Це p ковь воинствующая. Икона. XVI В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Це p ковь воинствующая. Икона. XVI В.



Успение Богородицы. Икона. XVI в.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Москва.

Оранта Мирожская. Великая Панагия. Икона. XVI в. Псковский историко-архитектурный музей-заповедник.

Богоматерь Словенская. Икона. XVI в. Государственный Исторический музей, Москва.

ИКОНОПИСЬ XVII ВЕКА

Эволюционные процессы, проис­ходившие в государственном строе России в XVII в., ломка традици­онного мировоззрения, заметно вы­росший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» (т. е. наукам) отразились на общем характере русской культуры. Спо­собствовали изменениям и необы­чайно расширившиеся связи страны с Западной Европой, а также с укра­инскими и белорусскими землями (особенно после воссоединения с Россией Левобережной Украины и части Белоруссии в середине столе­тия). «Родовой признак» культуры и искусства этой эпохи — «обмирще­ние», освобождение от канонов. Рас­ширение тематики изображений, увеличение удельного веса светских (исторических) сюжетов, исполь­зование в качестве «образцов» запад­ноевропейских гравюр (например, иллюстрированной Библии Яна Фишера-Пискатора) позволяли худож­никам творить с меньшей оглядкой на традиции, искать новые пути в искусстве. Однако нельзя забывать и того, что золотой век древнерусской живописи остался далеко позади. Подняться вновь на вершину в рам­ках старой системы было уже невоз­можно. Иконописцы оказались на перепутье.

Начало XVII в. ознаменовалось господством двух художественных направлений, унаследованных от предыдущей эпохи. Одно из них получило название годуновской школы, поскольку большинство из­вестных произведений этого направ­ления выполнено по заказу царя Бориса Годунова и его родственни­ков. Годуновский стиль в целом отличают тяготение к повествовательности, перегруженность ком­позиций деталями, телесность и ма­териальность форм, увлечение архитектурными формами. В то же время ему присуща определённая ориентация на традиции великого прошлого, на образы далёкого рублёвско-дионисиевского времени.

Цветовая палитра произведений сдержанная. В построении формы большая роль отводилась рисунку. Другое направление принято на­зывать строгановской школой. Боль­шинство икон этого стиля связано с заказами именитого купеческого рода Строгановых. Строгановская школа — это искусство иконной миниатюры. Не случайно её харак­терные черты ярче всего прояви­лись в произведениях небольших размеров. В строгановских иконах с неслыханной до того времени дер­зостью заявляет о себе эстетическое начало, как бы заслонившее культо­вое назначение образа. Не глубокое внутреннее содержание той или иной композиции и не богатство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.004 с.)