Практическая грамматика немецкого языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая грамматика немецкого языка



М.А. Бекк, Н.Е. Брим

Практическая грамматика немецкого языка

Как второго иностранного

Для начинающих

Ижевск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Спряжение глаголов в настоящем времени. Порядок слов в простом предложении (Bekanntschaft)

1.1. Спряжение глаголов haben и sein (Präsens) 

1.2. Спряжение слабых глаголов в настоящем времени (Präsens)

1.3. Спряжение сильных глаголов в настоящем времени (Präsens)

1.4. Порядок слов в немецком предложении

1.4.1. Порядок слов в повествовательном  предложении 

1.4.2. Порядок слов в вопросительном предложении 

1.4.3. Отрицание в немецком предложении

Тест 1.

Имя существительное (Wohnung)

2.1. Образование множественного числа имени существительного

2.1.1.Образование множественного числа существительных мужского рода

2.1.2.Образование множественного числа существительных среднего рода 

2.1.3.Образование множественного числа существительных женского рода

2.1.4. Особые случаи образования множественного числа

2.1.5. Образование множественного числа омонимов

2.2. Система падежей немецкого языка

2.3.Склонение определённого, неопределённого артиклей и отрицания kein

2.4. Типы склонения существительных    

2.4.1. Сильный и женский типы склонения

2.4.2. Слабый тип склонения

2.4.3. Смешанный тип склонения

2.4.4. Склонение имён собственных

Тест 2.

Предлог (Wohnung. Familie)

3.1. Употребление предлогов с дательным падежом (Dativ)  

3.2. Употребление предлогов с винительным падежом (Akkusativ)   

3.3. Употребление предлогов с дательным и винительным падежами (Dativ и Akkusativ)   

3.4. Употребление предлогов с родительным падежом (Genitiv)

Тест 3.

Местоимение (Familie)

4.1. Личные местоимения

4.2. Притяжательные местоимения

4.3. Указательные местоимения

Тест 4.

Возвратные глаголы. Модальные глаголы. Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками. Повелительное наклонение (Arbeitstag. Haushalt)

5. 1. Возвратные глаголы в немецком языке

5.2.Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми  приставками

5.3. Модальные глаголы в немецком языке

5.4. Повелительное наклонение

Тест 5.

Имя прилагательное (Mode und Kleidung)

6.1. Степени сравнения имён прилагательных

6.2. Типы склонения имён прилагательных

6.2.1. Сильный тип склонения прилагательных

6.2.2. Слабый тип склонения прилагательных

6.2.3. Смешанный тип склонения прилагательных

Тест 6.

7. Временные формы глаголов Pr äteritum, Perfekt (Reisen)

7.1. Простое прошедшее время (Präteritum) слабых глаголов

7.2. Простое прошедшее время (Präteritum) сильных глаголов

7.3. Прошедшее разговорное время (Perfekt) слабых и сильных глаголов

7.4. Простое прошедшее время (Präteritum) и прошедшее разговорное время (Perfekt) неправильных глаголов

7.5. Простое прошедшее время (Präteritum) и прошедшее разговорное время (Perfekt) модальных глаголов

7.6. Простое прошедшее время (Präteritum) и прошедшее разговорное время (Perfekt) глаголов с «обратным умлаутом»

Тест 7.

Ключи к заданиям на самопроверку

Список использованной литературы и Интернет-источников

Приложения


 

Введение

Учебно-образовательная проблема, решить которую призвано настоящее пособие, продиктована социальным заказом на подготовку высококвалифицированного специалиста в области филологии и лингвистики, владеющего не одним, а несколькими иностранными языками, демонстрирующего высокий уровень самостоятельности в изучении иностранных языков, обладающего высокой культурой мышления, готовностью к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию в учебно-профессиональной сфере.

Прочные культурно-исторические, социально-экономические связи России и Германии неизменно стимулируют интерес обучающихся к немецкому языку, что требует разработку учебно-дидактических материалов с учетом современных образовательных технологий и основных положений контрастивного подхода. Как показывает практика, особые трудности в изучении немецкого языка представляет грамматический аспект. 

Цель предлагаемого пособия заключается в формировании у студентов системы знаний об определенных грамматических явлениях немецкого языка и грамотном применении этих знаний в соответствующей речевой ситуации, что является необходимым условием для овладения ими лингвистической, лингвокультуроведческой, коммуникативно-когнитивной компетенциями.    

Предлагаемое пособие представляет собой комплекс грамматических упражнений по немецкому языку как второму иностранному, предназначенный для студентов бакалавриата, изучающих в качестве первого иностранного английский язык. Выполнению упражнений предшествует теоретическое изложение изучаемого материала.

Представленные в пособии упражнения ориентированы на начальный уровень владения немецким языком и способствуют овладению студентами элементарной коммуникативной компетенцией, а именно:

– умение устно и письменно объясняться с носителями языка в ограниченном числе стандартных ситуаций общения;

– умение воспринимать несложные тексты;

– учебные умения, в том числе умения находить в тексте изучаемые грамматические явления, анализировать и сравнивать сходные явления в нескольких иностранных языках, делать выводы и умозаключения, осуществлять поиск и подбор дополнительных материалов, владеть приемами самостоятельной работы, способами само- и взаимооценки при изучении грамматического материала;

– компенсаторных стратегий, позволяющих обходить трудности.

При подборке и разработке материалов авторы попытались учесть важность комплексной организации языкового материала, в связи с этим грамматические явления изучаются на базе определенных лексических тем.

В задачи пособия также входит развитие критического мышления обучающихся посредством сравнения и сопоставления лексико-грамматических явлений в нескольких языках, повышение уровня их самостоятельности в процессе изучения второго иностранного языка, формирование рефлексивной самооценки студентов, повышение их общей культуры и эрудиции.

Предлагаемое пособие построено с учетом следующих принципов:

1) принцип контрастивного обучения, позволяющий выявить черты сходства и различия на лексико-грамматическом уровне; 

2) принцип последовательности, в соответствии с которым изучение следующей темы возможно при усвоении предыдущей;

3) принцип комплексности, предполагающий единство теоретического изложения и практических заданий, а также соответствие лексики грамматическому наполнению;

4) принцип самостоятельности студента позволяет ему изучить грамматическое явление независимо от присутствия на занятии;

5) принцип деятельностного обучения, предполагающий овладение видами речевой деятельности, направленными на решение коммуникативной задачи. 

Пособие состоит из семи блоков, представленных теоретической и практической частью в рамках конкретной грамматической темы (спряжение глаголов в настоящем времени, порядок слов в предложении, употребление артиклей, склонение существительных и прилагательных, местоимения, повелительное наклонение, времена глаголов).

Учёт выделенных принципов позволил авторам определить следующие типы заданий: самостоятельное выведение грамматического правила из предложенного текста, схематичное изложение теории, определение соответствий в немецком и английском языках, заполнение пропусков, выбор правильного ответа из предложенных, раскрытие скобок, дополнение материала, составление предложений из отдельных слов, подготовка несложных диалогов, перевод текстов с английского языка на немецкий и наоборот.  

Особенность преподавания и изучения второго иностранного языка предполагает высокий уровень самостоятельности студента. В связи с этим в пособие включены задания на самоконтроль, помеченные знаком *. К ним прилагаются ключи.

В заключение каждого блока предлагается обобщающий тест, по итогам выполнения которого обучающийся может судить об уровне владения им изучаемым грамматическим материалом. Результаты анализа своей работы рекомендуется занести в предлагаемую рефлексивную таблицу самодиагностики.

В приложениях студенты могут найти необходимый минимум информации по лексическим темам «Bekanntschaft», «Wohnung», «Familie», «Haushalt und Arbeitstag», «Mode und Kleidung», «Reisen», таблицу глаголов сильного и неправильного спряжений.

Пособие будет полезно как для аудиторного применения, так и для самостоятельной работы над грамматикой немецкого языка на начальном этапе. 

Авторы пособия надеются, что его применение в учебном процессе позволит сделать изучение немецкой грамматики легким и увлекательным.   

                                                                                                          Авторы


 

Тест 1

Выберите правильный вариант ответа, занесите в представленную ниже таблицу соответствующую букву и напишите загаданное слово.

1. Aus diesem Artikel erfahren wir über Probleme der Ärzte _____.

 

a) nicht D
b) kein M
c) nie   B
d) keines E

2. Schenkst_____ deiner Freundin das Bild?

 

a) es N
b) ihr O
c) ihn S
d) du Ü

 

3. Ihr _____ so laut!

 

a) spreche V
b) sprichst L
c) sprich A
d) sprecht S

 

4. Suchen Sie einen Laden? In der Sadowajastraße _____ ein.

 

a) ist S
b) sind P
c) seid I
d) bin R

 

5. _____ kommt der Lehrer?

 

a) Wo K
b) Wohin E
c) Welcher G
d) Wonach H

 

6. Ich lese ein Jugendmagazin, aber du _____ es nicht.

 

a) lest C
b) lesest  A
c) liest L
d) lesen Ö

 

7. ______ bäckt der Koch?

 

a) wer Ü
b) was D
c) wohin B
d) woher M

 

8. ­­­­­­­­­­______  wohnen Sie, Frau Schulz?

 

a) Was T
b) Wer Y
c) Wo O
d) Woher S

 

9. Welche Sprachen ______  dieser Reporter?

 

a) sprechen X
b) spricht R
c) sprecht O
d) sprichst N

 

10. Wann ______ er zu uns?

 

a) fahrt D
b) fährt F
c) fährst Ü
d) fahre S

 

                   
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Загаданное слово – столица федеральной земли Nordrhein-Westfalen.  

Таблица рефлексивной самодиагностики

 

 Тема Трудности Вопросы Моя оценка (балл) Оценка препо-давателя (балл)
           

 


 

Образование множественного числа имени существительного

Имена существительные в немецком языке, как и в русском, имеют два числа – единственное (der Singular) и множественное (der Plural). В немецком языке существует несколько типов образования множественного числа. Форму множественного числа имени существительного нужно запоминать.

Необходимо отметить, что в немецком языке есть имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа (Singulariatantum/Pluraliatantum).

Форму только единственного числа имеют, как правило, существительные, обозначающие:

– абстрактные понятия: die Geduld (терпение), die Freundschaft (дружба), die Trauer (горе), die Liebe (любовь), die Lust (радость), die Vernunft (разум); 

– имена вещественные: die Butter (масло), das Fleisch (мясо), das Gold (золото), die Milch (молоко), das Silber (серебро), der Zucker (сахар);

– собирательные существительные: das Obst (фрукты), das Gemüse (овощи), die Polizei (полиция), die Armee (армия);

– субстантивированные инфинитивы: das Leben (жизнь), das Lesen (чтение);

– существительные, обозначающие природные явления: der Regen (дождь), der Donner (гром), der Schnee (снег), der Tau (роса).

Форму только множественного числа имеют такие имена  существительные как die Eltern (родители), die Geschwister (брат и сестра), die Ferien (каникулы), die Kosten (расходы), die Leute (люди) и т.п.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа, в русском и немецком языках часто не совпадают, например, существительное der Unterricht – занятие, урок – имеет в немецком языке только форму единственного числа; существительные die Hose – брюки, die Schere – ножницы, имеют в немецком языке форму как единственного, так и множественного числа, в то время как в русском – только множественного.     

 

Образование множественного числа существительных мужского рода

Существуют следующие способы образования множественного числа у существительных мужского рода: суффикс –е; умлаут и суффикс –е; умлаут; суффикс –(е)n; умлаут  и суффикс  –er; существительное в форме множественного числа может оставаться без изменений или форма mann в слове может изменяться на leute.        

1. суффикс – e;

Большинство существительных мужского рода образуют множественное число с помощью суффикса –е, например:  der Tag (день) – die Tage, der Monat (месяц) – die Monate, der Tisch (стол) – die Tische.

2. умлаут и суффикс − e;  

У некоторых существительных в форме множественного числа добавляется не только суффикс –е, но и умлаут: der Sohn (сын) – die Söhne, der Stuhl (стул) – die Stühle, der Platz (место) – die Plätze, der Kopf (голова) – die Köpfe, der Brauch (обычай) – die Bräuche, der Schrank (шкаф) – die Schränke, der Baum (дерево) – die Bäume, der Satz (предложение) – die Sätze, der Ball (мяч) – die Bälle.

3. суффикс –(e)n;  

К данному типу относятся:

– все существительные слабого склонения[1], например:

der Mensch (человек) – die Menschen,

der Herr (господин) – die Herren,

der Hase (заяц) – die Hasen,

der Fürst (князь) – die Fürsten,

der Student (студент) – die Studenten;

– некоторые существительные, оканчивающиеся на –е например:

der See (озеро) – die Seen,

der Gedanke (мысль) – die Gedanken.

– небольшая группа неодушевлённых существительных, оканчивающихся на согласную, например:

der Staat (государство) – die Staaten,

der Schmerz (боль) – die Schmerzen,

der Strahl (луч) – die Strahlen,

der Muskel (мускул) – die Muskeln;

– иностранные слова с суффиксом – or, отличающиеся тем, что ударение во множественном числе падает на этот суффикс, например:

der Traktor – die Traktoren, 

der Generator – die Generatoren,

der Professor – die Professoren,

der Doktor – die Doktoren;

– иностранные слова с суффиксами - us и – ismus; в форме множественного числа в данных существительных - us меняется на - en, например:

der Organismus – die Organismen,

der Anglizismus – die Anglizismen,

der Neologismus – die Neologismen,  

der Mythus – die Mythen,

der Radius – die Radien,

der Rhythmus – die Rhythmen;

Исключение: der Kasus – die Kasus (падеж).

4. умлаут и суффикс – er;

Небольшое количество односложных существительных мужского рода образует множественное число с помощью суффикса – er и умлаута, например:

der Wald (лес) – die Wälder,

der Rand (край, окраина) – die Ränder,

der Mann (человек, мужчина) – die Männer,

der Gott (бог) – die Götter.

К этой же группе относятся два существительных с суффиксом – tum; при образовании множественного числа у данных существительных умлаут получает не корень, а суффикс:

der Irrtum (ошибка, заблуждение)– die Irrtümer;

der Reichtum (богатство) – die Reichtümer.

Без изменений;

Существительные мужского рода, оканчивающиеся на - el, -er, -en, в форме множественного числа не изменяются, например:

der Sessel (кресло) – die Sessel

der Wagen (машина) – die Wagen

der Lehrer (учитель) – die Lehrer

der Fahrer (водитель) – die Fahrer

der Koffer (чемодан) – die Koffer

Исключение: der Vetter (двоюродный брат)  – die Vettern

Умлаут;

Иногда существительные мужского рода при образовании множественного числа получают только умлаут, например:

der Ofen (печь) – die Öfen,

der Vater (отец) – die Väter,

der Bruder (брат) – die Brüder,

der Apfel (яблоко) – die Äpfel,

der Nagel (ноготь) – die Nägel,  

der Vogel (птица) – die Vögel;  

7. mann → leute;

У существительных мужского рода, оканчивающихся в единственном числе на – mann, во множественном числе mann изменяется на leute, например:

der Seemann (моряк) – die Seeleute,

der Fachmann (специалист) – die Fachleute.

Однако и здесь есть исключения: некоторые существительные вместо leute получают m ä nner, например:

der Schneemann (снеговик)  – die Schneemänner;

der Strohmann (пугало) – die Strohmänner.  

  Упражнение 1. Определите у следующих существительных форму единственного числа: die Sätze, die Söhne, die Fachleute, die Bräuche, die Monate, die Ärzte, die Bären, die Jungen, die Brüder, die Tische, die Neffen, die Traktoren, die Wälder, die Männer, die Berufe, die Stühle, die Pullis, die Schläge, die Seeleute, die Hasen, die Fälle, die Väter, die Freunde, die Namen, die Götter.  

Упражнение 2. Занесите существительные из предыдущего упражнения в таблицу в зависимости от типа образования множественного числа.

 

׳׳ е ׳׳ ׳׳ er mann-leute -en без изменен.
der Tisch – die Tische der Sohn – die Söhne der Ofen – die Öfen der Gott – die Götter der Seemann – die Seeleute der Bär – die Bären     der Sessel – die Sessel


Упражнение 3. Назовите форму множественного числа существительного.

Muster: Im Zimmer steht ein Tisch – Im Zimmer stehen viele Tische.

1. Ich habe nur einen Bruder, einen Onkel, einen Vetter und einen Opa. 

2. Neben dem Schrank steht ein Sessel.

3. In der deutschen Sprache gibt es nur einen Kasus.

4. Das ist dein Irrtum.

5. Der Lehrer nimmt den Koffer und fährt mit dem Wagen.

6. Er hat einen großen Schmerz.

7. Das Haus hat einen Ofen, einen Hof, einen Raum, einen Keller und den Erdgeschoss.

8. In dem Wald singt ein Vogel.

9. Der Professor fragt den Studenten. 

     

 

Образование множественного числа существительных среднего рода

 

Имена существительные среднего рода образуют множественное число следующими способами: умлаут и суффикс –er; суффикс –e; суффикс −(e)n; изменение суффиксов –um, −on, −a на –en; суффикс –ein; некоторые существительные в форме множественного числа не меняются.    

Умлаут и суффикс –er;

Большинство существительных среднего рода образуют множественное число с помощью суффикса – er, при этом корневые гласные a, o, u и дифтонг au получают умлаут, например:

das Kind (ребенок) – die Kinder

das Ei (яйцо) – die Eier

das Bild (картина) – die Bilder

das Lied (песня) – die Lieder

das Land (страна) – die Länder

das Glas (стакан) – die Gläser

das Volk (народ) – die Völker

das Buch (книга) – die Bücher

das Haus (дом) – die Häuser

Суффикс – е;

К некоторым существительным в форме множественного числа добавляется суффикс – e без умлаута корневого гласного, например:

das Jahr (год) – die Jahre

das Haar – die Haare

das Heft (тетрадь) – die Hefte

das Ziel (цель) – die Ziele

Слова, имеющие в единственном числе суффикс – nis, во множественном числе удваивают в нем букву – s и получают таким образом суффикс - nisse, например: 

das Gefängnis (заключение) – die Gefängnisse

das Erlebnis (событие) – die Erlebnisse

das Ergebnis (результат) – die Ergebnisse

Суффикс –(e)n;

С помощью этого суффикса образуют множественное число следующие 11 существительных: 

das Ende (конец) – die Enden

das Bett (кровать) – die Betten

das Hemd (рубашка) – die Hemden

das Ohr (ухо) – die Ohren

das Herz (сердце) – die Herzen

das Insekt (насекомое) – die Insekten

das Auge (глаз) – die Augen 

das Interesse (интерес)– die Interessen 

das Verb (глагол) – die Verben

das Juwel (драгоценность) – die Juwelen

das Leid (страдание) – die Leiden  

4. um→en, on→en, a→en;

Суффикс -(e)n вытесняет суффиксы – um, -on, -a в интернациональных существительных, заимствованных преимущественно из греческого и латинского языков, например:

das Museum – die Museen

das Datum – die Daten

das Ministerium – die Ministerien

das Stipendium – die Stipendien

das Lexikon – die Lexiken

das Stadion – die Stadien

das Thema – die Themen

das Schema – die Schemen

das Drama – die Dramen

5. суффикс – ien;

Суффикс – i еn во множественном числе получают некоторые существительные иностранного происхождения, например:

das Material – die Materialien

das Mineral – die Mineralien

das Prinzip – die Prinzipien

das Partizip – die Partizipien

das Numerale – die Numeralien  

Без изменений;

Без изменений в форме множественного числа остаются существительные среднего рода с суффиксами – chen, -lein, -e l, -er, -en, а также с приставкой ge - и суффиксом – e, например:

das Fenster (окно) – die Fenster

das Zimmer (комната) – die Zimmer

das Kissen (подушка) – die Kissen

das Leben (жизнь) – die Leben

das Mädchen (девочка) – die Mädchen

das Büchlein (книжка) – die Büchlein

das Tischlein (столик) – die Tischlein

das Gebäude (здание) – die Gebäude

das Gemälde (картина) – die Gemälde

das Gebirge (гора) – die Gebirge

Упражнение 4. Образуйте множественное число от следующих существительных среднего рода: das Gefängnis, das Kissen, das Museum, das Datum, das Ende, das Bett, das Volk, das Ei, das Bild, das Jahr, das Ziel. 

Упражнение 5. Составьте историю со следующими существительными среднего рода. Выучите историю наизусть.

das Ende, das Bett, das Hemd, das Ohr, das Herz, das Insekt, das Auge, das Interesse, das Verb, das Juwel, das Leid. 

Упражнение 6. Переведите на немецкий язык.

1. В музеях висят известные картины. 2. Девочки сидят за столиком и читают книжечки. 3. Ты хорошо знаешь сильные глаголы немецкого языка? 4. Какие темы вы уже изучили? 5. Сколько комнат в этом доме? 6. В магазинах есть шикарные диваны и кровати. 7. Какие книги современных немецких писателей ты читал? 8. Она носит дорогие украшения. 9. У нас есть несколько целей. 10. В России проживают разные народы.

 

Образование множественного числа существительных женского рода

Существительные женского рода образуют множественное число следующим образом: суффикс –(e)n, умлаут и суффикс −e, умлаут.  

Суффикс – (e)n:

Основным средством образования формы множественного числа у существительных женского рода служит суффикс –(e)n. Слова с этим суффиксом никогда не получают умлаут, например:

die Schule (школа) – die Schulen

die Stunde (урок) – die Stunden

die Schwester (сестра) – die Schwestern

die Katze (кошка) – die Katzen

die Mauer (стена) – die Mauern

die Tür (дверь) – die Türen

die Frau (женщина) – die Frauen

die Zahl (число) – die Zahlen

die Kultur (культура) – die Kulturen

die Fakultät (факультет) – die Fakultäten

die Revolution (революция) – die Revolutionen

die Frisur (прическа)– die Frisuren

die Universität (университет) – die Universitäten    

У существительных женского рода, оканчивающихся на – in, в форме множественного числа удваивается – n, таким образом они получают суффикс - nnen, например:

die Lehrerin (учительница) – die Lehreri nnen

die Studentin  (студентка) – die Studenti nnen

die Arbeiterin (работница) – die Arbeiteri nnen

die Schülerin (ученица)– die Schüleri nnen

die Verkäuferin (продавщица) – die Verkäuferi nnen

2. умлаут и суффикс − e:

Около 30односложных существительных женского рода образуют множественное число с помощью суффикса – е, корневые гласные a, o, u и дифтонг -au при этом получают умлаут, например:

die Braut (невеста) – die Bräute

die Brust (грудь) – die Brüste

die Faust (кулак) – die Fäuste

die Gans (гусь) – die Gänse

die Hand (рука) – die Hände

die Haut (кожа) – die Häute

die Kraft (сила) – die Kräfte

die Macht (власть) – die Mächte

die Maus (мышь) – die Mäuse

die Nacht (ночь) – die Nächte

die Nuss (орех) – die Nüsse

die Stadt (город) – die Städte

die Wand (стена) – die Wände

die Wurst (колбаса) – die Würste

Умлаут:

Два существительных женского рода – die Mutter и die Tochter – образуют множественное число только с помощью умлаута:

die Mutter (мать) – die Mütter

die Tochter (дочь) – die Töchter.

Упражнение 7. Распределите следующие существительные женского рода в зависимости от типа образования множественного числа.

  die Lehrerin, die Studentin, die Wand, die Hand, die Stadt, die Arbeiterin, die Maus, die Familie, die Arbeit, die Universität, die Regel, die Generation, die Fahrt, die Kultur, die Macht, die Ärztin, die Frau, die Tante, die Kusine, die Nichte, die Lampe, die Tür.

 

− en умлаут и – е Умлаут
  __________________ ________________ ________________ _______________ _______________  

 

Упражнение 8. Употребите существительные в предложениях во множественном числе.

1. Eine Studentin schreibt die Kontrollarbeit. 2. Die Mutter liebt ihre Tochter. 3. Die Fabrik braucht eine Direktorin. 4. Die Familie hat eine neue Anrichte. 5. Die Katze fängt eine Maus. 6. Die Kellnerin bedient eine Verkäuferin. 7. In der Stadt gibt es eine Universität. 8. Jede Kunst hat ihre Macht. 9. Die junge Generation folgt der alten Regel.   

 

2.1.4. Особые случаи образования множественного числа

Существуют также особые случаи образования формы множественного числа имён существительных: добавление суффикса –s и изменение формы слова. 

Суффикс –s;

Некоторые существительные в немецком языке образуют множественное число с помощью суффикса – s. К ним относятся:

– заимствованные существительные из иностранных языков, преимущественно английского или французского, например das Auto – die Autos, der Klub – die Klubs, der Chef – die Chefs, das Kino – die Kinos, das Sofa – die Sofas, das Echo – die Echos, das Restaurant – die Restaurants, das Komma – die Kommas;  

– уменьшительно-ласкательные и сокращённые формы от имён существительных, например: der Vati – die Vatis, der Opa – die Opas, die Oma – die Omas, der Pulli (Pullover) – die Pullis, der Krimi – die Krimis, die Mutti – die Muttis, der LKW – die LKWs, der PKW – die PKWs; der VIP – die VIPs; die GmbH – die GmbHs;

– обозначения людей, персон в разговорной речи, например: der Junge – die Jungs, das Mädel – die Mädels, die Mutti – die Muttis, der Vati – die Vatis;

Изменение формы;  

Некоторые существительные, преимущественно мужского рода, во множественном числе полностью изменяют форму, например:

der Stock (этаж) – die Stockwerke

der Rat (совет) – die Ratschläge

das Unglück (несчастье) – die Unglücksfälle

der Regen (дождь) – die Regenfälle

3. образование множественного числа личных имён:

Множественное число личных имен образуется с помощью суффикса – s, например: 

die Müllers – Мюллеры 

die Iwanovs – Ивановы

die Webers – Веберы 

die beiden Iwans – оба Ивана  

Образование множественного числа омонимов

 

Омонимы имеют во множественном числе разные формы:

 

das Wort – die Wörter слово – слова (отдельные)   das Wort – die Worte слово – речь
die Bank – die Bänke скамья – скамьи   die Bank – die Banken банк – банки
der Band – die Bände том – тома das Band – die Bänder лента – ленты  
der Tor – die Toren глупец – глупцы das Tor – die Tore ворота  
die Mutter – die Mütter мама– мамы die Mutter – die Muttern гайка – гайки  
der Leiter – die Leiter  руководитель – руководители die Leiter – die Leitern лестница-стремянка – лестницы-стремянки  
der Star – die Stars звезда, знаменитость – знаменитости der Star – die Stäre скворец – скворцы 
die Steuer − die Steuern налог – налоги  das Steuer – die Steuer руль – рули  

 

Упражнение 9. Образуйте формы множественного числа от следующих существительных:

der Stock, der Sturz, das Bein, der Sturm, der Fall, der Junge, der Affe, die Figur, die Studie, das Studium, das Fach, der Laborant, die Wirkung, der/das Cartoon, der Film, das Verbot, die Angst, der Boden, der Gruß, die Firma, das Hotel, das Kleid, der Ort, das Schloss, der Unfall, das Zimmer, der Sessel, der Eimer, das Telefon, der Beruf, der Stuhl, der Mann, das Radio, der Arzt, die Frau, der Name, das Hobby, die Zahl, das Formular, der Pulli, der Wald, die Maus, das Gebäude, der Schlag, der Onkel, der Ingenieur, der Sohn, die Tochter, der Nachbar, die Kuh, das Ergebnis, der Arbeiter, der Wurm, der Held.

Упражнение 10. Поставьте на месте пропусков стоящие в скобках существительные в форму множественного числа

1. Ich muss viele _________ ausfüllen.  (das Formular)

2. Peter kauft sich zwei neue __________.(der Pulli)

3. In Russland gibt es viele schöne ________ und große ________. (der See, der Wald)

4. In Udmurtien gibt es viele _________. (das Bach)

5. Unsere Katze fängt _________  .(die Maus)

6. Am Wochenende sind viele __________ zu.  (die Bank)

7. Meine beiden _______ sind __________, und ihre _________ sind alle _________. (der Onkel, der Ingenieur, der Sohn, der Student)

8. In diesem Apfel sind zwei _________.(der Wurm)

9. Unsere ________ sind _______ und haben viele _______. (der Nachbar, der Bauer, die Kuh) 

 

 

Слабый тип склонения

К слабому склонению относятся только имена существительные мужского рода, преимущественно одушевленные. Это сравнительно небольшая группа существительных. Признаком слабого склонения является окончание (e)n во всех падежах кроме Nominativ.

 

Nom. der Junge der Löwe der Mensch
Gen. des Jungen des Löwen des Menschen
Dat. dem Jungen dem Löwen dem Menschen
Akk. den Jungen den Löwen den Menschen

 

К существительным слабого склонения относятся: 

А) существительные, оканчивающиеся на –е, которые обозначают существ мужского пола: der Knabe (мальчик), der Junge (мальчик), der Kollege (коллега), der Neffe (племянник), der Sklave (раб), der Zeuge (свидетель), der Gatte (супруг), der Bursche (парень), der Erbe (наследник), der Bote (посыльный),

Б) существительные на –е, обозначающие птиц и животных: der Rabe (ворон), der Löwe (лев), der Affe (обезьяна), der Hase (заяц), der Falke (сокол)

В) существительные, обозначающие народы и национальности: der Russe, der Bulgare, der Finne, der Chinese, der Däne, der Pole

Г) односложные и некоторые неодносложные существительные с окончанием на согласную: der Prinz (принц), der Fürst (князь), der Zar (царь), der Graf (граф), der Mensch (человек), der Herr (господин), der Ahn (предок), der Bär (медведь), der Barbar (варвар), der Christ (христианин), der Held (герой), der Hirt (пастух), der Moor (мавр), der Ochs (бык), der Spatz (воробей), der Schelm (жулик), der Narr (глупец), der Tor (глупец), der Lump (жулик), der Fink (зяблик), der Pfau (павлин), der Rebell (мятежник), der Vorfahr (предок).  

Д) слова иностранного происхождения с ударными суффиксами:

– ant: der Aspirant, der Laborant, der Elefant,

Исключение: der Leutnant

– at: der Soldat, der Advokat

– ent: der Absolvent, der Student, der Referent

– et: der Athlet, der Prophet

– graph: der Fotograph

– it: der Bandit, der Jesuit

– ot: der Pilot, der Idiot

– nom: der Agronom, der Ökonom

– oge: der Biologe, der Philologe, der Psychologe

– soph: der Philosoph

– arch: der Monarch

– ist: der Kommunist, der Artist, der Nazist, der Realist, der Pessimist, der   Optimist,

– and: der Diplomand, der Doktorand

– ekt: der Architekt

Е) десять существительных, которые обозначают неодушевленные предметы:

der Automat – автомат;

der Brillant – бриллиант; 

der Diamant – алмаз, бриллиант;

der Foliant – фолиант;

der Komet – комета;

der Konsonant – согласный звук, согласная буква;

der Paragraph – параграф;

der Planet – планета;

der Trabant – трабант (марка автомобиля в ГДР).

Все существительные слабого склонения образуют множественное число с помощью окончания (e)n:

der Junge – die Jungen, der Student – die Studenten, der Tatar – die Tataren, der Planet – die Planeten, der Architekt – die Architekten.

Упражнение 23. Просклоняйте следующие существительные и образуйте их множественное число: der Herr, der Bär, der Student, der Hase, der Knabe, der Russe, der Falke, der Kollege.

 

Смешанный тип склонения

Небольшая группа существительных в немецком языке совмещает признаки слабого и сильного типов склонения, а именно: окончание –(e)ns в родительном падеже (Genitiv) единственного числа и окончание –(e)n в дательном (Dativ) и винительном (Akkusativ) падежах. Такой тип склонения называют смешанным склонением. К смешанному склонению относятся следующие существительные мужского рода: der Friede, der Funke, der Gedanke, der Glaube, der Name, der Same, der Wille, der Buchstabe, der Haufe, der Schade, а также существительное das Herz [2].

Падеж

Существительные смешанного склонения

Nom. der Name     der Gedanke                                    das Herz
Gen. des Namens           des Gedankens               des Herzens
Dat. dem Namen           dem Gedanken               dem Herzen   
Akk. den Namen            den Gedanken                das Herz

 

Большинство существительных этого склонения имеют две формы: der Frieden и der Friede, der Glauben и der Glaube, der Willen и der Wille. При этом существительные на –en будут склоняться по сильному типу.

Упражнение 26. Просклоняйте следующие существительные: der Glaube, der Wille, der Buchstabe, der Haufe.

 

Склонение имён собственных

Имена собственные при склонении получают в родительном падеже (Genitiv) окончание - s, во всех остальных падежах они не получают никаких окончаний, например:

Puschkins Gedichte (wessen?) – стихотворения Пушкина

Lomonossows Gesetz (wessen?) – закон Ломоносова

Müllers Auto (wessen?) – автомобиль Мюллера

 

Упражнение 27. Поставьте вопросы к выделенным существительным и определите их падеж.

1. Die Schwester kauft einen neuen Teppich.

2. Die Mutter hilft der Schwester bei der Wahl des Teppichs.

3. Der Teppich der Schwester ist hellbraun.

4. Wir alle loben die Schwester für ihren Einkauf.

5. Unsere Wohnung ist hell, bequem und geräumig.

6. Die Wände der Wohnung sind neu tapeziert. 

7. Wir richten die Wohnung neu ein.

 

 

Тест 2.

Выберите правильный вариант ответа, занесите в представленную ниже таблицу соответствующую букву и напишите загаданное слово.

1. Die Pluralform von das Zeugnis ist ….

 

a) die Zeugnisser O
b) die Zeugnissen K
c) die Zeugnisse V

 

2. In Udmurtien gibt es viele ….

 

a) Bache Ü
b) Bächer O
c) Bäche Y

 

3. Er braucht … in sein Zimmer. 

 

a) eine Regal R
b) ein Regal L
c) eines Regals C

 

4. Er hat …..

 

a) einen starken Willen K
b) eines starkens Willens A
c) ein starker Willen Z

 

5. In welchem Kasus steht das Wort „des Hauses“ im Satz: Der Bau des Hauses dauerte zwei Jahre.  

 

a) Nominativ W
b) Genitiv S
c) Dativ U

 

6. Er öffnet ….

 

a) alle Fensters X
b) alle Fenstern O
c) alle Fenster W

 

7. Was ist richtig?

 

a) In Mutters Zimmer gibt es viele Blumen Ö
b) Im Zimmer der Mutter gibt es viele Blumen A
c) Im Zimmer von Muttern gibt es viele Blumen Ü

 

8. Auf dem Bücherregal liegt das Schreibzeug ….

 

a) des Studenten G
b) dem Studenten E
c) den Studenten B

 

9. Er gibt uns immer …. 

 

a) gute Ratschlage C
b) gute Rate L
c) gute Ratschläge E

 

10. Braucht ihr einen Fernseher?

 

a) Nein, wir brauchen keine. T
b) Nein, wir brauchen keinen. N
c) Nein, wir brauchen kein. O

 

                   
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Загаданное слово – известная марка немецкого автомобиля.  

 

Таблица рефлексивной самодиагностики

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.385 с.)