Автопортрет. 1911 г. Исторический музей, Вена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автопортрет. 1911 г. Исторический музей, Вена.



Экспрессионизм, зародившись в Германии, получил распространение и в других странах Европы. Его последователями были ученики Густава Климта — австрийские художники Эгон Шиле (1890—1918) и Оскар Кокошка (1886—1980), а также чешский мастер Франтишек Купка (1871—1957).

Эмиль Нольде.

Мельница на севере.

Г.

Галерея современного

Искусства земли Бавария,

Мюнхен.

Востоке, островах Тихого океана, в России. Впечатления от поездок от­разились в его работах. «Мои карти­ны с первобытными людьми и аква­рели так правдивы и терпки, — писал он, — что их немыслимо по­весить в каком-нибудь благоуха­ющем салоне».

В последние годы жизни, уда­лившись в деревушку Зеебюле (близ родной Нольде), он выполнил около полутора тысяч маленьких аква­релей, которые называл «ненапи­санными картинами», — фантасти­ческие пейзажи и изображения человека, чаще всего тоже ирре­альные.

Экспрессионизм повлиял на твор­чество разных мастеров, не входив­ших ни в какие группировки. Были и такие, кто участвовал в общих на­чинаниях лишь короткое время (как это случилось с Нольде), и те, кто, не удовлетворившись одной про­граммой, пытался найти более со­вершенные формы организации творческих союзов.

Прирождённый лидер, талантли­вый организатор, русский худож­ник Василий Васильевич Кандинский стал основателем нескольких художественных объединений: «Фа­ланга» (1901 — 1904 гг.), «Новое мюн­хенское художественное объедине­ние» (1909—1911 гг.), значительную часть которого составляли выходцы из России, и, наконец, «Синий всад­ник» (1911 —1914 гг.).

По существу, «Синий всадник» (нем. Blauer Reiter) представлял собой редакционную группу одноимённо­го альманаха. (Название предложили Кандинский и художник Франц Марк — оба любили лошадей и отда­вали в живописи предпочтение сине­му цвету.)

Успел выйти лишь первый номер в 1912 г., а в начале 1914 г. он же вышел повторным изданием. Выпус­тить второй номер помешала вой­на. Однако художники, сплотив­шиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие евро­пейского искусства.

Альманах «Синий всадник» ока­зался в числе первых программ авангардистов. Он ставил задачу до­казать, что «вопрос формы в искус­стве вторичен, первичен — вопрос содержания».

Художники высказывались об особенностях современного искус­ства: важной роли цвета, отказе от попыток подражания реальным формам. Они анализировали совершенно разные произведения ис­кусства, от средневековой готики вплоть до лубка, подтверждая их скрытое родство в поисках вырази­тельности. Именно тогда впервые в ранг высокого искусства были возведены детские рисунки. Много страниц альманаха посвящено проб­лемам музыки и театра, поскольку экспрессионисты пропагандирова­ли идею родства искусств и возмож­ности их синтеза.

Было объявлено о создании ново­го, «интернационального искусства», совмещающего в себе разные на­правления.

Действительно, в выставках под эмблемой «Синего всадника» кроме его организаторов — Кандинского, Франца Марка (1880—1916) и Ав­густа Макке (1887—1914) — участ­вовали швейцарско-немецкий ху­дожник Пауль Клее, австрийский композитор Арнольд Шёнберг, а также известные русские художни­ки Давид и Владимир Бурлюки, Ка­зимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, французские ку­бисты Пабло Пикассо, Жорж Брак и Робер Делоне, представители других объединений.

В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экс­прессионизм вне закона. Кампания против его представителей увенча­лась циничной акцией: в 1937 г. была организована большая выстав­ка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под на­званием «Дегенеративное искусст­во». Выставленные на ней картины подлежали уничтожению. Многие из них действительно погибли, а часть произведений была продана за границу. В 1992 г. они на некото­рое время вернулись из различных собраний в Берлин, чтобы «принять участие» в экспозиции-воспомина­нии об акции 1937 г. Тогда пано­рама движения предстала во всей своей широте и многозначности, показав, что это горькое, трагиче­ское искусство, в полной мере отра­зившее настроения своего противо­речивого времени, захватывает и потрясает сегодняшнего зрителя.

Франц Марк.

Судьбы животных. 1913 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.004 с.)