Тема: «Защита прав потребителей».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Защита прав потребителей».



Тема: «Защита прав потребителей».

Внимательно прочитайте лекцию и сделайте опорный конспект.

Прочитайте рубрику «Это интересно. Это важно знать».

Решите задачи- ситуации (решения отправьте преподавателю в лс).

 

ЛЕКЦИЯ

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Защита прав потребителей представляет собой комплекс мер, направленных на исключение предоставления гражданину некачественного товара, а при его приобретении – на возможность замены или возврата затраченных денежных средств.

«Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, которое было введено Законом РФ «О защите прав потребителей» и принято Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 года.

Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения. Закон является молодым законодательством, в него постоянно вносятся коррективы, изменения, дополнения. Он все еще находится в стадии формирования и людям необходимо следить за его стремительным развитием, так как потребителями являемся все мы. Для каждого человека поход в магазин – обычное дело, совершаемое каждый день. Различные спорные ситуации при этом неизбежны.

Закон о защите прав потребителей является одним из самых часто применяемых российских законов. Важность закона не вызывает сомнения, его невозможно недооценить. Правильно пользуясь этим законом, можно найти правовую защиту от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей, думающих о собственном обогащении, а не об интересах тех, для кого предназначены их услуги и товары.

Проблема заключается в том, что люди имеют неполное представление о тех правах, которые закреплены в законе о защите прав потребителей. Он написан сложным юридическим языком, разобрать который способен не каждый. Незнанием потребителями своих прав пользуются продавцы, которым потребители часто доверяют. Порой мы даже не подозреваем, что условия приобретения товара, работы, или услуги ущемляют наши права.

Каждый взрослый человек в своей жизни сталкивался с приобретением товаров плохого качества, причем это могут быть испортившиеся продукты питания и брак при производстве дорогостоящей техники. Нередки случаи, когда права покупателя нарушаются до факта совершения покупки. Отдельные продавцы предоставляют недостоверную информацию о происхождении и качественных характеристиках товарных ценностей, а зачастую вообще отказываются ее представлять. Каждая из этих ситуация неприятна, но вполне разрешима.

Не все потребители в полной мере используют предоставленные законом права потребителя. Избегая затрат личного времени или просто не зная о них.

Вместе с тем, покупатель имеет следующие, закрепленные законами РФ права:

1. Право на приобретение качественного товара, получение услуги, а также выполнения работы. Продавец или исполнитель заказа в обязательном порядке должен предоставлять потребителю только качественную материальную или нематериальную продукцию.

2. Право на информирование. Потребитель имеет полное право достоверно знать о технических и качественных характеристиках товарных ценностей, получать сведения об их производителе, наличии сервисных центров, которые предоставляют услуги обслуживания и гарантийного ремонта. Это право предоставлено для совершения обдуманной и взвешенной покупки. Продавец или исполнитель услуги обязан предоставить запрашиваемую корректную информацию полного объема.

3. Право на приобретение безопасных товаров, которая исключает вероятность нанесения вреда пользователю, его имуществу и окружающим людям.

4. Срок службы, использования, гарантийные сроки. Время в течение которого товарные ценности должны находится в исправном состоянии, обеспечивая выполнение функционального назначения. В полной мере их определение является ответственностью продавца (производителя). В период действия этих сроков покупатель имеет право на возврат продукции с возмещением затраченных средств на его ремонт или замену на подобную. Если эти сроки не указаны изготовителем (продавцом), то изделия относят к категории «товар с неустановленными сроками» а вышеуказанные права по передаче ему товара реализуются полным объемом.

5. Право на возмещение убытков. Если при эксплуатации (использования результатов работ) потребитель понес убытки, то они должны быть компенсированы в полном объёме. При этом в соответствии со статьей 13 ЗоЗПП ответственность за нее несет лицо, реализовавшее товар или услугу.

Организации, уполномоченные осуществлять защиту прав. Если приобретенное изделие (услуга) не соответствует качественным характеристикам, задекларированным производителем или лицом, осуществляющим продажу, а последнее не желает добровольно выполнить требования, предусмотренные законом о защите прав потребителя (в части замены товара или его возврата), то приобретатель имеет право на привлечение к решению вопроса государственных или иных организаций, осуществляющих контрольные и исполнительные функции.

Общество по защите прав потребителей. Основной его задачей является защита прав покупателя — гражданина и интересов всей группы потребителей, находящихся в рамках требований закона при приобретении изделий или пользовании услугами. Рассматривает возникшие споры между субъектами договоров в досудебном, а при необходимости и в судебным порядке.

Федеральная антимонопольная служба. Основная функция, возложенная на эту государственную организацию — осуществление контроля выполнения всеми субъектами требований антимонопольного законодательства. Вместе с тем, сотрудники службы работают и над рассмотрением заявлений граждан, например, касающихся предоставления населению недобросовестных рекламных материалов.

Органы по контролю за налогами. Прямыми функциями, которыми предусматривается защита прав потребителей, не обладают. Но при предъявлении обоснованного запроса могут предоставить информацию о субъектах хозяйственной деятельности для дальнейшей претензии по защите прав судебным или иным органам.

Управления внутренних дел. При возникновении предположения, что в отношении приобретателя совершено преступление с признаками мошеннических действий, необходимо обратиться в ближайший отдел полиции для написания заявления о нарушении прав потребителей. Государственная жилищная инспекция. В вопросах работы жилищных коммунальных хозяйств защита прав потребителя возложена на указанное подразделение. В случае необоснованного начисления платежей за предоставление различных услуг, незаконных требований различного вида платежей управляющими компаниями стоит обратиться для рассмотрения вопроса по существу в жилищную инспекцию.

Департамент здравоохранения. При возникновении случаев предоставления некачественных услуг, неподобающего поведения сотрудников медицинских учреждений, необоснованного образования очередей посетителей, первой инстанцией для подачи заявления представляется департамент.

Роскомнадзор. Если нарушены права потребителя в части предоставления качественной связи, независимо от лиц, их предоставляющих, например, провайдеров интернета в сельской местности, где из-за изношенности линий скорость передачи данных мала, а истребование платежа за услуги производится в полном объеме, необходимо оформлять жалобу именно в это государственное учреждение.

Роспотребнадзор. К его компетенции относят заявления (жалобы) в отношении нарушения прав потребителей, касающиеся, в том числе, и деятельности банковских учреждений, таких как: передача персональной информации третьим лицам, изменение текста договоров без согласования с клиентом, передача прав требования задолженности, необоснованные штрафы, непредставление информации и т. д.

Судебная защита прав потребителей. Закон РФ "О защите прав потребителей" в ст. 17 устанавливает, что защита прав потребителей осуществляется судом. Это не значит, что гражданин, права которого нарушены продавцом, изготовителем товара, услугодателем, производителем работ, не может обратиться в какой-либо государственный контролирующий орган. Срок рассмотрения жалобы этими органами, как правило, значительно короче срока судебного разбирательства. И санкции на нарушителей налагаются весьма серьезные. Однако задача ведомства - прекратить нарушение в целом, тогда как задача суда - рассмотреть индивидуальный конфликт, помочь конкретному человеку. Только суд может вынести решение о компенсации морального вреда потребителю. Только суд вправе признать действия продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей) на основании договоров с ними, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и вынести решение о прекращении этих действий.

Сроки рассмотрения исков потребителей в суде ни для кого не должны быть препятствием: суды выносят решения исходя из цен на товары и услуги, действующих на момент вынесения решения, а не тех, которые были в момент подачи иска.

 Закон о защите прав потребителя при оказании услуг.

Как узнать, что вы едите.

Во многих продуктах содержатся пищевые добавки. Они обозначаются буквой Е с

индексом трёхзначным числом.

Что обозначают индексы пищевых добавок:

Е100-Е182 – красители.

Е200 и далее – консерванты.

Е300 и далее – антиокислители (предохраняют продукты от порчи).

Е400 и далее – стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию).

Е500 и далее – эмульгаторы (поддерживают определённую структуру).

Е600 и далее – усилители вкуса и аромата.

Е700-800 – запасные индексы.

Е900 и далее – антифламинги, противопенные вещества (понижают пенообразование

например, при разливе соков).

Е1000 и далее – газирующие авенты, подсластители, крахмалы.

Пищевые добавки, запрещенные на территории России:

Е121 – краситель цитрусовый красный.

Е123 – краситель Амарант.

Е240 – краситель Формальдегид

Е924а – улучшитель муки и хлеба.

Е924б – улучшитель муки и хлеба.

Скидки.

Довольно часто покупателей вводят в заблуждение рекламными объявлениями.

Указываются заниженная цена, завышенные скидки. Вы приходите в магазин, а там совсем другие цены. На ваш недоумённый вопрос продавец пожимает плечами: мол, были скидки, да все закончились, т.к. их срок действия истёк.

Ответ.

Это серьёзное нарушение закона «О защите прав потребителя». Пока висит рекламное

объявление, пока «крутится» ролик на телевидении или радио, продавец обязан буквально

соблюдать все оговоренные рекламные условия.

Обувь.

Вы купили ботинки, а они вам «жмут». Можете ли вы обменять их в подобном случае?

Ответ.

Обувь входит в число тех товаров, которые согласно закону «О защите прав

потребителя», могут быть заменены даже в том случае, если у покупателей нет претензий к её качеству. «Жмут» - вполне достаточная причина для обмена. Замены можно потребовать не позднее 14 дней после дня покупки, и в случае, если вы не успели прогуляться в новых туфлях по улице. Если на обувь установлен гарантийный срок в 1-2 месяца, значит вам предлагают обувь низкого качества, или у продавца нет прямой связи с производителем.

Помните: гарантийный срок ношения сезонной обуви начинается не с момента покупки, а с начала сезона.

Недвижимость.

Вы решили купить жильё в новом доме, для чего хотите заключить договор с фирмой -

строительницей. Но фирма предлагает вам только инвестирование на условиях совместного финансирования. Ваши действия?

Ответ.

Если вы решили покупать жильё в новом доме, лучше не заключать с фирмой, в которую

вы обратились, договор о совместном финансировании. Такой шаг ведет к тому, что вы,

подписав подобный договор, юридически оказываетесь в положении партнера, инвестора.

Т.е. предпринимателя. Отсюда следует, что вы как партнер рискуете своими деньгами в той же мере, в какой рискует любой предприниматель. Лучше остаться покупателем, т.е. потребителем. При этом вы сохраните все права, данные вам законом «О защите прав потребителя» и Гражданским кодексом РФ. В том числе использовать такую законную норму, как гарантийный срок. Гарантийный срок на ваше новое жилище должен быть оговорен в договоре купли-продажи. Если же в вашем договоре нет такого пункта, обратитесь к законодательству. Гражданский кодекс РФ (ст.447, п.п.1,2) и закон «О защите прав потребителя» (ст.12) устанавливают гарантийный срок при покупке

недвижимость 2 года со дня передачи недвижимости владельцу.

Банковские вклады.

Вы решили стать вкладчикам банка, но боитесь за свои сбережения. Какими правами

обладает вкладчик банка?

Ответ.

Под действие закона «О защите прав потребителя» также попадают отношения

гражданина и банка. Одновременно эти отношения регламентируются главой 44

(«Банковский вклад») Гражданского кодекса РФ, а также специальным законодательством. При этом вкладчик, как потребитель банковских услуг, при заключении договора банковского вклада приобретает те же права, как и при заключении договора на любую другую услугу, а именно: право на предоставление полной информации об услуге; право на возмещение морального вреда в случае, если условия договора не соблюдены; право на освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд.

 

 

Решите задачи- ситуации

 

Ситуация №1.

16 ноября Игнатов П.П. купил в универмаге костюм и ботинки, предварительно их

примерив и внимательно осмотрев. Придя домой Игнатов П.П. снова стал примерять

костюм, но фасон и расцветка костюма ему не понравились. Посоветовавшись с отцом,

Игнатов П.П. решил обменять костюм в ближайшую пятницу, 21 ноября. Костюм он больше не надевал. 20 ноября, возвращаясь с работы, Игнатов споткнулся на лестнице, а потом обнаружил, что на одном ботинке у носка отрывается подошва. 21 ноября Игнатов пришёл в универмаг и потребовал обменять костюм, а за ботинки возвратить деньги. Администрация магазина обменять костюм отказалась, ссылаясь на то, что костюм вполне

доброкачественный, соответствующего размера и никаких серьёзных причин для обмена нет. Что касается ботинок, то администрация согласилась принять их обратно, но лишь в обмен на другую пару.

Вопросы.

Имеет ли Игнатов право на обмен костюма и возврат ботинок?

Какие права имеет покупатель в случае обнаружения недостатков товара?

Какая ответственность может быть возложена на универмаг в случае неудовлетворения

требований Игнатова?

 

Ситуация №2.

Универмаг продал Елисеву Н.Н. пианино с обязательством доставить его на квартиру

покупателя. При перевозке пианино попало под сильный дождь и было испорчено.

Покупатель отказался принять пианино и потребовал возвратить ему деньги или доставить другой, исправленный инструмент. На своё заявление Елисеев Н.Н. получил от

администрации ответ, в котором указывалось, что покупатель, выбрав в магазине пианино и уплатив за него деньги, стал его собственником и поэтому сам должен нести последствия порчи инструмента от случайных причин. В поданном в суд исковом заявлении Елисеев просил взыскать с магазина в его пользу стоимость пианино или обязать магазин доставить другое пианино, т.к. свои обязанности по договору магазин мог считать выполненными лишь с момента надлежащей доставки вещи на квартиру. Универмаг со своей стороны просил суд обязать Елисеева принять купленное им пианино.

Вопросы.

В какой момент у покупателя по договору купли-продажи возникает право собственности на товар?

Можно ли считать магазин исполнившим обязанность по передаче товара покупателю?

Какие требования Елисеев может предъявить универмагу?

Какие меры ответственности могут быть применены к магазину в случае неудовлетворения требований потребителя; в случае несвоевременного удовлетворения требований потребителя?

 

Ситуация №3.

Грибанов А.А. в 1986 г. купил в магазине «Электроника» цветной телевизор «Рубин». Как

указывалось в техническом паспорте, гарантийный срок на телевизор составлял 2 года. В

1988 г. он продал телевизор своему коллеге по работе Коваленко И.С. Однако Коваленко не смог внести купленный телевизор в квартиру, т.к. тот не пролезал во входную дверь. В итоге он продал телевизор другому своему сослуживцу, Корнееву О.Е. При перевозке телевизора документы на него были утеряны. В 1994 г., в то время, когда Корнеев находился на кухне, телевизор, помещённый в комнате, загорелся. В результате самовозгорания телевизора полностью выгорел дом, в котором, помимо Корнеева, проживали еще три семьи. Корнеев потребовал от магазина, продавшего телевизор, возместить ему убытки, причиненные некачественным товаром. Магазин отказался удовлетворить требования Корнеева, сославшись на отсутствие договорных отношений между ним и Корнеевым. Кроме того, гарантийный срок на телевизор уже давно истёк. Представители магазина указывали также на отсутствие в случившемся вины магазина.

Соседи Корнеева потребовали от завода «Рубин», являющегося изготовителем

одноимённых телевизоров, возместить им вред, причиненный его продукцией, имеющей

недостатки. Завод также отказался удовлетворить их требования. В ответном письме

отмечалось, что завод вообще не имеет никакого отношения к случившемуся. По мнению

представителей завода, соседям Корнеева следовало предъявить иск о возмещении вреда

непосредственному его причинителю, т.е. Корнееву.

Вопросы.

Мог ли магазин отказаться от удовлетворения требований Корнеева по указанным

основаниям?

По каким причинам магазин мог отказаться от возмещения убытков?

Что делать Корнееву при неудовлетворении магазином его требовании?

Какое значение имеет гарантийный срок?

Могли ли соседи Корнеева предъявить указанное требование заводу-изготовителю?

Какая ответственность может быть применена к продавцу и заводу-изготовителю при

неудовлетворении требований Корнеева и его соседей?

 

Тема: «Защита прав потребителей».



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.230.177 (0.063 с.)