Понятие, основные черты и функции государственного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, основные черты и функции государственного управления.



Государственное управление – система политических, правовых и экономических методов управления и регулирования, применяемая государственным аппаратом для оптимизации общественной деятельности людей. Государство призвано обеспечивать целостность своей структуры, устанавливать и поддерживать дипломатические, политические и экономические связи с другими странами и государственными союзами, способствовать защите прав и свобод своего народа.

С точки зрения теории управления государство является сложной открытой системой, обладающей свойствами целенаправленной адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды и способностью к самоуправлению, саморегуляции своего развития. Управляющее воздействие высшей иерархической структуры реализуется прямыми связями с управляемой системой; контроль выполнения, адекватность реакции на управляющее воздействие определяются информацией, поступающей по каналам обратной связи.

Существует несколько подходов в понимании сущности государственного управления.

Так, государственное управление – это:

- деятельность государства или иных субъектов государственной (публичной) власти, которая осуществляется вне границ законотворчества и правосудия;

- целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения для упорядочения, организации соответствующих систем и оказания на нее регулирующего влияния, т. е обеспечения её должного функционирования и возможного изменения;

- конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющие функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов реализации государственной власти;

- деятельность исполнительно – распорядительного характера (исполнение нормативных правовых актов с помощью исполнительно – властных полномочий);

- подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнении закона, являющаяся вторичной по отношению к законотворчеству.

В теории административного права наиболее распространенным является понятие государственного управления в узком смысле. При этом под ним понимается самостоятельный вид государственно – властной деятельности, которая имеет организующий, исполнительно – распорядительный, подзаконный характер, осуществляемый особой категорией субъектов административного права – государственных органов (их должностных лиц) по практической реализации задач и функций государства в процессе повседневного и непосредственного руководства экономическим, социально – культурным и административно – политическим строительством.

Это административная деятельность, т.е. действие исполнительных органов государственной власти (как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов). Речь идет о практической деятельности Президента России, правительства, исполнительных органов власти субъектов и т.п.

Можно выделить следующие черты государственного управления:

1. Особый вид деятельности по исполнению государственной власти. Исполнительно – распорядительная деятельность по применению законов и нормативных правовых актов. Она отличается от других ветвей власти по формам, методам реализации.

2. Возможность не только правоприменения, но и административного правотворчества. Разрабатываются и утверждаются нормативные правовые акты для других субъектов права – объектов управления. Кроме того, в рамках государственного управления осуществляется правоохранительная деятельность.

3. Всеобщность (по сферам применения, по территориальности, по субъектам, по формам и методам).

4. Непрерывная, постоянная планомерная деятельность, основанная на объективных закономерностях функционирования исполнительной власти и направленная на обеспечение государственных интересов, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

5. Осуществляется специальными органами государственной власти. Органы образуют систему органов государственного управления, действуют по поручению и от имени государства, имеют полномочия государственно – властного характера, действуют в пределах компетенции, установленной нормативными правовыми актами.

6. Отвечает принципу законности. Деятельность основывается на нормативных правовых актах, только органами в пределах их компетенции.

7. Строится на основе вертикальных и горизонтальных связей и отношений (например, административный договор).

8. Многообразие организационных форм. Обеспечивает устойчивое функционирование всего управленческого аппарата. Исполнение как внешних, так и внутренних административных функций (судами, законотворческими органами и т.п.).

9. Реализует полномочия юрисдикционного характера, т.е. обеспечивает административное (внесудебное) принуждение.

10. Исполнительно – распорядительный характер (исполнение – проведение в жизнь законов, распоряжение – способ этого исполнения).

В современных условиях сфера государственного управления, т.е. сфера общественных отношений, регулируемых посредством прямого руководства со стороны государства, включает в себя следующие основные группы таких отношений:

- управленческие отношения, в том числе внутриорганизационные, в системе органов исполнительной власти и иных государственных органов, в том числе органов законодательной и судебной власти, подведомственных им учреждений;

- отношения по управлению государственным имуществом;

- управленческие отношения в системе вооруженных сил, иных войск, воинских (специальных) формирований;

- управленческие отношения, возникающие в условиях чрезвычайных ситуаций, а также в условиях военного и чрезвычайного положения.

Виды государственного управления:

1. Внутреннее государственное управление. Осуществляется органами исполнительной власти в целях организации самой системы этих органов (организация деятельности органов и т.п.).

2. Внешнее государственное управление. Органами исполнительной власти в целях реализации внешних полномочий (осуществление деятельности по регистрации и лицензированию).

3. Внутриорганизационное государственное управление. Осуществление исполнительно – распорядительных функций органами законодательной власти, судами, прокуратурой и т.п.

Функции государственного управления – это конкретные направления управляющего воздействия государственного управления на объект управления.

Многие функции государственного управления относятся по своей сути к общим функциям управления. Среди них можно выделить:

1. Планирование. Определение направлений, пропорций, темпов, количества и качества процессов развития. Разработка целей, задач развития государственной деятельности.

2. Организация. Формирование системы государственного управления на основе установленных принципов, подходов, определение управляющей и управляемой структуры. Упорядочивания органов управления.

3. Распорядительство. Это оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима государственной деятельности в форме принятия административных актов (приказы, распоряжения, указания, инструкции, правила и т.п.).

4. Руководство. Установление правил и нормативов деятельности государственных органов. Определение содержания деятельности органов управления.

5. Координация. Согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления.

6. Контроль. Наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности.

7. Регулирование. Использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и её функционирования. Установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка и безопасности (установление правил по лицензированию, налогообложению, сертификации и т.п.) в сфере строительства, предпринимательства. Государство не напрямую вмешивается в процесс функционирования предприятия, однако регулирует его деятельность путём установления стандартов, сборов, налогов, пошлин и т.п.

8.   Учёт. Фиксация информации, выраженной в количественной форме о движении материальных ресурсов государственного управления, о результате реализации управленческих отношений, о наличие движения документов и т.п. на различных уровнях (федеральном, региональном, местном).

Таким образом, государственное управление представляет собой прямое властное воздействие государства организационно – распорядительного характера на субъектов общественных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.008 с.)