Статья 240. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 240. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится



1. В случаях, когда изъятие земельного участка для государственных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без пре­кращения права собственности на здания, сооружения или другое недви­жимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с пуб­личных торгов в порядке, предусмотренном законодательством.

520

Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовле­творению, если соответствующий государственный орган или орган мест­ного управления и самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для кото­рых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

2. Правила настоящей статьи соответственно применяются при пре­кращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъя­тием горных отводов и других участков, на которых находится имущество.

1. Основания и порядок изъятия земельных участков для государст­венных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли опреде­ляются нормами КоЗ и других актов земельного законодательства. Ста­тья 240 ГК определяет условия отчуждения расположенного на изымае­мых земельных участках недвижимого имущества.

2. Изъятие такого имущества производится в судебном порядке и имеет следующие особенности: 1) применяется при невозможности ис­пользования изъятого земельного участка без прекращения права соб­ственности на недвижимое имущество; 2) вместе с изъятием могут пре­дусматриваться способы обеспечения интересов собственников недви­жимого имущества. Так, в соответствии со ст. 68 КоЗ изъятие для госу­дарственных или общественных нужд земельных участков, предостав­ленных гражданам Республики Беларусь в пожизненное наследуемое владение, переданных в частную собственность, может производиться после предоставления по их желанию исполнительным и распоряди­тельным органом равноценного земельного участка, строительства на новом месте юридическими и физическими лицами, для которых отво­дится земельный участок, жилых домов, строений, сооружений и иных построек взамен изымаемых; 3) изъятие осуществляется путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

Статья241. Выкуп бесхозяйственно содержимых культур­ных ценностей

В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в со­ответствии с законодательством к особо ценным и охраняемым государст­вом, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими сво­его значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собст­венника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стои­мость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора – су-

521

дом. При продаже с публичных торгов собственнику передается выручен­ная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.

1. Законодательство Республики Беларусь содержит различные оп­ределения понятия «культурная ценность». В соответствии со ст. 18 Та­моженного кодекса культурные ценности определяются как предметы и ценности, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, перечень которых устанавливается за­конодательством Республики Беларусь (Ведамасщ Нацыянальнага схо­ду Рэспубл1ю Беларусь, 1998 г., № 10-12, ст. 104; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 50, 2/166; 2001 г., № 116, 2/820). Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 1992 г. «Об охране историке-культурного наследия» культурные ценно­сти – это наиболее отличительные материальные и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся ду­ховные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охра­ну государством (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1992 г., № 30, ст. 504; 1995 г., № 18, ст. 199; Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспубл1ю Беларусь, 1998 г., № 29-30, ст. 467; Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48, 2/759; 2002 г., № 87, 2/883). Культурные ценности Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» подразделяются на материаль­ные и духовные.

Более подробно это понятие раскрывается в постановлении Меж­парламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 29 октября 1994 года «О рекомендации ЮНЕСКО «О международном обмене куль­турными ценностями». Под культурными ценностями здесь подразуме­ваются предметы, которые являются выражением или свидетельством человеческого творчества или же эволюции природы и которые, по мнению компетентных органов отдельных государств, представляют или могут представлять собой историческую, художественную, научную или техническую ценность или интерес, включая предметы следующих категорий: а) образцы зоологии, ботаники, геологии; в) археологичес­кие предметы; с) предметы и документация, представляющие этнологи­ческий интерес; d) произведения изобразительного и прикладного ис­кусства; е) литературные, музыкальные, фотографические и кинемато­графические произведения; f) архивы и документы (Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 1995, № 6).

2. В статье 241 ГК речь идет, во-первых, о таких культурных ценно­стях, которые могут являться объектами права собственности, – преж-

522

де всего материальных культурных ценностях, во-вторых, о тех из них, которые отнесены в соответствии с законодательством к особо ценным и охраняемым государством.

Представляется, что это могут быть культурные ценности, отнесен­ные в соответствии со ст. 45 Закона Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» к любой из четырех категорий таких материальных ценностей: категория «О» – ценности, включенные или предложенные для включения в Список мирового наследия; категория «I» – наиболее уникальные ценности, духовные, эстетические и доку­ментальные достоинства которых представляют международный инте­рес; категория «2» – достопримечательные ценности, характеризую­щие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики; категория «З» – ценности, характеризующие отличи­тельные черты историко-культурного наследия. отдельных регионов республики.

3. Бесхозяйственное содержание названных ценностей, что грозит утратой ими своего значения, может повлечь изъятие их по решению суда путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. Дан­ное требование может быть предъявлено государственными органами (органами Министерства культуры Республики Беларусь), а также об­щественными объединениями, преследующими цели охраны истори­ко-культурного наследия.

4. Основанием для предъявления иска по правилам Комментируе­мой статьи является факт бесхозяйственного содержания культурных ценностей, создающий угрозу утраты или своего значения (уничтоже­ния или повреждения). Наличие последствий бесхозяйственного содер­жания в виде причинения вреда культурным ценностям и причинной связи между бесхозяйственным содержанием и причинением вреда комментируемая статья не требует, поэтому вины собственника в бесхо­зяйственном содержании культурных ценностей не требуется.

Статья 242. Выкуп домашних животных при ненадлежа­щем обращении с ними

В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными законодательством правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определя­ется соглашением сторон, а в случае спора – судом.

523

Комментируемая статья также предусматривает принудительное возмездное прекращение права собственности в виде санкции за не­надлежащее осуществление собственником своих правомочий. Однако в данном случае критерием оценки неправомерности поведения собст­венника могут быть не только правила, установленные законодательст­вом (см., например, Правила содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республи­ки Беларусь, утверждено постановлением Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 4 июля 2001 г. № 834 (Национальный реестр право­вых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 57, 5/6167), но и принятые в обществе нормы гуманного отношения к животным. Требования об изъятии у собственника животного может быть заявлено в суд не толь­ко специализированными органами, но и любыми заинтересованными лицами.

Статья 243. Реквизиция

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в ин­тересах общества по решению государственных органов может быть изъя­то у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с вы­платой ему стоимости имущества (реквизиция).

2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизи­рованного имущества, может быть оспорена им в суде.

3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, тре­бовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

1. В отличие от установленного ст. 241 и 242 ГК принудительного выкупа имущества в виде санкции за ненадлежащее поведение собст­венника установленное в ст. 243 ГК принудительное лишение собствен­ника его имущества – реквизиция – осуществляется на ином основа­нии. Им является публичный интерес, выражающийся в необходимос­ти использования данного имущества в определенных критических си­туациях для общественной пользы. В этой связи устанавливаются сле­дующие условия, при наличии которых допускается реквизиция: 1) воз­никновение стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер; 2) необходимость изъ­ятия имущества у собственника в интересах общества для преодоления негативных последствий указанных выше чрезвычайных обстоятельств;

3) выплата собственнику стоимости имущества.

524

Порядок и условия реквизиции имущества должны быть установле­ны специальным законом. Реквизиция осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, то есть в административ­ном порядке. Однако оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реализованного имущества, может быть оспорена в суде.

2. Реквизиция не является следствием противоправных действий собственника. В этой связи при отпадении общественной надобности в реквизированном имуществе при прекращении действия обстоя­тельств, в связи с которыми произведена реквизиция, бывший собст­венник вправе требовать ему возврата такого имущества. Данное требо­вание предъявляется в судебном порядке.

3. Законодательными актами и международными договорами, в ко­торых участвует Республики Беларусь, устанавливаются ограничения на возможность применения реквизиции или определяются повышенные, по сравнению с предусмотренными в комментируемой статье, меры за­щиты прав собственников в случае прекращения данного права на ос­новании реквизиции. Так, в соответствии со ст. 21 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах» (Ве-дамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублта Беларусь, 1999 г., № 1, ст. 2;

№ 25, ст. 428; Национальный реестр правовых актов Республики Бела­русь, 2002 г., № 87,2/883) на территории свободной экономической зо­ны не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры.

Согласно части второй ст. 11 Инвестиционного кодекса инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по по­следствиям.

Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или рекви­зированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняе­мых национализацией и реквизицией. Порядок и условия национали­зации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости нацио­нализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, уста­навливаются указанным кодексом и законами Республики Беларусь.

Подписанной 28 марта 1997 г. в Москве и ратифицированной Зако­ном Республики Беларусь от 11 ноября 1997 г. (Ведамасщ Нацыянальна­га сходу Рэспублто Беларусь, 1997 г., № 32, ст. 654) Конвенцией о защи­те прав инвестора предусматривается, что инвестиции не подлежат на-

525

ционализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исклю­чительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмот­ренных национальным законодательством государств – участников данной Конвенции, когда эти меры принимаются в общественных ин­тересах, предусмотренных конституцией страны-реципиента. Нацио­нализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.

В качестве примера можно также сослаться на ст. 5 Соглашения от 25 июля 1995 г. между Правительством Республики Беларусь и Прави­тельством Итальянской Республики о содействии осуществлению и за­щите инвестиций (ратифицировано постановлением Верховного Сове­та Республики Беларусь от 17 октября 1996 г. (Ведамасщ Нацыянальна-га сходу Рэспублто Беларусь, 1997, №11, ст. 228), которая предусматри­вает в подобных случаях необходимость выплаты своевременной, адек­ватной и эффективной компенсации. Компенсация должна: опреде­ляться на основе реальных рыночных стоимостей на момент, непосред­ственно предшествовавший объявлению либо обнародованию решения о применении реквизиции, национализации или иных подобных мер;

осуществляться в той валюте, в какой были осуществлены инвестиции иностранным инвестором; выплачиваться без необоснованной задерж­ки и в любом случае в течение трех месяцев; включать проценты, рас­считанные на шестимесячной LIBOR-основе с даты реквизиции, наци­онализации или иных подобных мер и до даты платежа.

Статья244. Конфискация

В случаях, предусмотренных законодательными актами, имущество мо­жет быть безвозмездно изъято у собственника в виде санкции за соверше­ние преступления или иного правонарушения (конфискация). При этом конфискация имущества в административном порядке допускается лишь с соблюдением условий и порядка, предусмотренных законом. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжало­вано в суд.

1. Конфискация представляет собой меру имущественной ответст­венности лица за совершение правонарушения и состоит в принуди­тельном безвозмездном изъятии имущества у собственника с прекраще­нием права собственности и передачей его в собственность государства. В противоречие со ст. 236 ст. 244 ГК предусматривает, что случаи приме­нения конфискации имущества могут предусматриваться не только за-

526

конами, но и иными законодательными актами (декретами и указами Президента Республики Беларусь).

2. Как правило, конфискация применяется по отношению к имуще­ству, находящемуся в собственности лица, нарушившего соответствую­щую норму права. Так, в преамбуле постановления Пленума Верховно­го Суда Республики Беларусь от 23 сентября 1999 г. № 8 «О практике назначения судами конфискации имущества по уголовным делам» (На­циональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 78, 6/53; 2001 г., № 39,6/279) предусматривается, что конфискация имуще­ства как вид уголовного наказания состоит в принудительном безвоз­мездном изъятии в собственность государства всего или части имущест­ва, являющегося частной собственностью осужденного. Согласно пункту 8 этого же постановления при конфискации всего имущества конфискация обращается на все движимое и недвижимое имущество осужденного, находящееся в его собственности, в том числе на ценные бумаги и проценты по ним, а также на его долю в общей собственности, но не может быть обращена на долю других лиц, владеющих имущест­вом совместно с осужденным на праве общей собственности.

Однако конфискация может применяться не только в отношении собственника, но и в отношении владельца имущества, являющегося собственностью других лиц. Так, в соответствии с частью третьей ст. 28 и санкцией ст. 1937 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях конфискация вещей по делам об административных таможенных правонарушениях допускается независимо от того, в чьей собственности они находятся, в двух случаях: если они являются непо­средственными объектами административного таможенного правона­рушения либо если в них имелись специально изготовленные тайники.

3. Конфискация применяется за различные по своему характеру правонарушения. Это могут быть не только уголовные преступления, но и административные правонарушения, и нарушения гражданско-правовых норм. Согласно ст. 170 ГК при умышленном заключении сделки, совершение которой запрещено законодательством, в доход Ре­спублики Беларусь взыскивается все полученное сторонами по такой сделке.

Перечень экономических правонарушений, влекущих конфиска­цию имущества, установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» (п. 1.9) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 9, 1/3426; № 100, 1/4004). Дела об экономических правонарушениях, установленных в п. 1.9 названно-

527

го Указа, рассматриваются хозяйственными судами в порядке, установ­ленном Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2002 г. № 288 «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел об эконо­мических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества» (На­циональный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 66, 1/3742,.'. См. также постановление Президиума Высшего Хозяй­ственного Суда Республики Беларусь от 8 августа 2002 г. № 25 «О неко­торых вопросах применения Указов Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» и от 6 июня 2002 г. № 288 «О порядке рас­смотрения хозяйственными судами дел об экономических правонару­шениях, влекущих конфискацию имущества» (Вестник Высшего Хо­зяйственного Суда Республики Беларусь, 2002 г., № 9/1, с. 96-100).

4. Конституция Республики Беларусь (ст. 44) предусматривает воз­можность конфискации имущества только по решению суда. Вместе с тем законодательство Республики Беларусь допускает в ряде случаев принятие решения о конфискации имущества несудебными органами. Так, конфискация находящихся в личной собственности нарушителя предметов, явившихся орудием уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, осуществляется по решению ме­стных исполнительных и распорядительных органов, органов Минис­терства природных ресурсов и охраны окружающей среды, органов ры­боохраны (ст. 864, 200, 218, 219 Кодекса Республики Беларусь об адми­нистративных правонарушениях), конфискация оружия и боевых при­пасов – по решению административных комиссий, местных исполни­тельных и распорядительных органов, комиссий по делам несовершен­нолетних (ст. 157, 199, 200, 201 Кодекса Республики Беларусь об адми­нистративных правонарушениях).

Статья245. Национализация

Обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юри­дических лиц, в государственную собственность путем его национализации допускается только на основании принятого в соответствии с Конституци­ей закона о порядке и условиях национализации этого имущества и со свое­временной и полной компенсацией лицу, имущество которого национализи­ровано, стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых его изъятием.

Национализация представляет собой принудительное обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собствен-

528

ности физических и юридических лиц. Причины применения национа­лизации могут быть различными – экономическими, оборонными и т.д. Однако комментируемой статьей установлены требования, обязатель­ные для всех случаев национализации имущества: 1) национализация допускается только на основании принятого в соответствии с Консти­туцией Республики Беларусь закона о порядке и условиях национализа­ции имущества; 2) государство должно обеспечить выплату своевремен­ной и полной компенсации лицу, имущество которого национализиро­вано, не только стоимости этого имущества, но и других причиняемых ему национализацией убытков, которые определяются в соответствии со ст. 14 ГК.

См. также комментарий к ст. 243 ГК.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.033 с.)