Аутсортинг как средство повышения конкуренции малых и средних организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аутсортинг как средство повышения конкуренции малых и средних организаций



 

Предприятия в современных условиях выступают одним из важнейших институтов, которые обеспечивают развитие экономики, способствуют сни­жению безработицы, однако современное состояние развития предприятий характеризуется высокой степенью неустойчивости и нестабильности. Это обусловлено тем, что необходимой составляющей предприятия являются затраты не только на введение основной хозяйственной деятельности, но и управление непрофильными функциями, которые не приносят прибыли, но являются крайне необходимыми для стабильного функционирования пред­приятия. Достигают успеха те предприятия, которые ведут свой бизнес наи­более эффективным способом, достигая при этом снижения операционных затрат при сохранении высокого качества товаров и услуг.

Действующие и вновь формирующиеся малые и средние предприятия функционируют самостоятельно либо во взаимодействии с крупным бизне­сом. Для национальной экономики определенный интерес представляет рас­смотрение возможности внедрения новых форм взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса на основе принципов аутсорсинга [35, с. 260].

Период трансформации национальной экономики и необходимость в то же время соответствия динамике прогрессивных мировых тенденций обу­словливают ускоренную адаптацию западных технологий и вновь откры­ваемых формул бизнеса (аутсорсинг, франчайзинг и т.п.) к национальным условиям. Однако даже «при самом успешном использовании заимствований модернизация оказывалась частичной и локальной», и заграничный оригинал новшеств преобразовывался национальными особенностями иногда в своё «антиподобие». Главная причина - «в заданном ракурсе государственного взгляда на высокопроизводительный импортный образец, в том,

что воспринимается производственно-техническая сторона и недооценивается творчески - динамический, плохо управляемый административными методами человеческий фактор». Это утверждение относится к любым заимствованным в готовом виде западным технологиям как промышленного назначения, так и организационного плана, таким как кластерные инициативы, аутсорсинг, франчайзинг и т.п. при недостаточном внимании со стороны государства к формированию «инновационной среды с её стимулами частного, индивидуального и группового интереса,реализующего себя в демократически - правовом поле».

Насыщенность рынков товарами и услугами, усиление конкурентной борьбы между товаропроизводителями на национальном и международном рынках стимулирует активные поиски минимизации собственных затрат и концентрации внимания интеллектуальных ресурсов на стратегических на­правлениях бизнеса, отдавая при этом вспомогательные составляющие жиз­недеятельности предприятий сторонним исполнителям на условиях аутсор­синга. Аутсорсинг предполагает более глубокие формы партнерских отно­шений между головным предприятием и исполнителями отдельных функций для этого предприятия, нежели традиционные контрактные соглашения. Для исполнения функций со стороны заказчика аутсорсинговой компании могут быть переданы определенная часть активов в форме долговременной аренды либо продажа их на льготных условиях с обязательным исполнением договорных положений. Аутсорсинг в интеллектуально-творческих видах деятельности непременно связан с размыванием, диффузией прав соб­ственности на интеллектуальный продукт юридическими или физическими лицами, выступающими аутсорсерами, поскольку такой продукт согласно действующему законодательству принадлежит заказчику. Существующее до сих пор состояние неопределенности в предпринимательской среде, воз­можно, станет весомой мотивацией развития аутсорсинговых отношений между предприятиями различных размеров и форм собственности. Повы­шенные финансовые риски, определяемые таким состоянием предпринима­тельства, формируют схемы экономического поведения предприятий. Пере­распределение возможных рисков между предприятиями - исполнителями с минимизацией собственных потерь - стиль поведения отечественных пред­приятий. Это утверждение справедливо и для предприятий малого и среднего бизнеса, ориентирующихся в своём развитии, в силу объективных причин, на краткосрочную или среднесрочную перспективу (1-3года), когда совместное формирование производственного процесса на условиях аутсорсинга с головным предприятием являются более привлекательной альтернативой, нежели капитализация собственного производства [12, с. 15].

Неоспоримые преимущества, заложенные в идее аутсорсинга, отвечают сложившимся реалиям в национальной экономике и поэтому со стороны ре­гиональных властей и инфраструктурных подразделений предприниматель­ства необходима всесторонняя пропаганда аутсорсинговых технологий в ор­ганизации бизнеса. К преимуществам аутсорсинга относят следующие:

1.Возможность для руководства сосредоточиться на основном на­правлении бизнеса.

2.Уменьшение операционных затрат за счет передачи ряда функций внешнему подрядчику.

3.Оптимизация численности персонала.

4.Минимизация собственных рисков и возможность перераспределе­ния своих ресурсов на основные направления бизнеса.

5.Использование высококвалифицированных специалистов, найм ко­торых был бы слишком дорогим или нерациональным.

6.Внедрение передовых технологий через специализированную аут-сорсинговую компанию.

7.Сокращение объемов инвестиций не в основные фонды. По степени интеграции предприятие-аутсорсер с основным предприятием выделяют несколько видов аутсорсинга:

функциональный, при котором степень влияния аутсорсера на бизнес заказчика минимальна, так как выполняется определенный договором объем работы в согласованные с заказчиком сроки; аутсорсинг бизнес-процессов, включает передачу сторонней компании отдельных процессов, не являющихся для заказчика основными. Ими могут быть бухгалтерский учет, управление персоналом, реклама, логистика и т.п.;

производственно-технологический, при котором происходит передача сторонним организациям основных для компании бизнес-процессов.

Многие мировые брэнды в настоящий момент занимаются лишь проек­тированием, стратегией, контролем. По данным ВТО, в 2013 г лишь 37 % стоимости выпускаемых в США автомобилей производились на родине. При этом 30 % стоимости автомобилей направлялись в Южную Корею на сборку машин, 17,5 % - в Японию на покупку комплектующих и современных технологий; 7,5 % - в Германию за дизайн и т.д [35, с. 262].

Причинами, препятствующими распространению аутсорсинга во взаи­моотношениях предприятий, являются:

1.Неинформированность и отсутствие общих знаний о принципах аут­сорсинга и современных тенденций развития бизнеса.

2.Опасения потери контроля и разглашения технологических и иных коммерческих тайн.

3.Недостаточно высокий уровень менеджмента участвующих сторон, предполагающий профессиональное оперативное управление, четкий финансовый менеджмент и надежные механизмы контроля.

4. Недостаток высококвалифицированньгх управляющих, способных проанализировать ситуацию и оценить преимущества аутсорсинга в нынешних условиях развития рыночных отношений. Для повышения конкурентоспособности предприятий малого и средне­го бизнеса на основе развития аутсорсинга необходимо:

1.Провести исследование эффективности различных форм организа­ции взаимодействия малого и крупного бизнеса.

2.Разработать методические рекомендации по организации аутсор­синга, взаимодействия крупных и малых предприятий.

3.Провести семинар с участием малых и крупных предприятий, ана­литических, маркетинговых, венчурных и лизинговых фирм с целью изучения и сравнения эффективности различных институтов взаимодействия, в том числе и зарубежного опыта.

Аутсорсинг можно рассматривать как очередную, более высокую сту­пень в сравнении с предыдущими формами развития отношений субъектов предпринимательства, которая при профессиональном управлении может значительно повысить рентабельность бизнеса. Ведение хозяйственной дея­тельности с элементами натурализма, когда все функции жизнедеятельности выполняются внутри границ субъекта, должно в перспективе развиваться в сторону выделения и исполнения их специализированными сторонними организациями.

Преимущественное развитие аутсорсинг получает между крупными и малыми специализированными предприятиями, реже между средними и малыми. В качестве головного предприятия - заказчика могут выступать и малые предприятия, получившие юридические права на ведение опреде­ленных лицензионных видов деятельности, но не имеющие при этом собст­венных средств производства.

Существенной проблемой, препятствующей становлению аутсорсинго-вых отношений, с одной стороны, является отсутствие информации для круп­ных предприятий о потенциальных возможностях малых предприятий, с другой стороны, большинство малых и средних предприятий не могут са­мостоятельно выйти на уровень высшего менеджмента крупных предприятий для обсуждения перспектив сотрудничества. Наиболее эффективным связующим звеном между различными экономическими агентами может выступать местная или региональная власть и авторитетные объединения предпринимателей.

Аутсорсинг позволяет предприятиям-заказчикам вести хозяйственную деятельность более прогнозированно по качеству, срокам исполнения и с элементами гарантии.

Перераспределение экономических рисков между участниками, объе­динение потенциала активов предприятий, оптимизация производственных процессов и вследствие этого - снижение себестоимости продукции, кон­центрация усилий и ресурсов головного предприятия на основном направ­лении бизнеса - неоспоримые преимущества аутсорсинга как формы взаи­модействия раз личных предприятий.

В понимании широкой общественности в России аутсорсинг – это некая химера, которая отбирает работу, разрушает карьеры и приносит огромные барыши безымянным компаниям. Концепцию аутсорсинга как инструмента достижения стратегических целей и повышения эффективности бизнеса не понимают не только потенциальные потребители, но и сами аутсорсинговые компании. В странах, где аутсорсинг сформировался как качественно, так и количественно, в организациях, прибегающих к аутсорсингу формируют особое экономическое мышление посредством создания структур корпоративного и управленческого контроля с тем, чтобы гарантировать плавный переход к новой организации бизнеса и обеспечить эффективное осуществление последующих операций [34, с. 123].

Важно отметить, что необходимым критерием успешного аутсорсинга является соответствие корпоративных культур компаний заказчика и поставщика услуг.

Кроме того, в России на данном этапе процесс перехода на аутсорсинг сдерживается преобладающей политикой поддержания компаниями своих непрофильных производств.

Очень важно понимать, что если руководство решило передать на сторону бизнес-функцию или бизнес-процесс, а затем отказывается от ответственности за коммуникацию, реализацию и управление процессом изменений, влияние аутсорсинга будет катастрофическим.

При отсутствии даже в независимых печатных источниках единого мнения о том, каким значением наделять термин «аутсорсинг», этим термином пользуются все, кому не лень – от политиков до глав профсоюзов- диаметрально противоположно его интерпретируя для достижения своих, сугубо личных целей.

2.Отсутствие нормативного регулирование отношений аутсорсинга:

Само понятие «аутсорсинг» отсутствует в российском законодательстве. На сегодняшний день в российском законодательстве отсутствуют положения, прямо регулирующие права и обязательства сторон по договору аутсорсинга – это является безусловным «барьером» в развитии аутсорсинга. Четкое нормативное регулирование этих вопросов послужило бы мощным фактором развития услуг аутсорсинга.

Экономический путь России – сложен, неоднозначен и уникален, двадцать лет назад в России произошли коренные изменения, принципиально сменившие экономический уклад. Несмотря на то, что глубокий переходный трансформационный кризис преодолен, отголоски переходного процесса дают о себе знать, да и по многим показателям можно утверждать, что переходный процесс не завершен, рыночные отношения еще окончательно не сформировались. Одним из «барьеров», препятствующих развитию аутсорсинга – является неразвитость рынка, в том числе и рынка аудиторских услуг.

Часто неприятие аутсорсинга в России -вина поставщиков аутсорсинговых услуг, которые не могут обеспечить качество, необходимое руководителю и/или владельцу бизнеса. Одной из задач для менеджера – является выбор качественной аутсорсинговой компании. Про оценке качества работы аутсорсеров необходимо обращать внимание на следующие аспекты деятельности: -опыт, деловая репутация на рынке, наличие дипломов и сертификатов, оказываемый спектр услуг, цены. Аутсорсеры не всегда досконально разбираются в специфике работы организации-заказчика, что часто не позволяет корректно отразить информацию в учете. При плохой организации документооборота в аутсорсинговой компании высок риск потери первичных документов [37, с. 139].

-количество организаций, находящихся в ведении одного бухгалтера-аутсорсера. Считается, что качественно 1 бухгалтер сможет обслужить 3-4 средних фирмы -информация об организации-аутсорсере на сайте ФНС, выписка из ЕГРЮЛ, учредительные документы и пр. -страхование ответственности аутсорсинговых фирм перед своими клиентами
Вопрос ответственности в аутсорсинге поднят многими авторами работ по аутсорсингу [35, с. 10].

Считается, что при грамотном заключении договора ответственность в случае ошибки лежит на плечах аутсорсеров, однако, специфика российского аутсорсинга состоит в том, что, во-первых, многие аутсорсинговые фирмы предпочитают не страховать свою ответственность, а, во-вторых, договоры на оказания аутсорсинговых услуг зачастую отражают интересы скорее самих аутсорсеров, чем заказчиков в данном вопросе.

Данную причину можно рассмотреть и еще в одном аспекте: недоверие населения и отсутствие уверенности в правовой защите и стабильном экономическом развитии.

Кроме того, как уже было сказано выше, отсутствует нормативная база, прямо регулирующая отношения аутсорсинга. Компаниям сложно найти партнеров, в которых можно быть уверенными, а несовершенство законов не всегда гарантирует выполнение условий соглашения.

В нашей стране есть и еще одна особенность ведения бизнеса: многие компании не просто заботятся о конфиденциальности информации, но и не заинтересованы в какой бы то ни было открытости, так как зачастую бухгалтерский учет носит полулегальный характер.

Еще одним препятствием на пути осуществления аутсорсинговых схем является то, что ведение бизнеса в таком режиме требует чрезвычайно высокого уровня организации управления. Необходимы грамотное стратегическое планирование и профессиональное оперативное руководство, четкий финансовый менеджмент и надежные механизмы контроля качества. К сожалению, таким требованиям сейчас нечасто удовлетворяет менеджмент как в компаниях-заказчиках, так и в компаниях-исполнителях.
Таким образом, развитию аутсорсинга в России мешает неразвитость конкуренции, монополизм в экономике, недостаточное количество провайдеров качественных услуг.

Развитию аутсорсинга мешает и правовая незащищенность бизнеса. Чрезмерное участие государства в экономике также тормозит этот процесс.

Несмотря на многие очевидные положительные эффекты, российский менталитет находится во власти стереотипа «лучше синица в руках, чем журавль в небе». В России бытует мнение, что никому нельзя доверять, что внешние исполнители подведут, не выполнят работу в срок и качественно. Предприниматели стремятся организовать все сами, даже если у них недостаточно опыта. Они теряют время и деньги, пытаясь решать все самостоятельно. Но зачем «изобретать велосипед», когда все технологии уже отработаны, и фирма может быть прибыльной с самого своего основания.

Для людей, воспитанных советской системой, работа неразрывно связана с понятием «коллектива», они с трудом понимают, как часть функций можно передать совершенно незнакомому человеку, которого они практически не будут видеть. К тому же в России низкая степень добросовестности соблюдения договорных обязательств, что ведет к уклонению от выполнения условий соглашения [38, с. 50].

Несмотря на трудности, возникающие из-за неразвитости отечественного рынка и законодательства, существуют и некоторые особенности, благодаря которым использование аутсорсинга в нашей стране особенно перспективно.

В российских условиях компаниям-производителям важны не только повышение качества и снижение цены для получения конкурентного преимущества, но и увеличение финансовой устойчивости, которую можно получить при рациональном применении аутсорсинга.

Использование аутсорсинга, позволяющего добиться повышения эффективности деятельности компании без крупных дополнительных инвестиций в новые дорогостоящие технологии, и сфокусироваться на приоритетных направлениях, может облегчить российским компаниям выход на мировой рынок, так как они в большинстве своем еще слишком малы, чтобы достойно конкурировать на этом рынке, и не могут пока вкладывать в развитие своего бизнеса и исследовательские разработки средства, сопоставимые с инвестициями западных фирм.

Таким образом, в России есть предпосылки к активному внедрению новой стратегии ведения бизнеса - аутсорсинга. Однако для его успешного применения необходимо учитывать не только обычные в мировой практике трудности перехода на аутсорсинг, но российскую специфику: неразвитость рынка, несовершенство законодательства и слабую культуру договорных отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.018 с.)