и п. 1.2 постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 31 августа 1994 года № 35 «О залоге имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, юридическими лицами, за которыми это имущество закреплено на праве хозяйственного ведения» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1994 г., № 4, ст. 107; Собрание декретов, указов Президента и
578 постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 30, ст. 901; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 32,5/10103). Заключение государственными организациями сделок по залогу зданий, сооружений, объектов; не завершенных строительством, и основного технологического оборудования, находящихся в собственности Республики Беларусь, на сумму свыше 300 тысяч базовых величин для обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам осуществляется с разрешения Совета Министров Республики Беларусь (п. 1-1 Указа Президента Республики Беларусь от 17 мая 1995 года № 191 «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995, № 15, ст. 331; № 25, ст. 604; 1996, № 9, ст. 220; № 16, ст. 389; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997, № 21, ст. 728; ст. 741; № 33, ст. 1047; 1999, № 11, ст. 292; № 23, ст. 661; 2000, № 18, ст. 514). Сдача относящегося к собственности Республики Беларусь имущества в аренду, передача его в безвозмездное пользование, а также внесение в качестве вклада в уставный фонд (использование для приобретения акций) субъектов хозяйствования, основанных на частной форме собственности, осуществляется с согласия государственного органа, уполномоченного управлять указанным имуществом (п.1 постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 июня 1995 г. № 296 «О мерах по обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь». Осуществление сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, за исключением залога имущества, выдача гарантий на сумму свыше 10 тысяч базовых величин, если решениями Президента Республики Беларусь не предусмотрен другой порядок, требуется согласовывать с Президентом Республики Беларусь (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17 мая 1995 года № 191 «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом». 5. В соответствии с частью второй п. 3 ст. 276 ГК остальным, т. е. движимым имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством и собственником имущества. Так, согласно п. 1.2 и п. 1.3 вышеуказанного постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1992 г. № 715 отчуждение государственными организациями основного технологического оборудования, автотранспортных средств общего пользования и речного транспорта производится с со-
579 гласил республиканских органов государственного управления или объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в ведении (в составе) которых находятся организации, а отчуждение иных транспортных средств, сырья и материалов, малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря, вспомогательного оборудования, запасных частей, других материальных ценностей, а также товаров (продукции) -организациями самостоятельно. Следует отметить, что нарушение законодательства о залоге, аренде или ином распоряжении государственным имуществом влечет не только гражданско-правовые последствия, но и наложение штрафа на юридических лиц в размере от 50 до 500 базовых величин, а на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 базовых величин (п. 1.5 и п. 2.7 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 года № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 9, 1/3426; № 100, 1/4004). Статья277. Право оперативного управления 1. Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. 2. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. 1. Субъектами права оперативного управления являются как коммерческие, так и некоммерческие организации, а именно казенные предприятия (ст. 115 ГК) и учреждения (ст. 120 ГК). Правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом казенного предприятия и учреждения образуют содержание субъективного права оперативного управления. Согласно п. 1 ст. 277 ГК, пределы его осуществления определяют одновременно четыре положения: законодательство. Указанные в комментарии к ст. 276 ГК правила по распоряжению государственным имуществом распространяются также на казенные предприятия и государственные учреждения; цель деятельности казенного предприятия и учреждения. Цели деятельности юридических лиц должны быть определены в их учредительных документах (п. 2 ст. 48 ГК). 580 задания собственника; назначение имущества. 2. Собственником имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного предприятия, может быть только Республика Беларусь, а у учреждения – Республика Беларусь, ее административно-территориальная единица, юридическое и физическое лицо. Правомочия собственника в отношении субъекта права оперативного управления значительно шире, чем в отношении субъекта права хозяйственного ведения, что обусловлено правовым режимом имущества, находящегося в оперативном управлении. В соответствии со ст. 277 ГК собственник закрепленного за казенным предприятием или учреждением имущества: устанавливает им задания по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом; вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Порядок изъятия неиспользуемого или неэффективно используемого имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12июня 1995 г. № 296 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995, № 17, ст. 392; 1996, № 10, ст. 262; № 19, ст. 477; Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998, № 4, ст. 92; № 5, ст. 106; 2000, № 3, ст. 72; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 72, 5/6460; 2002 г., № 82, 5/10802). Статья 278. Распоряжение имуществом казенного предприятия 1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законодательством. 2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. 1. Статья 278 ГК устанавливает специальные правила о распоряжении имуществом казенного предприятия. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества независимо от отнесения его к движимым или недвижимым вещам. Такое согла- 581 сие может быть выражено в заданиях собственника. По общему правилу ограничения по распоряжению имуществом казенного предприятия распространяются лишь на закрепленное за ним имущество. Произведенная казенным предприятием продукция может быть реализована им самостоятельно, если иное не установлено законодательством. Следует иметь в виду, что возможность самостоятельного распоряжения произведенной продукцией относится только к ее реализации. Другие сделки с этой продукцией требуют согласия собственника. 2. Согласно п. 2 ст. 278 ГК порядок распределения доходов казенного предприятия определяется только собственником его имущества. Представляется, что под доходами в данном случае следует понимать полученную в результате деятельности казенного предприятия денежную сумму приращения его имущества. Собственник может посчитать эту сумму излишней для казенного предприятия и изъять ее по п. 2 ст. 277 ГК, но может дать казенному предприятию задание по использованию этих доходов. Статья 279. Распоряжение имуществом учреждения 1. Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. 2. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательством. 1. Статья 279 ГК устанавливает специальные правила о распоряжении имуществом учреждения. В соответствии с п. 1 ст. 279 ГК учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться не только закрепленным за ним имуществом, но и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Смета – плановый акт собственника, в соответствии с которым осуществляется полное или частичное финансирование учреждения. В смете определяются статьи расходов учреждения, в том числе по приобретению им имущества. Распоряжение этим имуществом требует согласия собственника. 2. Учреждение – некоммерческая организация, финансируемая собственником, но в соответствии с учредительными документами уч- 582 рождению может быть предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество учитываются отдельно и имеют специальный правовой режим: они поступают в самостоятельное распоряжение учреждения; находящимися в таком распоряжении денежными средствами учреждение отвечает по своим обязательствам. Статья 280. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления 1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством. 2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности. 3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. 1. Имущество, принадлежащее субъектам права хозяйственного ведения и оперативного управления, можно разделить на следующие части: имущество, закрепленное собственником; плоды, продукция и доходы, полученные унитарным (в том числе казенным) предприятием или учреждением от использования имущества собственника; имущество, приобретенное унитарным (в том числе казенным) предприятием по договорам или иным основаниям. Возникновение права хозяйственного ведения и оперативного управления на имущество, закрепляемое собственником за унитарным (в том числе казенным) предприятием и учреждением, п. 1 ст. 280 ГК связывает с двумя юридическими фактами: решением собственника о закреплении 583 имущества и его передачей (ст. 225 ГК). При этом право хозяйственного ведения и оперативного управления на такое имущество возникает с момента его передачи, если иное не установлено законодательством. 2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным (в том числе казенным) предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности. Порядок приобретения права собственности регулируется гл.14 ГК. 3. Так как право хозяйственного ведения и оперативного управления производны от права собственности, п. 3 ст. 280 ГК устанавливает, что они прекращаются не только по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством для прекращения права собственности (гл.15 ГК), но и в случае правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Статья 281. Сохранение права на имущество при переходе предприятия или имущества учреждения к другому собственнику 1. При переходе права собственности на предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество. 2. При переходе права собственности на имущество учреждения к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество. 1. В случае продажи предприятия и в других случаях, когда происходит переход предприятия как имущественного комплекса (п.1 ст. 132 ГК) к другому собственнику, право хозяйственного ведения на принадлежащее унитарному предприятию имущество сохраняется. Хотя право хозяйственного ведения и производно от права собственности, оно не зависит от личности субъекта права собственности. 2. В связи с тем, что изменение собственника имущества казенного предприятия невозможно, так как им может быть только Республика Беларусь, п.2 ст. 281 ГК при смене собственника указывает лишь на сохранение права на имущество учреждения. Но в отличие от унитарного предприятия, когда право хозяйственного ведения сохраняется на все 584 принадлежащее ему имущество, учреждение сохраняет право оперативного управления только на имущество, закрепленное за ним прежним собственником. Глава 20
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.039 с.) |