Статья 14. Возмещение убытков



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 14. Возмещение убытков



1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмеще­ния причиненных ему убытков, если законодательством или соответствую­щим законодательству договором не предусмотрено иное.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нару­шено, произвело или должно будет произвести для восстановления нару­шенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упу­щенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, ли­цо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с дру­гими убытками упущенной выгоды в размере, не меньшем, чем такие до­ходы.

1. Возмещение убытков – универсальная форма гражданско-право­вой ответственности, направленная на ликвидацию неблагоприятных имущественных последствий, возникающих в результате нарушения как имущественных, так и личных неимущественных прав участников гражданского оборота.

Настоящая статья является общей нормой о возмещении убытков. Специальные нормы о возмещении убытков содержатся в различных разделах ГК (см., например, ст. 15, 52, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 173, ст. 364, 365, 371, 933, 974 ГК и комментарий к ним).

2. Наряду с понятием «убытки» в законодательстве используются та­кие понятия, как «вред» и «ущерб» (ст. 14, 933 ГК, Положение о возме­щении ущерба, нанесенного субъектам хозяйственной деятельности не­законными действиями государственных органов и их должностных лиц, утвержденное Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1993 г., № 26, ст. 328). Понятие «вред» более широкое из пере­численных, так как характеризует умаление принадлежащего лицу иму­щественного права или личного неимущественного блага (жизни, здо­ровья, деловой репутации). В соответствии со ст. 14 ГК ущерб («реальный ущерб») есть разновидность убытков. Убытки охватывают весь комплекс неблагоприятных имущественных последствий правонару­шения, важной составной частью которого для участников гражданско­го оборота является потеря той прибыли или дохода, которые они ожидали в будущем. Убытки оцениваются и подлежат возмещению в денежной форме. Вред возмещается различными способами: возмещение в натуре, опровержение сведений, компенсация морального вреда, вос­становление права авторства.

3. Убытки бывают двух видов: реальный ущерб и упущенная выгода.

Реальный ущерб включает в себя расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права (например, затраты на хранение и обратную транспортировку не­качественной продукции или устранение ее недостатков, уплата штраф­ных санкций контрагентам), а также утрату или повреждение его иму­щества (например, гибель скоропортящейся продукции из-за несвое­временной доставки тары). Гражданский кодекс Республики Беларусь предоставил потерпевшему возможность взыскания будущих расходов, обосновав их необходимость и размер (например, затрат на ремонт ис­порченного арендатором оборудования). Возмещению подлежат только необходимые расходы.

Упущенная выгода заключается в неполучении кредитором тех дохо­дов, которые он получил бы при обычных условиях гражданского обо­рота, если бы обязательство не было нарушено. Особое значение убыт­ки в виде упущенной выгоды имеют для субъектов хозяйствования, ос­новной целью которых является извлечение прибыли. При доказывании упущенной выгоды следует учитывать положения части второй п. 2 ст. 14 и п. 4 ст. 364 ГК (см. комментарий к ним). Голословные утвержде­ния об упущенной выгоде во внимание не принимаются.

Правило части второй п. 2 ст. 14 ГК является реализацией принципа добросовестности участников гражданско-правовых отношений, в со­ответствии с которым никто не может обогатиться, действуя противо­правно и причиняя вред другому. Оно облегчает кредитору задачу по доказыванию размера упущенной выгоды в тех случаях, когда ему стало известно, что должник в результате правонарушения получил опреде­ленные доходы.

Обычные условия гражданского оборота – это те, которые разумно и логично было ожидать, исходя из существующего положения вещей на рынке. При этом небольшие колебания цен, курсов валют и т. д., созда­ющие конъюнктурные выгоды, обычно учитываются сторонами, а при невозможности их учета составляют для них коммерческий риск. На­против, резкое непредвиденное изменение экономической ситуации, вызванное политическими, военными, экологическими и иными чрез­вычайными обстоятельствами, не должно отражаться на размере граж­данско-правовой ответственности. Указание на «обычные условия гражданского оборота» не означает, что взысканию подлежат какие-то «усредненные убытки», «усредненные доходы». В одних и тех же усло­виях гражданского оборота прибыль, получаемая субъектами хозяйст­вования, различна, а значит надо исходить из реальных возможностей, которыми обладал кредитор.

При определении упущенной выгоды следует учитывать те расходы, которые кредитор произвел бы, если бы обязательство было исполнено (расходы на производство).

Принцип полноты гражданско-правовой ответственности предпо­лагает взыскание как реального ущерба, так и упущенной выгоды (п. 2 ст. 14 ГК). Учитывая специфику отдельных видов обязательств, а также обязательств, связанных с определенным родом деятельности, законо­датель может ограничить право на полное возмещение убытков (см. комментарий к ст. 371 ГК).

Ответственность может быть ограничена соглашением сторон, если законодательство этого не запрещает (например, такой запрет содер­жится в п. 2 ст. 371 ГК).

В принципе полного возмещения убытков выражен справедливый размер и в то же время предел гражданско-правовой ответственности. Однако выход за пределы компенсации возможен в силу законодатель­ства или договора. Потенциальную возможность выхода за пределы компенсации создает неустойка (ст. 311 ГК). Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя выплатить потер­певшему компенсацию сверх возмещения вреда (часть третья п. 1 ст. 933 ГК). В ряде случаев законодатель устанавливает возмещение убытков в кратном размере (например, часть третья ст. 35 Закона Республики Бе­ларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» (Националь­ный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 10, 2/839).

Возмещение убытков имеет целью восстановление имущественного положения кредитора (потерпевшего), а не создание для него каких-ли­бо дополнительных выгод. Поэтому кратное возмещение убытков сле­дует рассматривать как исключение из общего правила, применение ко­торого должно быть обосновано защитой более слабой стороны в пра­воотношении или грубым нарушением договорной дисциплины. Об уменьшении неустойки, явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства, см. ст. 314 ГК и комментарий к ней.

Требование о возмещении убытков не исключает применения других средств правовой защиты. Например, при поставке товара ненадлежа­щего качества покупатель может потребовать от поставщика устране­ния имеющихся недостатков и возмещения вызванных этим убытков. Расторжение договора в результате существенного нарушения обязательства контрагентом также может сопровождаться требованием о воз­мещении убытков.

Статья 15. Возмещение убытков, причиненных государствен­ными органами, органами местного управления и самоуправления

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должно­стных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствую­щего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежат возмещению Республикой Бела­русь или соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 15 ГК содержит общие положения о возмещении убытков, причиненных государственными органами и органами местного управ­ления и самоуправления или должностными лицами этих органов, сформулированные с учетом ст. 59 Конституции Республики Беларусь. Исходя из оснований данной ответственности, специальные нормы по­мещены также в гл. 58 ГК (ст. 938, 940 ГК). Защита нарушенных прав субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с Положени­ем о порядке возмещения ущерба, нанесенного субъектам хозяйствен­ной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц (далее – Положение), утвержденным Постановле­нием Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г., дейст­вующим в части, не противоречащей ГК (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1993 г., № 26, ст. 328).

Основанием ответственности по ст. 15 ГК являются незаконные дей­ствия (бездействие) государственных органов, органов местного управ­ления и самоуправления или должностных лиц этих органов, в том чис­ле издание ими не соответствующих законодательству актов (действия в области властно-административных отношений). Под незаконными следует понимать действия, которые противоречат как законам, так и другим нормативным правовым актам.

В соответствии с п. 3 Положения нанесенный субъекту хозяйствен­ной деятельности ущерб подлежит возмещению в случаях:

соблюдения субъектами хозяйственной деятельности актов органа государственной власти или управления, признанных в установленном порядке недействительными;

исполнения субъектами хозяйственной деятельности не соответст­вующих законодательству указаний должностных лиц органов государ­ственной власти и управления;

осуществления не соответствующих законодательству указаний должностных лиц органов государственной власти и управления, а так­же предписаний, содержащихся в актах этих органов, другими органа­ми, предприятиями, организациями, учреждениями;

неисполнения или ненадлежащего исполнения органами государст­венной власти или управления, их должностными лицами обязаннос­тей, возложенных на них законодательством, в отношении субъектов хозяйственной деятельности.

Например, возмещению подлежит ущерб, вызванный неправо­мерным отказом в государственной регистрации юридического лица, а также уклонением от такой регистрации, вынесением Министерст­вом по налогам и сборам Республики Беларусь неправомерных поста­новлений, предписаний и распоряжений (ст. 5 Закона Республики Беларусь от 2 февраля 1994 г. «О Государственной налоговой инспек­ции Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1994 г., № 7, ст. 94; Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1997 г., № 28, ст. 485), привлечением субъектов хо­зяйствования к экономической ответственности с нарушением зако­нодательства.

Возмещение убытков, причиненных государственными органами, органами местного управления и самоуправления и их должностными лицами, возлагается на Республику Беларусь или соответствующую ад­министративно-территориальную единицу. Источником возмещения убытков является казна Республики Беларусь или казна администра­тивно-территориальной единицы (ст. 938 ГК). От имени казны высту­пают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 940 ГК). Таким образом, ответчиком в суде по иску о возмещении убытков по ст. 15 ГК выступает Республика Беларусь или административно-территориальная единица в лице финансового или иного уполномоченного органа.

Объем подлежащих возмещению убытков определяется исходя из ст. 14, 933, 938 ГК и др. Согласно п. 11 Положения субъект хозяйствен­ной деятельности может требовать возмещения только реального ущер­ба в виде расходов, утраты или повреждения имущества.

При применении ст. 938 ГК следует учитывать ст. 1149 раздела VIII ГК.

Условием возмещения убытков является доказанность их размера, а также причинной связи между убытками и незаконными действиями (бездействием) государственных органов (органов местного управления и самоуправления) или их должностных лиц. Вина государственного органа, органа местного управления и самоуправления (их должност­ных лиц) предполагается, пока ими не будет доказано обратное.

В тех случаях, когда убытки, причиненные гражданину или юриди­ческому лицу, вызваны изданием не соответствующего законодательст­ву акта государственного органа или органа местного управления и са­моуправления, требование о возмещении убытков может быть удовле­творено только при признании данного акта недействительным (см. комментарий к ст. 12 ГК). Если акт носил временный характер и срок его действия истек, суд оценивает, соответствовал ли данный акт зако­нодательству, и в зависимости от этого решает вопрос о возмещении убытков.

До обращения с соответствующим иском в суд субъект хозяйствова­ния должен обратиться в орган государственной власти или управления с требованием отменить правовой акт (указание должностного лица), нарушающий его права, а в случае, если нанесен ущерб, – и о возмеще­нии ущерба. При отказе в удовлетворении требований или неполучении ответа в предусмотренный срок (требование должно быть рассмотрено в течение 10 дней) субъект хозяйственной деятельности вправе обра­титься с иском в суд.

Особый порядок досудебного урегулирования спора установлен в п. 30-32 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) фи­нансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 (Национальный реестр правовых актов Республи­ки Беларусь, 1999 г., № 89, 1/788; 2001 г., № 117, 1/3286).

Особенности рассмотрения и разрешения жалоб на действия (без­действия) государственных органов и их должностных лиц, ущемляю­щих права граждан, установлены в ст. 353-357 ГПК.

Статья 15 ГК не подлежит применению, если нанесенный ущерб явился следствием невыполнения (ненадлежащего выполнения) госу­дарственными органами, органами местного управления и самоуправ­ления обязательств, принятых на себя в сфере хозяйственной деятель­ности, а также в случае, если ущерб причинен должностными лицами данных органов не в связи с выполнением ими своих служебных обя­занностей или работниками, не являющимися должностными лицами (понятие должностного лица содержится в ст. 4 УК).

ПОДРАЗДЕЛ 2. ЛИЦА

Глава 3. Граждане (физические лица)



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.014 с.)