Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Успешное обучение невозможно без познавательного интереса.
3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша: как бы ни пытались обучить его действовать, по алгоритму, он будет делать по-своему). Переучивать не нужно. У каждого человека есть потребность - иметь жизненные ценности. Они у всех разные (например: жизнь; здоровье; общество; дети; работа; карьера и т.д.). ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНА. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе. Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями: 1) Соответствующим подбором содержания обучения; содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения (семья, друзья, общество). 2) Разнообразием форм обучения: - лекция; - деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры); - проблемный метод; - беседа и т.д. Для достижения желаемого результата, обучение должно быть ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ и ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМ. ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: - отзывчивость и сердечность; - способность понять проблемы пациента; - высокий профессионализм, грамотная речь; - умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям; - умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность; - умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента; - мотивировать обучение, используя жизненные ценности. Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного процесса. СПОСОБНОСТЬ - это психологическая особенность человека, от которой зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для определенного рода деятельности. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ - способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - проявляется в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности. КОНСТРУКТИВНОСТЬ - проявляется в умении проектировать развитие обучающего процесса (как дать тот или иной материал, в каком объеме?). ЭКСПРЕССИВНОСТЬ - проявляется в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагогической деятельности: - педагогический такт - внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде больше ее быть не может) - интеллектуальный уровень - самостоятельность в действиях - наблюдательность - общительность - настойчивость - самообладание - активность - высокая профессиональная подготовка - целеустремленность - трудолюбие - доброта - отзывчивость - ответственность - терпимость - чувство юмора Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создавать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь. Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию. Готовность пациента к усвоению информации зависит от: > состояния здоровья; > состояния сознания; > умственных способностей (интеллекта); > возраста пациента. Итак, осуществляя процесс обучения на 1-м этапе сестринского процесса (сестринское обследование) медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте должна: > заручиться поддержкой пациента (желание учиться, мотивация). > определить, чему учить, как учить, зачем учить. Это возможно только в том случае, если медсестра правильно определила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента. Задачи обучения и применяемые способы различны для разных этапов сестринского процесса. 1-й этап сестринского процесса — обследование пациента и сбор информации. 2-й этап сестринского процесса - это определение проблем (диагностика). Например: не знает, как самостоятельно измерять и контролировать АД. Нет достаточной мотивации к обучению. Если у пациента есть такие проблемы, как например острая боль; голод; жажда; высокое АД; резкое ослабление и т.д., тогда процесс обучения следует отложить, но опытные медсестры, с их мастерством и искусством, даже в экстремальных ситуациях найдут контакт с пациентом, обучат его и снимут проблему. Пример: предупреждение развития воспаления легких у послеоперационных пациентов.
3-й этап сестринского процесса - планирование. Медицинской сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента и обязательно составлять его вместе, заручиться его поддержкой, сотрудничать. Постановка целей обязательна по двум причинам: > дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в процессе обучения; > используется для определения результатов обучения. Цели должны быть: конкретны, реальны, достижимы. 4-й этап сестринского процесса - реализация намеченного плана. Сотрудничество медсестры и пациента - залог успеха в обучении. Приступая к реализации составленного плана, медсестра должна учитывать окружающую обстановку - это важное условие для успешного обучения. Прежде всего необходимо определиться, как проводить обучение: группой, малой группой (парой), индивидуально Так групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от количества обучаемых, достаточного времени у медсестры, финансовых возможностей ЛПУ и пациента. Лучше всего обучение проводить индивидуально, но это, как правило, не всегда удается. Имеет значение комфорт во время обучения (наличие удобной аудитории, свежий воздух, нормальная температура в помещении, вентиляция, мебель, освещение и т.д.). ПОМНИТЕ! ПОНИМАНИЕ И УСВОЕНИЕ ТРЕБУЕТ ВРЕМЕНИ И ПРАКТИКИ
Обучение всегда начинают с более простых навыков (например, умывание, одевание, прием пищи, пользование мочеприемником -повседневные навыки), а затем переходят к более сложным (например - пользование инвалидной коляской и техника измерения АД). При обучении могут быть новые термины, непонятные для пациентов. Нужно рекомендовать все записывать в виде словарика: термин - и его значение. Например: поручни - приспособления для самостоятельного передвижения пациента; тонометр - прибор для измерения давления; гипертония - высокое АД и т.д. ШИРОКО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, МЕДИЦИНСКИЕ АТЛАСЫ, ПАМЯТКИ, КАЛЕНДАРИКИ, ИНСТРУМЕНТЫ И Т.Д. Печатные материалы должны быть доступны, написаны простым языком, иметь небольшие объемы (большой объем отпугивает пациента), не содержать непонятных медицинских терминов. ВНИМАНИЕ! • При обучении избегайте сложных медицинских терминов. • Выделяйте главное (можно простым подчеркиванием). • Используйте большое количество примеров. • Соблюдайте последовательность в обучении. Схема обучения пациента: 1. Расскажите, что необходимо изучить. 2. Попросите все повторить. 3. Покажите все, что необходимо. 4. Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту - выполните, по возможности, вместе. 5. Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до конца. Стремитесь при обучении от передачи знаний переходить к умению и навыку. В процессе обучения задавайте больше конкретных вопросов, наблюдайте, как пациент выполняет новые навыки. Обучите своих пациентов вести дневник наблюдения, где они будут отражать определенные показатели своего здоровья (например: пульс, АД, массу тела и так далее). Если пациенты не могут запомнить даты, сроки - попросите отмечать их на календарике.
ЗАПОМНИТЕ! ПАЦИЕНТ УСВАИВАЕТ ИНФОРМАЦИЮ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ОНА ЕМУ НУЖНА, БЛИЗКА ЕМУ, ПЕРСОНАЛЬНО ВАЖНА ДЛЯ НЕГО 5-й этап сестринского процесса - оценка. Следует соотнести полученный результат в обучении с поставленной целью. В конце процесса обучения по конкретной проблеме медсестра сообщит пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть: > адекватная (совпадает с мнением медсестры); У неадекватная (завышенная или заниженная); > нестабильная (сегодня доволен, завтра - нет). ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА 1 этап - сбор информации. Пациент, Иван Петрович, по профессии инженер по сельхозтехнике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь II ст. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр. В результате лечения АД быстро снижается и пациент сразу выписывается, ссылаясь на очень большую занятость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекомендации врача принимать лекарства для поддержания необходимого уровня артериального давления не выполняет. При последней госпитализации АД 200/120 мм рт. ст., Р = 100 уд. в мин. Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные средства, после чего артериальное давление быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, выглядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как измеряется артериальное давление ему и всем соседям по палате, рассматривает тонометр... Оказалось, он, и его родственники не умеют измерять артериальное давление. 2-й этап - постановка сестринских проблем. Приоритетная проблема: дефицит знаний по технике измерения АД. 3-й этап - планирование. Краткосрочная цель: пациент осознает необходимость самостоятельно научиться измерять АД в течение 2 дней. Долгосрочная цель: пациент будет уметь самостоятельно измерять АД и оценивать полученные результаты через 10 дней. План: 1) Медсестра будет беседовать с пациентом по 10 минут в течение 2 дней с целью убедить его в необходимости уметь измерять АД самостоятельно.
2) Медсестра расскажет пациенту о различных видах аппаратов для измерения АД. 3) Медсестра поинтересуется финансовыми возможностями пациента и его семьи и даст совет, какой аппарат лучше приобрести для измерения АД (электронный, не нужен фонендоскоп). 4) Медсестра расскажет о технике проведения измерения АД и сама ее продемонстрирует, предложит все записать. 5) Медсестра предложит пациенту самому все рассказать. 6) Медсестра попросит пациента продемонстрировать технику измерения АД самому себе. 7) Медсестра вместе с пациентом ежедневно 2 раза в день будет измерять АД, отвечая при этом на все возникающие вопросы, и будет поощрять успехи пациента. 8) Медсестра предложит пациенту через 10 дней продемонстрировать самостоятельно измерение АД, оценить результаты. 4-й этап - реализация. Медсестра реализует выше составленный план, согласованный с пациентом. 5 этап - оценка. Через 10 дней пациент измеряет АД самостоятельно и правильно оценивает результаты измерения. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Наука, изучающая процессы воспитания и обучения 2. Передача знаний и навыков медсестрой и усвоение их пациентом называется______________педагогика. 3. Установите соответствие. Методы обучения: Действия медсестры: 1) словесный A. Демонстрация слайдов, медицинских атласов 2) наглядный Б. Набор дозы пенициллина в шприц 3) практический B. Изложение материала в виде беседы Г. Беседа с демонстрацией видеофильма 4. Готовность пациента к усвоению информации зависит от состояния здоровья, умственных способностей, состояния сознания и _____пациента. 5. Установите соответствие. Вид способности: 1) организаторские
2) коммуникабельность 3)экспрессивность 4) конструктивность Проявление способности: A. Умение находить взаимоотношение с пациентом, учитывая его индивидуальные особенности Б. Умение выразить свои чувства, мысли B. Умение проектировать развитие обучающего процесса, как преподнести тот или иной материал Г. Стремление к лидерству, умение выделить цели, задачи 6. Обучение в сестринском деле - это двусторонний процесс целенаправленной деятельности__________и медсестры. 7. Необходимые личностные черты медсестры в процессе обучения: а) расчетливость б) самозабвенность в) психологический такт г) деспотизм 8. Умение выразить свои чувства, мысли или скрыть их выражается в способностях 9. Демонстрация лекарственных препаратов относится к методу обучения. 10. Медсестре лучше обучать пациентов: а) индивидуально б)группой в) малой группой СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Задача 1 Участковая медсестра посетила на дому пациентку Н., 75 лет, с резким понижением зрения, страдающую хроническим тяжелым заболеванием бронхолегочной системы. В семье пациентки проживает ее внучка, учащаяся 10 класса. Пациентка предъявляет жалобы на слабость, одышку, кашель с трудно отделяемой мокротой и ей кажется, что по вечерам у нее повышается температура тела, а иногда и днем познабливает.
Медсестра осмотрела пациентку: кожные покровы на ощупь несколько горячее, чем в норме. Дыхание 18 в мин, пациентка во время осмотра кашляет, кашель влажный, пульс 90 в мин, ритмичный, АД 130/80 мм рт. ст. Медсестра посоветовала измерять температуру тела каждые 3 часа, обещала навестить ее снова через пару дней и прислать участкового врача, на что пациентка отвечает: "Да я не запомню, какая температура утром и вечером, а Вы говорите каждые 3 часа. Сама не смогу, плохо вижу. Мне внучка поможет". Задача 2 Пациентка Н., 40 лет, прикована к инвалидной коляске в результате тяжелой травмы поясничного отдела позвоночника, которую она получила много лет назад во время выполнения прыжка с брусьев и неудачного приземления. Долго и упорно лечилась, перенесла несколько операций, но инвалидная коляска теперь ее средство передвижения как по дому, так и вне дома. Пациентка примирилась, научилась хорошо справляться с коляской, адаптировалась к новому способу удовлетворения потребности ДВИГАТЬСЯ. Но в последнее время очень поправилась, с трудом помещается в коляске, и постоянно беспокоят перебои в области сердца, слабость, чувство нехватки воздуха, страх. При осмотре: пациентка повышенного питания. Кожные покровы бледные, дыхание 18 в мин, пульс 102 уд. в минуту аритмичный, АД 120/75 мм рт. ст. Врач назначил лечение и сказал: "Принимайте лекарство под контролем частоты пульса". При повторном посещении пациентки на дому медсестра выяснила, что лекарства пациентка приобрела, а как контролировать свой пульс, не знает. Задачи 1 и 2 разберите по предложенному выше образцу. ГЛОССАРИЙ ВОСПРИЯТИЕ- наблюдение. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - способность к общению, общительность. МОТИВ - побудительный эффект. ПЕДАГОГИКА - наука о воспитании и обучении человека. ПОЛИМОТИВАЦИЯ - несколько побудительных мотивов. ПРИЕМ - совокупность действий. СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - передача знаний, умений и навыков от медицинской сестры к пациенту или его окружению. СПОСОБНОСТЬ - психологическая особенность человека
.
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 10 ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХЛОРСОДЕРЖАЩИХ ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИХ РАСТВОРОВ. ДЕЗИНФЕКЦИЯ: ВИДЫ, МЕТОДЫ УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ Студенты должны ЗНАТЬ: • понятие инфекционной безопасности; • виды, методы и режимы дезинфекции в ЛПУ; • правила техники безопасности при приготовлении дезинфицирующих средств; • правила оказания первой помощи при попадании хлорсодержащих растворов на кожу и слизистые. УМЕТЬ: · приготовить маточный раствор хлорной извести и промаркировать; · приготовить растворы хлорной извести; · приготовить растворы хлорамина, промаркировать; · проводить влажную уборку помещений ЛПУ с применением дезинфицирующего раствора; · проводить проветривание и кварцевание помещений ЛПУ; · проводить контроль санитарного состояния палат, тумбочек, холодильников; · использовать защитные приспособления (маска, халат, шапочка, фартук, очки). ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Определение понятия "дезинфекция" 2. Приготовление маточного раствора. 3. Приготовление рабочих растворов хлорной извести. 4. Приготовление рабочих растворов хлорамина. 5. Виды дезинфекции. 6. Методы дезинфекции. 7. Документ, регламентирующий виды, режимы дезинфекции и стерилизации в ЛПУ. 8. Условия хранения хлорсодержащих растворов. 9. Средства защиты, используемые медсестрой при приготовлении хлорсодержащих растворов. 10. Маркировка дезинфицирующих растворов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.068 с.) |