Должностное лицо как субъект преступлений,предусмотренных гл.30 УК Рф



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должностное лицо как субъект преступлений,предусмотренных гл.30 УК Рф



Субъект преступления специальный, т.е. должностное лицо.

 Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распо-рядительные, административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК РФ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъясняется, что к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к ст. 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями понимаются полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией 529 порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Под организационно-распорядительными функциями понимаются полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Под административно-хозяйственными функциями понимаются полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя).

Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Взяточничество и его виды.

Взяточничество – это предусмотренные ст. 290, 291 и 2911 УК умышлен-ные общественно опасные действия, подрывающие авторитет органов власти, интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправ-ления, указанные действия одновременно отражают три преступления: получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве.

Получение взятки (ст. 290 УК РФ). Объективная сторона данного преступления выражается в получении взятки лично или через посредника в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. 536 По конструкции объективной стороны данный состав преступления формальный и считается оконченным с момента получения взятки. Субъективная сторона получения взятки характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Субъект преступления специальный, т.е. должностное лицо. В ч. 2 ст. 290 УК РФ содержится квалифицирующий признак: получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере (в сумме, превышающей двадцать пять тысяч рублей).

Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб., особо крупным – один миллион рублей (примечание к ст. 290 УК РФ).

Дача взятки (ст. 291 УК РФ). Объективная сторона данного преступления состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам. В ч. 2 ст. 291 УК РФ содержится квалифицирующий признак: дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации в значительном размере. В ч. 3 ст. 291 УК РФ предусмотрена ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации за незаконные действия (бездействие). В ч. 4 ст. 291 УК РФ предусмотрены следующие особо квалифицирующие признаки: 1) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 2) совершение преступления в крупном размере. Часть 5 ст. 291 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за деяния, предусмотренные частями первой – четвертой данной статьи, совершенные в особо крупном размере. Состав дачи взятки является формальным и для признания его оконченным не требуется наступления каких-либо последствий. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется только прямым умыслом. 538 Субъект преступления общий, т.е. физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ). Объективная сторона преступления характеризуется непосредственной передачей взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным способствованием взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере. Состав является формальным и для признания его оконченным не требуется наступления каких-либо последствий. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется только прямым умыслом. Субъект преступления общий, т.е. физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. В ч. 2 ст. 291.1 УК РФ содержатся два квалифицирующих признака: посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения. В ч. 3 ст. 291.1 УК РФ предусмотрены следующие особо квалифицирующие признаки: 1) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 2) совершение преступления в крупном размере. Часть 4 ст. 291.1 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за посредничество во взяточничестве, совершенные в особо крупном размере. Часть 5 ст. 291.1 УК РФ устанавливает ответственность за такие деяния, как обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Согласно примечанию к статье лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

59.

Непосредственным объектом конкретных преступлений против военной службы являются отношения, возникающие во время прохождения военной службы. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные гл. 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ч. 1 ст. 331 УК РФ). Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется российским законодательством военного времени. По непосредственному объекту преступления против военной службы подразделяются на четыре группы: 1) преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими; 2) преступления против порядка прохождения военной службы; 3) преступления против порядка несения специальных служб; 4) преступления против порядка обращения с военным имуществом, оружием, источниками повышенной опасности, использования и эксплуатации военной техники. 587 Обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст. 346–352 УК РФ, является наличие предмета преступления в виде оружия, машин, военных аппаратов и т.д. Объективная сторона преступлений против военной службы может характеризоваться действиями (ст. 333–336, 346 УК РФ), бездействием (ст. 332, 337–344, 348–352 УК РФ) либо той и другой формой (ст. 347 УК РФ). К преступлениям с формальным составом относятся преступные деяния, предусмотренные ст. 336–338, 345 УК, с материальным составом – ст. 332, 342–344, 346-352 УК РФ, с формально-материальным составом – ст. 333, 335, 339–341 УК РФ. Субъективная сторона преступлений против военной службы может характеризоваться как умышленной (ст. 333–339, 343–346 УК РФ), так и неосторожной (ст. 347–352 УК РФ) формами вины. Преступные деяния, предусмотренные ст. 332, 340–342 УК РФ, совершаются с умышленной или неосторожной форм вины. Обязательным признаком субъективной стороны преступлений, предусмотренных ст. 337–339 УК РФ, является специальная цель: временное или постоянное уклонение от прохождения военной службы. Субъект преступлений против военной службы специальный: 1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ; 2) граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов; 3) военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств.

60.

Основываясь на положениях Устава Нюрнбергского трибунала, принятого в 1950 г., Устава Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., принятого 25 мая 1993 г., а также Устава Международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, принятого 8 ноября 1994 г., преступления против мира и безопасности человечества в международном уголовном праве принято делить на три вида: 1) преступления против мира; 2) военные преступления; 3) преступления против человечности. Родовым объектом данных преступлений являются общественные отношения, возникающие в результате соблюдения норм международного права, охраняющих основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности. Видовой объект по своему содержанию совпадает с родовым объектом. Объективная сторона преступлений против мира и безопасности человечества характеризуется только действиями. Большинство составов преступлений против мира и безопасности человечества сконструированы законодателем по типу формальных. Наступление общественно опасных последствий в этих преступлениях находится за рамками состава. Субъективная сторона данных составов преступлений характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. В некоторых составах преступлений против мира и безопасности человечества, например, при геноциде, обязательным признаком субъективной стороны является цель их совершения. Субъект преступлений против мира и безопасности человечества общий, т.е. физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Составы преступлений, предусмотренные ст. 353 и 356 УК РФ, предполагают наличие специального субъекта. В теории отечественного уголовного права преступления против мира и безопасности человечества подразделяются на пять групп: 1) преступления против мира; 2) военные преступления; 3) преступления против человечности; 4) посягательство на принципы правового регулирования вооруженных конфликтов; 611 5) посягательство на неприкосновенность лиц и учреждений, пользующихся международной защитой.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.23.193 (0.004 с.)