Процесс централизации и децентрализации сети государственных общедоступных библиотек. Современное состояние и перспективы развития ЦБС.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс централизации и децентрализации сети государственных общедоступных библиотек. Современное состояние и перспективы развития ЦБС.



Оптимальное сочетание централизации и децентрализации. Наиболее рациональным, экономически и технологически выгодным механизмом соединения, интеграции библиотек, широко распространенным в мировой практике, является централизация. Она реализуется на различных уровнях библиотечного дела и в различных организационных формах:

· осуществление в масштабах страны, регионов, библиотечных сетей централизованного комплектования библиотечных фондов, централизованной обработки книг и других произведений печати;

· проведение стандартизации, т. е. установление и применение стандартов нормативно-технических документов, определяющих комплекс норм, правил, требований к библиотекам, библиотечным процессам;

· объединение библиотек в централизованные системы, возглавляемые соответствующей центральной библиотекой.

Централизованное управление библиотеками и библиотечными процессами осуществляется вышестоящим органом управления (вышестоящей системой) и проявляется в доведении обязательных для выполнения заданий и выделении для этого необходимых ресурсов. Степень централизованного управления библиотекой показывает, в какой мере ее состояние (функционирование) определяется воздействиями, поступающими извне, со стороны вышестоящей библиотечной системы. Для российского библиотечного дела была характерна сверхцентрализация, т. е. сосредоточение руководства библиотечным делом или определенными библиотечными процессами в едином центре, распространение государственного руководства на всю библиотечную систему страны, единообразное решение в государственном масштабе организационных проблем, организация повсеместного методического руководства библиотеками. Принципиальная особенность такой сверхцентрализации состояла в директивности управления и недооценке (а правильнее, игнорировании, отрицании) самой идеи самостоятельности библиотек. Реально централизованное управление не может охватить все многообразие библиотечных процессов и связей.

Децентрализация библиотечной деятельности – это развитие библиотечного самоуправления в границах самостоятельности библиотеки. Она не только не нарушает централизованно установленные между библиотекой и вышестоящей системой (надсистемой) связи, а, напротив, дополняет их. Поэтому развитие самоуправления в границах самостоятельности библиотеки повышает целостность, организованность и устойчивость той системы, в которую входит рассматриваемая библиотека. Игнорирование библиотекой границ самостоятельности, абсолютизация самостоятельного определения ею своего состояния (иначе говоря, установление самой себе заданий), как и сверхцентрализация, приводят к отрицательным последствиям.

Состояние сети общедоступных библиотек. К сожалению, в нынешней России существует процесс деградации сети, то есть ослабление её звеньев и разрушение связей между ними. На всём протяжении постсоветского времени сеть общедоступных библиотек неуклонно сокращалась. В 1990 г. количество библиотек системы Министерства культуры РФ составляло 50200, а в 2000 г. уже 48800.

Централизованная библиотечная система (ЦБС) представляет собой добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование с единым органом управления, общим бюджетом и координационно-методическим центром в виде ЦБ; ЦБС продолжают функционировать в основном в городах, например, в Москве и Санкт-Петербурге, но здесь они имеют статус не муниципальных, а государственных учреждений.

В стране с нарастающим темпом идёт сокращение библиотечной сети. Мониторинг сети общедоступных библиотек, продолжающийся в течение последних пяти лет благодаря совместным усилиям РНБ и центральных библиотек субъектов Российской Федерации, показывает, что в условиях сокращения бюджетных расходов на культуру, скудного финансирования библиотек или вообще его отсутствия в некоторых регионах невозможно кардинально улучшить ситуацию в библиотечной системе. Повсюду наблюдается сокращение кадров и режима работы сельских библиотек, перевод библиотекарей на неполную ставку, ухудшения комплектования фондов, технологического оснащения и т.п. В то же время порой муниципальная библиотека является единственным, доступным для населения муниципального образования (города, городского округа, района, сельского поселения), местом общения и объединения местного сообщества.

Ещё одной острой проблемой, помимо постоянного свёртывания сети муниципальных библиотек, является организационная регрессия – на муниципальном уровне во многом оказалась разрушенной сетевая форма библиотечного обслуживания в формате ЦБС. В большинстве случаев оставшиеся в «одиночестве» муниципальные библиотеки, а иногда и полностью ЦБС, были переведены в структуру культурно-досуговых учреждений – КДУ как их подразделения. И если десять лет назад нам было трудно полностью оценить последствия расформирования государственных ЦБС, существовавших в стране несколько десятков лет, то сегодня вполне очевидны негативные разрушительные результаты подобных действий муниципальных органов власти. Как структурные подразделения муниципальных многопрофильных учреждений культуры в виде культурных/культурно-спортивных комплексов/центров, клубов и т.п., библиотеки не имеют прав на получение субсидий из вышестоящих бюджетов на подключение к Интернету, на создание модельных библиотек в сельской местности, на самостоятельное комплектование, на предоставление доступа к Национальной электронной библиотеке (НЭБ); юридически они «выпали» из профессиональной библиотечной сети, оказавшись без методической, технологической и иной квалифицированной помощи со стороны центральных библиотек регионов. Всё это замедляет, если вообще не останавливает, модернизацию муниципальных библиотек, препятствуя их адаптации к вызовам информационного общества. Поэтому вполне оправданным оказался запуск и некоторая активизация, благодаря здравому смыслу и настойчивости библиотечных профессионалов, обратного процесса – восстановление библиотечного обслуживания на принципах централизации (в Брянской, Липецкой, Ульяновской областях и др.), создание межпоселенческих (центральных районных) библиотек как системообразующего учреждения, в состав которого могут входить сельские библиотеки (Амурская, Архангельская, Пензенская области и др.), перевод библиотек из структуры комплексных КДУ обратно в библиотечную сеть.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.011 с.)