Принципы организации библиотечного дела. Их характеристика и анализ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации библиотечного дела. Их характеристика и анализ.



Современное библиотековедение выработало следующие основные принципы: общедоступность библиотечного дела, приоритет читательских интересов, системность библиотечного дела, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, координация и кооперирование библиотечной деятельности, государственно-общественный характер библиотечного дела.

1. Общедоступность библиотечного дела. Принцип общедоступности реализуется прежде всего путем непрерывного увеличения числа библиотек и такого размещения их на территории страны, чтобы все население по месту жительства, работы, учебы и отдыха могло в наиболее удобной форме систематически пользоваться ими.

2. Приоритет читательских интересов. Каждый человек проходит свой путь приобщения к культуре, ее ценностям, к постижению истины. Культура каждого индивида формируется его образом жизни, различными условиями и факторами. Привести к единому знаменателю экономическое, политическое, эстетическое мышление различных людей нельзя. Приоритет многообразия читательских интересов — это качественно новый принцип организации и функционирования библиотечного дела, знаменующий, с одной стороны, отказ от монопольной, бюрократической системы, приводившей к идеологическому и организационному диктату над читателем, а с другой — формирование демократических, гуманистических основ библиотечной деятельности. Этот принцип возрождает новую духовную атмосферу в общении библиотеки с читателями, демократизацию процесса обслуживания, утверждает права читателя на свободу выбора и оценки книги, на открытое, критическое обсуждение Насущных проблем развития общества. Опираясь на диалог, дискуссии, на прямые и обратные связи с читателями, библиотеки способствуют развитию свободы самопроявлений личности каждого отдельного читателя.

3. Системность библиотечного дела. Библиотечное дело представляет собой сложную, динамичную систему, которой присущи: а) наличие составных частей (элементов, подсистем); б) наличие тесных связей между ними; в) целостность, обусловленная взаимосвязью и взаимодействием отдельных структурных элементов; г) сочетание относительной самостоятельности каждого отдельного элемента с выполнением им функций, необходимых дня библиотечного дела в целом. Такое понимание библиотечного дела определяет необходимость системного подхода к его организации, функционированию и развитию. Это условие предъявляет два взаимосвязанных требования: пропорциональность (содержание, ядро системности, как бы ее "душа") и планирование (форма, средство установления и осуществления системности, формирования пропорций на всех уровнях библиотечного дела). Системное развитие библиотечного дела не может осуществляться без сознательного поддержания пропорциональности, выражающей определенное соотношение (качественное и количественное) между различными звеньями библиотечного дела и обеспечение соответствия объема и структуры библиотечных ресурсов объему и структуре общественных и индивидуальных потребностей.

4. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации. Наиболее рациональным, экономически и технологически выгодным механизмом соединения, интеграции библиотек, широко распространенным в мировой практике, является централизация. Она реализуется на различных уровнях библиотечного дела и в различных организационных формах:

· осуществление в масшгабах страны, регионов, библиотечных сетей централизованного комплектования библиотечных фондов, централизованной обработки книг и других произведений печати;

· проведение стандартизации, т. е. установление и применение стандартов нормативно-технических документов, определяющих комплекс норм, правил, требований к библиотекам, библиотечным процессам;

· объединение библиотек в централизованные системы, возглавляемые соответствующей центральной библиотекой.

Централизованное управление библиотеками и библиотечными процессами осуществляется вышестоящим органом управления (вышестоящей системой) и проявляется в доведении обязательных для выполнения заданий и выделении для этого необходимых ресурсов. Степень централизованного управления библиотекой показывает, в какой мере ее состояние (функционирование) определяется воздействиями, поступающими извне, со стороны вышестоящей библиотечной системы. Для российского библиотечного дела была характерна сверхцентрализация, т. е. сосредоточение руководства библиотечным делом или определенными библиотечными процессами в едином центре, распространение государственного руководства на всю библиотечную систему страны, единообразное решение в государственном масштабе организационных проблем, организация повсеместного методического руководства библиотеками. Принципиальная особенность такой сверхцентрализации состояла в директивности управления и недооценке (а правильнее, игнорировании, отрицании) самой идеи самостоятельности библиотек. Реально централизованное управление не может охватить все многообразие библиотечных процессов и связей.

Децентрализация библиотечной деятельности – это развитие библиотечного самоуправления в границах самостоятельности библиотеки. Она не только не нарушает централизованно установленные между библиотекой и вышестоящей системой (надсистемой) связи, а, напротив, дополняет их. Поэтому развитие самоуправления в границах самостоятельности библиотеки повышает целостность, организованность и устойчивость той системы, в которую входит рассматриваемая библиотека. Игнорирование библиотекой границ самостоятельности, абсолютизация самостоятельного определения ею своего состояния (иначе говоря, установление самой себе заданий), как и сверхцентрализация, приводят к отрицательным последствиям.

5. Координация и кооперирование библиотечной деятельности. Исходя из наличия ведомственных, отраслевых, региональных и других интересов библиотек, которые необязательно должны совпадать с интересами всей библиотечной системы, появляется возможность (вероятность) рассогласования компонентов библиотечной системы. Отсюда вытекает необходимость координации, т. е. согласованности функционирования всех компонентов (библиотек, процессов и т. д.) библиотечной системы.

Координация — это формирование корректирующих или поддерживающих воздействий для обеспечения согласованных действий организационно независимых библиотек (библиотечных систем). Проблема координации — это проблема объединения, интеграции деятельности библиотек, имеющих общую цель. Основная специфическая черта координации, в отличие от централизации; состоит в том, что, имея обязательный характер воздействия, она использует силу этого воздействия не для принуждения, а дня побуждения, опирается на понимание целесообразности согласованности действия. В любом случае смысл координационной работы состоит в том, чтобы искать целесообразное соотношение между действиями библиотек, а не предписывать последовательность действий.

С координацией тесно связан принцип кооперирования. Координация имеет дело с содержательной стороной функционирования библиотек, кооперирование относится к организационной стороне, когда библиотеки работают совместно в одном или разных, но связанных между собой библиотечных процессах (сферах деятельности) для достижения одного и того же результата, для создания 176 одной и той же библиотечной продукции, для удовлетворения одной и той же потребности. Библиотечное кооперирование — это объединение (сложение) возможностей и средств — ресурсов группы независимых библиотек на определенной территории в целях достижения оптимального обслуживания всеми возможными ресурсами существующих и потенциальных потребителей каждой из входящих в кооперированную систему библиотек.

6. Государственно-общественный характер библиотечного дела. Одним из основных принципов организации и функционирования библиотечного дела является его государственно-общественный характер. Он проявляется в следующих аспектах. В соответствии с Федеральным законом о библиотечном деле государство берет на себя разработку стратегических задач библиотечного дела, формирование правовой и нормативной основы библиотечной деятельности, создает систему общероссийских библиотечных законов и соответствующих подзаконных актов. Законодательные и исполнительные органы государственной власти и управления (в центре и на местах) гарантируют реализацию принципа всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и представляемых библиотеками. Последовательное проведение в жизнь принципа общедоступности библиотек позволяет наиболее полно обеспечить эффективное использование фондов и удовлетворение читательских потребностей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.006 с.)