Статья 47. Государственная регистрация юридических лиц



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 47. Государственная регистрация юридических лиц



1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Данные государственной регистра­ции, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Нарушение установленного законодательством порядка образования юридического лица, несоответствие его учредительных документов или создаваемого юридическо­го лица требованиям законодательства влечет отказ в государственной регис­трации юридического лица. Отказ в государственной регистрации, а также ук­лонение от такой регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.

2. Юридическое лицо считается созданным с момента его государствен­ной регистрации.

3. Юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях, предусмот­ренных законодательными актами.

4. Физическое или юридическое лицо вправе получить информацию, со­держащуюся в Едином государственном регистре юридических лиц, в по­рядке и случаях, определяемых законодательством.

Независимо от способа создания все юридические лица подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодатель­ными актами. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. В случаях, предусмотренных законода­тельными актами, юридические лица подлежат перерегистрации. К та­ким актам относятся:

Положение от 17 декабря 2002 г. № 29, а также Положение о государ­ственной регистрации (перерегистрации) политических партий, про­фессиональных союзов и иных общественных объединений (утвержде­но Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2) (далее – Положение от 26 января 1999 г.) (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 4, ст. 74; № 20, ст. 544; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 9, 1/65; № 54, 1/484; 2001 г., № 41, 1/2571; 2002 г., № 38, 1/3574; № 43, 1/3611; № 73, 1/3779).

В порядке, установленном Положением от 17 декабря 2002 г. № 29, государственной регистрации подлежат: создаваемые (реорганизуемые) юридические лица: 1) хозяйственные товарищества и общества, унитар­ные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сель­скохозяйственные производственные кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее – коммерческие организации); 2) ассо­циации (союзы) – объединения коммерческих организаций, объедине­ния некоммерческих организаций, объединения коммерческих и не­коммерческих организаций, потребительские кооперативы, учрежде­ния, товарищества собственников, фонды (далее – некоммерческие ор­ганизации); 3) граждане, осуществляющие предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица (далее – индивидуаль­ные предприниматели); 4) изменения и дополнения, вносимые в учре­дительные документы коммерческих и некоммерческих организаций, а также в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Порядок и условия государственной регистрации (перерегистрации) политических партий, профессиональных союзов и иных обществен­ных объединений (далее – объединения) установлены 'Положением от 26 января 1999 г.

Государственная регистрация осуществляется следующими регист­рирующими органами, указанными в п. 13 Положения от 17 декабря 2002 г. № 29:

коммерческих организаций с иностранными инвестициями, за ис­ключением страховых организаций с иностранными инвестициями, коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах, – облисполкомами (Минским горисполкомом);

банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Наци­ональным банком Республики Беларусь;

страховых организаций, включая страховые организации с. ино­странными инвестициями, – Министерством финансов Республики Беларусь;

коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, некоммерческих организаций, инди­видуальных предпринимателей в свободных экономических зонах, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организа­ций, страховых организаций, – администрациями свободных экономи­ческих зон;

субъектов хозяйствования, не указанных выше, – облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования другим мест­ным исполнительным и распорядительным органам, а указанные гори­сполкомы – соответствующим администрациям районов в городах;

политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений (да­лее – объединения) – Министерством юстиции Республики Беларусь, а территориальных профессиональных союзов, местных общественных объединений – управлениями юстиции облисполкомов, Минского го­рисполкома на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений (п. 3 Дек­рета Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2).

В соответствии с указанными законодательными актами в регистри­рующий орган представляются документы, перечень и требования к ко­торым установлены п. 23-30 Положения от 17 декабря 2002 г. № 29, п. 2-5 Положения от 26 января 1999 г. и соответствующими законода­тельными актами о данном виде юридических лиц.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществ­ляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых для регистрации документов. Регистрирующий орган вправе запрашивать у государственных органов дополнительные сведе­ния о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистриру­емых коммерческих и некоммерческих организаций, а также о физиче­ских лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальных предприни­мателей, необходимые для решения вопроса о государственной регист­рации. В таких случаях регистрирующий орган вправе продлить срок государственной регистрации до двух месяцев с уведомлением об этом собственников имущества (учредителей, участников) коммерческих и некоммерческих организаций либо физических лиц, регистрирую­щихся в качестве индивидуальных предпринимателей.

Рассмотрев представленные документы и дополнительные сведения, регистрирующий орган принимает решение о государственной регист­рации либо об отказе в ней с указанием причин отказа.

Если регистрирующий орган примет решение о регистрации субъек­та хозяйствования, он присваивает субъекту хозяйствования соответст­вующий регистрационный номер и выдает свидетельство о государст­венной регистрации установленного Правительством образца. На учре­дительных документах коммерческих и некоммерческих организаций проставляется штамп регистрирующего органа.

После этого регистрирующий орган в десятидневный срок представ­ляет Министерству юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей. На этом основании Министерство юстиции включает субъекты хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования.

Руководителю зарегистрированного юридического лица выдается удостоверение.

Формы свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации, свидетельства о государственной регистрации некоммер­ческой организации и свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя утверждены постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 16 апреля 1999 г. № 550 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 12, ст. 328). Порядок выдачи удостоверения руководителю коммерческой (некоммерческой) организации и форма удостоверения руководителя коммерческой (некоммерческой) организации утвержде­ны постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ап­реля 1999 г. № 551 (Собрание декретов, указов Президента и постанов­лений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 12, ст. 329).

Регистрирующий орган в пятнадцатидневный срок со дня регистрации субъектов хозяйствования сообщает о произведенной государственной регистрации в налоговые органы и органы государственной статистики.

Положением от 17 декабря 2002 г. № 29 предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации (п. 40). В случае принятия ре­шения об отказе в государственной регистрации субъектов хозяйствова­ния регистрирующий орган в пятидневный срок в письменной форме сообщает об этом лицу, обратившемуся за такой регистрацией.

Решение регистрирующего органа об отказе в государственной регист­рации субъектов хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд в установленном порядке (п. 72 Положения от 17 декабря 2002 г. № 29).

Статья 471. Уставный фонд коммерческой организации

1. При создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Раз­мер уставного фонда некоммерческой организации должен быть не менее минимального размера, предусмотренного законодательством.

2. Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имуществен­ные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе в случаях и порядке, предусмотренных законодатель­ством.

В уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собст­венником, законодательством или договором.

3. Если по окончании второго и каждого последующего финансового го­да стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стои­мость указанных активов менее определенного законодательством мини­мального размера уставного фонда, эта коммерческая организация подле­жит ликвидации в установленном порядке. (Статья 471 введена Законом Республики Беларусь от 25 мая 2002 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 62, 2/853.)

1. Всякая организация, обладающая правами юридического лица, должна обладать обособленным имуществом и самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом. Коммерческие орга­низации создаются с целью получения прибыли. Многие из них имеют право распределять прибыль.

Все участники гражданского оборота, вступая в имущественные от­ношения с коммерческими организациями, заинтересованы в опреде­ленных имущественных гарантиях. Их суть состоит в том, что коммер­ческая организация в случае неисполнения своих обязательств облада­ет соответствующим имуществом, за счет которого можно получить удовлетворение и погасить понесенные убытки. Наличие у коммерчес­кой организации уставного фонда свидетельствует о том, что она в лю­бое время обладает имуществом, как минимум, в размере, равном ее ус­тавному фонду. Этим объясняется правило п. 1 ст. 471, согласно которо­му при создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством, который должен быть не менее минимального размера.

2. Порядок формирования уставного фонда данной коммерческой организации установлен законодательством о соответствующем виде коммерческих организаций (см. комментарий к ст. 70, 71, 84, 89, 94, 99-101, 109, 113 ГК).

Минимальный размер уставного фонда установлен п. 6 Положения от 17 декабря 2002 г. № 29 в сумме, эквивалентной: 150 евро – для крестьян­ских (фермерских) хозяйств; 400 евро – для обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных коо­перативов, в том числе сельскохозяйственных производственных коопе­ративов и казенных предприятий; 800 евро – для унитарных предприя­тий, основанных на праве хозяйственного ведения; 1600 евро – для об­ществ с ограниченной ответственностью; 3000 евро – для закрытых акци­онерных обществ; 12500 евро – для открытых акционерных обществ.

3. Государство поощряет создание коммерческих юридических лиц, указавших в своих учредительных документах один из видов производ­ственной деятельности, которым коммерческая организация будет за­ниматься. Такие коммерческие организации вправе сформировать ус­тавный фонд в размере не менее 50 % от минимального размера устав­ного фонда, установленного для коммерческой организации соответст­вующей организационно-правовой формы. Если такая коммерческая организация в течение шести месяцев со дня государственной органи­зации не осуществляет ни один из видов производственной деятельно­сти, указанных в ее учредительных документах, либо по окончании вто­рого и каждого последующего финансового года объем реализованных этой организацией товаров (выполненных работ, оказанных услуг) соб­ственного производства составит менее половины общего объема реа­лизованных этой организацией товаров (работ, услуг), то такая органи­зация в течение 6 месяцев обязана увеличить уставный фонд до мини­мального размера, установленного для коммерческой организации со­ответствующей организационно-правовой формы, и внести необходи­мые изменения в свои учредительные документы.

Уставный фонд в размере не менее 50 % от минимального размера уставного фонда, установленного для коммерческой организации соот­ветствующей организационно-правовой формы, вправе установить коммерческая организация, более 50 % учредителей (участников) кото­рой составляют инвалиды, а также коммерческая организация, создава­емая организациями ветеранов, обществами инвалидов в форме уни­тарного предприятия. Однако если в составе учредителей (участников) такой коммерческой организации число инвалидов становится менее половины всех учредителей (участников), эта организация обязана в те­чение одного месяца увеличить уставный фонд до минимального разме­ра, установленного для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы, и внести необходимые изменения в свои учредительные документы.

4. Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путем ее учреждения или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юри­дическом лице без иностранных инвестиций или приобретения пред­приятия как имущественного комплекса в целом или его части.

Решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками) самостоя­тельно, включая случаи приобретения иностранным инвестором в ра­нее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций доли участия (акций), а также приобретения предприятия как имуществен­ного комплекса в целом или его части на сумму, превышающую 20000 долларов США в эквиваленте (ст. 81 Инвестиционного кодекса).

5. Размер уставного фонда Национального банка Республики Бела­русь определяется Уставом Национального банка.

Уставный фонд банка состоит из стоимости вкладов его учредителей (участников). В уставном фонде банка определяется минимальный раз­мер имущества, гарантирующего интересы кредиторов банка. Мини­мальный размер уставного фонда банка устанавливается Националь­ным банком Республики Беларусь. При этом при создании банка мини­мальный размер уставного фонда должен быть сформирован из денеж­ных средств (ст. 75 Банковского кодекса).-

6. Размер уставного фонда для страховой организации, дочерней по отношению к иностранному инвестору, либо имеющей долю иностран­ных инвесторов в своем уставном фонде более 49 %, – в минимальном размере, эквивалентном 800 тыс. евро; иной, чем указано выше, осуще­ствляющей страхование жизни, – в минимальном размере, эквивалент­ном 400 тыс. евро, другие виды страхования – в минимальном размере, эквивалентном 200 тыс. евро. Уставный фонд для страховой организа­ции, осуществляющей перестраховочную деятельность, дочерней по отношению к иностранному инвестору, либо имеющей долю иностран­ных инвесторов в своем уставном фонде более 49 %, установлен в мини­мальном размере, эквивалентном 1 млн. евро; иной, чем указано, – в минимальном размере, эквивалентном 500 тыс. евро (п. 42 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Дек­ретом Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 20. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 95, 1/1659; 2002 г., № 43, 1/3611; № 70, 1/3775).

7. Минимальный размер уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации государственной соб­ственности, устанавливается соответствующим законодательством (см. комментарий кет. 218 ГК).

8. Минимальные размеры уставных фондов коммерческих организа­ций определяются в белорусских рублях, исходя из установленного На­циональным банком Республики Беларусь официального курса бело­русского рубля к евро на первое число месяца, в котором учредительные документы (изменения и дополнения) представляются (подаются) в ре­гистрирующие органы.

9. Вкладом в уставный фонд коммерческой организации может быть любое имущество, не изъятое из оборота. Возможность оценить имуще­ственный вклад в уставный фонд в деньгах – основной его признак. В частности, в качестве вклада в уставный фонд могут быть внесены ис­ключительные права на объекты интеллектуальной собственности (на использование объектов авторского права и объектов промышленной собственности) в соответствии с лицензионным договором (см. ком­ментарий к ст. 985 ГК), заключенным субъектом исключительных прав в установленном законодательством порядке, а также охраняемая по договору между владельцем и приобретателем информация, имеющая определенную ценность («ноу-хау»). Не может служить вкладом в устав­ный фонд информация, не удовлетворяющая предъявляемым к «ноу-хау» требованиям, установленным законодательством, например спе­циальные знания и навыки определенного лица, сведения о конъюнк­туре на рынке и т.п.

10. В уставный фонд коммерческой организации не может быть вне­сено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограниче­но собственником, законодательством или договором. Так, унитарное предприятие не вправе вносить в качестве вклада в уставный фонд хо­зяйственных обществ и товариществ принадлежащее ему на праве хо­зяйственного ведения недвижимое имущество без согласия собствен­ника (см. п. 3 ст. 276 ГК и комментарий к ней).

Ограничения права органов управления хозяйственных обществ и производственных кооперативов вносить определенное имущество в уставный фонд другой коммерческой организации могут быть преду­смотрены в учредительных документах хозяйственного общества или производственного кооператива. При наличии таких ограничений иму­щество хозяйственного общества или производственного кооператива может быть внесено в уставный фонд другой коммерческой организа­ции с соблюдением требований, установленных учредительными доку­ментами соответствующего хозяйственного общества или кооператива.

11. В случае, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объя­вить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Однако коммерческая организация подлежит ликви­дации в установленном порядке, если стоимость указанных активов окажется менее установленного минимального размера уставного фон­да (п. 7 Положения от 17 декабря 2002 г. № 29).



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.027 с.)