Западный фасад собора в Шпейере. 1030 — между 1092 и 1106 гг. Германия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западный фасад собора в Шпейере. 1030 — между 1092 и 1106 гг. Германия.



Собор в Вормсе. 1181 —1234 гг.

Германия.

ярко это проявилось в миниатюре. На рубеже XII—XIII вв. в одном из ба­варских монастырей была создана рукопись Carmina Burana — сборник светских стихотворений, в котором впервые в средневековом западноев­ропейском искусстве была изоб­ражена природа. Сцены, представ­ленные на миниатюрах, окружал орнамент из деревьев с разнооб­разными зверями и птицами.

Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах она стала встречаться лишь в конце XII в. Сначала это были рельефные встав­ки, а позднее — развёрнутые компо­зиции. Деревянные раскрашенные распятия (обычно их вешали в про­лёте арки над алтарём), украшения светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг подчёркивали отличие мира Божественного, воплощённого в Церкви, от окружающего греховно­го мира. Изображения кажутся отре­шёнными от земного существования, они условны, обобщены.

Примером может служить соз­данное в Брауншвейге распятие (около 11б0 г.), на котором сохрани­лась подпись мастера: «Имервард сделал меня». Христос представлен властелином мира, победившим смерть и страдания. Крест — это символ воскресения, победы, а не орудие мученической смерти. Такое прочтение образа изменилось лишь в конце XII в., когда на первый план выступила человеческая природа Христа, идея мученичества.

Выдающимся памятником скульп­туры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского собора (около 1230 г.). Несмотря на то что композиция оставалась плоскост­ной, образы, созданные художни­ком, очень жизненны — возникает впечатление, что даже выражение их лиц меняется.

На грани светского и религиоз­ного искусства находится надгробие короля Рудольфа Швабского в собо­ре Мерзебурга. (Рудольф Швабский погиб в 1080 г. под Мерзебургом, сражаясь против германского императора Генриха IV.) На бронзовой плите король предстаёт в полный рост с державой и скипетром в ру­ках. Плоскостность, бесплотность, симметричность изображения, что характерно для романского стиля, а также застывший, непроницаемый взгляд короля — всё в этом памятни­ке должно было подчёркивать вели­чие и святость погибшего монарха. В этот период в Германии поя­вился один из первых в средневеко­вом искусстве светских памятни­ков. В 1166 г. Генрих Лев, герцог Саксонский, поставил перед зам­ком Дапквардероде в Брауншвейге фигуру бронзового льва — памятник собственному могуществу. В родо­вом гербе герцога Саксонского был изображён лев, по образцу которо­го и отлили изваяние.

 

ИТАЛИЯ

Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых куль­турных традиций, которые были неодинаковы в различных областях страны. Если в искусстве Венеции и Южной Италии преобладали визан­тийские черты, то в Риме и Цент­ральной Италии — античные. Лишь искусство Ломбардии, расположен­ной на севере Италии, восприняло формы романского стиля.

Такова, например, возведённая ещё в VI в. церковь Сант-Амброджо в Милане, которую перестроили в XI—XII вв., и другие дошедшие до на­шего времени памятники. Они отли­чаются нарядным и изящным на­ружным убранством, в котором широко использовались многоцвет­ные мраморные плиты.

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции, от­носится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор, башню и баптистерий, создавался в течение долгого времени: в XI в. здесь рабо­тал архитектор Бускетто, в XII в. — архитектор Райнальдо. Самой из-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.004 с.)