Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К основному вопросу начальной русской истории⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Укажем важнейшее основание, на котором была построена Норманнская теория происхождения Руси, т.е. смешение Русского племени с Варяжским в один небывалый народ Варягоруссов. Основным, или краеугольным, камнем этой теории послужили следующие слова начальной летописи, под 862 годом: «Реша сами в себе: «поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». Идоша за море к Варягом к Руси; сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзии зовутся Свое, друзии же Урмане, Анъгляне, друзии Гъте; тако и си. Реша Руси Чудь, Словени, Кривичи (и Весь): «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да поидъте княжить и воло-еть нами». И избрашася три братья с роды своими, пояша по собе всю Русь и придоша; старейший Рюрик седе в Новеграде, а другой Синеус на Белеозере, а третий Изборсте Трувор. От тех прозвася Русская земля, Ноугородьцы: ти суть людь Ноугородьци от рода Варяжска, преже бо беша Словени» (по Лаврентьевскому своду). Приведенный летописный текст, несомненно, представляет не первоначальный, а позднейший, сложившийся в таком виде не ранее конца XII или начала XIII века, а вероятнее, уже в Татарскую эпоху, когда Киевский летописный свод подвергсся некоторым искажениям и домыслам переписчиков, и главным образом в сказании о призвании Варяжских князей из-за моря, Это простое, понятное всем сказание уже существовало в первоначальном тексте; но позднее оно исказилось и осложнилось домыслом о том, что сама Русь была не что иное, как Варяги, пришедшие с князьями; таким образом, целое Русское племя обратилось в какую-то княжескую дружину или свиту. Этот испорченный текст лег в основу целой группы летописных сводов, с Лаврентьевским и Ипатьевским во главе. Но была другая группа летописных сводов и сборников, которая сохраняла первоначальный текст, т.е. без смешения Руси с Варягами в один народ. Это доказывают польские, иностранные и западнорусские историки, которые пользовались русскими летописями или вообще русскими источниками. Так, Длугош и Стрыйковский говорят о призвании Варяжских князей самою Русью, т.е. не смешивают ее с Варягами и представляют ее исконным туземным народом. В таком же смысле высказываются Герберштейн, Даниель Бухау, Флетчер, Гваньин, Кромер, Меховий. Сюда же относятся те сборники, которые выводят Рюрика с братьями из Прусской земли, каковы Степенная книга и Густынская летопись. Затем не смешивают Русский хронограф второй редакции, Псковская вторая летопись и отрывок так наз. Иакимовой летописи, по всей вероятности, пользовавшийся древнейшею Новгородскою летописью. Наконец, мы имеем перед собою и самый первоначальный текст сказания в этой летописи. Он сохранился в Летописце патриарха цареградского Никифора. Там сказано: «Придоша Русь, Чудь, Словени, Кривичи к Варягом, реша: земля наша» и пр. А сей Летописец составлен в Новгороде и дошел до нас в рукописи XIII века (хранится в Москов. Синод. библиотеке). Это самый старший из всех имеющихся налицо летописных списков. На тот же первоначальный текст ясно указывает Стрыйковский, имевший перед глазами древние русские летописные своды. Он выражается так: «Летописцы русские не объясняют, кто были Варяги; но просто начинают свою хронику словами: «послаша Русь к Варягам, говоря: приходите княжить и владеть нами». Вообще явные следы первоначального текста мы находим во многих сводах и сборниках. В более древней части Степенной книги говорится: «В лето 6370 послаша Русь к Варягом, зовуще их» и пр. и «придоша из-за моря на Русь». В Русском хронографе первой редакции: «Приидоша Русь, Словене и Кривичи (к) Варягом, реша» и пр. В том же смысле во второй и третьей редакции (Изборник А. Попова. 4, 137 и 447). В хронографе южнорусской редакции, в оглавлении неуцелевшего начала Киевской хроники: «Русь добровольце варягов за панна собе берут» (Ж. М.Н. Пр. 1885. Май. 74). Летописный перечень XIII века: «придоша Русь, Чудь, Словене, Кривичи к Варягом, реша» и пр. (Извест. Ак. Н., т. VIII, Вып. V., стр. 391). В Летописце Руских царей: «Реша Русь, Чудь, Словене» и пр. (Супрасл. рукоп. М., 1836, стр. 171). В одном летописце XVII века: «Земля наша рекомая Словенская Русь добра», «пришли на Русь три брата» (Ж. М.Н. Пр. 1902, Август, 290). Даже в тех сводах, которые послужили главным источником путаницы и смешения Варягов с Русью, встречаются эти следы первоначального текста. А именно, в Лаврентьевском, Ипатьевском, Троицком и Переяславском при описании посольства за море сказано: «Реша Русь, Чудь, Словене, Кривичи и Весь: земля наша» и пр. Некоторые своды или списки этой путаной категории наглядно объясняют нам, каким образом произошло сие смешение двух разных народов в один. Например, в Радзивилловском, Софийском и Воскресенском стоит «реша Руси, Чудь, Словене, Кривичи». И вот эта ошибка какого-то писца, сказавшего Руси вместо Русь, повторенная другими переписчиками, и послужила главным источником искаженного текста. Выходило, что послы, отправленные к Варягам, обратились с речью к Руси; таким образом, получилось понятие или фраза «придоша (или реша) к Варягом Руси», а вместе с нею явился небывалый народ Варяги-Русь. Вот почему после отпадения слова Русь на первом месте в числе призываемых народов очутилась Чудь. Когда же Русь по ошибке и невежеству переписчиков была отнесена к Варягам, тогда явились в тексте позднейшие вставки, или глоссы, старавшиеся пояснить этих непонятных Варяго-Руссов. Например: «Сице бо ся звахут тьи Варагы Русь яко се друзии зовутся Свее, друзии Урмане, Англяне, инии Гте». Или: «От тех прозвася Русская земля Новгородци, ти суть людие Новогородци от рода Варяжска, преже бо беша Словене». Тут видим совершенную бессмыслицу, хотя норманисты пытались и в этом домысле отыскать какой-то смысл. Итак, несомненно, что в первоначальном, или Сильвестровом, тексте «Повести временных лет» в основу Русского бытописания была положена легенда о призвании Варяжских князей из-за моря; но еще без смешения Руси с Варягами в один народ. Непререкаемый и древнейший текст, наиболее близкий к первоначальному, сохранился в помянутом Летописце патр. Никифора. Разбор других, менее важных оснований, на которых построена теория Скандинавского происхождения Руси (названия Днепровских порогов у Константина Багрянородного, личные имена, сомнительные известия и т.д.), желающие найдут в моих «Разысканиях о начале Руси» и двух «Дополнительных полемиках». Что касается двойного названия Днепровских порогов, т.е. параллели «Русской» и «Славянской», то прежде всего они ясно свидетельствуют, что в X веке имя Славян еще не распространялось на Русь. А затем у меня следует вывод, что Русская параллель более древняя и потому труднее объяснимая; тогда как Славянская принадлежала племени Гунно-Болгарскому, вероятнее всего, Угличам. Относительно своих «Разысканий» нелишним считаю предупредить, что в первых по времени статьях встречаются в доказательствах некоторые подробности (особенно по части этимологической), которые при новом издании подлежали бы исключению или исправлению. Но неизвестно, когда автор удосужится пересмотреть «Разыскания» и напечатать новое их издание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.111.48 (0.018 с.) |