Регулирование издательской деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование издательской деятельности



Система регулирования издательской деятельности включает государственное регулирование издательской деятельности и систему саморегулирования рынка.

 

Государственное регулирование издательской деятельности осуществляется по следующим направлениям:

1) регулирование взаимоотношений издательства с автором посредством принятия нормативных актов и организации системы их правоприменения;

2) введение стандартов книгоиздания;

3) прямая государственная поддержка производства определенных видов издательской продукции;

4) система государственных заказов издательской продукции.

 

Государственное регулирование подразумевает нормативное закрепление отношений издательств с авторами (см. главу 4 пособия). В области регулирования авторского права Российская Федерация опирается на международный опыт. Гражданский кодекс (ч. 4), который является основополагающим источником авторского права в РФ, содержит все ключевые положения Женевской конвенции об авторском праве (1952) и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886).

 

Система стандартизации в издательской деятельности решает проблемы взаимодействия и оптимизации взаимосвязей издательств, полиграфических предприятий, организаций книжной торговли и библиотек, а также является важным элементом в системе управления качеством издательской продукции. Деятельность в области стандартизации обеспечивает:

 

• совершенствование фонда отечественных нормативных документов по стандартизации в издательском и библиотечном деле;

• унификацию классификации и кодирования печатной продукции;

• единство понятийного и терминологического аппарата, применяемого субъектами издательского дела во взаимодействии с библиотеками и органами государственного управления всех уровней;

• сближение статуса отечественных и международных стандартов в сфере информационного обмена данными;

• развитие информационных технологий.

 

Среди основных стандартов, применяемых в издательской деятельности, можно выделить следующие:

 

ГОСТ Р 7.0.1-2003. Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления.

ГОСТ Р 7.0.3-2006. Издания. Основные виды. Термины и определения.

ГОСТ Р 7.0.4-2006. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления.

ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 7.0.6-2008. Международный стандартный номер издания музыкального произведения. Издательское оформление и использование (ISMN).

ГОСТ Р 7.0.7-2009. Статьи в журналах и сборниках. Издательское оформление.

ГОСТ Р 7.0.53-2007. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление (ISBN).

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.56-2002. Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий (ISSN).

ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения.

ГОСТ 7.76-1996. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения.

ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.81-2002. Статистический учет выпуска непериодических, периодических и продолжающихся изданий. Основные положения.

ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.

ГОСТ 7.84-2002. Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления.

ГОСТ 7.86-2004. Издания. Общие требования к издательской аннотации.

 

Прямая государственная поддержка производства определенных видов издательской продукции осуществляется через соответствующий орган исполнительной власти, т. е. через Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).

 

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, образованное 9 марта 2004 г. Указом Президента Российской Федерации № 314, осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности.

 

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям осуществляет свои полномочия в области издательской деятельности по следующим направлениямhttp://www.fapmc.ru/:

 

1) оказание на конкурсной основе государственной поддержки производства и распространения социально значимой продукции СМИ, создания в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение;

2) участие в разработке и проведении мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области:

печатных средств массовой информации, информационного обмена, распространения периодических печатных изданий, развития и поддержки печатных СМИ,

книгоиздания и пропаганды чтения и книги;

 

3) проведение измерений аудитории электронных средств массовой информации; анализ тиражей печатных средств массовой информации;

4) экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждение экономических показателей их деятельности, проведение в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

5) осуществление функции госзаказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов;

 

6) организация конгрессов, конференций, семинаров, выставок и других мероприятий в сфере печати, издательской и полиграфической деятельности, в области электронных средств массовой информации;

 

7) мониторинг состояния рынка печатных СМИ, включая его количественные, финансовые, рекламные и другие показатели, подготовка и публикация ежегодного аналитического доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати в ... году. Состояние, проблемы и перспективы развития»;

 

8) предоставление субсидий за счет федерального бюджета в сфере электронных средств массовой информации.

 

Роспечать оказывает поддержку определенным издательским организациям, выпускающим социально значимую издательскую продукцию, а также издательскому рынку в целом в рамках федеральных целевых программ.

 

Система государственных заказов издательской продукции обеспечивает потребности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в продукции, необходимой для осуществления их функций и полномочий, для исполнения международных обязательств и реализации межгосударственных целевых программ. Государственный заказ в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

Государственные заказы размещаются на утвержденных Правительством РФ электронных торговых площадках путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Извещение об организации электронного аукциона, а также иная информация о ходе его проведения и результатах размещается непосредственно на электронных площадках. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что в значительной степени обеспечивает конкуренцию, уменьшает возможность коррупции.

 

По сравнению с обычными аукционами и конкурсами электронные имеют следующие преимущества:

• небольшие сроки проведения процедур;

• экономия бюджетных средств;

• прозрачность и открытость процесса закупок;

• конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;

• равные права всех поставщиков товаров;

• возможность участия в торгах из любой точки мира;

• высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;

• доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти в область государственных закупок.

 

В современных условиях экономического развития государство постепенно вытесняется из издательской деятельности. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям не оказывает существенного влияния на деятельность издательств. На издательском рынке действуют общественные организации, которые занимаются саморегулированием издательской деятельности, вырабатывают правила поведения и корпоративную этику для всех участников издательского рынка.

 

Особое место в системе саморегулирования издательского рынка занимает некоммерческая профессиональная организация Ассоциация книгоиздателей России (АСКИ), созданная по инициативе издателей 17 апреля 1990 г. АСКИ объединяет свыше двухсот издательских организаций различных форм собственности и является полномочным представителем РФ в Международной ассоциации издателей. Основным направлением деятельности АСКИ является защита общих прав и интересов российских книгоиздателей, координация их деятельности по созданию условий для развития и совершенствования отечественного книгоиздания. АСКИ представляет и отстаивает экономические, юридические, профессиональные и иные интересы членов Ассоциации в органах государственной власти, воздействует на общественное мнение, добиваясь принятия протекционистских законодательных актов и приведения российских законов в соответствие с международным правом.

 

Правление АСКИ, членами которого являются руководители крупнейших издательств страны, постоянно ищет новые формы сотрудничества с издательствами, направленные на совершенствование условий их деятельности.

 

С 1991 г. в рамках АСКИ проводится ежегодный, пользующийся авторитетом среди издателей конкурс «Лучшие книги года», основная цель которого - популяризация, сохранение и развитие отечественной культуры книгоиздания, поддержка новаторских творческих идей издательских коллективов. В рамках конкурса, наряду с премиями АСКИ, присуждаются премии Комитетов Госдумы, Союза журналистов России, Российского книжного союза, Министерства обороны, Торгово-промышленной палаты РФ, Российского профсоюза работников культуры, ЮНЕСКО, Генеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок, Российской книжной палаты и др.

 

Еще одним важным элементом саморегулирования книжного рынка является Ассоциация книгораспространителей независимых государств (АСКР). В рамках своей деятельности по регулированию издательского рынка АСКР осуществляет:

 

1) защиту прав и интересов книготорговых организаций;

2) формирование корпоративной среды издателей и распространителей книжной продукции;

3) сотрудничество с книготорговыми организациями и издательствами стран СНГ в области книгообмена;

4) развитие отношений с другими саморегуляторами издательского рынка;

5) распространение эффективных технологий и новых методов работы в книгораспространении, изучение и обобщение современных форм функционирования книжного рынка.

 

Особое место в саморегулировании издательского рынка занимает Межрегиональная ассоциация независимых полиграфистов (МАП), в состав которой входят около ста крупнейших полиграфических организаций, а также региональные объединения полиграфистов из более чем пятидесяти регионов РФ.

 

Свою деятельность МАП строит в соответствии с учетом складывающейся на рынке полиграфических работ ситуации. С позиции коллективного органа МАП отстаивает интересы полиграфистов в органах законодательной и исполнительной власти. Основными задачами МАП являются реализация мер по повышению конкурентоспособности отечественных полиграфических предприятий, проведение информационно-рекламных кампаний среди потенциальных заказчиков, выработка корпоративных решений, в том числе по ценовой политике, содействие предприятиям в привлечении инвестиций и в реализации прогрессивной технической политики, подготовка и повышение квалификации кадров.

 

МАП оказывает содействие предприятиям в решении вопросов диверсификации производства, структурных преобразований, акционирования и приватизации, систематически проводит форумы, конгрессы, конференции, симпозиумы и «круглые столы» по актуальным проблемам развития издательско-полиграфической деятельности. МАП является также основным организатором международных полиграфических выставок в Москве: «ПолиграфИнтер», «DigiPrintMedia», «ПолиграфТех».



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.56.11 (0.01 с.)