Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти.



Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации») определяет, что право устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате – компетенция представительных органов местного самоуправления. Свои полномочия в налоговой сфере представительные органы местного самоуправления реализуют только в соответствии с федеральными законами. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что «конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти»(Пункт 3 постановления КС РФ от 11 ноября 1997 г. №16-П // СЗ РФ – 1997. №46. Ст. 5339).

На этих конституционных положениях базируется и Налоговый кодекс РФ. Согласно пст. 1 ч. I HK РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает:

во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов;

во-вторых – законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации;

в-третьих, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Таким образом, акты органов исполнительной власти не составляют законодательство о налогах и сборах.

В действительности налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Однако необходимо учитывать, что только закон налагает на налогоплательщика соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 ч. I HK РФ).

Вопрос о налоговом законодательстве – это не только вопрос о видах нормативных правовых актов, но и об отношениях, подлежащих урегулированию именно актами конкретного вида. По форме налоговое законодательство является совокупностью актов законодательных (представительных) органов. По содержанию – совокупностью норм, регулирующих вопросы налогообложения и сборов, отнесенные Конституцией РФ к ведению законодательных (представительных) органов власти.

Можно предложить следующее определение. Налоговое законодательство – совокупность норм, содержащихся в законах Российской Федерации и принятых на их основе законах субъектов Федерации, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) ихдолжностных лиц, а также ответственность за нарушения налоговых обязательств.

Налоговый кодекс РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты этой сферы могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.

Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей Часть первая НК РФ принята Федеральным законом от 31 июля 1998 г. 146-ФЗ. Она состоит из семи разделов, в которых регулируются отношения, составляющие основу всей налоговой системы.

Частью второй НК РФ урегулирован порядок исчисления и уплаты конкретных налогов: федеральных, региональных, местных. Главы части второй НК РФ объединены в разделы, объединяющие налоги одного уровня. Самостоятельный раздел посвящен регулированию специальных налоговых режимов.

Налоговый кодекс РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.

Налоговый кодекс РФ — основа законодательства РФ о налогах и сборах. Остальное законодательство принимается только в соответствии с НК РФ.

К законам общего действия, включены в систему законодательства о налогах и сборах, относятся нормативные правовые акты, регулирующие, например, правовой статус налоговых органов, какой-либо группы налогоплательщиков. Необходимость принятия федеральных законов о налогах и сборах предусмотрена целым рядом статей НК РФ. К таким нормативным правовым актам относится, в частности, Закон РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»1, Федеральный закон РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и т. д.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. Правовой статус субъектов Федерации наделяет их законодательные (представительные) и исполнительные органы власти правом в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативно-правовые акты, устанавливающие нормы налогового права.

Законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов, принятых по вопросам налогообложения.

На муниципальном уровне нормативные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных НК РФ, муниципальные исполнительные органы имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением.

Развивая положения Конституции РФ, НК РФ (ст. 12) и Бюджетный кодекс РФ (п. 1 ст. 64) прямо запрещают субъектам Федерации и органам местного самоуправления вносить элементы новизны в налоговую систему России. Следовательно, относительно установления региональных и местных налогов и сборов региональное и муниципальное правотворчество носит усеченный (ограниченный) характер и распространяется только на сферу введения налогов, отнесенных НК РФ к региональным или местным.

Таким образом, нормативные правовые акты данного уровня имеют следующие характерные признаки: обязательное соответствие НК РФ; пространственная ограниченность их юридической силы — действуют в границах соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования; обязательность для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, расположенными в указанных границах; необходимость регистрации со стороны федеральных органов государственной власти (Министерства юстиции РФ); возможность их обжалования субъектами налогового права в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.

 

 


[1] Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество [Электронный ресурс]: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. Дан. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. Б-ки Том. гос. Ун-та. (дата обращения 22.04. 2018).

[2] Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество [Электронный ресурс]: Соглашение между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 (ред. от 15.10.2007) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. Дан. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. Б-ки Том. гос. Ун-та. (дата обращения 22.04. 2018).

[3] Кастанова Е.Д. Правовые способы устранения международного двойного налогообложения и борьбы с уклонением от уплаты налогов/ Е.Д. Кастанова // Право и управление. XXI век. 2013. №1(26) С. 110.

[4] О подписании соглашения между правительством российской федерации и правительством республики куба о торгово - экономическом сотрудничестве [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 13.05.1999 № 531// КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. Дан. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. Б-ки Том. гос. Ун-та. (дата обращения 22.04. 2018).

[5] О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле [Электронный ресурс]: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 29.05.2001 (ред. от 18.07.2007) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. Дан. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. Б-ки Том. гос. Ун-та. (дата обращения 22.04. 2018).

[6] О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства [Электронный ресурс]: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 11.11.1993// КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. Дан. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. Б-ки Том. гос. Ун-та. (дата обращения 22.04. 2018).

[7]Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налогового законодательства [Электронный ресурс]: Заключено в г. Стокгольме 02.12.1997 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. Дан. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. Б-ки Том. гос. Ун-та. (дата обращения 22.04. 2018)

[8] Кучеров И.И. Международное налоговое право.- М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2007.- С.234

[9] Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]: (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. Дан. М., 2018. Доступ из локальной сети Науч. Б-ки Том. гос. Ун-та. (дата обращения 22.04. 2018).

[10] Кучеров И.И. Международное налоговое право.- М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2007.- С.95

[11] Горбунова О.Н. Финансовое право: учебник / Е.Ю. Грачева; отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С.42.

[12] Пункт 26 решения суда ЕС от 28 января 1986 г., дело С-270/83 (Commission v. France-Avoir Fiscal Case).

[13] Захаров А.С. Налоговое право Европейского Сообщества и международные налоговые договоры//Налоговые споры: теория и практика. 2006. № 8.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.137.68 (0.026 с.)