Успешное обучение невозможно без познавательного интереса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Успешное обучение невозможно без познавательного интереса.



3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша: как бы ни пытались обучить его действовать, по алгоритму, он будет делать по-своему). Переучивать не нужно.

У каждого человека есть потребность - иметь жизненные цен­ности. Они у всех разные (например: жизнь; здоровье; общество; дети; работа; карьера и т.д.).

ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИ­ДУАЛЬНА. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпели­во, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя пу­тями:

1) Соответствующим подбором содержания обучения; содер­жание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения (семья, друзья, общество).

2) Разнообразием форм обучения:

- лекция;

- деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые иг­ры);

- проблемный метод;

- беседа и т.д.

Для достижения желаемого результата, обучение должно быть ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ и ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕН­НЫМ.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:

- отзывчивость и сердечность;

- способность понять проблемы пациента;

- высокий профессионализм, грамотная речь;

- умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;

- умение настроить себя на задушевность, конфиденциаль­ность;

- умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

- мотивировать обучение, используя жизненные ценности. Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного процесса.

СПОСОБНОСТЬ - это психологическая особенность человека, от которой зависит успех в приобретении знаний, умений и навы­ков, необходимых для определенного рода деятельности.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ - способность органи­зовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - проявляется в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

КОНСТРУКТИВНОСТЬ - проявляется в умении проектиро­вать развитие обучающего процесса (как дать тот или иной матери­ал, в каком объеме?).

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ - проявляется в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагоги­ческой деятельности:

- педагогический такт

- внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде больше ее быть не может)

- интеллектуальный уровень

- самостоятельность в действиях

- наблюдательность

- общительность

- настойчивость

- самообладание

- активность

- высокая профессиональная подготовка

- целеустремленность

- трудолюбие

- доброта

- отзывчивость

- ответственность

- терпимость

- чувство юмора

Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создавать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.

Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать мо­мент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.

Готовность пациента к усвоению информации зависит от:

> состояния здоровья;

> состояния сознания;

> умственных способностей (интеллекта);

> возраста пациента.

Итак, осуществляя процесс обучения на 1-м этапе сестринского процесса (сестринское обследование) медсестра, собрав необходи­мую информацию о пациенте должна:

> заручиться поддержкой пациента (желание учиться, мотивация).

> определить, чему учить, как учить, зачем учить.

Это возможно только в том случае, если медсестра правильно определила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента. Задачи обучения и применяемые способы различны для разных этапов сестринского процесса.

1-й этап сестринского процесса — обследование пациента и сбор информации.

2-й этап сестринского процесса - это определение проблем (диагностика).

Например: не знает, как самостоятельно измерять и контролиро­вать АД.

Нет достаточной мотивации к обучению.

Если у пациента есть такие проблемы, как например острая боль; голод; жажда; высокое АД; резкое ослабление и т.д., тогда процесс обучения следует отложить, но опытные медсестры, с их мастерством и искусством, даже в экстремальных ситуациях найдут контакт с пациентом, обучат его и снимут проблему. Пример: пре­дупреждение развития воспаления легких у послеоперационных пациентов.

3-й этап сестринского процесса - планирование.

Медицинской сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента и обязательно составлять его вместе, заручиться его поддержкой, сотрудничать.

Постановка целей обязательна по двум причинам:

> дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в процессе обучения;

> используется для определения результатов обучения.

Цели должны быть: конкретны, реальны, достижимы.

4-й этап сестринского процесса - реализация намеченного плана.

Сотрудничество медсестры и пациента - залог успеха в обуче­нии.

Приступая к реализации составленного плана, медсестра долж­на учитывать окружающую обстановку - это важное условие для успешного обучения. Прежде всего необходимо определиться, как проводить обучение: группой, малой группой (парой), индивиду­ально

Так групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от количества обучаемых, достаточного времени у медсестры, фи­нансовых возможностей ЛПУ и пациента. Лучше всего обучение проводить индивидуально, но это, как правило, не всегда удается. Имеет значение комфорт во время обучения (наличие удобной ау­дитории, свежий воздух, нормальная температура в помещении, вентиляция, мебель, освещение и т.д.).

ПОМНИТЕ! ПОНИМАНИЕ И УСВОЕНИЕ ТРЕБУЕТ ВРЕМЕНИ И ПРАКТИКИ

 

 

Обучение всегда начинают с более простых навыков (например, умывание, одевание, прием пищи, пользование мочеприемником -повседневные навыки), а затем переходят к более сложным (напри­мер - пользование инвалидной коляской и техника измерения АД).

При обучении могут быть новые термины, непонятные для па­циентов. Нужно рекомендовать все записывать в виде словарика: термин - и его значение.

Например:

поручни - приспособления для самостоятельного передвижения пациента;

тонометр - прибор для измерения давления; гипертония - высокое АД и т.д.

ШИРОКО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПА­ЦИЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, МЕДИЦИНСКИЕ АТЛАСЫ, ПАМЯТКИ, КАЛЕНДАРИКИ, ИНСТРУМЕНТЫ И Т.Д.

Печатные материалы должны быть доступны, написаны про­стым языком, иметь небольшие объемы (большой объем отпугивает пациента), не содержать непонятных медицинских терминов.

ВНИМАНИЕ!

• При обучении избегайте сложных медицинских терминов.

• Выделяйте главное (можно простым подчеркиванием).

• Используйте большое количество примеров.

• Соблюдайте последовательность в обучении.

Схема обучения пациента:

1. Расскажите, что необходимо изучить.

2. Попросите все повторить.

3. Покажите все, что необходимо.

4. Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту

- выполните, по возможности, вместе.

5. Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до кон­ца.

Стремитесь при обучении от передачи знаний переходить к умению и навыку.

В процессе обучения задавайте больше конкретных вопросов, наблюдайте, как пациент выполняет новые навыки. Обучите своих пациентов вести дневник наблюдения, где они будут отражать оп­ределенные показатели своего здоровья (например: пульс, АД, мас­су тела и так далее). Если пациенты не могут запомнить даты, сроки

- попросите отмечать их на календарике.

ЗАПОМНИТЕ! ПАЦИЕНТ УСВАИВАЕТ ИНФОРМАЦИЮ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ОНА ЕМУ НУЖНА, БЛИЗКА ЕМУ, ПЕРСОНАЛЬНО ВАЖНА ДЛЯ НЕГО

5-й этап сестринского процесса - оценка. Следует соотнести полученный результат в обучении с поставленной целью.

В конце процесса обучения по конкретной проблеме медсестра сообщит пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:

> адекватная (совпадает с мнением медсестры); У неадекватная (завышенная или заниженная);

> нестабильная (сегодня доволен, завтра - нет).

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

1 этап - сбор информации.

Пациент, Иван Петрович, по профессии инженер по сельхоз­технике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь II ст. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр. В результате лечения АД быстро снижает­ся и пациент сразу выписывается, ссылаясь на очень большую заня­тость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекоменда­ции врача принимать лекарства для поддержания необходимого уровня артериального давления не выполняет. При последней гос­питализации АД 200/120 мм рт. ст., Р = 100 уд. в мин. Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные сред­ства, после чего артериальное давление быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, вы­глядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как измеряется артериальное давление ему и всем соседям по палате, рассматривает тонометр... Оказалось, он, и его родственники не умеют измерять артериальное давление.

2-й этап - постановка сестринских проблем.

Приоритетная проблема: дефицит знаний по технике измере­ния АД.

3-й этап - планирование.

Краткосрочная цель: пациент осознает необходимость само­стоятельно научиться измерять АД в течение 2 дней.

Долгосрочная цель: пациент будет уметь самостоятельно изме­рять АД и оценивать полученные результаты через 10 дней.

План:

1) Медсестра будет беседовать с пациентом по 10 минут в те­чение 2 дней с целью убедить его в необходимости уметь измерять АД самостоятельно.

2) Медсестра расскажет пациенту о различных видах аппаратов для измерения АД.

3) Медсестра поинтересуется финансовыми возможностями пациента и его семьи и даст совет, какой аппарат лучше приобрести для измерения АД (электронный, не нужен фонендоскоп).

4) Медсестра расскажет о технике проведения измерения АД и сама ее продемонстрирует, предложит все записать.

5) Медсестра предложит пациенту самому все рассказать.

6) Медсестра попросит пациента продемонстрировать технику измерения АД самому себе.

7) Медсестра вместе с пациентом ежедневно 2 раза в день бу­дет измерять АД, отвечая при этом на все возникающие вопросы, и будет поощрять успехи пациента.

8) Медсестра предложит пациенту через 10 дней продемонст­рировать самостоятельно измерение АД, оценить результаты.

4-й этап - реализация.

Медсестра реализует выше составленный план, согласованный с пациентом.

5 этап - оценка.

Через 10 дней пациент измеряет АД самостоятельно и пра­вильно оценивает результаты измерения.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Наука, изучающая процессы воспитания и обучения

2. Передача знаний и навыков медсестрой и усвоение их пациентом называется______________педагогика.

3. Установите соответствие.

Методы обучения: Действия медсестры:

1) словесный     A. Демонстрация слайдов, медицинских атласов

2) наглядный           Б. Набор дозы пенициллина в шприц

3) практический B. Изложение материала в виде беседы

                             Г. Беседа с демонстрацией видеофильма

4. Готовность пациента к усвоению информации зависит от состоя­ния здоровья, умственных способностей, состояния сознания и _____пациента.

5. Установите соответствие.

Вид способности:

1) организаторские

 

2) коммуникабельность

3)экспрессивность

4) конструктивность

Проявление способности:

A. Умение находить взаимоотношение с пациентом, учитывая его инди­видуальные особенности

Б. Умение выразить свои чувства, мысли

B. Умение проектировать развитие обучающего процесса, как пре­поднести тот или иной материал

Г. Стремление к лидерству, умение выделить цели, задачи

6. Обучение в сестринском деле - это двусторонний процесс целе­направленной деятельности__________и медсестры.

7. Необходимые личностные черты медсестры в процессе обучения:

а) расчетливость

б) самозабвенность

в) психологический такт

г) деспотизм

8. Умение выразить свои чувства, мысли или скрыть их выражается в способностях

9. Демонстрация лекарственных препаратов относится к методу обучения.

10. Медсестре лучше обучать пациентов:

а) индивидуально

б)группой

в) малой группой

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Участковая медсестра посетила на дому пациентку Н., 75 лет, с резким понижением зрения, страдающую хроническим тяжелым заболеванием бронхолегочной системы. В семье пациентки прожи­вает ее внучка, учащаяся 10 класса. Пациентка предъявляет жалобы на слабость, одышку, кашель с трудно отделяемой мокротой и ей кажется, что по вечерам у нее повышается температура тела, а ино­гда и днем познабливает.

Медсестра осмотрела пациентку: кожные покровы на ощупь несколько горячее, чем в норме. Дыхание 18 в мин, пациентка во время осмотра кашляет, кашель влажный, пульс 90 в мин, ритмич­ный, АД 130/80 мм рт. ст. Медсестра посоветовала измерять темпе­ратуру тела каждые 3 часа, обещала навестить ее снова через пару дней и прислать участкового врача, на что пациентка отвечает: "Да я не запомню, какая температура утром и вечером, а Вы говорите каждые 3 часа. Сама не смогу, плохо вижу. Мне внучка поможет".

Задача 2

Пациентка Н., 40 лет, прикована к инвалидной коляске в ре­зультате тяжелой травмы поясничного отдела позвоночника, кото­рую она получила много лет назад во время выполнения прыжка с брусьев и неудачного приземления. Долго и упорно лечилась, пере­несла несколько операций, но инвалидная коляска теперь ее средст­во передвижения как по дому, так и вне дома. Пациентка примирилась, научилась хорошо справляться с коляской, адаптировалась к новому способу удовлетворения потребности ДВИГАТЬСЯ. Но в последнее время очень поправилась, с трудом помещается в коля­ске, и постоянно беспокоят перебои в области сердца, слабость, чувство нехватки воздуха, страх.

При осмотре: пациентка повышенного питания. Кожные по­кровы бледные, дыхание 18 в мин, пульс 102 уд. в минуту аритмич­ный, АД 120/75 мм рт. ст. Врач назначил лечение и сказал: "При­нимайте лекарство под контролем частоты пульса".

При повторном посещении пациентки на дому медсестра выясни­ла, что лекарства пациентка приобрела, а как контролировать свой пульс, не знает.

Задачи 1 и 2 разберите по предложенному выше образцу.

ГЛОССАРИЙ

ВОСПРИЯТИЕ- наблюдение.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - способность к общению, общительность.

МОТИВ - побудительный эффект.

ПЕДАГОГИКА - наука о воспитании и обучении чело­века.

ПОЛИМОТИВАЦИЯ - несколько побудительных мотивов.

ПРИЕМ - совокупность действий.

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - передача знаний, умений и навыков

от медицинской сестры к пациенту или его окружению.

СПОСОБНОСТЬ - психологическая особенность чело­века

 

.

 

 

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 10

ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХЛОРСОДЕРЖАЩИХ ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИХ РАСТВОРОВ. ДЕЗИНФЕКЦИЯ: ВИДЫ, МЕТОДЫ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны ЗНАТЬ:

• понятие инфекционной безопасности;

• виды, методы и режимы дезинфекции в ЛПУ;

• правила техники безопасности при приготовлении де­зинфицирующих средств;

• правила оказания первой помощи при попадании хлорсодержащих растворов на кожу и слизистые.

УМЕТЬ:

· приготовить маточный раствор хлорной извести и промаркировать;

· приготовить растворы хлорной извести;

·  приготовить растворы хлорамина, промаркировать;

·  проводить влажную уборку помещений ЛПУ с применением дезинфицирующего раствора;

· проводить проветривание и кварцевание помещений ЛПУ;

· проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников;

· использовать защитные приспособления (маска, халат, шапочка, фартук, очки).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Определение понятия "дезинфекция"

2. Приготовление маточного раствора.

3. Приготовление рабочих растворов хлорной извести.

4. Приготовление рабочих растворов хлорамина.

5. Виды дезинфекции.

6. Методы дезинфекции.

7. Документ, регламентирующий виды, режимы дезинфекции и стерилизации в ЛПУ.

8. Условия хранения хлорсодержащих растворов.

9. Средства защиты, используемые медсестрой при приготов­лении хлорсодержащих растворов.

10. Маркировка дезинфицирующих растворов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.068 с.)