Практикум по обществознанию, раздел «Экономика»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум по обществознанию, раздел «Экономика»



Практикум по обществознанию, раздел «Экономика»

Особенности практических заданий

Роль дидактического пособия заключается не в том, чтобы изучающий экономику получил готовые рецепты на вопросы из экономической теории, а отработал алгоритмы действий в рамках активной познавательной деятельности. Таким образом, «Практикум», как дидактическое пособие, является отражением деятельностного подхода в изучении обществознания.

Тема 1. «Экономика. Наука и хозяйство»

1. Работа с основными понятиями темы

Найди соответствия

1. Макроэкономика –   А это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ
2. Экономические механизмы – Б показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны
3. Экономические блага –   В объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов
4. Экономика –                           Г все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни
5. Микроэкономика - Д способы и формы объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения
6. ВВП – валовый внутренний продукт – Е товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
7. реальный ВВП Ж объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов
8. номинальный ВВП З показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов и процессов
9. Экономические возможности – И часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику
10. Экономические величины – К часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д.
11. ВНП – валовый национальный продукт –   Л наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов
12. Экономическая деятельность – М показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.
13. ВВП на душу населения – Н те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей; всегда, в каждый данный момент являются ограниченными
14. Мировая (международная экономика) - О часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения
    П показатель ВВП страны, деленный на количество граждан

 

ОТВЕТ: 1К, 2Д, 3Е, 4АЛ, 5И, 6Б, 7В, 8Ж, 9Н, 10З, 11М, 12Г, 13П, 14О

 

2. Открытые задания с кратким ответом

Задания для работы с текстом

Исправь ошибки в тексте.

Экономический рост – это краткосрочное увеличение номинального и реального ВВП. Он рассчитывается только в абсолютных величинах, без учета ВВП на душу населения. Экономический рост измеряется в процентах, который является средним показателем трех последних лет.

ОТВЕТ:

4 ошибки

2. Заполни логическую схему:

Факторы экономического роста
ТРУД
……..
………
     

                     
 
   
 


3. Заполни сравнительно-обобщающую таблицу:

Факторы экономического  роста Экстенсивный рост Интенсивный рост

4. Установите соответствие между факторами производства и их примерами:

1) строительные машины           А. Земля

2) каменный уголь                      Б. Капитал

3) пашня                                       В. Труд

4) фермер

5) фабрика

ОТВЕТ: 1Б 2А 3А 4В 5Б

5.Что относится к капиталу как к фактору производства:

1) завод

2) квалифицированные работники

3) станки

4) информация

5) инструменты

ОТВЕТ: 135

 

3. Задания с выбором ответа

ТЕСТ:

1. Что отличает товарное производство от натурального:

1) используются машины и оборудование

2) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

3) продукция производится для продажи

4) существует разделение труда

2. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год:

1) национальный доход

2) валовый внутренний продукт

3) производительность труда

4) валовый оборот

Верны ли суждения?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.

Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развития.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

Верны ли суждения?

А.Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресурсов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему.

Б. Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей людей.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

ОТВЕТ: 1.3 2.2 3.2 4.2

 

4. Открытые задания с развернутым ответом

Чем объяснить тот факт, что чем богаче страна, тем ниже ее годовые темпы роста. Приведите примеры.

ОТВЕТ: Чем богаче страна, тем ниже ее годовые темпы роста, потому что, во-первых, ВВП подсчитывается не только в абсолютных значениях, но и на душу населения. Во-вторых, только долгосрочное увеличение ВВП можно считать экономическим ростом.

Сравните.

А) Темп экономического роста Дании в 2005 г. составил 2 %,

а Китая – 7 %. Может ли Китай обогнать Данию в развитии в течение 5 лет при сохранении темпов экономического роста?

 

ОТВЕТ: Чем богаче и развитее страна, тем ее темпы экономического роста ниже. Население Китая в несколько десятков раз больше, чем в Дании. Поэтому ВВП на душу населения в Китае на много ниже. А значит, индекс человеческого развития для Дании будет оставаться выше. Следовательно, даже при сохранении темпов экономического роста Китай в своем развитии не обгонит Данию.

 

Б) Темп экономического роста России и Индии в 2005 г. составил 7,2 %. Может ли Индия обогнать Россию в развитии в течение 3 лет при сохранении темпов экономического роста?

 

ОТВЕТ: Население Индии в несколько десятков раз больше, чем в России. Поэтому ВВП на душу населения в Индии на много ниже. А значит, индекс человеческого развития для России будет оставаться выше. Следовательно, даже при сохранении темпов экономического роста Индия в своем развитии не обгонит Россию.

 

Ответы

1. Производители - хозяйствующие субъекты, производящие товары и услуги для продажи.

  Потребители – люди или организации, приобретающие товары и услуги для своего потребления.

2. Предпринимательская деятельность – инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая либо от своего имени, ан свой риск и под свою имущественную ответственность, либо, если гражданин-предприниматель создал или приобрел для этой цели предприятие, от имени и под имущественную ответственность юридического лица – предприятия.

3. Экономический суверенитет производителя включает право и реальную возможность выбора сферы хозяйственной деятельности, принятия решения о том, что и сколько производить, кому и по каким ценам продавать.

4. Приведение сегодняшних денег к их будущей ценности называется «дисконтирование».

5. Себестоимость продукции – это затраты, связанные с производством и реализацией продукции, выраженные в денежной форме.

6. Прибыль – это разница между ценой реализации (продаж) и полной себестоимости продукции.

7. Налоги – одна из форм финансовых отношений, осуществляемой в виде платежей, взимаемых государством с физических и юридических лиц с целью их перераспределения для нужд отдельных граждан (социальные выплаты) и общества в целом (оборона страны, содержание госаппарата и т. д. ).

8. Дилер отличается от брокера тем, что торгует за свой счет. Брокер торгует по поручению своего клиента.

9. Протекционизм во внешней торговле служит защитой внутреннего рынка путем установления ограничений на ввоз аналогичной отечественной продукции из-за рубежа, либо путем снижения конкурентноспособности иностранных товаров на внутреннем рынке за счет повышения издержек импортеров (повышения размера пошлин на ввозимые товары).

 

Из истории экономики (вопросы)

1. Сочинения какого экономиста читал герой романа Пушкина «Евгений Онегин»? Чем известен этот экономист?

2.Что по Смиту необходимо для благосостояния государства?

3. Государство должно участвовать в экономике, как считал Смит, для того, чтобы?...

4. На какие социальные классы делил общество Смит?

5. Что А. Смит подразумевал под «невидимой рукой»?

6. Откуда по Смиту берется богатство общества?

7. Что Смит считал производительным трудом?

8. В чем заключаются основы экономического учения Смита?

9. Когда появились первые биржи?

10.Как звали английского экономиста, утверждавшего, что локомотивом хозяйственной жизни является потребление?

11.Кто является автором концепции «экономики эффективного предложения»?

12.В XVI-XVII вв. европейские страны находились под влиянием

меркантилистов. В чем сущность их экономических воззрений?

13.Группа французских философов и экономистов XVIII в. Получила название «физиократы». Каковы были их взгляды на экономику?

14. Кто впервые обосновал теорию рыночного ценообразования?

15. Экономическая «австрийская школа» обосновала теорию полезности благ. В чем была ее суть? Кто ее автор?

16. Кто является автором экономической теории, обоснованной в книге «Экономика несовершенной конкуренции» (1933 г.)?

17.С какого года существует Нобелевская премия по экономике? Назовите 5 ее лауреатов.

18.Кто является «отцом научного менеджмента»?

 

 (ответы)

1.Онегин читал сочинения шотландского экономиста Адама Смита XVIII века, который основал теорию рыночной экономики. Свои взгляды он изложил в книге «Исследования и природе и причинах богатства народов».

2. Мир, легкие налоги, терпимость в управлении.

3.Обеспечивать права собственности и экономической свободы; создавать конкурентную среду через налоги и законы; обеспечивать развитие жизненно важных, но невыгодных для частного капитала области экономики (транспорт, образование, медицина и т. п.).

4.1) наемные рабочие (заработная плата);

2) капиталисты (прибыль);

3) крупные земельные собственники (земельная рента).

5.По мысли Смита частный интерес и общее благо обеспечивает «невидимая рука»: естественные рыночные механизмы (закон спроса и предложения, свободное ценообразование) и свободная конкуренция.

6.Богатство общества создается трудом работников.

7.Труд всех наемных работников, занятых в производстве.

«Первой ценой, первоначальным платежным средством, каким было заплачено за все вещи, был труд».

«Колесо обращения – это деньги».

«Общество возникает из разделения труда»

8.Свобода конкуренции, экономическая и политическая свобода.

9.в XV-XVI вв.

10.  Дж. М. Кейнс

11. Американец М. Фридман

12. Меркантилисты считали, что богатство страны увеличивается лишь внешней торговлей – превышением вывоза товаров над ввозом, которое иностранцы оплачивают золотом и серебром. Они выступали за развитие промышленности, однако видели в ней лишь источник товаров для экспорта, средства зарабатывать деньги на внешнем рынке. Богатство представлялось им лишь в денежной форме. Для обеспечения превышения вывоза над ввозом и притока денег в страну меркантилисты требовали вмешательства государства в экономику, жесткой регламентации хозяйственной жизни – ограничения импорта, поощрение экспорта, запрещения вывоза драгоценных металлов.

13. Физиократы считали, что общество должно отойти от практики поддержки предпринимательства и промышленности. Для них продукты с/х и природные ресурсы являлись истинным источникам богатства. Т.е. физиократы считали, что только земля и труд земледельца дают приращение стоимости и обеспечивают богатство общества.

14.  Теория рыночного ценообразования впервые была изложена в трудах великого английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1922 гг.). Его учебник «Принципы политической экономии» (1890 г.) лег в основу экономического образования на полвека – до 40-х гг. XX столетия. Большую часть жизни Маршалл преподавал в Кембриджском университете (США). Его самый знаменитый ученик - Джон Мейнард Кейнс.

15. К «австрийской школе» относят К. Менгера (1840-1921), В. Визера (1881 - 1926), Э. Бам-Баверка (1851-1914). Согласно теории предельной полезности благ, ценность благ определяется ограниченностью и редкостью и сводится к пользе, которую может принести последний экземпляр товаров данной группы. Величина ценности материальных благ определяется величиной пользы, которую приносит человеку та или иная вещь. Но при этом идет речь не о величине пользы вообще, а о предельной полезности вещи. Предельная полезность – это не наибольшая и не средняя полезность, а именно наименьшая польза, ради получения которой этиа вещь может рациональным образом употребляться.

16. Автор теории несовершенной конкуренции – Джоан Робинсон, профессор Кембриджского университета (Великобритания). Совершенная конкуренция, с множеством покупателей и продавцов, знающих все о ситуации на рынке, так же редка, как и совершенная монополия, когда покупатели, не найдя замены, вынуждены платить назначенную монополистом цену. То, что происходит в реальной жизни, находится где-то между этими крайностями. Робинсон определила такую ситуацию как несовершенную конкуренцию.

17. Нобелевская премия по экономике существует с 1968 г. Ее лауреаты: Поль Самюэльсон, Василий Леонтьев, Саймон Кузнец, Милтон Фридман, Леонид Канторович.

18.  Фредерик Уинслоу Тейлор.

Задачи

1.Как теория полезности объясняет рациональное поведение человека?

2.А. Смит спрашивает: «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, какая высокая цена?»

3.Все, к чему прикасался легендарный царь Мидас, обращалось в золото. Царь стал умолять взять свой дар обратно. Почему? Какую экономическую концепцию иллюстрирует эта легенда?

4.Почему в средние века соль считалась особым товаром? Чем вызван «Соляной бунт» в XVII веке в России?

5.После либерализации цен в России в январе 1992 года отмечено повышения спроса на хлеб. Чем это вызвано?

6.Почему цены в магазине, торгующем ночью, выше, чем в дневном?

7.Почему тарифы на телефонные переговоры ночью ниже, чем днем?

8. В России широкое хождение имеет доллар США. Кто кого кредитует: Россия – США или США – Россию?

9. Почему банкирские конторы в старину возникали в храмах?

10. Акционерное общество объявило о выпуске облигаций. Может ли это обстоятельство сказаться на размере дивидендов по акциям этого АО?

11. Почему работники бюджетной сферы больше теряют от инфляции, чем работники коммерческих предприятий?

 

                                             Ответы

1.Теория полезности исходит из того, что человек как потребитель оптимизирует свои возможности. Концепция предельной полезности, лежащая в ее основе определяет, что для потребителя полезность каждого нового количества (единицы) потребляемого продукта меньше предшествующего. Поэтому потребитель выбирает из всех благ, которые может иметь, те, которые в максимальной степени удовлетворяют его потребности.

2.Высокая цена алмазов объясняется их редкостью и уникальностью, позволяющими рассматривать покупку драгоценных камней как выгодное размещение капитала.

3.Легенда о Мидасе иллюстрирует теорию убывания предельной полезности товара или услуги для потребителя, когда последняя единица отвара приносит ему меньше удовлетворения, чем предпоследняя.

4.Соль считалась особым товаром ввиду ее определенной редкости и сложности добычи, а также вследствие монополизации соляных источников теми или иными владельцами: племенами, правителями земель и т.п. При этом соль является предметом первой необходимости, без которой человек не может существовать.

5.Спрос на хлеб вызван относительно низкой его ценой по сравнению с товарами-заменителями.

6.Потребность в товаре ночью для определенной категории потребителей тем настоятельнее, что ее труднее удовлетворить, чем днем. Ввиду достаточно никого объема продаж в ночное время относительные издержки торговцев растут, что делает необходимым повышение цен.

7.Тарифы на телефонные переговоры ночью ниже дневных ввиду меньшего потребительского спроса на услугу в это время суток. Понижение тарифов в данном случае преследует цель привлечь потребителя и более равномерно загрузить имеющиеся мощности АТС.

8. В данном случае Россия кредитует США, т. к. для получения долларов США российскому потребителю нужно продать российские товары. При повышенном спросе на доллар цены продаваемых за доллары товаров не могут не быть сравнительно низкими, ввиду большого предложения товаров.

9.Банкирские конторы возникали при храмах для обмена денег, потому что на церковные нужды принималась только национальная валюта.

10.Источником выплаты процентов по облигациям и дивидендов по акциям АО является прибыль АО. Следовательно, если размер прибыли АО не возрастет, то размер дивидендов уменьшится.

11.Работники бюджетной сферы получают фиксированную заработную плату, а работники коммерческих предприятий, как правило, нет. Их зарплата изменяется более гибко.

 

ТЕСТ

1. Ценность денег находится в обратной зависимости от уровня цен:

Да  Нет

2. В рыночной экономике вопрос о том, какие товары или услуги должны производиться, в конечном счете решают производители:

Да  Нет

3. Редкость ресурсов объясняется безграничностью материальных потребностей людей

Да  Нет

4. Бензозаправочная станция – это пример рынка:

Да  Нет

5. Падение цены на кока-колу, скорее всего уменьшит цену на пепси-колу

Да  Нет

6. Инфляция в любом случае равносильна снижению реальных доходов

Да  Нет

7. Повышение курса рубля по отношению к доллару выгодно российским экспортерам

Да  Нет

8. Если бы все пахотные земли были одинаково плодородны, то в сельском хозяйстве не действовал бы закон убывающей отдачи:

Да  Нет

9. Товарищество с ограниченной ответственностью не отвечает по обязательствам своих филиалов, отделений и представительств:

Да  Нет

10. Существуют виды деятельности, заниматься которыми предпринимателям запрещено?

Да  Нет

11. Могут ли быть вкладом в уставной капитал предприятия материальные ценности?

Да  Нет

12. Может ли простой вексель быть переведенным третьему лицу?

Да  Нет

13. Включаются ли в численность экономически активного населения безработные?

Да  Нет

14. Относятся ли кредиты, полученные правительством, к долговым обязательствам Российской Федерации.

Да  Нет

15. Гарантирован ли размер дивиденда по обыкновенным акциям?

Да  Нет

16. Должны ли содержаться в реквизитах простой именной акции сведения о размере дивидендов?

Да  Нет

17. Относятся ли деньги на расчетном счете предприятия к его оборотным средствам?

Да  Нет

18. Как вы считаете, нужен ли предприятию план в условиях рыночной экономики?

Да  Нет

19. Ваши родители продали автомобиль. Удержат ли с суммы, вырученной от продажи, подоходный налог?

Да  Нет

20. Считается ли монополистической деятельность изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита этих товаров на рынке?

ответы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
+ + + - + + - - - + + - + + - - + + + +

 

Словарь

ВВП – валовый внутренний продукт – показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

1. реальный ВВП – объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов;

2. номинальный ВВП - объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов;

ВВП на душу населения – показатель ВВП страны, деленный на количество граждан.

ВНП – валовый национальный продукт – показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

 

Индекс человеческого развития – средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни.

Интенсивный рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

 

Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д.

Микроэкономика - часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

Мировая (международная экономика) - часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения.

 

Принцип рациональности – принцип, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимальными возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.

Производительность – это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат.

 

Факторы производства – труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность.

 

Экономика – 1. это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

                  2. наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая сфера общества – разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ.

Экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Экономические величины – показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов и процессов.

Экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей; всегда, в каждый данный момент являются ограниченными.

Экономические механизмы – способы и формы объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения.

Экономический кризис – резкое падение производства.

Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

Экономический цикл – это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП. Он состоит из четырех фаз, последовательно сменяющих друг друга: подъем – спад – депрессии – оживление (от пика предыдущей фазы подъема до той же величины фазы следующего подъема).

Экономическое развитие – это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики.

Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

 

Заключение

   Дидактическое пособие «Практикум по обществознанию, раздел «Экономика» предназначен не только для максимального усвоения материала учебника «Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ ( Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова». - М.: Просвещение, 2007, но и на расширение знаний из экономической теории за счет использования дополнительных источников. Главный обучающий принцип «Практикума» - выведение обучающихся на уровень знание – понимание – применение.

Список литературы

1. Единый государственный экзамен 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007: Контрольные измерительные материалы: Обществознание.- М.: Просвещение, 2001 -2007 гг.

2. Лазебникова А.Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. ЕГЭ: Методическое пособие для подготовки / А.Ю.Лазебникова, М. Ю.Брандт. – М.: Издательство «Экзамен», 2005, 2007.

3. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях, ч.1 10 кл., ч. 2 11 кл. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кулькин, Л.Ю. Лазебникова; под редакцией Л.Н.Боголюбова – 2-е издание М.: Просвещение, 2006.

4. Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ ( Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова». - М.: Просвещение, 2007

5. Программа «Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др./Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2007 г. Допущено Министерством образования и науки РФ)

6. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию  (базовый уровень)/Обществознание. Право. Экономика: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/ авт-сост. Е.И. Колусева, Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2005.

7. Экономическая школа. Вып. 2. 1992.

 

 

 

Практикум по обществознанию, раздел «Экономика»



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.185.78 (0.052 с.)