Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста.



Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей   дошкольного   возраста.

Материал подготовила:

Михеева Л.П. – педагог-психолог

Дата: 2016 - 2017 учебный год

 

с. Новый Васюган

                                                    Без игры нет и не может быть полноценного

                                                             умственного развития.

                                             Игра – это огромное светлое окно, через которое

                                            в духовный мир ребёнка вливается живительный

                                                            поток представлений, понятий.

                                           Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости

                                                            и любознательности.

                                                                                    (В.А.Сухомлинский)

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может

быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить  адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии  показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер.

У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков  и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни  выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу  разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Игра - ведущий метод воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые  формы, приемы) должен осуществляться и при сенсорном развитии.

Сенсорному развитию детей уделили особое место в своих исследованиях такие  педагоги как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Э.Г.  Пилюгина, А.П. Усова.

  Цель: повысить свое профессиональное мастерство в сенсорном развитии детей дошкольного возраста.  

Задачи:

1. Изучить особенности, содержание и задачи развития сенсорной сферы  детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать возможности использования дидактических игр для сенсорного развития детей  дошкольного возраста.

3. Создать комплекс дидактических игр по формированию сенсорных эталонов дошкольников.

4. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр для сенсорного развития детей  дошкольного возраста.

Перспективный план работы на 2016-2017уч.г.

 

Содержание работы

Сроки Предполагаемый результат

Теоретический этап

1.Изучение методической литературы: Э.Г. Пилюгина, «Занятия по сенсорному воспитанию» - М.: «Просвещение», 1983;   Ю.М.Хохрякова, «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»: Учеб. метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера,2014   Авт.сост. Е.А.Бондаренко, «Развивающие игры для детей от года до трех лет»: М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003 и т.д.   2.Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и т.д.   3.Прохождение курсов повышения квалификации.   4.Посещение семинаров.   5.Посещение открытых мероприятий.

В течение года

 

 

 

 

В течение года

 

Октябрь 2016г.

 

 

По мере проведения

 

По мере проведения

Овладение технологиями сенсорного развития  детей   Повышение квалификации, обогащение педагогического опыта по сенсорному развитию  

Практический этап

1.Разработка и оформление картотеки игр по сенсорному воспитанию.   2. Разработать пособия для дидактических игр и упражнений     3.Изготовление материала на развитие тактильных ощущений.     4.Изготовление пособия на закрепление понятия формы.     5.Изготовление пособия на закрепления понятия величины.     6.Изготовление пособий на закрепление цвета.   7. Мониторинг 2 раза в год (сентябрь, май).

Ноябрь – апрель 2016-2017уч.г.

 

В течение года

 

В течение года

 

В течение года

 

В течение года

 

В течение года

Картотека     Бусы, юрки, мягкие игрушки, киндер-сувениры, цветные резинки  и пр.   «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Урожай фруктов», «Узнай фигуру», «Найди пару»   «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит?», «Дорисуй гусеницу», «Какая фигура лишняя?»   «Найди и исправь ошибки», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные бусы», «Укрась картинку по замыслу» «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери бусы», «Какие цвета использованы?», «Волшебные прищепки»    
Работа с родителями:   1.Изготовление пособий и материалов по теме: «Сенсорное развитие  детей через дидактические игры»   2.Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие  детей ОВЗ через дидактические игры»   3.Оформление стендов     4.Оформление папок передвижек, буклетов   5. Анкетирование

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

Январь 2017г.

 

 

В течение года

 

 

Сентябрь, май 2017г.

    Картинки, материал, дидактические пособия   Повышение уровня педагогической компетентности родителей   Стенд: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»   Информирование: -дидактические игры на развитие тактильных ощущений; -дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы; -дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины; - дидактические игры и упражнения на закрепление цвета   Выявление интересов знаний родителей о сенсорном развитии
Работа со специалистами:

Февраль 2017г.

Консультация по теме: «Как помочь ребенку в сенсорном развитии»

Заключительный этап

Отчет о проделанной работе по самообразованию предоставление педагогического опыта по плану самообразования по заданной теме

Апрель   Май   Обмен опытом в ДОУ на МО   Отчет о проделанной работе  
       

 

 

Анализ практического этапа.

Задачи:

Образовательные: учить различать четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий); выбирать «прищепку – колючку» в соответствии с цветом ежика.

Развивающие и коррекционные: развивать внимание, мелкую моторику пальцев, познавательную активность; умение принимать воображаемую игровую ситуацию.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде; позицию защитника и помощника.

Словарная работа: полянка, колючки, прищепки, иголки.

Ход игры:

Загадывание загадки про ежика. Показывается презентационный слайд, рассказывается краткая информация про ежа. Смотрите, что у ежа на спинке? (Иголки). Еж колючий.

Что ж ты, еж, такой колючий?

-Это я на всякий случай,

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Показывается сценка на лесной полянке, с использование игрушек. Рассказывается, как еж спасается от волка, лисы, сворачиваясь в клубок и выставляя иголки.

Ребята! Посмотрите к нам пришли ежики, но у них нет иголок! Они просят вас помочь им найти иголки, которые они потеряли. (Ставим на стол коробку с прищепками). Прищепки у нас будут иголками. Надо быть очень внимательными, чтобы найти иголку того цвета, что и еж. Настя, какому ежику ты хочешь помочь? (Красному) Ищи прищепки красного цвета. А ты, Максим? (Спрашиваем каждого ребенка, уточняя дидактическую задачу. Дети выполняют задание, помогаем тем, кто нуждается в помощи). А, чтобы наши ежики не проголодались, давайте, угостим их яблочками, такими по цвету, как они сами.

Молодцы! Какие колючие получились ежики! И ежики довольны, что мы их накормили. Теперь им не страшны ни волки, ни лисы.

Давайте скажем ежикам «До свидания!». Пусть они теперь смело отправляются в свой лес. А ежики говорят Вам: «Спасибо, ребята!»

 

Фото-отчет.

  Дидактические сенсорные игры с космическим пластичным песком.

   

 

Дидактические сенсорные игры с цветными палочками Кюизенера.

 

Дидактические сенсорные игры с цветными блоками Дьенеша.

Дидактические сенсорные игры с марбалсами.

     

Дидактическая сенсорная игра «Сенсорный коврик волшебная поляна».

Дидактическая сенсорная игра «Чудеса подводного мира».

Дидактическая сенсорная игра «Волшебные прищепками».

Дидактическая сенсорная игра «Собери бусы».

        

Дидактическая сенсорная игра «Паровозик из Ромашково».

Дидактическая сенсорная игра «Чудо резиночки».

Дидактическая сенсорная игра «Собери змейку».

 

 

 

 

Вывод

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики Фребель, Монтессори, Декроли справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

 Я убедилась, что сенсорному развитию в  дошкольном возрасте отводиться важнейшее место, однако практический опыт применения дидактических игр предоставлен недостаточно и нуждается в дальнейшей разработке с учётом новейших психолого-педагогических исследований, что подтверждает актуальность выбранной темы.

  Основная задача в моей работе по ознакомлению со свойствами предметов – это обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Проводимая мной работа готовит почву для последующего усвоения сенсорных эталонов, она строится таким образом, чтобы дети имели чёткие представления о разновидностях каждого свойства и умели пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов.

Стараюсь наполнить сенсорным содержанием все этапы жизнедеятельности детей в детском саду. В своей работе использовала информационно-рецептивный (взаимосвязь и взаимозависимость между деятельностью педагога и ребёнка), репродуктивный (воспроизведение способов деятельности), наглядный, практический методы работы с детьми. Для детей создала дидактические игры: «Собери змейку», «паровозик из Ромашково», «Накорми птиц» и т.д. Дидактические игры использую в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности педагога с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей. В процессе работы над темой ознакомилась с методикой проведения дидактических игр с детьми в разных группах.

 Для повышения собственного уровня знаний по теме самообразования изучаю методическую литературу, журналы «Дошкольное воспитание», «Справочник педагога-психолога», интернет-ресурсы. Сделала подборку вариантов игр-занятий по сенсорному воспитанию детей первых трёх лет жизни.

Кроме того, благодаря консультациям и рекомендациям, родители (особенно детей с ОВЗ) узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное развитие, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Диагностику  проводила в начале и конце работы с детьми по сенсорному развитию.  

 

Оценка уровня сенсорного развития детей.

 

 


Показателем своей работы считаю умение детей использовать простейшие перцептивные действия для сенсорного анализа предметов, накопления детьми представлений о предметах ближайшего окружения, умения сравнивать, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики рук, что является необходимым для дальнейшего развития и обучения ребёнка в детском саду. Дети стали более самостоятельными и уверенными в себе.

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Поэтому, можно сделать вывод, что для сенсорного развития у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей. Таким образом, цель и задачи, поставленные нами в работе, выполнены.

Список литературы

1.Арсентьева  В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учеб, пособие / В.П. Арсентьева – М.: ФОРУМ, 2009. - С.100-109.

2.Башаева  Т.В. Развитие восприятия у детей: Учеб, пособие / Т.В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005. – 80с.

3.Болотина  Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проспект: Культура, 2005. - С.157-159.

4.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – 2-е изд. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2009. – 169с.

5.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2007. - С.3-5

6.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. - М.: 2004. – 109с.

7.Выготский Л.С. Психология: / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2010. – 859с.

8.Даутова  В.Х Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр [Электронный ресурс] / Проект младшая группа - Режим доступа - http://nsportal.ru

9.Дидактические игры одно из средств умственного воспитания детей младшей группы [Электронный ресурс]/ Режим доступа -http://centrzdorovjay.edusite.ru

10.Дошкольное образование. Словарь терминов: Дошкольное воспитание и развитие / Н.А Виноградова – М.: Айрис-пресс, 2005. - С.77-289

11.Запорожец  А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2003. –98с.

12.Плеханов А. Теория и практика Марии Монтессори / А. Плеханов // Журнал Дошкольное воспитание. – 2009. - №10, с. 66 – 70.

13.Поздоровкина Н.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр [Электронный ресурс] / работа с дошкольниками. - Режим доступа- http://nsportal.ru

14. Пилюгина  Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Э.Г. Пилюгина, - М.: Просвещение, 2010. – 135с.

15.Пичугина Н.О. Дошкольная педагогика: Конспект лекций / Н.О. Пичугина, Г.А. Айдашева, С.В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

16.Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Ф.С. Сохиной, Н.Н. Подьяковой. - М.: Просвещение, 2009.- С.6-9

17.Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх в условиях ДОУ [Электронный ресурс]: работа с дошкольниками. - Режим доступа - http://webspier.ru

 

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей   дошкольного   возраста.

Материал подготовила:

Михеева Л.П. – педагог-психолог

Дата: 2016 - 2017 учебный год

 

с. Новый Васюган

                                                    Без игры нет и не может быть полноценного

                                                             умственного развития.

                                             Игра – это огромное светлое окно, через которое

                                            в духовный мир ребёнка вливается живительный

                                                            поток представлений, понятий.

                                           Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости

                                                            и любознательности.

                                                                                    (В.А.Сухомлинский)

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может

быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить  адекватно, воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии  показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер.

У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков  и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни  выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу  разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Игра - ведущий метод воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые  формы, приемы) должен осуществляться и при сенсорном развитии.

Сенсорному развитию детей уделили особое место в своих исследованиях такие  педагоги как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Э.Г.  Пилюгина, А.П. Усова.

  Цель: повысить свое профессиональное мастерство в сенсорном развитии детей дошкольного возраста.  

Задачи:

1. Изучить особенности, содержание и задачи развития сенсорной сферы  детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать возможности использования дидактических игр для сенсорного развития детей  дошкольного возраста.

3. Создать комплекс дидактических игр по формированию сенсорных эталонов дошкольников.

4. Разработать методические рекомендации по использованию дидактических игр для сенсорного развития детей  дошкольного возраста.

Перспективный план работы на 2016-2017уч.г.

 

Содержание работы

Сроки Предполагаемый результат

Теоретический этап

1.Изучение методической литературы: Э.Г. Пилюгина, «Занятия по сенсорному воспитанию» - М.: «Просвещение», 1983;   Ю.М.Хохрякова, «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»: Учеб. метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера,2014   Авт.сост. Е.А.Бондаренко, «Развивающие игры для детей от года до трех лет»: М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2003 и т.д.   2.Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и т.д.   3.Прохождение курсов повышения квалификации.   4.Посещение семинаров.   5.Посещение открытых мероприятий.

В течение года

 

 

 

 

В течение года

 

Октябрь 2016г.

 

 

По мере проведения

 

По мере проведения

Овладение технологиями сенсорного развития  детей   Повышение квалификации, обогащение педагогического опыта по сенсорному развитию  

Практический этап

1.Разработка и оформление картотеки игр по сенсорному воспитанию.   2. Разработать пособия для дидактических игр и упражнений     3.Изготовление материала на развитие тактильных ощущений.     4.Изготовление пособия на закрепление понятия формы.     5.Изготовление пособия на закрепления понятия величины.     6.Изготовление пособий на закрепление цвета.   7. Мониторинг 2 раза в год (сентябрь, май).

Ноябрь – апрель 2016-2017уч.г.

 

В течение года

 

В течение года

 

В течение года

 

В течение года

 

В течение года

Картотека     Бусы, юрки, мягкие игрушки, киндер-сувениры, цветные резинки  и пр.   «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Урожай фруктов», «Узнай фигуру», «Найди пару»   «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур состоит?», «Дорисуй гусеницу», «Какая фигура лишняя?»   «Найди и исправь ошибки», «Самая длинная, самая короткая», «Разноцветные бусы», «Укрась картинку по замыслу» «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери бусы», «Какие цвета использованы?», «Волшебные прищепки»     Работа с родителями:   1.Изготовление пособий и материалов по теме: «Сенсорное развитие  детей через дидактические игры»   2.Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие  детей ОВЗ через дидактические игры»   3.Оформление стендов     4.Оформление папок передвижек, буклетов   5. Анкетирование

 

 

В течение года

 

 

В течение года

 

Январь 2017г.

 

 

В течение года

 

 

Сентябрь, май 2017г.

    Картинки, материал, дидактические пособия   Повышение уровня педагогической компетентности родителей   Стенд: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»   Информирование: -дидактические игры на развитие тактильных ощущений; -дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы; -дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины; - дидактические игры и упражнения на закрепление цвета   Выявление интересов знаний родителей о сенсорном развитии Работа со специалистами:

Февраль 2017г.

Консультация по теме: «Как помочь ребенку в сенсорном развитии»

Заключительный этап

Отчет о проделанной работе по самообразованию предоставление педагогического опыта по плану самообразования по заданной теме

Апрель   Май   Обмен опытом в ДОУ на МО   Отчет о проделанной работе          

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.125 с.)