Как относятся к детям с ограниченными возможностями специалисты, родители и общество



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как относятся к детям с ограниченными возможностями специалисты, родители и общество



К числу социальных факторов отклонений развития у детей относится уровень толерантности, терпимости по отношению к «нестандартнымдетям».

Проблема состоит в том, что даже специалисты, работающие с детьми, зачастую проявляют нетерпимость по отношению к детям с ограниченными возможностями: они не так быстро усваивают программный материал, имеют отклонения в поведении и внешности. И первым желанием бывает изолировать, избавиться от них, направив в какое-либо специализированное учреждение. Однако не каждый ребенок с ограничениями в развитии должен воспитываться вспециальном учреждении. Бо-

 

 

________________________________________________________________

58

лее того, нужно всячески способствовать контактам «нестандартных» детей со сверстниками, чтобы сформировать у последних правильные, реальные представления об их проблемах. Эффективность реабилитационной работы зависит от отношения специалистов и рядовых членов общества к тому, что дети с ограниченными возможностями тоже имеют способности и равные права со здоровыми.

Родители детей со специальными нуждами помимо переживаний событий и ситуации, свойственных большинству семей, испытывают воздействие и других факторов, многие из которых являются стрессорными, имеющими хронический характер.

Среди множества типов родительских стратегий можно выделить общие, направленные на приобретение детьми некоего социально желательного статуса, социально одобряемой роли в конкретной социальной группе или обществе. Реализация этого родительского устремления зависит не только от возможностей ребенка, но и от того, как сообщество оценивает его. Если окружение отвергает ребенка, родители не могут достичь своей цели. Более того, те родители, дети которых обесценены в системе культуры, сами обесцениваются как родители. Если роль воспитания можно определить как передачу культуры, то родители, чьи дети отвергнуты культурой, оказываются лишенными своего предназначения и вынуждены растить своих детей в социальном вакууме.

Родители детей со специальными нуждами нередко имеют дело с противоречащими друг другу объяснениями состояния их ребенка, обусловленными культурой всего общества, их собственной семейной идеологией, установками ближайшего окружения и профессиональными оценками специалистов, работающих с ребенком. Социальная оценка инвалидности как ограничения возможностей, аномалии, непригодности делает маргинальным характер социальной жизни ребенка. Таким образом, ограничение возможностей следует понимать как процесс, в котором немаловажную роль играют факторы среды, углубляющие или компенсирующие первичные дефекты развития.

Важнейшая общечеловеческая ценность, на которой основывается сегодня социальное развитие во всем мире, — это доброжелательное отношение к людям, не похожим на остальных, восприятие детей с нарушениями развития прежде всего как

 

 

________________________________________________________________

59

детей. Это, в свою очередь, требует соблюдения ряда условий: предоставление детям с ограниченными возможностями равных прав и особых условий для развития, обучение их навыкам независимости, самостоятельной жизни, умению отстаивать свои права.

Основой для успешного взаимодействия специалистов и родителей в целях максимального удовлетворения потребностей ребенка являются открытость и гуманизм, профессионализм и ответственность во всей системе отношений между ребенком, семьей, специалистом и обществом.

Социальное окружение семьи может как способствовать, так и противодействовать стрессам и кризисам в жизни семьи. Окружающие нередко несправедливы к родителям, возлагая на них вину за случившееся. Родители попадают в сложную ситуацию: с одной стороны, они помогают и заботятся о своих детях, желают им самого лучшего; с другой стороны, они принадлежат к обществу, которое, возможно, рассматривает их ребенка как социально непригодного, не имеющего никакой социальной ценности. Ожидания родителей по поводу будущего развития и жизни ребенка могут оказаться нереализованными не только в связи с его заболеванием, но и в силу препятствий социального характера. Когда недостатки развития ребенка вы­ражены не грубо, родители сталкиваются с дополнительной трудностью — неопределенностью ситуации, в которой ребенок может быть принят или отвергнут окружением. Шаткое, неустойчивое положение ребенка является сильным стрессогенным фактором для всей семьи.

Широкое окружение семьи (соседи, прохожие, дети во дворе, профессиональные работники) представляет важный фактор, который может играть как позитивную, так и негативную роль в развитии стресса. Каждая из таких встреч может иметь как стрессогенный, так и терапевтический эффект в зависимости от того, как строятся отношения и взаимопонимание участников в процессе их взаимодействия.

Каждый раз, когда на определенном этапе жизненного цикла происходит адаптация семьи к стрессу, видоизменяется и сама семейная система. Могут изменяться состав семьи, ее идеологический стиль, способы взаимодействия и функции. Если семья реагирует на стресс недостаточно гибко и становится не­сбалансированной, то возникает опасность дисфункции, т.е. патологического функционирования семьи: жестокого обраще-

 

____________________________________________________________________

60

ния с детьми, разрушения психического здоровья членов семьи, ухудшения или распада внутрисемейных отношений. Если такая ситуация затягивается, это может привести семью к необходимости терапии. Наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями рассматривается как хроническая стрессоген-ная ситуация.

 

Где лучше воспитывать ребенка с отклонениями в развитии — в семье или в учреждении?

Ранее, как за рубежом, так и в нашей стране, социально приемлемым считался отказ от аномального ребенка непосредственно в родильном доме, чтобы мать не успела к нему привыкнуть. В последнее время отмечается обратная тенденция: социально-приемлемым считается воспитание детей с отклонениями в развитии в семье. Это определяет хроническую стрессовую ситуацию во многих семьях, даже в тех, которые, на первый взгляд, кажутся благополучными. При отсутствии нормальной социальной поддержки такие семьи часто распадаются. Одинокой матери далеко не всегда удается создать благоприятные условия для развития ребенка. В некоторых случаях это оказывается практически невозможным. И тогда единственным оказывается решение о временном помещении ребенка в детское учреждение системы социальной защиты. Однако это не значит, что ребенка, оказавшегося в системе государственной опеки, следует вычеркнуть из памяти по принципу «с глаз долой — из сердца вон». Необходимо, чтобы близкие навещали своих детей в этих учреждениях; посоветуйте матерям проводить с ними свободное время, чтобы они не чувствовали себя заброшенными и никому не нужными. Ведь эти учреждения создавались с единственной целью облегчения жизненных тягот семьи, а не для увеличения сирот в нашей стране.

Специальные исследования показали, что отрицательные последствия воспитания детей грудного и раннего возраста в учреждениях закрытого типа возникают не из-за отсутствия материального ухода, а являются следствием недостаточности эмоциональных контактов и совместной деятельности ребенка со взрослым, а также недостаточной сенсорной и социальной стимуляции ребенка в подобных учреждениях.

Специалисты, которые занимались этой проблемой, отмечали в своих выводах, что и в семье могут возникать условия,

 

 

________________________________________________________________

61

которые существенным образом не отличаются от условий в учреждении, и что ребенок может страдать и в результате разлуки с матерью, хотя он физически с ней не разлучен (например, с депрессивной или с психопатической, холодной матерью).

Возникает также вопрос: не препятствует ли множественность лиц, заменяющих ребенку мать, своевременному развитию его личности? Большинство ученых пришли к выводу, что не так важно, сколько человек окружают ребенка — главное, чтобы кто-то из них неформально относился бы к малышу, выражал ему любовь и заботу, обеспечивал воздействия, стимули­рующие его развитие.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.135.174 (0.029 с.)