Государственная Третьяковская галерея. Москва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная Третьяковская галерея. Москва.



Святой Георгий. Икона. XII в.

Собор Юрьева монастыря под Новгородом.

Богоматерь Умиление Белозерская. Икона. Первая половина XIII в.

«молящийся»; в раннехристианском искусстве изображение молящейся фигуры с поднятыми руками; в Средние века сложился иконогра­фический тип Богоматери), извест­ный под названием «Великая Пана­гия». Это произведение, связанное с киевской традицией, удивляет звон­костью и в то же время изыскан­ностью колорита, обилием золота, рождающим ощущение драгоцен­ности живописной поверхности, скульптурной отточенностью и ари­стократизмом форм, торжествен­ной священной неподвижностью, погружённостью в вечность. Здесь воплощён идеал царственной кра­соты той эпохи, как его понимали высшие слои древнерусского об­щества. Народ предпочитал искусст­во более простодушное и ярко де­коративное.

В XIII столетии в историю Руси входит новая трагическая реаль­ность — нашествие монголо-татар. Сначала были разорены северо-вос­точные, а затем южные и юго-запад­ные русские княжества. Люди гибли, их угоняли в неволю. Затем устано­вилось иноземное иго, которое вы­звало кризис в развитии культуры. Вторжение Батыевых орд насильст­венно оборвало культурный про­цесс во Владимиро-Суздальском княжестве. Однако молодая полно­кровная культура Владимирской Ру­си не погибла во время нашествия. Она обладала слишком мощными творческими возможностями, слиш­ком большим запасом оригиналь­ных художественных идей, чтобы успеть исчерпать их внутри себя са­мой. Это относится и к владимир­ской иконописи. Положение княже­ства в центре северо-восточных русских земель и высокое поли­тическое значение Владимира как столицы великого княжения спасли владимиро-суздальское искусство от провинциального прозябания и угасания. Настало время, когда Москва и другие среднерусские центры обратились к художествен­ному наследию древнего Владими­ра как к источнику развития собст­венного искусства.

ИКОНОПИСЬ ПЕРИОДА «СОБИРАНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ» (XIV — XV ВЕКА)

XIV век принёс Руси большие пере­мены. Борьба с монголо-татарским игом постепенно стала главным во­просом времени, овладевшим умами князей и бояр, проповедников и ле­тописцев, деятелей Церкви, простых людей городов и деревень и, не в последнюю очередь, художников-иконописцев. В 1380 г. произошла историческая Куликовская битва. Национальный подъём, идея единст­ва, сплотившие в этом сражении в несокрушимую рать представителей разных слоёв русского общества — от великого князя до обычного ре­месленника, — оставили неизглади­мый след в русской культуре, надол­го определили главную линию духовного развития, повлияли на мышление иконописцев. В XV сто­летии неуклонно набирает силу объ­единительный процесс, приведший при великих князьях Иване III и Ва­силии III к образованию могучего Московского государства. Представ­ления о величии русской державы и её вселенской миссии нашли своё выражение в искусстве.

Считается, что Новгород Великий остался в стороне от тех событий, и которых решалась судьба Руси, что общерусский подъём задел его лишь косвенно. Вряд ли это так. Куликов­ская победа получила мощный отклик в столице боярской респуб­лики. В 'то же время Новгородская республика вступила в долгое и труд­ное политическое противостояние с Москвой. Поэтому новгородская культура в XV в. стала ориенти­роваться на искусство прошлого, идеализировать местную старину, противопоставляя её московским художественным веяниям.

Яркий и эффектный стиль новго­родской иконописи сложился в XIII—XIV вв. Его отличают простота и выразительность плоскостной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.005 с.)