III. Разделы, изученные ранее и необходимые 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Разделы, изученные ранее и необходимые



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

 

 

Утверждено на заседании кафедры педиатрии протокол № 11 «29» августа 2016            Заведующая кафедрой доцент Зарянкина А.И.

 

 

                                                      

 

 

Т Е М А: «СИСТЕМНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ»

 

Учебно-методическая разработка

для студентов 4 курса

медико-диагностического факультета

 

 

                          Автор: ассистент Николаенко Н.В.

 

 

Гомель, 2016


Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы занятия. VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи и тестовый контроль.

 

I. Актуальность темы.

В группу системных заболеваний соединительной ткани включены ряд нозологических форм, характеризующихся системным типом воспаления различных органов в основе развития которых лежат аутоиммунные и иммунокомплексные реакции.

Практическим обоснованием для объединения этих болезней в группу диффузных заболеваний соединительной ткани являются схожесть отдельных клинических проявлений, особенно в ранней стадии болезни, которые характеризуются (лихорадкой, полиартритами, полисерозитами и различными висцеральными поражениями). Общие лабораторные показатели восспалительной активности, общие групповые и характерные для каждой болезни иммунологические маркеры и, наконец, близкие принципы противовоспалительного и иммуносупрессивного лечения все это вместе диктует необходимость каждому педиатру знать данные заболевания и уметь правильно провести дифференциальную диагностику.

 

II. Цель занятия

Научить студентов правильно интерпретировать клинические симптомы и данные лабораторных исследований, на основании полученных результатов поставить развернутый клинический диагноз и назначить адекватное лечение больному с системным заболеванием соединительной ткани.

 

                                     Студенты должны знать:

· этиология, патогенез развития заболеваний соединительной ткани;

· клинические проявления ювенильного ревматоидного артрита, дер- матомиозита, узелкового периартериита, системной красной волчанки;

· механизм действия глюкокортикоидов, побочные явления, сопроводительную терапию.

                                 Студенты должны уметь:

· тщательно собрать анамнез;

· уметь выявить в анамнезе факторы, которые имеют значение в формировании системного заболевания соединительной ткани;

· уметь проводить дифференциальную диагностику клинических синдромов при различных видах поражений соединительной ткани;

· правильно интерпретировать каждый клинический синдром;

· уметь объяснить и оценить общие и биохимические показатели крови.

III. Разделы, изученные ранее и необходимые

Электронные базы данных

1. Консультант студента. Электронная библиотека медицинская вуза [Электронный ресурс] / Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», ООО «ИПУЗ». – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru. – Дата доступа: 30.10.2017.

2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU = Scientific electronic library eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/. – Дата доступа: 30.10.2017.

 

V. Вопросы для самоподготовки.

а) по базисным знаниям:

1. Назовите иммунологические реакции, которые лежат в основе патогенеза системной красной волчанки и ревматоидного артрита.

2. Что такое L-клетки, АНА (антинуклеарные антитела), РФ (ревматоидный фактор).

3. Причины и механизмы формирования иммунокомплексного процесса при СКВ.

4. Патоморфологические изменения в почках при СКВ.

5. Назовите состав нормальной синовиальной жидкости.

6. Какие морфологические изменения в коже наблюдаются при склеродермии и узелковом периартериите.

 

     б) по данной теме:

1. Современные представления об этиопатогенезе заболеваний соединительной ткани у детей.

2. Ювенильный ревматоидный артрит: классификация, клиника, диагностические критерии ювенильного ревматоидного артрита.

3. Современные принципы лечения ювенильного ревматоидного артрита.

4. Системная красная волчанка, узелковый периартериит, дерматомиозит, системная склеродермия у детей. Дифференциально-диагностические критерии. Лечение.

5. Методика применения и осложнения кортикостероидной терапии.

Темы УИРС:

1. Болезнь Рейтера.

2. Волчаночный гломерулонефрит.

 

VI. Структура темы занятия

Системная красная волчанка (СКВ) - заболевание из группы диффузных болезней соединительной ткани, развивающееся на основе генетически обусловленного несовершенства иммунорегуляторных процессов, приводящего к образованию множества антител к собственным клеткам и их компонентам и возникновению иммунокомплексного воспаления, следствием которого является повреждение многих органов и систем.

 

Классификация ЮРА

1. Системный вариант.

2. Полиартикулярный вариант:

   - субтип с наличием РД;

   - субтип с отсутствием РД.

3. Олигоартикулярный вариант.

 

По течению выделяют медленно- и быстропрогрессирующий вариант ЮРА.

 

Критерии международной ревматологической ассоциации для диагностики ревматоидного артрита.

 

А. Клинические признаки.

1. Артрит более 3 месяцев одного сустава;

2. Артрит 2-ого сустава возникающий через 2-3 месяца и позже;

3. Симметричность поражения суставов, поражение мелких суставов;

4. Контрактура, мышечная атрофия, утренняя скованность;

5. Ревматоидные узелки;

6. Ревматоидное поражение глаз;

7. Проявление ревматоидного васкулита (серозиты, кардит, пневмонит, нефрит и т.д.).

 

Б. Рентгенологические признаки.

1. Остеопороз;

2. Сужение суставной щели;

3. Костные эрозии;

4. Поражение шейного отдела позвоночника;

5. Мелкокистозная перестройка костной структуры эпифиза;

6. Анкилоз составов.

 

В. Лабораторные признаки.

1. Положительная реакция на ревматоидный фактор.

2. Гистологические изменения в синовиальной оболочке при биопсии (гипертрофия ворсинок, пролиферация поверхностных синовиальных клеток, лимфоидно-плазмоклеточная инфильтрация, очаги некроза, отложение фибрина).

3. Наличие более 5% рогоцитов в синовиальной жидкости.

Если 3 признака - вероятный ЮРА

         4 признака - определенный

         8 признаков - классический

 

Тестовый контроль

1. Основной механизм действия глюкокортикоидов состоит в:

1. Взаимодействии с внутриклеточными рецепторами в клетках-мишенях

2. Обеспечении распада гликогена в печени

3. Подавлении воспалительной реакции, связанной с гипер- чувствительностью

2. Образование антител в организме угнетается при:

1. Дефиците Т-киллеров

2. Дефиците Т-супрессоров

3. Дефиците Т-хелперов

4. В-иммунодефицитах

3. Какие виды защиты обеспечивает Т-система иммунитета?

1. Противовирусный иммунитет

2. Противобактериальный иммунитет

3. Антитоксический иммунитет

4. Поствакцинальный иммунитет

5. Противоопухолевый иммунитет

4. Что из перечисленного является показанием для назначения глюкокортикоидов?

1. Средне-тяжелый астматический приступ

2. Сывороточная болезнь

3. Синдром Стивена-Джонсона

4. Анафилактический шок

5. Какие изменения в общем анализе крови характерны для аллергических заболеваний в фазе ремиссии?

1. Анемия, увеличенная СОЭ

2. Сдвиг лейкоцитарной формулы влево

3. Лейкоциотоз, нейтрофилез

4. Эозинофилия, лейкопения, лимфоцитоз

5. Умеренный лейкоцитоз, анэозинофилия, лимфоцитоз

6. Какие функции выполняют В-лимфоциты?

1. Притивовирусный иммунитет

2. Противобактериальный иммунитет

3. Поствакцинальный иммунитет

4. Противоопухолевый иммунитет

5. Антитоксический иммунитет

7. Наиболее важным показателем иммунологического статуса служат:

1. Медиаторы

2. Неспецифические факторы защиты, включая фагоциты

3. В-лимфоциты

4. Т-лимфоциты, их популяции и субпопуляции

8. Какие из перечисленных групп клеток продуцируют антитела?

1. Т-лимфоциты

2. В-лимфоциты

3. Ретикулоциты

4. Плазматические клетки

9. Какие из перечисленных классов иммуноглобулинов появляются первым при инфекционном заболевании?

1. Ig класса G

2. Ig класса М

3. Ig класса А

4. Ig класса Е

5. Ig класса D

10. В диагностике каких заболеваний наиболее важно определить количество Т и В лимфоцитов?

1. Ревматизм

2. Иммунодефицитные состояния

3. Лимфопролиферативные заболевания

4. Бронхиальная астма

5. Все перечисленные заболевания

11. Какова основная роль иммуноглобулинов? Они являются:

1. Антителами

2. Антигенами

3. Хемотаксическим фактором

4. Всеми перечисленными факторами

12. Аутоантитела могут выявиться при следующих заболеваниях:

1. Системные заболевания соединительной ткани

2. Хронический активный гепатит

3. Неспецифический язвенный колит

4. Тиреоидит Хашимото

5. При всех перечисленных заболеваниях

13. Выберите симптомы, характерные для СКВ:

1. Сухость глаз и слизистых

2. Периферические невриты

3. Антитела, специфичные для антигенов почек и легких

4. Сыпь в виде "бабочки"

14. Укажите, при какой патологии выявляются: деформирующий артрит с миатрофией, остеопорозом или деструкцией хряща на рентгенограммах?

1. Дерматомиозит

2. Системная красная волчанка

3. Системная склеродермия

4. Ревматоидный артрит

15. Для какой патологии характерно: контрактуры суставов, мышечная слабость, дисфагия, периорбитальная эритема

1. Системная красная волчанка

2. Дерматомиозит

3. Системная склеродермия

4. Ревматоидный артрит

16. Для какого заболевания характерно наличие контрактур суставов, очагового или диффузного отечно-индуративного уплотнения кожи, гипотонии пищевода?

1. Дерматомиозит

2. Системная красная волчанка

3. Системная склеродермия

4. Ревматоидный артрит

17. Для какого заболевания характерны: артрит, дерматит (эритема) в форме бабочки на лице, нефрит?

1. Дерматомиозит

2. Системная красная волчанка

3. Системная склеродермия

4. Ревматоидный артрит

18. Для ЮРА характерно:

1. Летучие боли в суставах в течение 10-14 дней

2. Упорный артрит одного или нескольких суставов в течение трех месяцев и более, утренняя скованность

3. Длительный моноартрит коленного или тазобедренного сустава при отсутствии утренней скованности

Ответы:

1 - 3; 2 - 4; 3 - 1; 4 - 4; 5 - 4; 6 - 2; 7 - 4; 8 - 4; 9 - 2; 10 - 2; 11 - 1; 12 - 5; 13 - 4; 14 - 4; 15 - 2; 16 - 3; 17 - 2; 18 -2

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПЕДИАТРИИ

 

 

Утверждено на заседании кафедры педиатрии протокол № 11 «29» августа 2016            Заведующая кафедрой доцент Зарянкина А.И.

 

 

                                                      

 

 

Т Е М А: «СИСТЕМНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ»

 

Учебно-методическая разработка

для студентов 4 курса

медико-диагностического факультета

 

 

                          Автор: ассистент Николаенко Н.В.

 

 

Гомель, 2016


Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы занятия. VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи и тестовый контроль.

 

I. Актуальность темы.

В группу системных заболеваний соединительной ткани включены ряд нозологических форм, характеризующихся системным типом воспаления различных органов в основе развития которых лежат аутоиммунные и иммунокомплексные реакции.

Практическим обоснованием для объединения этих болезней в группу диффузных заболеваний соединительной ткани являются схожесть отдельных клинических проявлений, особенно в ранней стадии болезни, которые характеризуются (лихорадкой, полиартритами, полисерозитами и различными висцеральными поражениями). Общие лабораторные показатели восспалительной активности, общие групповые и характерные для каждой болезни иммунологические маркеры и, наконец, близкие принципы противовоспалительного и иммуносупрессивного лечения все это вместе диктует необходимость каждому педиатру знать данные заболевания и уметь правильно провести дифференциальную диагностику.

 

II. Цель занятия

Научить студентов правильно интерпретировать клинические симптомы и данные лабораторных исследований, на основании полученных результатов поставить развернутый клинический диагноз и назначить адекватное лечение больному с системным заболеванием соединительной ткани.

 

                                     Студенты должны знать:

· этиология, патогенез развития заболеваний соединительной ткани;

· клинические проявления ювенильного ревматоидного артрита, дер- матомиозита, узелкового периартериита, системной красной волчанки;

· механизм действия глюкокортикоидов, побочные явления, сопроводительную терапию.

                                 Студенты должны уметь:

· тщательно собрать анамнез;

· уметь выявить в анамнезе факторы, которые имеют значение в формировании системного заболевания соединительной ткани;

· уметь проводить дифференциальную диагностику клинических синдромов при различных видах поражений соединительной ткани;

· правильно интерпретировать каждый клинический синдром;

· уметь объяснить и оценить общие и биохимические показатели крови.

III. Разделы, изученные ранее и необходимые



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.62 (0.091 с.)