Vi . Развлечения жены марка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Vi . Развлечения жены марка.



Рассмотрение тех культурных мероприятий, которыми так увлекалась жена Марка [13], может также добавить несколько ярких штрихов в рисуемую нами картину. Начнём по порядку. Годы правления Августа принято называть «золотым веком» римской литературы. Именно в эти годы поэзия достигает высокого расцвета (№18 стр.5, 11; №20 стр.568-581). Гораций, Тибул, Проперций, Овидий – жене Марка явно было с кем «спутаться» (строка 13). Что же касается зрелищ, то сам Август с гордостью описывает их в своих деяниях (ДБА 22-23), а Светоний писал, что в отношении зрелищ Август превзошёл всех предшественников (св, Авг; 43). В его время зрелищам отводилось 66 дней в году (№14 стр.70). За время правления Августа 8 раз устраивались гладиаторские битвы, в которых сражались около 10 тыс. человек. 3 раза проводились состязания атлетов, 27 тыс. – иные зрелища. В 17 г. до н.э. Август устроил столетние игры. На Форуме и в амфитеатре 23 раза устраивались травли диких зверей. Особенно сильное впечатление должен был произвести, конечно, морской бой, в котором участвовали более 3000 человек (№21 стр.111-112).

Представляет интерес и упоминание Марком театра с билетами. Ещё во II в. до н.э. консул Мумий построил в Риме первый деревянный театр по греческому образцу, а в 55г. до н.э. Помпей, придя в восторг от театра в Митилене, приказал скопировать его план театра, и по нему воссоздать в Риме подобное же каменное, богато украшенное сооружение, рассчитанное на 40 тыс. зрителей (№14 стр.42-43).

Вход в театр был бесплатным. Но при Августе, который запретил публике занимать места произвольно и ввёл строго определённый порядок, впервые появились билеты. Они были в виде медных жетонов, похожих на монеты, и назывались тессеры. На них нередко помещали портрет императора, а нумерации секторов в театре соответствовали цифры на другой стороне билетов (№14 стр.43-44). То, что Марк подчёркивает наличие билетов (строка 15), является ещё одним доводом в пользу датировки принципатом Августа происходящих событий.

В заключение посмотрим, могли ли патриции собраться у Капитолия (строки 1-2). Почти весь Капитолий (не крепость) занимала Капитолийская площадь (около 1,5 га), посередине которой возвышался храм Юпитера Сильнейшего Величайшего, одно из древнейших культовых сооружений города (см. строку 9). Площадь была обведена стеной, за ней шёл портик; на ночь площадь запиралась, оставаясь под охраной привратника и собак. На площади стояло несколько древнейших храмов, много алтарей, статуй богов и знаменитых римлян. (№15 стр.15).

Итак, почти все сведения, которые можно получить из текста, достаточно чётко укладываются в предлагаемую датировку 18 или 17 гг. до н.э., однако попытаемся рассмотреть и другие возможные периоды.

 

VII. ИНЫЕ ДАТИРОВКИ [14].

После смерти Августа, пожалуй, до 70-х гг. I в. н.э. мы не сможем найти столь же мирного периода, как в 18-17 гг. до н.э. Последующие представители династии Юлиев-Клавдиев, так и не смогли создать условий для стабильного развития общества. Они не сокращали армию, а напротив – всячески задабривали её. Оппозиция просто уничтожалась, а число патрициев постоянно сокращалось. В это время не было ощущения завершения одной эпохи и начала другой, как это было при Августе (№21 стр.4) [15]. Следующим периодом, который можно предложить для датировки событий песни, является принципат Веспасиана (69-79 гг. н.э.) и Тита (79-81гг. н.э.). Действительно, после гражданской войны 69 г., Веспасиан был вынужден сокращать разбухшую армию (№24, стр.213), да и правление его было достаточно мирным, недаром в 75 г. был построен и освящён храм Мира (Свет; Весп, 9). Однако ряд нюансов, главный из которых, гигантский пожар Капитолия (Свет, Вител, 15; Домиц, 1), из-за которого выгорели практически все постройки (Свет; Весп 8 (5) Тацит, История III 71-74), не позволяет принять этой датировки т.к. плохо соотносится со строкой, в которой говорится о «древней колонне» (строка 2). Правление Тита тоже было достаточно бурным (Свет., 8 (3), а вместе с тем и очень коротким. Другим возможным временем происходящих событий, является время правления императора Адриана, а за ним и Антонина Пия[16].

Адриан действительно стремился не вести крупных войн (27, Элий Спариан, Адриан XXI, 8), но, однако, он не сокращал армию, а напротив вынужден был набирать солдат даже среди неграждан (№24 стр.223-224). Кроме того, «любя больше мир, чем войну, он тем не менее упражнял воинов, как будто война была неминуемой, действуя на них примерами собственной выносливости» (№27, Адр. X, 2). Также он старался ладить с различными социальными группами (№28 стр.186).

Политика Антонина Пия, являлась логическим продолжением политики предшественника. Но вся эта политика была достаточно активной и источники отмечают, что «руками своих легатов он вёл очень много войн» (№27, Ант. П. V, 4). В этот период (117-161гг. н.э.) несмотря на стремление обоих императоров к миру и стабильности, они не могли себе позволить не только сокращать армию, но и вынуждены были постоянно держать её в состоянии повышенной боевой готовности и даже открыть доступ в неё негражданам. Внешняя стабильность давалась ценой больших усилий и Марк Аврелий, любивший мир не меньше двух своих предшественников, вынужден был почти все годы своего правления провести в тяжёлых войнах (№24 стр.230)

Династия Антонинов прекратила свое существование после того, как в 192 г. был убит её последний представитель, император Коммод (интересно, можно ли на этом основании утверждать, что она сыграла в ящик?)). С этого момента боевые действия на внешних границах Римской империи носят перманентный характер, причём, всё это сопровождается гражданскими войнами и различными распрями внутри страны. Чем ближе мы приближаемся к Персии, тем дальше мы оказываемся от мира и стабильности. Даже получив искомую Персию в 227 г. в виде образования государства Сасанидов, мы не можем датировать события изучаемого текста этим периодом т.к. римское государство вело в эту пору непрерывные войны.

Можно привести и ряд общих соображений против всех вышеизложенных возможных датировок. Во-первых, если Гораций ещё мог употреблять названия персы, мидийцы и парфяне как синонимы (№26 стр.428) и писать о том, что Август покорил персов (№28, Гор., Оды. III, 5), то с развитием римско-парфянских противоречий и рядом войн, римляне значительно лучше узнали своего противника и уже не смешивали его с другими народами [17].

Вторым доводом против датировок более поздних чем принципат Августа является развитие семейного права и состояние морали вообще. Развитие римского семейного права шло по линии увеличения равноправия сторон. Вместе с тем, сильно ослабляется власть главы семьи и женщина уже могла избежать возвращения под его власть после развода с мужем.

Итак, пожалуй, мы можем выделить несколько периодов в римской истории, которые подходят под один из основных фактов для датировки текста. Им является отсутствие войны (строка 24). Вместе с этим, эта строка сама по себе не позволяет датировать события, а совокупность других фактов либо не укладывается в более поздние периоды совсем, либо требует гораздо больших натяжек, домыслов и допущений, которых и без этого предостаточно.

 

VII. ИТАК…

Итак, в первом приближении мы можем ограничить происходящие события со стопроцентной уверенностью принципатом Августа и денежной реформой Диоклетиана. При первом появляются театральные билеты – тессеры (строка 15), после монетной реформы второго в конце III в. н.э. был прекращён выпуск сестерциев[18] (строка 31). Из-за непрерывных гражданских и внешних войн, мы можем исключить период с 162 г. до конца IIIв. н.э. Больше в тексте не содержится информации, позволяющей однозначно отвергнуть те или иные датировки. Доводы против иных, чем принципат Августа рассмотрены выше.

Может сложиться впечатление, что и при Августе не было мирных периодов. Но представляется очень важной знаменитая цитата современника предполагаемой датировки Тита Ливия о периодах войны и мира римского государства (Ливий I, 19). И если правление Цезаря было не чем иным, как суммой отдельных мероприятий – пусть иногда очень талантливых, но отнюдь не системой и даже не режимом, то «режим» Августа – это уже явно государственная система. (№1 стр.209). Деятельность Августа знаменовала собою конец одной эпохи римской истории (периода республики) и начало другой (периода империи; более точно: режима принципата) (№21 стр.4).

Если подходить ко всему по максимуму. Брать поэтов – так самых лучших, патрициев – так настоящих[19], запой от безысходности и выключенности из жизни – так самый глубокий… В таком случае мы вряд ли найдём эпоху, более соответствующую событиям песни, чем принципат Августа, а вернее его середина, или ещё точнее 18-17гг. до н.э.

 

IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Лирические отступления)

Вопросы, рассмотренные в данной работе, отнюдь не исчерпываются её объёмом и нуждаются в дальнейшей разработке. Более того, сделанные выводы и умозаключения могут и должны быть неоднократно проверены и скорректированы.

Можно лишь с сожалением констатировать непроработанность целого ряда моментов. Причиной тому явились как недостаток литературы по целому ряду вопросов [20], так и сложность поставленной задачи. Свою роль сыграли как нехватка времени, так и невозможность рассматривать все вопросы и нюансы одинаково подробно, ибо давно известно, чтобы решить задачу, необходимо её ограничить.

Что же касается возможных упрёков в чрезвычайной смелости некоторых предположений, то мы можем лишь вновь напомнить эпиграф, который снимает все претензии подобного рода.

Если пытаться прогнозировать маловероятное, но возможное, продолжение работы по данной теме и с данным текстом, то стоит использовать его как учебную модель. Можно рекомендовать более свободное отношение к материалу (в данной работе мы стремились к крайне бережному отношению к авторскому тексту).

Относясь с различной степенью серьёзности к выводам и фактам, рассматривая различные варианты ситуации, заменяя или изменяя ключевые моменты модели (дом, действительно, в Персии и жена Марка иностранка, дом в Греции, Сирии или Африке и т.д. и т.п.), можно провести ещё немало приятных минут за интересной, полезной и очень увлекательной работой.

Владимир Семёнович Высоцкий – органическая часть отечественной культуры. Значение и смысл его жизни и творчества будут раскрываться по-своему каждому новому поколению. Скольким свежим и оригинальным идеям его произведения дадут жизнь. Истинного наслаждения в работе над текстами поэта хватит для многих. Историки и «филоисторики» могут обильно черпать из этого неиссякаемого источника. Политологический анализ «Странной сказки», определение страны и по возможности времени событий песни «Про любовь в средние века» и многое другое… Не только для историков!.. Характеристика биологами заповедника в песне «Про козла отпущения», определение характера поломки в песнях «Дорожная история» и «Чужая колея», анализ психологом или поклонником Фрейда песни «Сон мне снится…», разбор риторических ошибок в построении речи Змея-Горыныча к русским лешим, водяным и т.д. в «Песне про нечисть» и многое-многое другое...

Всегда были, есть и будут люди, которые в творчестве любимого автора найдут любимую тему, и отдадут ей всю силу своей страсти и всё богатство своей души. Бог в помощь им!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.009 с.)