Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аутсортинг как средство повышения конкуренции малых и средних организаций
Предприятия в современных условиях выступают одним из важнейших институтов, которые обеспечивают развитие экономики, способствуют снижению безработицы, однако современное состояние развития предприятий характеризуется высокой степенью неустойчивости и нестабильности. Это обусловлено тем, что необходимой составляющей предприятия являются затраты не только на введение основной хозяйственной деятельности, но и управление непрофильными функциями, которые не приносят прибыли, но являются крайне необходимыми для стабильного функционирования предприятия. Достигают успеха те предприятия, которые ведут свой бизнес наиболее эффективным способом, достигая при этом снижения операционных затрат при сохранении высокого качества товаров и услуг. Действующие и вновь формирующиеся малые и средние предприятия функционируют самостоятельно либо во взаимодействии с крупным бизнесом. Для национальной экономики определенный интерес представляет рассмотрение возможности внедрения новых форм взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса на основе принципов аутсорсинга [35, с. 260]. Период трансформации национальной экономики и необходимость в то же время соответствия динамике прогрессивных мировых тенденций обусловливают ускоренную адаптацию западных технологий и вновь открываемых формул бизнеса (аутсорсинг, франчайзинг и т.п.) к национальным условиям. Однако даже «при самом успешном использовании заимствований модернизация оказывалась частичной и локальной», и заграничный оригинал новшеств преобразовывался национальными особенностями иногда в своё «антиподобие». Главная причина - «в заданном ракурсе государственного взгляда на высокопроизводительный импортный образец, в том, что воспринимается производственно-техническая сторона и недооценивается творчески - динамический, плохо управляемый административными методами человеческий фактор». Это утверждение относится к любым заимствованным в готовом виде западным технологиям как промышленного назначения, так и организационного плана, таким как кластерные инициативы, аутсорсинг, франчайзинг и т.п. при недостаточном внимании со стороны государства к формированию «инновационной среды с её стимулами частного, индивидуального и группового интереса,реализующего себя в демократически - правовом поле».
Насыщенность рынков товарами и услугами, усиление конкурентной борьбы между товаропроизводителями на национальном и международном рынках стимулирует активные поиски минимизации собственных затрат и концентрации внимания интеллектуальных ресурсов на стратегических направлениях бизнеса, отдавая при этом вспомогательные составляющие жизнедеятельности предприятий сторонним исполнителям на условиях аутсорсинга. Аутсорсинг предполагает более глубокие формы партнерских отношений между головным предприятием и исполнителями отдельных функций для этого предприятия, нежели традиционные контрактные соглашения. Для исполнения функций со стороны заказчика аутсорсинговой компании могут быть переданы определенная часть активов в форме долговременной аренды либо продажа их на льготных условиях с обязательным исполнением договорных положений. Аутсорсинг в интеллектуально-творческих видах деятельности непременно связан с размыванием, диффузией прав собственности на интеллектуальный продукт юридическими или физическими лицами, выступающими аутсорсерами, поскольку такой продукт согласно действующему законодательству принадлежит заказчику. Существующее до сих пор состояние неопределенности в предпринимательской среде, возможно, станет весомой мотивацией развития аутсорсинговых отношений между предприятиями различных размеров и форм собственности. Повышенные финансовые риски, определяемые таким состоянием предпринимательства, формируют схемы экономического поведения предприятий. Перераспределение возможных рисков между предприятиями - исполнителями с минимизацией собственных потерь - стиль поведения отечественных предприятий. Это утверждение справедливо и для предприятий малого и среднего бизнеса, ориентирующихся в своём развитии, в силу объективных причин, на краткосрочную или среднесрочную перспективу (1-3года), когда совместное формирование производственного процесса на условиях аутсорсинга с головным предприятием являются более привлекательной альтернативой, нежели капитализация собственного производства [12, с. 15].
Неоспоримые преимущества, заложенные в идее аутсорсинга, отвечают сложившимся реалиям в национальной экономике и поэтому со стороны региональных властей и инфраструктурных подразделений предпринимательства необходима всесторонняя пропаганда аутсорсинговых технологий в организации бизнеса. К преимуществам аутсорсинга относят следующие: 1.Возможность для руководства сосредоточиться на основном направлении бизнеса. 2.Уменьшение операционных затрат за счет передачи ряда функций внешнему подрядчику. 3.Оптимизация численности персонала. 4.Минимизация собственных рисков и возможность перераспределения своих ресурсов на основные направления бизнеса. 5.Использование высококвалифицированных специалистов, найм которых был бы слишком дорогим или нерациональным. 6.Внедрение передовых технологий через специализированную аут-сорсинговую компанию. 7.Сокращение объемов инвестиций не в основные фонды. По степени интеграции предприятие-аутсорсер с основным предприятием выделяют несколько видов аутсорсинга: функциональный, при котором степень влияния аутсорсера на бизнес заказчика минимальна, так как выполняется определенный договором объем работы в согласованные с заказчиком сроки; аутсорсинг бизнес-процессов, включает передачу сторонней компании отдельных процессов, не являющихся для заказчика основными. Ими могут быть бухгалтерский учет, управление персоналом, реклама, логистика и т.п.; производственно-технологический, при котором происходит передача сторонним организациям основных для компании бизнес-процессов. Многие мировые брэнды в настоящий момент занимаются лишь проектированием, стратегией, контролем. По данным ВТО, в 2013 г лишь 37 % стоимости выпускаемых в США автомобилей производились на родине. При этом 30 % стоимости автомобилей направлялись в Южную Корею на сборку машин, 17,5 % - в Японию на покупку комплектующих и современных технологий; 7,5 % - в Германию за дизайн и т.д [35, с. 262]. Причинами, препятствующими распространению аутсорсинга во взаимоотношениях предприятий, являются: 1.Неинформированность и отсутствие общих знаний о принципах аутсорсинга и современных тенденций развития бизнеса. 2.Опасения потери контроля и разглашения технологических и иных коммерческих тайн. 3.Недостаточно высокий уровень менеджмента участвующих сторон, предполагающий профессиональное оперативное управление, четкий финансовый менеджмент и надежные механизмы контроля. 4. Недостаток высококвалифицированньгх управляющих, способных проанализировать ситуацию и оценить преимущества аутсорсинга в нынешних условиях развития рыночных отношений. Для повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса на основе развития аутсорсинга необходимо: 1.Провести исследование эффективности различных форм организации взаимодействия малого и крупного бизнеса. 2.Разработать методические рекомендации по организации аутсорсинга, взаимодействия крупных и малых предприятий. 3.Провести семинар с участием малых и крупных предприятий, аналитических, маркетинговых, венчурных и лизинговых фирм с целью изучения и сравнения эффективности различных институтов взаимодействия, в том числе и зарубежного опыта.
Аутсорсинг можно рассматривать как очередную, более высокую ступень в сравнении с предыдущими формами развития отношений субъектов предпринимательства, которая при профессиональном управлении может значительно повысить рентабельность бизнеса. Ведение хозяйственной деятельности с элементами натурализма, когда все функции жизнедеятельности выполняются внутри границ субъекта, должно в перспективе развиваться в сторону выделения и исполнения их специализированными сторонними организациями. Преимущественное развитие аутсорсинг получает между крупными и малыми специализированными предприятиями, реже между средними и малыми. В качестве головного предприятия - заказчика могут выступать и малые предприятия, получившие юридические права на ведение определенных лицензионных видов деятельности, но не имеющие при этом собственных средств производства. Существенной проблемой, препятствующей становлению аутсорсинго-вых отношений, с одной стороны, является отсутствие информации для крупных предприятий о потенциальных возможностях малых предприятий, с другой стороны, большинство малых и средних предприятий не могут самостоятельно выйти на уровень высшего менеджмента крупных предприятий для обсуждения перспектив сотрудничества. Наиболее эффективным связующим звеном между различными экономическими агентами может выступать местная или региональная власть и авторитетные объединения предпринимателей. Аутсорсинг позволяет предприятиям-заказчикам вести хозяйственную деятельность более прогнозированно по качеству, срокам исполнения и с элементами гарантии. Перераспределение экономических рисков между участниками, объединение потенциала активов предприятий, оптимизация производственных процессов и вследствие этого - снижение себестоимости продукции, концентрация усилий и ресурсов головного предприятия на основном направлении бизнеса - неоспоримые преимущества аутсорсинга как формы взаимодействия раз личных предприятий. В понимании широкой общественности в России аутсорсинг – это некая химера, которая отбирает работу, разрушает карьеры и приносит огромные барыши безымянным компаниям. Концепцию аутсорсинга как инструмента достижения стратегических целей и повышения эффективности бизнеса не понимают не только потенциальные потребители, но и сами аутсорсинговые компании. В странах, где аутсорсинг сформировался как качественно, так и количественно, в организациях, прибегающих к аутсорсингу формируют особое экономическое мышление посредством создания структур корпоративного и управленческого контроля с тем, чтобы гарантировать плавный переход к новой организации бизнеса и обеспечить эффективное осуществление последующих операций [34, с. 123].
Важно отметить, что необходимым критерием успешного аутсорсинга является соответствие корпоративных культур компаний заказчика и поставщика услуг. Кроме того, в России на данном этапе процесс перехода на аутсорсинг сдерживается преобладающей политикой поддержания компаниями своих непрофильных производств. Очень важно понимать, что если руководство решило передать на сторону бизнес-функцию или бизнес-процесс, а затем отказывается от ответственности за коммуникацию, реализацию и управление процессом изменений, влияние аутсорсинга будет катастрофическим. При отсутствии даже в независимых печатных источниках единого мнения о том, каким значением наделять термин «аутсорсинг», этим термином пользуются все, кому не лень – от политиков до глав профсоюзов- диаметрально противоположно его интерпретируя для достижения своих, сугубо личных целей. 2.Отсутствие нормативного регулирование отношений аутсорсинга: Само понятие «аутсорсинг» отсутствует в российском законодательстве. На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствуют положения, прямо регулирующие права и обязательства сторон по договору аутсорсинга – это является безусловным «барьером» в развитии аутсорсинга. Четкое нормативное регулирование этих вопросов послужило бы мощным фактором развития услуг аутсорсинга. Экономический путь России – сложен, неоднозначен и уникален, двадцать лет назад в России произошли коренные изменения, принципиально сменившие экономический уклад. Несмотря на то, что глубокий переходный трансформационный кризис преодолен, отголоски переходного процесса дают о себе знать, да и по многим показателям можно утверждать, что переходный процесс не завершен, рыночные отношения еще окончательно не сформировались. Одним из «барьеров», препятствующих развитию аутсорсинга – является неразвитость рынка, в том числе и рынка аудиторских услуг. Часто неприятие аутсорсинга в России -вина поставщиков аутсорсинговых услуг, которые не могут обеспечить качество, необходимое руководителю и/или владельцу бизнеса. Одной из задач для менеджера – является выбор качественной аутсорсинговой компании. Про оценке качества работы аутсорсеров необходимо обращать внимание на следующие аспекты деятельности: -опыт, деловая репутация на рынке, наличие дипломов и сертификатов, оказываемый спектр услуг, цены. Аутсорсеры не всегда досконально разбираются в специфике работы организации-заказчика, что часто не позволяет корректно отразить информацию в учете. При плохой организации документооборота в аутсорсинговой компании высок риск потери первичных документов [37, с. 139].
-количество организаций, находящихся в ведении одного бухгалтера-аутсорсера. Считается, что качественно 1 бухгалтер сможет обслужить 3-4 средних фирмы -информация об организации-аутсорсере на сайте ФНС, выписка из ЕГРЮЛ, учредительные документы и пр. -страхование ответственности аутсорсинговых фирм перед своими клиентами Считается, что при грамотном заключении договора ответственность в случае ошибки лежит на плечах аутсорсеров, однако, специфика российского аутсорсинга состоит в том, что, во-первых, многие аутсорсинговые фирмы предпочитают не страховать свою ответственность, а, во-вторых, договоры на оказания аутсорсинговых услуг зачастую отражают интересы скорее самих аутсорсеров, чем заказчиков в данном вопросе. Данную причину можно рассмотреть и еще в одном аспекте: недоверие населения и отсутствие уверенности в правовой защите и стабильном экономическом развитии. Кроме того, как уже было сказано выше, отсутствует нормативная база, прямо регулирующая отношения аутсорсинга. Компаниям сложно найти партнеров, в которых можно быть уверенными, а несовершенство законов не всегда гарантирует выполнение условий соглашения. В нашей стране есть и еще одна особенность ведения бизнеса: многие компании не просто заботятся о конфиденциальности информации, но и не заинтересованы в какой бы то ни было открытости, так как зачастую бухгалтерский учет носит полулегальный характер. Еще одним препятствием на пути осуществления аутсорсинговых схем является то, что ведение бизнеса в таком режиме требует чрезвычайно высокого уровня организации управления. Необходимы грамотное стратегическое планирование и профессиональное оперативное руководство, четкий финансовый менеджмент и надежные механизмы контроля качества. К сожалению, таким требованиям сейчас нечасто удовлетворяет менеджмент как в компаниях-заказчиках, так и в компаниях-исполнителях. Развитию аутсорсинга мешает и правовая незащищенность бизнеса. Чрезмерное участие государства в экономике также тормозит этот процесс. Несмотря на многие очевидные положительные эффекты, российский менталитет находится во власти стереотипа «лучше синица в руках, чем журавль в небе». В России бытует мнение, что никому нельзя доверять, что внешние исполнители подведут, не выполнят работу в срок и качественно. Предприниматели стремятся организовать все сами, даже если у них недостаточно опыта. Они теряют время и деньги, пытаясь решать все самостоятельно. Но зачем «изобретать велосипед», когда все технологии уже отработаны, и фирма может быть прибыльной с самого своего основания. Для людей, воспитанных советской системой, работа неразрывно связана с понятием «коллектива», они с трудом понимают, как часть функций можно передать совершенно незнакомому человеку, которого они практически не будут видеть. К тому же в России низкая степень добросовестности соблюдения договорных обязательств, что ведет к уклонению от выполнения условий соглашения [38, с. 50]. Несмотря на трудности, возникающие из-за неразвитости отечественного рынка и законодательства, существуют и некоторые особенности, благодаря которым использование аутсорсинга в нашей стране особенно перспективно. В российских условиях компаниям-производителям важны не только повышение качества и снижение цены для получения конкурентного преимущества, но и увеличение финансовой устойчивости, которую можно получить при рациональном применении аутсорсинга. Использование аутсорсинга, позволяющего добиться повышения эффективности деятельности компании без крупных дополнительных инвестиций в новые дорогостоящие технологии, и сфокусироваться на приоритетных направлениях, может облегчить российским компаниям выход на мировой рынок, так как они в большинстве своем еще слишком малы, чтобы достойно конкурировать на этом рынке, и не могут пока вкладывать в развитие своего бизнеса и исследовательские разработки средства, сопоставимые с инвестициями западных фирм. Таким образом, в России есть предпосылки к активному внедрению новой стратегии ведения бизнеса - аутсорсинга. Однако для его успешного применения необходимо учитывать не только обычные в мировой практике трудности перехода на аутсорсинг, но российскую специфику: неразвитость рынка, несовершенство законодательства и слабую культуру договорных отношений.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.018 с.) |