Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья 10. Судебная защита гражданских прав
1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд (далее – суд) в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях – в соответствии с договором. 2. Законодательством или договором (если это не противоречит законодательству) может быть предусмотрено урегулирование спора между сторонами до обращения в суд. 3. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. 1. Судебная защита является наиболее распространенным порядком защиты гражданских прав в рамках юрисдикционной формы. Право на судебную защиту гарантировано ст. 60 Конституции Республики Беларусь. Комментируемая статья закрепляет не только право заинтересованного лица обратиться за судебной защитой, но и право получить соответствующую защиту в судебном порядке, при этом защите в суде подлежат как права (нарушенные либо оспариваемые), так и соответствующие законные интересы независимо от оснований их возникновения. Защита в судебном порядке возможна и в случае нарушения права, и в случае его оспаривания. Судебный порядок может выступать как самостоятельное средство защиты прав и как средство обжалования соответствующих действий или решений после защиты прав в административном порядке. Заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обращаться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса. Суд может обязать правонарушителя восстановить первоначальное положение, компенсировать ущерб или осуществить другие, предусмотренные законодательством действия. Судебный порядок защиты гражданских прав обеспечивается: 1) судами общей юрисдикции (рассмотрение и разрешение судами гражданских, семейных, трудовых, других исковых дел, дел, возникающих из административно-правовых отношений, дел особого производства, дел приказного производства, а также иных дел в рамках гражданского процесса (ст. 37 ГПК); 2) хозяйственными судами (разрешение хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в рамках хозяйственного процесса);
3) третейскими судами (при взаимном согласии заинтересованных лиц их спор о защите нарушенного или оспариваемого права в установленных законом случаях может быть передан ими на рассмотрение третейского суда) (ст. 28 ХПК). Особую роль в системе третейских судов выполняет Международный арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Республики Беларусь. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г. (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспубікі Беларусь, 1995 г., № 11, ст. 120; 1996 г., № 21, ст.ст. 377, 380; Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспубікі Беларусь, 1998 г., № 28, ст. 463; № 35, ст. 514; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 59, 2/173) к общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные. Минский городской, районные (городские), а также военные суды; к хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним хозяйственные суды городов и районов. Подведомственность судам споров определяется процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях – в соответствии с договором. Основные критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и хозяйственных судов определены в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 4/3 «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 67, 6/248). В отношении подпункта 7.4 настоящего постановления см. решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 июля 2001 г. № Р-124/2001 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 67, 6/294). Порядок создания и деятельности третейских судов для рассмотрения споров, подведомственных судам общей юрисдикции, определен приложением 3 к ГПК. Организация и деятельность третейских судов для разрешения споров, вытекающих из гражданских правоотношений и подведомственных хозяйственным судам, определяется законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Примером законодательного регулирования деятельности третейских судов по делам, подведомственным хозяйственным судам, является Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 56, 2/60; 2000 г., № 4, 2/119).
Основным средством судебной защиты является иск. В некоторых установленных законом случаях средством судебной защиты может быть заявление или жалоба. 2. Пункт 2 ст. 10 ГК устанавливает возможность досудебного урегулирования спора между сторонами в случаях, когда такое может быть предусмотрено законодательством или договором, но при условии, что это не должно противоречить законодательству (так называемый досудебный порядок урегулирования спора). В ряде случаев законодательством предусматривается не просто возможность, а обязанность сторон до обращения в суд предпринять меры по урегулированию спора. Например, такой порядок установлен при предъявлении требований таможенным органам и органам налоговой инспекции. В этом случае следует вести речь о смешанном порядке защиты гражданских прав, а именно административно-судебном, когда до обращения в суд необходимо обратиться в соответствующий государственный орган. Еще одна возможность досудебного урегулирования спора – предъявление претензий. Претензионный порядок может быть предусмотрен законодательством или установлен соглашением сторон. По общему правилу не требуется предъявления претензий до обращения в суд, за исключением прямо предусмотренных законодательством случаев. Например, обязательное предъявление претензий для споров, вытекающих из отношений по перевозке грузов. 3. Пункт 3 ст. 10 ГК предусматривает защиту гражданских прав в административном порядке (например, обращение к вышестоящему органу или должностному лицу). Такой порядок допустим только в случаях, предусмотренных законодательством, с возможностью дальнейшего обжалования решения, принятого в административном порядке, в суд. Административный порядок защиты гражданских прав можно рассматривать как самостоятельный порядок и как средство для обжалования актов государственных органов. Прежде всего, сюда относится обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним государственный орган. Например, органом обжалования решений патентной экспертизы по заявкам на изобретения, промышленные образцы, сорта растений, экспертизы по товарным знакам, а также органом, рассматривающим и выносящим решения по возражениям против выдачи патентов и свидетельств на объекты промышленной собственности, является государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» (постановление Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 17 мая 2001 г. № 1 «Об утверждении Правил подачи жалоб, возражений и их рассмотрения Апелляционным советом при Государственном патентном комитете Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 55, 8/6151). В пределах своей компетенции и предоставленных полномочий защиту гражданских прав осуществляют и другие органы государства, такие, как органы внутренних дел, прокуратура, органы государственной безопасности и т.д.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.008 с.) |