Пособие: Информационная безопасность детей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пособие: Информационная безопасность детей



Пособие: Информационная безопасность детей

Ориентировочное время чтения: 58 мин.

 

Конец формы

Оглавление

· 1 Опасность № 1. Потеря родительского авторитета

· 2 Опасность № 2. Субкультуры, экстремизм, секты

o 2.1 Готы, готическая субкультура

o 2.2 Прочие субкультуры. Панки, неформалы, рэперы, эмо и т. д.

o 2.3 Аниме и анимешники

o 2.4 Пару слов о сектах и экстремизме

· 3 Опасность № 3. Социальные сети, сайты знакомств и Интернет-общение

o 3.1 Особенности онлайн-общения

o 3.2 Знакомства

o 3.3 Личные данные

o 3.4 Искаженная социализация

· 4 Опасность № 4. Мультимедиа

o 4.1 Музыка

o 4.2 Передачи и видеоролики на YouTube

o 4.3 Фильмы

· 5 Опасность № 5. Онлайн-игры, игромания

· 6 Выводы

o 6.1 Есть ли в Интернете что-то хорошее?

o 6.2 Как противостоять опасностям и защитить информационное пространство ребенка?

o 6.3 Ограничение доступа при помощи программ родительского контроля

o 6.4 Поставить пользование компьютером под контроль

o 6.5 Направлять энергию ребенка в правильное русло

o 6.6 Быть в одном информационном пространстве

· 7 Приложение 1.

o 7.1 Блокировка рекламы на сайтах

· 8 Приложение 2.

o 8.1 Настройка родительского контроля

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека — сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией. Для защиты детей от вредной информации активисты РВС разработали пособие по информационной безопасности детей.

Потребность в информации — одна из базовых естественных потребностей человека. Не менее важная, чем потребности чисто физиологические — еда, сон, тепло и т. д. С самых древних времен человек жадно искал и создавал информацию об окружающем мире, прошел гигантский путь от мифа до научной картины мира, величайших произведений искусства и норм нравственности. Любая человеческая деятельность неразрывно связана с обменом информацией. Благодаря обмену информацией мы в детстве усваивали модели поведения, учились социальным нормам, постигали азы наук, искусства и права. Когда мама и папа объясняли нам, как следует себя вести, что такое хорошо и что такое плохо, когда учителя в школе преподавали азы науки — они создавали для нас информационное окружение, в котором мы воспитывались и формировались.

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека — сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией.

Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. Прежде всего, конечно, со стороны родителей.

Почему мы считаем, что проблема защиты информационного окружения ребенка особенно актуальна сегодня? Потому что последние 10–15 лет оно, информационное окружение, перетерпело гигантские изменения. Произошло это преимущественно благодаря техническому прогрессу, который зачастую несет с собой не только новые огромные позитивные возможности, но и не менее огромные опасности. Информационное окружение человека никогда уже не станет прежним. А значит, мы обязаны научится охранять его, справляться с ним эффективно.

В прошлом информационное окружение ребенка довольно легко поддавалось родительскому регулированию и защите. Просматриваемые ребенком телевизионные каналы, читаемые им книги и журналы, даже круг его общения — все это относительно легко контролировалось родителями. В школе, хорошей спортивной секции, детском лагере ребенок в безопасности — там плохому не научат, да и работают там, как правило, профессионалы. Таким образом, проблема информационной безопасности в прошлом решалась легко и как бы сама собой. Мама в детстве запрещала общаться с незнакомыми людьми, гулять в компании «плохих сверстников», смотреть единственный в семье телевизор после 21:00 и т. д. И авторитет мамы и папы был очень высок.

Все поменялось, когда почти в каждый дом пришли компьютер и безлимитный Интернет. Они принесли огромные возможности их пользователям. Их значение трудно переоценить. Но вместе с возможностями пришли радикальные перемены в информационное окружение ребенка. Давайте вдумаемся, что именно произошло. Ребенок, еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей, получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам, сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация значительно ухудшается тем, что очень многие родители с компьютером «на вы» и по умению пользоваться персональным компьютером ребенок зачастую очень быстро обходит своих родителей. Ситуация особенно обострилась в последние годы — с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.

В этой брошюре мы хотим наглядно разобрать, какие именно информационные потоки действуют на ребенка. Показать, каким опасностям он подвергает себя в то время, когда внешне он в полной безопасности и тепле сидит дома за компьютером.

Чего мы не хотим, так это нагнетания в духе «компьютеры, Интернет — это зло, и детей нужно тотально изолировать от этого зла». Мы так не считаем. Мы убеждены, что Интернет и персональный компьютер — превосходные инструменты для работы, образования, развлечения, духовного роста человека.

Аниме и анимешники

Не настолько опасная субкультура, да и многие утверждают, что увлечение аниме нельзя назвать субкультурой. Пожалуй, это действительно так — аниме не предлагает единого мировоззрения и философского объяснения мира. Тем не менее часто складываются тусовки любителей аниме.

Нужно понимать, что аниме (японские мультики) совсем не так безобидны, как это может показаться. Есть прекрасные аниме, с очень глубоким, мудрым содержанием. Но есть и такие, где демонстрируется чудовищная жестокость, ярко выражена эротичность персонажей. Часто герои аниме ведут антисоциальный образ жизни. Существуют также совсем сумасшедшие направления аниме. Ярчайший пример — «гуро», комиксы и мультики с расчленением трупов, нанесением изощренных садистских травм, крайние формы садомазохизма, каннибализм. Или «хентай» — японские порнографические мультфильмы.

Вообще, чтобы понять, что такое аниме, лучше всего посмотреть пару мультфильмов. Японская анимация прочно заняла свое место в мировой культуре и не случайно: как уже упоминалось выше, есть очень хорошие аниме мультфильмы (пример — «Унесенные призраками»). Но есть и очень опасные течения.

Особенности онлайн-общения

Дело в том, что онлайн-общение резко отличается по своей природе от «живого» общения. Тут совсем другие нормы и правила поведения, другие этические стандарты, другие регуляторы. Здесь нет обмена «живой» энергией между собеседниками, нет жестов и мимики (вряд ли кто- то всерьез считает, что смайлик может выразить ту же гамму чувств, что и человеческое лицо), нет интонации в голосе, нет, образно говоря, флюидов, атмосферы общения. В виртуальном общении не работает важнейший механизм — эмпатия, врожденная способность чувствовать то, что чувствует собеседник, активно сопереживать. Все это и порождает фундаментальные различия между живым общением и онлайн-общением.

Можно выделить два вида онлайн-коммуникаций. Первый вид — это связь со знакомым человеком, с которым есть то или иное взаимодействие в реальном мире. В таком случае Интернет — всего лишь средство связи и не более того. Инструмент, такой же, как уже привычный телефон. Опасность тут возникает лишь тогда, когда виртуальное общение с другом вытесняет живое.

Второй вид — это общение с неизвестными людьми. На форумах, в сообществах, социальных сетях происходит общение именно с неизвестными людьми, обычно случайными. И вот этот вид общения идет по совершенно иным правилам.

Что это за правила и насколько они опасны для подростка? К сожалению, эти нормы ужасны. Хамство, чванство, постоянные оскорбления, неуважение к остальным участникам дискуссии — все это абсолютно «нормально» для онлайн-общения. Откройте любой форум, сообщество или хотя бы видеозапись на YouTube и почитайте комментарии пользователей. Вы увидите, как безликие аккаунты с непонятными названиями усердно поливают друг друга помоями.

Здесь вы найдете самые развернутые ругательства, которые обладатели этих аккаунтов никогда бы не позволили себе в реальности. Конечно, бывают исключения, когда дискуссии ведутся с соблюдением всех приличий. Обычно это специализированные сообщества тех или иных специалистов или сообщества, не интересные подросткам (например, сообщество молодых мам). В некоторых Интернет-сообществах осуществляется модерация, но, к сожалению, далеко не во всех.

Очень хорошо отсутствие культуры общения (а точнее, наличие антикультуры) раскрывает такое явление, как «троллинг». На Интернет- сленге троллинг (от анг. trolling –ловля рыбы на блесну) — это намеренно агрессивное, хамское, провокационное, оскорбительное поведение в Интернет-дискуссии. Цель тролля (тролль — это тот, кто занимается троллингом) — доведение собеседника до белого каления, разжигание склок в дискуссиях, провоцирование взаимных оскорблений и т. д. Быть троллем в определенной Интернет-среде — почетно и похвально. Если кому- то кажется, что троллинг — это редкая аномалия, то он сильно ошибается. Троллинг распространен повсеместно, негласно используется в политике и бизнесе. Благодаря анонимности, невидимости, безнаказанности очень многим действительно «в кайф» вызывать ненависть в остальных.

Помимо этого, анонимность, виртуальность вызывают эффект «онлайн-растормаживания». Благодаря этому эффекту люди позволяют себе в Интернете такое поведение, такие высказывания, которые никогда бы себе не позволили в реальном мире.

«Оставьте ваш тон и возьмите человеческий», — призывал герой Достоевского в романе «Бесы». Он призывал отнестись к предмету разговора серьезно. В Интернете подобный призыв вызовет лишь ядовитый смешок довольного тролля.

Знакомства

Знакомятся сегодня не только на специальных сайтах, но и в социальных сетях. Кстати, несколько слов о сайтах знакомств. Наше твердое убеждение — детям там делать нечего. О чем, кстати, сами сайты честно предупреждают. Огромное количество рекламы услуг проституток, педофилы, сумасшедшие озабоченные — вот что мощным потоком хлынет на подростка.

Вернемся к социальным сетям. Знакомства там также распространены. По данным исследования «Дети России онлайн», половина российских детей постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми.

40 % признаются, что встречались с Интернет-знакомыми в жизни. Получается, каждый третий ребенок — из Интернет-пользователей.

Среди этих Интернет-знакомых может оказаться кто угодно. От сверстника, имеющего схожие увлечения, до педофила. Доверчивостью ребенка вполне может воспользоваться мошенник. Да мало ли кто еще?! Знакомства в Интернете явно относятся к тем вещам, которые родители просто обязаны контролировать во имя безопасности ребенка, в том числе и физической безопасности.

Личные данные

Очень многие дети выкладывают в свободный доступ свои личные данные: телефон, номер школы, адрес проживания, места, где он любит бывать, секции, которые посещает, и т. д. В огромном количестве выкладываются личные фотографии.

Этим вполне могут воспользоваться злоумышленники. Самый простой вариант — телефонные мошенники.

Вообще, насколько это опасно — решать вам. Мы просто обращаем ваше внимание на эту проблему.

Искаженная социализация

Главная опасность социальных сетей заключается сегодня, как ни странно, в несовершенстве реального мира. В условиях, когда секции и кружки для детей либо исчезли, либо стали недоступны небогатым родителям, детям остро не хватает социализации. Не формируются жизненно необходимые навыки труда в коллективе, совместного творчества, подростки не привыкают добровольно брать на себя ответственность.

Этот пробел восполняет Интернет-социализация. Но дает такая социализация в большинстве случаев крайне уродливые социальные навыки. Если подросток больше общается в Интернете, чем «вживую», то он неизбежно станет усваивать нормы именно онлайн-общения и обязательно будет применять эти нормы в жизни. Картина, когда подросток гордится не своими успехами в учебе или секции, а тем, что он успешный тролль, — страшная, зловещая картина.

Опасность № 4. Мультимедиа

Ни для кого не секрет, что в Интернете много фильмов и музыки. Новый жанр — авторские передачи на YouTube и других видео-хостингах. Весь вопрос заключается в качестве этого видео-контента. Как и всё в Интернете, здесь всё перемешано: на YouTube можно найти замечательные лекции или познавательные передачи, а можно встретить просто мерзость.

Музыка

Мы уже упоминали о такой музыкальной группе, как Otto Dix, популярной у подростков и выпускающей песни с весьма сомнительными текстами. Они буквально наполнены тоской, пессимизмом и отвращением к людям. Это далеко не самая плохая группа и далеко не единственная. Очень популярен русский рэп. Гнусавым голосом паренек-рэпер повествует о прелести наркотиков (без этого просто нет рэпа), алкоголя, уличной жизни, околотюремных понятий, стычек с полицией. В сюжетах песен — противостояние с обществом, презрение к закону, драки, криминальные разборки, убийства, наркотический кайф, поиск наркотиков и тому подобное.

Вредное влияние подобного «искусства» описывать нет смысла, достаточно хотя бы даже того, что употребление легких наркотиков становится модным. Популярен жанр под названием «альтернативный рок». Как правило, образ героя в песнях — молодой «раздолбай», пьющий без меры, иногда балующийся наркотиками, успевший полностью разочароваться в жизни и в людях. Популярны также клубная музыка и dubstep. Опасность тут низка, разве что фактически нулевая художественная ценность произведений и формирование дурного вкуса.

Подросток, ищущий себя в обществе и в жизни, своим чутким сердцем, еще доверчивой душой впитывает это все, как губка. Любимые музыкальные группы, их песни формируют у него модели поведения и систему ценностей. Вместо действительно стоящих произведений искусства, вместо настоящего осмысления сложной музыки, вместо приобщения к великим традициям в искусстве он вновь получает суррогат крайне низкого качества и отравляет им себя.

Фильмы

Тут проблема, скорей, не Интернет-пространства. Проблема популярности плохих, пошлых фильмов — это проблема современной культуры вообще. И очень нехороший симптом общества. Интернет просто сделал фильмы доступными. Фактически любой фильм можно скачать (хотя это незаконно) за короткое время, без спроса и уведомления родителей. То есть, если телевизионную передачу всегда можно переключить, если там идет что-то нежелательное для детей, то контролировать просмотр фильмов на компьютере очень сложно. Зачастую родители даже не знают, что смотрят их дети.

Очень, к сожалению, популярны, так называемые молодежные комедии. Что через эти фильмы усваивают юные зрители? Прежде всего извращенное, изуродованное понимания любви и вообще взаимоотношений с противоположным полом. Молодежные комедии буквально состоят из невероятных пошлостей и цинизма. Главные герои в подобных фильмах — «раздолбаи», пьяницы, и тусовщики.

Часто дети смотрят фильмы, не предназначенные для их возраста. Например, фильмы ужасов вполне способны травмировать психику ребенка. Ничего хорошего не даст ребенку и просмотр фильмов со слишком тяжелыми сценами, эротическими сценами, а также со сценами насилия.

Проблема тут такая же, как и в случае с музыкой. Дети усваивают модели поведения из фильмов, получают мерило плохого и хорошего. Поэтому очень важно сделать так, чтобы ребенок рос на здоровых, хороших фильмах.

Выводы

Влияние Интернета на детей и информационная безопасность в XXI веке — тема огромная. Здесь представлены лишь основные, очевидные вызовы, стоящие перед родителями сегодня. К сожалению, логика в духе «Ну, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет!» все еще чересчур популярна. Это глубоко ошибочная логика, ведущая к серьезным последствиям. Под угрозой психика ребенка, его образ мышления, его жизненные ценности. Одним словом, под угрозой то, что делает человека человеком.

Приложение 1.

Приложение 2.

Пособие: Информационная безопасность детей

Ориентировочное время чтения: 58 мин.

 

Конец формы

Оглавление

· 1 Опасность № 1. Потеря родительского авторитета

· 2 Опасность № 2. Субкультуры, экстремизм, секты

o 2.1 Готы, готическая субкультура

o 2.2 Прочие субкультуры. Панки, неформалы, рэперы, эмо и т. д.

o 2.3 Аниме и анимешники

o 2.4 Пару слов о сектах и экстремизме

· 3 Опасность № 3. Социальные сети, сайты знакомств и Интернет-общение

o 3.1 Особенности онлайн-общения

o 3.2 Знакомства

o 3.3 Личные данные

o 3.4 Искаженная социализация

· 4 Опасность № 4. Мультимедиа

o 4.1 Музыка

o 4.2 Передачи и видеоролики на YouTube

o 4.3 Фильмы

· 5 Опасность № 5. Онлайн-игры, игромания

· 6 Выводы

o 6.1 Есть ли в Интернете что-то хорошее?

o 6.2 Как противостоять опасностям и защитить информационное пространство ребенка?

o 6.3 Ограничение доступа при помощи программ родительского контроля

o 6.4 Поставить пользование компьютером под контроль

o 6.5 Направлять энергию ребенка в правильное русло

o 6.6 Быть в одном информационном пространстве

· 7 Приложение 1.

o 7.1 Блокировка рекламы на сайтах

· 8 Приложение 2.

o 8.1 Настройка родительского контроля

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека — сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией. Для защиты детей от вредной информации активисты РВС разработали пособие по информационной безопасности детей.

Потребность в информации — одна из базовых естественных потребностей человека. Не менее важная, чем потребности чисто физиологические — еда, сон, тепло и т. д. С самых древних времен человек жадно искал и создавал информацию об окружающем мире, прошел гигантский путь от мифа до научной картины мира, величайших произведений искусства и норм нравственности. Любая человеческая деятельность неразрывно связана с обменом информацией. Благодаря обмену информацией мы в детстве усваивали модели поведения, учились социальным нормам, постигали азы наук, искусства и права. Когда мама и папа объясняли нам, как следует себя вести, что такое хорошо и что такое плохо, когда учителя в школе преподавали азы науки — они создавали для нас информационное окружение, в котором мы воспитывались и формировались.

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека — сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией.

Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. Прежде всего, конечно, со стороны родителей.

Почему мы считаем, что проблема защиты информационного окружения ребенка особенно актуальна сегодня? Потому что последние 10–15 лет оно, информационное окружение, перетерпело гигантские изменения. Произошло это преимущественно благодаря техническому прогрессу, который зачастую несет с собой не только новые огромные позитивные возможности, но и не менее огромные опасности. Информационное окружение человека никогда уже не станет прежним. А значит, мы обязаны научится охранять его, справляться с ним эффективно.

В прошлом информационное окружение ребенка довольно легко поддавалось родительскому регулированию и защите. Просматриваемые ребенком телевизионные каналы, читаемые им книги и журналы, даже круг его общения — все это относительно легко контролировалось родителями. В школе, хорошей спортивной секции, детском лагере ребенок в безопасности — там плохому не научат, да и работают там, как правило, профессионалы. Таким образом, проблема информационной безопасности в прошлом решалась легко и как бы сама собой. Мама в детстве запрещала общаться с незнакомыми людьми, гулять в компании «плохих сверстников», смотреть единственный в семье телевизор после 21:00 и т. д. И авторитет мамы и папы был очень высок.

Все поменялось, когда почти в каждый дом пришли компьютер и безлимитный Интернет. Они принесли огромные возможности их пользователям. Их значение трудно переоценить. Но вместе с возможностями пришли радикальные перемены в информационное окружение ребенка. Давайте вдумаемся, что именно произошло. Ребенок, еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей, получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам, сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация значительно ухудшается тем, что очень многие родители с компьютером «на вы» и по умению пользоваться персональным компьютером ребенок зачастую очень быстро обходит своих родителей. Ситуация особенно обострилась в последние годы — с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.

В этой брошюре мы хотим наглядно разобрать, какие именно информационные потоки действуют на ребенка. Показать, каким опасностям он подвергает себя в то время, когда внешне он в полной безопасности и тепле сидит дома за компьютером.

Чего мы не хотим, так это нагнетания в духе «компьютеры, Интернет — это зло, и детей нужно тотально изолировать от этого зла». Мы так не считаем. Мы убеждены, что Интернет и персональный компьютер — превосходные инструменты для работы, образования, развлечения, духовного роста человека.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.38.244 (0.053 с.)