Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья 240. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится
1. В случаях, когда изъятие земельного участка для государственных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном законодательством. 520 Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если соответствующий государственный орган или орган местного управления и самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество. 2. Правила настоящей статьи соответственно применяются при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъятием горных отводов и других участков, на которых находится имущество. 1. Основания и порядок изъятия земельных участков для государственных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли определяются нормами КоЗ и других актов земельного законодательства. Статья 240 ГК определяет условия отчуждения расположенного на изымаемых земельных участках недвижимого имущества. 2. Изъятие такого имущества производится в судебном порядке и имеет следующие особенности: 1) применяется при невозможности использования изъятого земельного участка без прекращения права собственности на недвижимое имущество; 2) вместе с изъятием могут предусматриваться способы обеспечения интересов собственников недвижимого имущества. Так, в соответствии со ст. 68 КоЗ изъятие для государственных или общественных нужд земельных участков, предоставленных гражданам Республики Беларусь в пожизненное наследуемое владение, переданных в частную собственность, может производиться после предоставления по их желанию исполнительным и распорядительным органом равноценного земельного участка, строительства на новом месте юридическими и физическими лицами, для которых отводится земельный участок, жилых домов, строений, сооружений и иных построек взамен изымаемых; 3) изъятие осуществляется путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.
Статья241. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законодательством к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора – су- 521 дом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов. 1. Законодательство Республики Беларусь содержит различные определения понятия «культурная ценность». В соответствии со ст. 18 Таможенного кодекса культурные ценности определяются как предметы и ценности, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь (Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспубл1ю Беларусь, 1998 г., № 10-12, ст. 104; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 50, 2/166; 2001 г., № 116, 2/820). Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 1992 г. «Об охране историке-культурного наследия» культурные ценности – это наиболее отличительные материальные и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государством (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1992 г., № 30, ст. 504; 1995 г., № 18, ст. 199; Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспубл1ю Беларусь, 1998 г., № 29-30, ст. 467; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 48, 2/759; 2002 г., № 87, 2/883). Культурные ценности Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» подразделяются на материальные и духовные. Более подробно это понятие раскрывается в постановлении Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 29 октября 1994 года «О рекомендации ЮНЕСКО «О международном обмене культурными ценностями». Под культурными ценностями здесь подразумеваются предметы, которые являются выражением или свидетельством человеческого творчества или же эволюции природы и которые, по мнению компетентных органов отдельных государств, представляют или могут представлять собой историческую, художественную, научную или техническую ценность или интерес, включая предметы следующих категорий: а) образцы зоологии, ботаники, геологии; в) археологические предметы; с) предметы и документация, представляющие этнологический интерес; d) произведения изобразительного и прикладного искусства; е) литературные, музыкальные, фотографические и кинематографические произведения; f) архивы и документы (Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ, 1995, № 6).
2. В статье 241 ГК речь идет, во-первых, о таких культурных ценностях, которые могут являться объектами права собственности, – преж- 522 де всего материальных культурных ценностях, во-вторых, о тех из них, которые отнесены в соответствии с законодательством к особо ценным и охраняемым государством. Представляется, что это могут быть культурные ценности, отнесенные в соответствии со ст. 45 Закона Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» к любой из четырех категорий таких материальных ценностей: категория «О» – ценности, включенные или предложенные для включения в Список мирового наследия; категория «I» – наиболее уникальные ценности, духовные, эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес; категория «2» – достопримечательные ценности, характеризующие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики; категория «З» – ценности, характеризующие отличительные черты историко-культурного наследия. отдельных регионов республики. 3. Бесхозяйственное содержание названных ценностей, что грозит утратой ими своего значения, может повлечь изъятие их по решению суда путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. Данное требование может быть предъявлено государственными органами (органами Министерства культуры Республики Беларусь), а также общественными объединениями, преследующими цели охраны историко-культурного наследия. 4. Основанием для предъявления иска по правилам Комментируемой статьи является факт бесхозяйственного содержания культурных ценностей, создающий угрозу утраты или своего значения (уничтожения или повреждения). Наличие последствий бесхозяйственного содержания в виде причинения вреда культурным ценностям и причинной связи между бесхозяйственным содержанием и причинением вреда комментируемая статья не требует, поэтому вины собственника в бесхозяйственном содержании культурных ценностей не требуется. Статья 242. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными законодательством правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом.
523 Комментируемая статья также предусматривает принудительное возмездное прекращение права собственности в виде санкции за ненадлежащее осуществление собственником своих правомочий. Однако в данном случае критерием оценки неправомерности поведения собственника могут быть не только правила, установленные законодательством (см., например, Правила содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2001 г. № 834 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 57, 5/6167), но и принятые в обществе нормы гуманного отношения к животным. Требования об изъятии у собственника животного может быть заявлено в суд не только специализированными органами, но и любыми заинтересованными лицами. Статья 243. Реквизиция 1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). 2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. 3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества. 1. В отличие от установленного ст. 241 и 242 ГК принудительного выкупа имущества в виде санкции за ненадлежащее поведение собственника установленное в ст. 243 ГК принудительное лишение собственника его имущества – реквизиция – осуществляется на ином основании. Им является публичный интерес, выражающийся в необходимости использования данного имущества в определенных критических ситуациях для общественной пользы. В этой связи устанавливаются следующие условия, при наличии которых допускается реквизиция: 1) возникновение стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер; 2) необходимость изъятия имущества у собственника в интересах общества для преодоления негативных последствий указанных выше чрезвычайных обстоятельств;
3) выплата собственнику стоимости имущества. 524 Порядок и условия реквизиции имущества должны быть установлены специальным законом. Реквизиция осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, то есть в административном порядке. Однако оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реализованного имущества, может быть оспорена в суде. 2. Реквизиция не является следствием противоправных действий собственника. В этой связи при отпадении общественной надобности в реквизированном имуществе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, бывший собственник вправе требовать ему возврата такого имущества. Данное требование предъявляется в судебном порядке. 3. Законодательными актами и международными договорами, в которых участвует Республики Беларусь, устанавливаются ограничения на возможность применения реквизиции или определяются повышенные, по сравнению с предусмотренными в комментируемой статье, меры защиты прав собственников в случае прекращения данного права на основании реквизиции. Так, в соответствии со ст. 21 Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. «О свободных экономических зонах» (Ве-дамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублта Беларусь, 1999 г., № 1, ст. 2; № 25, ст. 428; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87,2/883) на территории свободной экономической зоны не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры. Согласно части второй ст. 11 Инвестиционного кодекса инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливаются указанным кодексом и законами Республики Беларусь. Подписанной 28 марта 1997 г. в Москве и ратифицированной Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1997 г. (Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублто Беларусь, 1997 г., № 32, ст. 654) Конвенцией о защите прав инвестора предусматривается, что инвестиции не подлежат на- 525 ционализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством государств – участников данной Конвенции, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных конституцией страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.
В качестве примера можно также сослаться на ст. 5 Соглашения от 25 июля 1995 г. между Правительством Республики Беларусь и Правительством Итальянской Республики о содействии осуществлению и защите инвестиций (ратифицировано постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 17 октября 1996 г. (Ведамасщ Нацыянальна-га сходу Рэспублто Беларусь, 1997, №11, ст. 228), которая предусматривает в подобных случаях необходимость выплаты своевременной, адекватной и эффективной компенсации. Компенсация должна: определяться на основе реальных рыночных стоимостей на момент, непосредственно предшествовавший объявлению либо обнародованию решения о применении реквизиции, национализации или иных подобных мер; осуществляться в той валюте, в какой были осуществлены инвестиции иностранным инвестором; выплачиваться без необоснованной задержки и в любом случае в течение трех месяцев; включать проценты, рассчитанные на шестимесячной LIBOR-основе с даты реквизиции, национализации или иных подобных мер и до даты платежа. Статья244. Конфискация В случаях, предусмотренных законодательными актами, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). При этом конфискация имущества в административном порядке допускается лишь с соблюдением условий и порядка, предусмотренных законом. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. 1. Конфискация представляет собой меру имущественной ответственности лица за совершение правонарушения и состоит в принудительном безвозмездном изъятии имущества у собственника с прекращением права собственности и передачей его в собственность государства. В противоречие со ст. 236 ст. 244 ГК предусматривает, что случаи применения конфискации имущества могут предусматриваться не только за- 526 конами, но и иными законодательными актами (декретами и указами Президента Республики Беларусь). 2. Как правило, конфискация применяется по отношению к имуществу, находящемуся в собственности лица, нарушившего соответствующую норму права. Так, в преамбуле постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 сентября 1999 г. № 8 «О практике назначения судами конфискации имущества по уголовным делам» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 78, 6/53; 2001 г., № 39,6/279) предусматривается, что конфискация имущества как вид уголовного наказания состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося частной собственностью осужденного. Согласно пункту 8 этого же постановления при конфискации всего имущества конфискация обращается на все движимое и недвижимое имущество осужденного, находящееся в его собственности, в том числе на ценные бумаги и проценты по ним, а также на его долю в общей собственности, но не может быть обращена на долю других лиц, владеющих имуществом совместно с осужденным на праве общей собственности. Однако конфискация может применяться не только в отношении собственника, но и в отношении владельца имущества, являющегося собственностью других лиц. Так, в соответствии с частью третьей ст. 28 и санкцией ст. 1937 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях конфискация вещей по делам об административных таможенных правонарушениях допускается независимо от того, в чьей собственности они находятся, в двух случаях: если они являются непосредственными объектами административного таможенного правонарушения либо если в них имелись специально изготовленные тайники. 3. Конфискация применяется за различные по своему характеру правонарушения. Это могут быть не только уголовные преступления, но и административные правонарушения, и нарушения гражданско-правовых норм. Согласно ст. 170 ГК при умышленном заключении сделки, совершение которой запрещено законодательством, в доход Республики Беларусь взыскивается все полученное сторонами по такой сделке. Перечень экономических правонарушений, влекущих конфискацию имущества, установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» (п. 1.9) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 9, 1/3426; № 100, 1/4004). Дела об экономических правонарушениях, установленных в п. 1.9 названно- 527 го Указа, рассматриваются хозяйственными судами в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2002 г. № 288 «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 66, 1/3742,.'. См. также постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 8 августа 2002 г. № 25 «О некоторых вопросах применения Указов Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» и от 6 июня 2002 г. № 288 «О порядке рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества» (Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 2002 г., № 9/1, с. 96-100). 4. Конституция Республики Беларусь (ст. 44) предусматривает возможность конфискации имущества только по решению суда. Вместе с тем законодательство Республики Беларусь допускает в ряде случаев принятие решения о конфискации имущества несудебными органами. Так, конфискация находящихся в личной собственности нарушителя предметов, явившихся орудием уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, осуществляется по решению местных исполнительных и распорядительных органов, органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, органов рыбоохраны (ст. 864, 200, 218, 219 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), конфискация оружия и боевых припасов – по решению административных комиссий, местных исполнительных и распорядительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних (ст. 157, 199, 200, 201 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Статья245. Национализация Обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в государственную собственность путем его национализации допускается только на основании принятого в соответствии с Конституцией закона о порядке и условиях национализации этого имущества и со своевременной и полной компенсацией лицу, имущество которого национализировано, стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых его изъятием. Национализация представляет собой принудительное обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собствен- 528 ности физических и юридических лиц. Причины применения национализации могут быть различными – экономическими, оборонными и т.д. Однако комментируемой статьей установлены требования, обязательные для всех случаев национализации имущества: 1) национализация допускается только на основании принятого в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закона о порядке и условиях национализации имущества; 2) государство должно обеспечить выплату своевременной и полной компенсации лицу, имущество которого национализировано, не только стоимости этого имущества, но и других причиняемых ему национализацией убытков, которые определяются в соответствии со ст. 14 ГК. См. также комментарий к ст. 243 ГК.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.51 (0.033 с.) |