Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели назначения постельного режима
1) Ограничить физическую активность пациента (это снизит потребность клеток организма в кислороде, следовательно, позволит адаптироваться к условиям гипоксии при нарушении удовлетворения потребности "дышать"). 2) Уменьшить боль, в том числе послеоперационную. Это позволит снизить дозу необходимых обезболивающих препаратов. 3) Дать возможность ослабевшему и истощенному пациенту собраться с силами и отдохнуть. Постельный режим физиологичен лишь в том случае, если пациент может сам поворачиваться, занимать удобное положение и присаживаться в постели. При назначении строгого постельного режима удовлетворение всех основных потребностей значительно нарушается. Такие пациенты обязательно нуждаются в проведении специальных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения целого ряда проблем. ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕЗДВИЖЕННОГО ПАЦИЕНТА: - риск появления пролежней, - риск дыхательных нарушений (нарушения дренажной функции бронхов и застойных явлений в легких), - риск нарушения мочевыделения (образования камней в почках и инфицирования мочевых путей), - риск запоров, - риск снижения аппетита, - риск изменений в опорно-двигательном аппарате (контрактур суставов и гипотрофии мышц), - риск травмы в результате падения, - риск нарушения сна, - риск дефицита личной гигиены, - риск дефицита общения. ЗАПОМНИТЕ! Вероятность возникновения таких проблем значительно выше у пациентов пожилого и старческого возраста. При любом из назначенных режимов двигательной активности медсестра оценит у пациента эффективность способа удовлетворения его жизненно важных потребностей и создаст ему условия для максимально возможного комфорта. С этой целью медсестра может: • выполнить необходимые действия за пациента; • обучить пациента новому способу удовлетворения своих потребностей, то есть - новому образу жизни; - создать условия для того, чтобы пациент самостоятельно мог удовлетворить все свои потребности: только независимость в их удовлетворении является показателем хорошей адаптации, высокого качества жизни в болезни. Если пациенту назначен строгий постельный режим, медсестре самой придется удовлетворять большинство его потребностей. При улучшении состояния пациента врач постепенно расширяет назначенный ему двигательный режим и задача медсестры - адаптировать пациента к этому более активному режиму.
БИОМЕХАНИКА Чтобы уменьшить отрицательное влияние на пациента ограниченного режима двигательной активности, а также снизить риск возможных травм у медсестры, которая осуществляет уход за таким пациентом, ей необходимо знать и соблюдать целый ряд правил. Познакомимся с теми из них, которые помогут предотвратить повреждения органов и тканей при осуществлении различных перемещений тяжелобольного человека. Многие из них основаны на законах БИОМЕХАНИКИ. "При неловком уходе последний причиняет одни лишь мучения. Просто невероятно, сколько нерасторопности обнаруживается при переноске больного с одной кровати на другую, и нерасторопности как умственной, так и физической. Большинство людей думает, что переноска больного с одной постели на другую не более как вопрос физической силы. Тем не менее, после некоторых упражнений в умении взяться за больного, всякий может убедиться, что для этого вовсе не требуется особой силы". Эти слова известного врача Теодора Бильрота актуальны и сейчас. БИОМЕХАНИКА - наука, изучающая законы механического движения в живых системах. В самом широком смысле к живым системам в биомеханике относятся: > целостные системы, например - человек; > его органы и ткани; > объединения организмов, то есть совершающая совместные действия группа людей. Все движения человека осуществляются в полном соответствии с законами физики, но биомеханика много сложнее, чем механика неживых тел. Движения человека обеспечиваются совместной работой скелета, мышц, вестибулярного аппарата и нервной системы. БИОМЕХАНИКА В МЕДИЦИНЕ изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: ходьбе, подъемах тяжестей, наклонах, в положении сидя, стоя, лежа, а также при выполнении повседневных жизненных функций.
Человек, как правило, не задумывается над тем, как совершить то или иное движение: они носят рефлекторный характер. Эти рефлексы вырабатываются в раннем детском возрасте. Но не каждое движение человека достаточно рационально. По законам биомеханики, эффективно лишь то движение, которое обеспечивает достижение поставленной цели с наибольшей выгодой для организма: наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет. В равной мере сказанное относится и к неподвижному положению тела человека: лежа, сидя, стоя. Медицинская сестра должна быть знакома с правилами биомеханики, уметь применять их в своей работе и обучить пациента пользоваться ими для наиболее эффективного удовлетворения потребностей "двигаться" и "избегать опасности". Сохранить вертикальное положение тела в пространстве человек может только сохранив РАВНОВЕСИЕ. Начинающий ходить ребенок часто падает, так как только учится сохранять равновесие при ходьбе. Позднее он будет сохранять его и при выполнении многих более сложных движений. Медсестра, осуществляющая уход за тяжелобольными пациентами, должна уметь сохранить равновесие собственного тела и тела пациента, чтобы избежать падений и травм, а также уберечь позвоночник от неправильной или чрезмерной нагрузки. Одно из важных условий, обеспечивающих устойчивое равновесие тела - определенное отношение ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ТЕЛА К ПЛОЩАДИ ОПОРЫ. Площадь опоры человека в положении "стоя" ограничена ступнями его ног. Центр тяжести в таком положении находится примерно на уровне второго крестцового позвонка. Если центр тяжести твердого тела - фиксированная точка, то у человека центр тяжести смещается при изменениях позы, и может в некоторых случаях выйти за пределы площади опоры. Это грозит падением. При работе следует использовать существующие правила биомеханики. Правило первое: Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести при любом изменении положения тела будет проецироваться на площадь опоры. Правило второе: Равновесие станет более устойчивым, если увеличить площадь опоры. В положении стоя этого легко достичь разведением стоп в удобном положении: расстояние между стопами около 30 см, одна стопа немного выдвинута вперед. Правило третье: Равновесие более устойчиво, когда центр тяжести смещается ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях, приседанием. (Не наклоняйтесь вперед! Встаньте как можно ближе к человеку или грузу, который Вам предстоит поднять). Правило четвертое: Сохранить равновесие тела и снизить нагрузку на позвоночник поможет правильная ОСАНКА, то есть наиболее физиологичные изгибы позвоночного столба, положение плечевого пояса и состояние суставов нижних конечностей: - плечи и бедра в одной плоскости, - спина прямая, - суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник и мышцы спины. Правило пятое: Поворот всего тела, а не только плечевого пояса, предотвратит опасность нефизиологичного смещения позвоночника, особенно в случаях, когда это движение сопровождается подъемом тяжести. Избегайте резких движений! Правило шестое:
Требуется меньшая мышечная работа и нагрузка на позвоночник, если подъем тяжести заменить перекатываением, поворотом ее там, где это возможно. Кроме выполнения перечисленных правил биомеханики, необходимо также избегать натуживаний на высоте вдоха. В этот момент у человека возможны тяжелые нарушения в сердечнососудистой системе: расстройство ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы (эффект Вальсальвы). При этом появляются "шум в ушах", головокружение, слабость, возможна даже потеря сознания. Похожее состояние бывает у некоторых пациентов и при быстром изменении положения тела (постуральный рефлекс). У тяжелобольного обездвиженного пациента существует риск и другого вида травм. Речь идет о повреждении мягких тканей в результате неправильного ухода: ДЛИТЕЛЬНОМ С ДАВЛЕНИИ мягких тканей и их травмах при различных перемещениях пациента. Такие травмы называются ПРОЛЕЖНЯМИ. Если обездвиженный пациент длительно находится в одном и том же положении (лежит в постели, сидит в кресле-каталке), то в мягких тканях, которые сдавлены между поверхностью опоры и костными выступами ухудшается крово- и лимфообращение, травмируется нервная ткань. Это приводит к дистрофическим, а позднее - некротическим изменениям кожи, подкожно-жировой клетчатки и даже мышц. При неправильном перемещении пациента возможен РАЗРЫВ мышечных волокон и мелких сосудов вследствие сдвига тканей. Это значительно ухудшает трофику тканей, вызывает воспаление мышц и способствует образованию на этом месте глубоких пролежней. Возможна отслойка рогового слоя (ссадина), которая появляется в результате ТРЕНИЯ. Такие травмы связаны с тем, что медицинская сестра пытается придать телу пациента необходимое положение не приподнимая, а подтягивая его на постели. Образованию пролежней способствует влажная, неопрятная постель со складками и крошками. Более подробно о профилактике пролежней Вы узнаете из учебного модуля "Личная гигиена". Чтобы предотвратить травмы у пациента с ограниченной двигательной активностью, соблюдайте следующие правила: 1) Объясните пациенту цель и ход предстоящего перемещения. Оцените возможную степень его участия в предстоящей манипуляции. Объясните, каких действий Вы ожидаете от пациента во время ее выполнения. 2) Пациента легче и безопаснее "перекатить", чем переместить, приподнимая его над поверхностью кровати.
3) Когда медсестра поворачивает, передвигает, перекладывает пациента в постели, трение должно быть предельно исключено. 4) Большая площадь поверхности тела при перемещениях подвергается наибольшему трению. Чтобы снизить трение, необходимо уменьшить перемещаемую площадь. Это достигается в том случае, если руки пациента будут на шее или талии медсестры, либо сложены на груди. Если возможно, медсестре лучше воспользоваться помощью пациента: приподнимаясь над поверхностью постели с опорой на локти и пятки, с помощью медсестры пациент достигнет необходимого положения с наименьшим риском травм мягких тканей. 5) Чем меньше трение между телом пациента и постелью, тем меньше усилий потребуется медсестре для выполнения перемещения: это предотвратит травмы позвоночника у медсестры. 6) Если пациент не в состоянии помочь Вам осуществить необходимое перемещение, обратитесь за помощью к коллеге. Вдвоем или втроем осуществить манипуляцию значительно удобнее и безопаснее. Заранее обсудите с коллегой и пациентом план совместных действий. Избежать образования пролежней и некоторых других проблем (контрактур суставов, гипотрофии мышц, образования камней в почках и др.) у обездвиженного пациента позволят частые перекладывания его в различные положения в постели. Эти перемещения осуществляют с учетом правил биомеханики тела каждые 2 часа. Чтобы придать пациенту удобное, физиологичное положение, предотвратить сдавление тканей, контрактуры суставов и растяжение связок, необходимы функциональная кровать с противопро-лежневым матрацем и специальные приспособления. К ним относятся: достаточное количество подушек подходящего размера; валики из простыней, пеленок и одеял; специальные подставки для стоп, предотвращающие подошвенное сгибание. В настоящее время многими фирмами по производству медицинского оборудования выпускаются различные виды такого оборудования: матрацы, противопролежневые прокладки, подставки и подушки из природных и синтетических материалов, особенно удобные в применении. Существуют следующие положения пациента в постели: 1) Положение Фаулера (полулежа и полусидя): с приподнятым под углом 45-60 градусов изголовьем кровати. 2) Положение "на спине". 3) Положение "на животе". 4) Положение "на боку". 5) Положение Симса (промежуточное между положением "лежа на боку" и "лежа на животе"). Известно около тридцати различных технических приемов правильного перемещения. Познакомимся с некоторыми из них. ВЫПОЛНЯЯ ЛЮБОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ, МЕДСЕСТРЕ СЛЕДУЕТ: 1) Убедиться в наличии необходимого инвентаря. 2) Вымыть руки, надеть перчатки. 3) Объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения, обсудить с ним план совместных действий. Если необходимо; воспользоваться помощью коллег. 4) Опустить кровать в горизонтальное положение, отрегулировать необходимую высоту: когда лежащий пациент находится на уровне середины ее бедра. (Это позволит медсестре затратить меньше силы для выполнения манипуляции). Встать как можно ближе к пациенту.
5) Убрать одеяло, переложить подушку в изголовье кровати. (Это предотвратит вероятность удара пациента головой спинку кровати при неудачно выполняемой манипуляции). 6) Уложить пациента на спину. 7) Пользуясь правилами биомеханики, переместить пациента в необходимое положение.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОСТЕЛИ Таблица 1
Не забудьте учесть правила биомеханики и предотвратить эффект Вальсальвы, чтобы избежать травм и нарушений в работе сердца и сосудов. 8) Уложить пациента в одно из физиологичных положений в постели, воспользовавшись для этого подушками, валиками и прокладками нужных размеров, подставками для стоп. Они необходимы для того, чтобы: - суставы находились в наиболее физиологичном положении для предотвращения растяжений и контрактур (шея, поясница, суставы конечностей); - предотвратить сдавление мягких тканей под костными выступами; - обеспечить опору для стоп с целью предупредить их "провисание". 9) Уложить пациента, убедиться, что он чувствует себя хорошо. 10) Снять перчатки, вымыть руки. Таблица 2 РАЗЛИЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПАЦИЕНТА В ПОСТЕЛИ
Примечание: положение Фаулера сходно с положением пациента на спине. Подумайте, как уложить пациента в это положение? 316 Укладывать пациента на живот из положения "на спине" необходимо с использованием метода "перекатывания". Для этого: - разогните руку пациента; - прижмите ее к туловищу по всей длине; - подложите кисть этой руки под бедро; - "перевалите" его через эту руку, потянув на себя, на живот. Подобным образом можно вернуть его из положения "на животе" на спину. Укладывая пациента "на бок": - встаньте с той стороны от пациента, куда собираетесь его повернуть; - согните левую ногу (если хотите повернуть на правый бок), в коленном суставе, подсуньте левую стопу в правую подколенную впадину; - одной рукой придерживая бедро, другой - плечо, поверните пациента на себя (метод "перекатывания"); - зафиксируйте его в этом положении при помощи подушек и валиков. Уложив пациента в какое-либо из перечисленных положений, не забывайте, что положение нужно менять каждые 2 часа. Постепенное расширение постельного режима позволит пациенту более полноценно удовлетворять свою потребность "двигаться". Устройство современной функциональной кровати поможет ему в этом: поручни, трапеции для рук позволят самостоятельно переворачиваться, подтягиваться и присаживаться в постели. В дальнейшем, обеспечивая выполнение палатного режима, медсестра будет помогать пациенту переместиться с кровати на стул, кресло или кресло-каталку. Для обеспечения безопасности пациента и снижения нагрузки на собственный позвоночник медсестре следует: 1) Оценить подвижность и силу пациента, на которую можно рассчитывать. 2) Определить необходимость в помощи ассистента. 3) Обсудить с пациентом план совместных действий. 4) Поднять кровать на удобную высоту, убрать одеяло, положить подушку в изголовье кровати. 5) • Чтобы усадить пациента в постели, можно использовать прием "поднятия плечом". При этом свободной рукой пациент может опираться на трапецию или поручни кровати. • Чтобы усадить пациента на краю кровати с опущенными ногами: обхватив одной рукой пациента за плечо, другой - под колени, приподнимайте лежащего на боку пациента и одновременно поворачивайте его, чтобы усадить с опущенными ногами. Пациент может помочь Вам, опираясь свободной рукой о кровать. • Чтобы усадить пациента на стул (кресло) рядом с кроватью: удерживая за плечи сидящего на краю кровати пациента попросите его обхватить Вас за талию. Помогите ему встать. Стопы Ваших ног при этом - в положении "стопа к стопе". Сделав шаг назад, помогите пациенту встать. Повернувшись на 90 град., помогите пациенту усесться на стул, придерживая при этом его колени между своими коленями. Другая сестра при этом может пододвинуть стул и помочь усадить пациента. Не торопитесь! Помните о возможности появления слабости, головокружения, даже потери сознания (постуральный рефлекс) у пациента при резком изменении положения тела. Поддерживайте его какое-то время. Для того, чтобы избежать падения в случае ухудшения состояния пациента, его можно удержать следующими способами: - ЗАХВАТ "ЧЕРЕЗ РУКУ" - пациент прижимает свои руки к телу, удерживая больную руку здоровой в случае необходимости. Сестра находится сзади и фиксирует руки пациента в области запястий, просунув свои руки под мышками пациента. - ЗАХВАТ "ПОД ЛОКОТЬ" - медицинская сестра стоит немного сбоку и перед пациентом, фиксируя его колени между своими ногами так, чтобы ее собственное положение было устойчивым. Пациент наклоняется вперед так, чтобы его плечо упиралось в туловище медсестры. Медицинская сестра удерживает его, прижимая ладонями за локти согнутых рук. - ЗАХВАТ "ПОДМЫШЕЧНЫЙ" - отличается от предыдущего тем, что сестра удерживает пациента не за локти, а под мышками. 6) Убедиться в том, что пациенту удобно сидеть и положение его безопасно в отношении возможного падения: 2/3 длины бедер пациента должны находиться на сидении, спина опираться на спинку, стопы - устойчиво касаться пола или подножки. Если пациент имеет высокий риск падений, то лучше использовать специальный стул с защитными ограничениями (подлокотники и оградительная планка спереди) или кресло. ЗАПОМНИТЕ! Любые действия медицинской сестры в отношении пациента должны исключать возможный вред его здоровью и быть направлены на создание максимально возможного в болезни комфорта и благополучия. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Определенный режим двигательной активности пациенту назначает: а) палатная медсестра б) врач в) медсестра приемного отделения г) старшая медсестра 2. Режим двигательной активности, при котором пациенту запреща- ется вставать и садиться в постели называется_______________. 3. Пациенту при постельном режиме разрешается: а) только поворачиваться в постели б) сидеть на кровати, свесив ноги в) сидеть на стуле возле кровати г) свободно ходить по коридору, посещать туалет 4. Наука, изучающая законы механического движения в живых системах, называется___________. 5. Устойчивое равновесие тела возможно только тогда, когда центр тяжести тела проецируется на его площадь опоры: б) нет 6. Устойчивое положение "стоя" возможно, когда расстояние между стопами: а) 2-3 см б) 10см в) 30 см г) 60 см 7. Для того, чтобы повернуться стоя с грузом на руках а) поднимать груз и поворачиваться одновременно ' б) поднять груз и повернуться корпусом, не отрывая стоп от пола в) поднять груз, затем плавно повернуться на стопах, не сгибая туловища г) поднять груз, согнувшись, плавно повернуться 8. Причины повреждения мягких тканей у обездвиженного пациента: длительное сдавление, разрыв в результате смещения и ___________. 9. Чтобы предотвратить появление пролежней, обездвиженного пациента необходимо перекладывать в различные положения: а) обязательно каждые 20 минут б) каждые 2 часа в) каждые 3 часа г) утром и вечером 10. Положением Фаулера называется: а) положение "на животе" б) положение "на боку" в) промежуточное между положением "лежа на боку" и "лежа на животе" г) положение "на спине" с приподнятым под углом 45-60 градусов изголовьем кровати 11. Последовательность действий при укладывании пациента в различные положения в постели: а) убрать одеяло, положить подушку в изголовье кровати б) поставить опору под стопы в) убедиться в наличии необходимого инвентаря г) уложить пациента в необходимое физиологичное положение, воспользовавшись подушками и валиками д) объяснить пациенту ход и смысл предстоящего перемещения 12. Для предупреждения провисания стопы опора ставится под уг- лом ________градусов. 13. Независимо от положения, которое необходимо придать пациенту в постели, вначале следует привести кровать в горизонтальное положение: а) да б) нет 14. Эффект Вальсальвы развивается: а) при резком изменении положения тела пациента б) при глубоком выдохе в) при натуживании на высоте вдоха г) при длительном сдавлении мягких тканей у обездвиженного пациента 15. Стул подобран правильно, если на сидении находится: а) 2/3 длины бедер сидящего б) 1/2 длины бедер в) 1/3 длины бедер г) все бедро СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Задача 1 Во время обхода врач предложил пациенту Б. присесть в кровати для проведения осмотра. Пациент удивлен этим предложением, так как медсестра предупредила о том, что ему назначен постельный режим. "Я не встаю с постели и вообще стараюсь как можно меньше двигаться" - говорит пациент. В чем ошибка медсестры? Задача 2 В лечебное отделение поступила пациентка К., 68 лет, в бессознательном состоянии. Из беседы с врачом палатная медсестра выяснила, что улучшение в состоянии пациентки в ближайшие дни маловероятно. О каких потенциальных проблемах этой пациентки должна подумать медсестра? Задача 3 Пациенту С, 32-х лет, назначен палатный режим. Утром старшая медсестра встретила его у дверей туалета. На вопрос, почему он вышел в коридор, пациент ответил, что считает возможным пользоваться туалетом, так как ему уже можно вставать и ходить по палате. Старшая медсестра сделала по этому поводу замечание палатной медсестре, заставив ее исправить свою ошибку. В чем ошибка палатной медсестры? Задача 4 Медсестра зашла в палату к пациенту, которому назначен строгий постельный режим по поводу тяжелого заболевания сердца. Обнаружила, что пациент, имеющий избыточную массу тела, неудобно лежит в постели: матрац и подушки сбились к ножному концу кровати. Медсестра тут же начала перекладывать пациента: попросила его оттолкнуться пятками от кровати в то время, когда она, удерживая его под мышки, подтянет его к изголовью кровати. Верна ли тактика медсестры? Задача 5 Пациент Д. выписывается из хирургического отделения. Перенес две тяжелые операции на желудке и долгое время находился в бессознательном состоянии. Сейчас он чувствует себя хорошо, встает и пытается ходить при помощи костылей, так как не может опираться на правую стопу: она "висит", не сгибается в голеностопном суставе. С чем, вероятнее всего, связано это состояние? Задача 6 Составьте алгоритм действия медсестры по укладыванию пациента в положение Фаулера из положения "на боку". Задача 7 Как осуществить перемещение пациента в постели силами 3-х медсестер? (Составьте алгоритм действия). Задача 8 Как усадить пациента из положения "лежа на спине" на стул возле кровати? Задача 9 Пользуясь правилами биомеханики, помогите медицинской сестре выбрать удобный стул для организации своего рабочего места. Задача 10 Подумайте, какие приспособления для подъема и перемещения обездвиженного пациента можно было бы использовать, осуществляя уход в домашних условиях. МАНИПУЛЯЦИИ · Перемещение пациента в постели в одиночку и вдвоем · Укладывание пациента в постели в положения: на спине, на боку, Фаулера, Симса, на животе. · Усаживание пациента в постели. · Перемещение пациента с кровати на стул или кресло-каталку. ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА Функциональная кровать, противопролежневый матрац, трапеция для рук, подставка под стопы, подушки, валики, противопро-лежневые накладки, перчатки. ГЛОССАРИЙ БИОМЕХАНИКА - наука, изучающая законы механического движения в живых системах ГИПОТРОФИЯ МЫШЦ - постепенное истончение, повреждение мышечных волокон и уменьшение их сократительной способности в результате нарушения питания. ДРЕНАЖНАЯ ФУНКЦИЯ БРОНХОВ - функция бронхиального дерева, заключающаяся в своевременном удалении бронхиального секрета. ЗАСТОЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ - нарушение кровообращения в легочных сосудах, которое может привести к выходу плазмы крови в альвеолы. ЗАПОР - снижение двигательной функции кишечника, отсутствие стула более 2-х суток. КОНТРАКТУРА СУСТАВА - стойкое ограничение движения в суставе. ПОСТУРАЛЬНЫИ РЕФЛЕКС - появление головокружения, шума в ушах и даже потери сознания при резкой перемене положения тела вследствие нарушений в работе сердца и сосудов. БИОМЕХАНИКА - наука о правильном, рациональном движении, эффективно удовлетворяющем потребность двигаться и избегать опасности. ПРОЛЕЖЕНЬ - дистрофические, язвенно-некротические изменения кожи, подкожной клетчатки и других мягких тканей, развивающиеся вследствие их длительного сдавления, нарушения местного кровообращения и нервной трофики. ТРАВМА - нарушение целостности и функции тканей (органа) в результате внешних воздействий.
ЭФФЕКТ ВАЛЬСАЛЬВЫ - нарушения сердечного ритма и кровоснабжения мышцы сердца при натуживании на высоте вдоха.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 18 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПАЦИЕНТА УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ Студенты должны ЗНАТЬ: • факторы риска образования пролежней; • места возможного образования пролежней; • стадии образования пролежней; • правила сборки и транспортировки грязного бел ья. УМЕТЬ: · определить степень риска возникновения пролежней у каждого пациента; · обработать кожу при наличии пролежней; · обучить родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней на дому; · обучить пациента и его семью уходу за естественными складками и слизистыми оболочками на дому. ИМЕТЬ НАВЫКИ: ■ создания пациенту в постели необходимого положения в зависимости от заболевания с помощью функциональной кровати и других приспособлений; ■ приготовления постели пациенту; ■ смены нательного и постельного белья; ■ проведения мероприятий по профилактике пролежней; ■ обработки естественных складок кожи с целью профилактики опрелостей; ■ оказания помощи пациенту при утреннем туалете; ■ умывания пациента; ■ удаления выделений и корочек из носа; ■ протирание глаз; ■ обработки слизистой ротовой полости и губ; ■ очищения наружного слухового прохода; ■ чистки зубов пациента; ■ стрижки ногтей на руках и ногах; ■ бритья лица пациента; ■ подачи судна и мочеприемника (мужчине и женщине); ■ мытья головы и ног пациента; ■ обтирания кожи с мягким массажем спины; ■ осуществления ухода за наружными половыми органами и промежностью. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДОГОТОВКИ 1. Особенности ухода за тяжелобольным пациентом. 2. Положения, которые может занимать пациент в постели. 3. Основное предназначение функциональной кровати. 4. Положения, которые можно создать пациенту в постели с помощью функциональной кровати и других приспособлений. 5. Требования, предъявляемые к постельному белью. 6. Приготовление постели тяжелобольному пациенту. 7. Способы смены нательного и постельного белья тяжеболь- ному. 8. Основные правила сбора и траспортировки грязного белья. 9. Уход за волосами. 10. Подача судна и мочеприемника пациенту (мужчине и жен- щине). 11. Техника подмывания пациента (мужчины и женщины). 12. Опрелости, причины образования, локализация, профилакти- ка возникновения опрелостей. 13. Утренний туалет в постели тяжелобольному пациенту. 14. Обтирание кожи тяжелобольному пациенту. 15. Мытье ног пациенту в постели. 16. Стрижка ногтей на руках и ногах. 17. Бритье лица пациента. 18. Пролежни. Факторы риска развития пролежней, локализация. 19. Определение степени риска возникновения пролежней. 20. Мероприятия по профилактике пролежней. 21. Тактика медсестры при развитии пролежней. 22. Удаление слизи и корочек из носовой полости. 23. Протирание глаз тяжелобольному пациенту. 24. Очищение наружного слухового прохода. 25. Уход за ротовой полостью.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.221 с.) |