Фармация как отдельная профессия и первая аптека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фармация как отдельная профессия и первая аптека



Рождение фармации как самостоятельной, четко определенной профессии произошло в начале IX века благодаря мусульманским ученым. Для истории фармации важно, что в арабских странах были найдены первые начинания фармации как самостоятельной профессии (12,14). Они создали первые больницы с постоянной аптекой и больничную аптеку. Раннее разграничение между медициной и фармацией начинается в VII веке. Аль-Бируни[7], один из самых влиятельных арабских ученых, утверждал, что «фармация стала независимой от медицины, как язык и синтаксис отдельно от композиции, знания просодии от поэзии и логики от философии, ибо фармация является скорее помощью медицине, чем слугой» (1). Другой арабский ученый Сабур (ум. 869) написал первый текст по фармации – это был первый арабский сборник формул (1, 12).

Любое разделение означает прогресс и обучение, которые могут произойти только когда все условия соберутся воедино. Вот почему появление фармации как самостоятельной науки и профессии означает, что социальные силы и события достигли такой степени развития, что позволили ей отделиться. Одна из основных причин возникновения и развития профессиональной арабской фармации были возросший спрос на лекарства для увеличивающегося населения и доступность их на рынке, необыкновенное интеллектуальное любопытство и быстрый перевод медицинских книг (2,7,9).

Об открытии первой частной аптеки, ознаменовавшем окончательное отделение фармации от медицины, писали многие историки. Многие из них отмечали, что первая аптека была открыта халифом аль-Менсуром в Багдаде в апреле 754 года (1,4). Но дело в том, что сам Багдад был основан через десять лет после указанного года. Поэтому существует мнение, что первые аптеки в Багдаде были открыты во времена правления сына аль-Менсура, и что невозможно определить, принадлежали ли они необразованным аптекарям или фармацевтам, которые имели определенную академическую подготовку. Утверждается, что статус признанной профессия достигала в начале IX века, когда практиковали подготовленные и образованные специалисты и фармацевты, которые были полностью осведомлены об этических и технических обязанностях своей профессии (1,4).

Благодаря распространению вышеизложенной информации о вкладе медицинской и биохимической науки в фармацию, неудивительно, что арабские фармацевты представили большой опус новых методов и веществ, а также установили монополию в распределении фармацевтических препаратов.

Учитывая вышеупомянутую информацию о вкладе медицинской и биохимической науки в фармацию, неудивительно, что арабские фармацевты представили большой опус новых методов и веществ, а также установили монополию в распространение фармацевтических препаратов. Роль образованного фармацевта в обществе не была проигнорирована, а, наоборот, приветствовалась. Профессия и роль фармацевта были впервые определены аль-Бируни в его книге «Saydanah fit-tibb» следующим образом: «Профессионал, который специализируется на сборе всех лекарств, выборе только лучших из простых и сложных, а также в приготовлении хороших лекарств, следует наиболее точным методам и методикам, рекомендованным специалистами по лечению» (1). Это описание фармацевта немного отличается от современного. Аль-Бируни продвигал идею академической подготовки для обучающихся фармации и подчеркивал, что фармакология – знание того, как лекарство действует на организм, важнее, чем просто приготовление лекарства. В своей книге Аль-Бируни использовал арабское название для фармацевта «as-saydanani» или «as-saydalani», что означает «тот, кто продает сандаловое дерево», потому что фармацевты использовали это ароматическое растение с VIII века. В то время как, травники не так часто использовали сандаловое дерево (12).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Раннее развитие профессиональной фармации ограничивалось правовым регулированием работы фармацевтов и врачей. Фармацевтам было запрещено ставить диагноз и назначать лечение пациентам без врача, а у врачей было ограничение на изготовление и продажу лекарств. Правда, врачи опасались, что их рецепты попадут в руки некоторых фармацевтов-шарлатанов или привлекут тех, кто не прошел профессиональную фармацевтическую подготовку. Но они не могли приготовить всего, поэтому некоторые из известных фармацевтических препаратов были только в аптеках. Отмечено, что во время правления аль-Мутаса (al-Mu’tas), профессионально подготовленным фармацевтам были выданы лицензии на управление частными аптеками. Следует подчеркнуть, что в течение всего периода арабского и турецкого правления, образованные фармацевты существовали и работали бок о бок с attarists (драгистами)[8], ограничения распространялись только на некоторые аспекты бизнеса драгистов (18,22,27,30).

Следует подчеркнуть, что с исламом произошло возрождение в сфере общественного здравоохранения. Исламские религиозные нормы гигиены привели к созданию специальных контрольных служб. Во времена Абасида была служба надзора, подчиненная единственному органу власти, называемому ихтисаб (ihtisab) или hizaba. Главой ихтисаба был мухтесиб (muhtesib) или президент. Сфера работ каждого мухтесиба была точно определена в некоторых книгах. Самая значительная и самая древняя книга такого рода - «Nihajjet-ur-rutbe» Абдуллы ибн Наср ибн Абдулла ибн Мухаммед Аш-Шизерии. В этой книге, помимо прочего, объясняется, как распознавать фальсифицированные лекарства, специи и продукты питания. В главе 17 подробно рассматривается метод контроля за фармацевтами. Лекарства, выписанные при заболевании, должны иметь конкретный состав и дозу. Поэтому автор рекомендует каждую неделю контролировать аптеки, лекарства и работу травников (1,12).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.003 с.)