ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ОП 09 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»

ОП 06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

 

 

Подготовила:

преподаватель

Колесникова Н.И.

 

Валуйки

 

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Методические рекомендации по выполнению практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой «Основы микробиологии и иммунологии».

 

Объем учебной УД  и виды учебной работы

ОП 09 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
в том числе:
практические занятия 24
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 36

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

В результате освоения УД обучающийся должен уметь: проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований; проводить простейшие микробиологические исследования; дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам; осуществлять профилактику распространения инфекции.

В результате освоения УД обучающийся должен знать:

 роль микроорганизмов в жизни человека и общества; морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения; основные методы асептики и антисептики; основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний; факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.

Объем учебной УД и виды учебной работы

ОП 06 ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
в том числе:
практические занятия 24
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 36

Итоговая аттестация в форме экзамена комплексного

В результате освоения УД обучающийся должен уметь: проводить забор, транспортировку и хранение материала для микробиологических исследований; проводить простейшие микробиологические исследования; дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам; осуществлять профилактику распространения инфекции.

В результате освоения УД обучающийся должен знать:

 роль микроорганизмов в жизни человека и общества; морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения; основные методы асептики и антисептики; основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека, основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний; факторы иммунитета, его значение для человека и общества, принципы иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применение иммунологических реакций в медицинской практике.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Критерии оценки:

- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен; правильно даны ответы на тесты.

- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос, имеется ошибка в 1 тесте.

- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос не логичный, не полный, имеется ошибка в 2 тестах.

- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос, имеется ошибка в 3 тестах.

 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Форма контроля и оценивания

    Промежуточная аттестация Текущий контроль
Гигиена и экология человека   Основы микробиологии и иммунологии   Комплексный экзамен   - письменный опрос - устный опрос - компьютерное тестирование - решение ситуационных задач - контроль выполнения практического задания - оценка выполнения заданий для самостоятельной работы

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Форма контроля и оценивания

    Промежуточная аттестация Текущий контроль   УД «Основы микробиологии и иммунологии»       Дифференцированный зачет     - письменный опрос - устный опрос - компьютерное тестирование - решение ситуационных задач - контроль выполнения практического задания - оценка выполнения заданий для самостоятельной работы

 

Рекомендации для подготовки к практическим занятиям.

  1. Ознакомьтесь с темой занятия.
  2. Изучите учебный материал по конспектам лекций.
  3. Изучите учебный материал по дополнительным источникам.
  4. Проверьте усвоение учебного материала:

-- ответив на вопросы для самоподготовки;

-- ответив на вопросы тестов.

  5. Выполните индивидуальную работу.

 

Литературой.

1. Изучите список рекомендуемой литературы.

2. Отберите необходимую вам литературу.

3. Изучите аннотацию к конкретному учебнику.

4. Изучите информацию об авторе учебника, его научные характеристики.

5. Приступайте к работе: читайте, выделяйте главное, делайте записи, в случае трудностей обращайтесь к словарно-энциклопедической литературе, преподавателю.

6. Изучите заключения, запишите выводы.

7. Сделайте по данному учебнику конспект или тезисный план.

 

Памятка по подготовке сообщений.

1. Взяв книгу, ознакомьтесь с оглавлением и ее библиографическими данными.

2. Бегло прочтите книгу, чтобы представить в целом, какой материал в ней изложен.

3. Выберите необходимую информацию.

4. Составьте план изучаемого материала.

5. Зафиксируйте необходимый материал, используя иллюстрации.

6. Медленно прочтите сообщение.

7. Изложите сообщение вслух, используя приготовленный материал.

Методические указания к монологическому ответу.

  1. Внимательно выслушайте вопрос преподавателя.
  2. Четко и ясно формулируйте ответ.
  3. Ваш ответ должен состоять из полных, распространенных предложений.
  4. Односложный ответ не допускается.
  5. Речь должна быть грамотной, эмоциональной.
  6. Не допускайте слов «паразитов».
  7. Говорите лаконично, ясно, достаточно быстро.
  8. Если вы не готовы, не знаете ответа, то скажите об этом сразу, не вынуждайте преподавателя затягивать опрос.
  9. Соблюдайте культуру речи и культуру общения.

 

Содержание заданий.

Рекомендации, инструкции по выполнению каждого задания

 

1.Изучите материалы учебника  Зверева В. В., Бойченко М. Н. Основы микробиологии и иммунологии – М.: ТЭОТАР – Медиа, 2016 (стр. 43-47 ), А.А.Воробьёв, Ю.С.Кривошеин с.113-116 и ответьте  на контрольные вопросы по теме «Знакомство с микробиологической лабораторией»:

1. Назовите ученого, с именем которого связано развитие физио­логического периода развития микробиологии.

2.Назовите российского ученого, внесшего вклад в развитие иммунологического периода развития микробиологии.

3.С именем какого ученого связано открытие вирусов?

4.К какой группе по степени биологической опасности относятся

возбудители особо опасных инфекций?

5.Можно ли устанавливать в бактериологической лаборатории комнатные растения?

6.Назовите цвет маркировки контейнеров для микробиологиче­ских отходов.

7.Отходы микробиологической лаборатории подлежат обязатель­ному ………………………………………………………….(закончить предложение).

2.Подготовьтесь к словарному диктанту:

Микробиология, бактериология, чистая культура, вирусология, протозоология, микология, медицинская микробиология, гельминтология, штамм, патогенные микроорганизмы, инфекционная болезнь

3.Выполните задания в тестовой форме.

  1. Арахноэнтомология это наука о:

а) простейших; б) гельминтах; в) членистоногих; г) вирусах.

2. К биогельминтам относятся:

а) свиной цепень; б) аскарида; в) острица; г) власоглав.

3. К классу Жгутиковые относятся:

а) токсоплазма; б) лямблии; в) балантидий; г) амеба Гартмана.

4. Основной механизм передачи лейшманий:

а) трансмиссивный; б) внутриутробный; в) фекально-оральный;                   

г) респираторный.

5. Развитие умственной отсталости является последствием:

а) лейшманиоза; б) токсоплазмоза; в) амебиаза; г) альвеококкоза.

6. Диффилоботриоз – заболевание, вызываемое:

а) ботриями; б) широким лентецом; в) острицами; г) балантидием.

7. Энтеробиоз относится к:

а) контактным гельминтозам; б) биогельминтозам; в) геогельминтозам;     

г) ни к чему не относится.

8. Подвижные членики имеются у:

а) свиного цепня; б) крысиного цепня; в) бычьего цепня;

г) широкого лентеца.

9. Сколекс это головка:

а) острицы; б) широкого лентеца; в) описторха; г) острицы.

10. Миграция личинок по организму характерна для:

а) аскариды; б) острицы; в) описторха; г) альвеококка.

11. К эндопаразитам относятся:

а) вши; б) клещи; в) блохи; г) вирусы.

12. Зоонозы это заболевания, источником которых являются:

а) человек; б) животное; в) предметы окружающей среды;

г) возникают сами по себе.

13. Заболевание, охватывающее весь мир называется:

а) спорадия; б) трансдукция; в) пандемия; г) эпидемия.

14. К мерам личной профилактики паразитарных заболеваний относятся:

а) ветеринарный контроль за продуктами питания; б) личная гигиена; 

в) контроль за производством продуктов питания;

г) хлорирование воды.

15. К случайным паразитам относятся:

а) личинки мухи; б) лейшмании; в) малярийный плазмодий, г) широкий лентец

 

4.Выполните задания  №1 в рабочей тетради.

5. Просмотрите видеофильмы «Роберт Кох», «Зинаида Ермольева» и ответьте на вопросы.

Содержание заданий.

Рекомендации, инструкции по выполнению каждого задания

 

1.Изучите материалы учебника Зверева В. В., Бойченко М. Н. Основы микробиологии и иммунологии – М.: ТЭОТАР – Медиа, 2016 (стр. 22-42) и ответьте на контрольные вопросы по теме «Изучение морфологии микроорганизмов»:

1. Назовите структуру бактериальной клетки, которая определяет окрашиваемость по Граму.

2.Назовите цвет, в который окрашиваются по Граму грамотрицательные бактерии.

3.Назовите структуру бактериальной клетки, которая придает ей термоустойчивость.

4.Назовите микроорганизмы с эукариотическим типом клетки.

5.Назовите морфологические формы бактерий.

6.Как называются грибы, не имеющие полового размножения?

7.Мицелий образуют грибы, называемые (закончить пред­ложение).     

8.Назовите простейшие, обладающие апикальным комплексом.

9.Как называется структура, которая имеется у сложнооргани­зованных вирионов и отсутствует у простоорганизованных?

10.Инфекционные белковые частицы называют.

11.Что такое микология?

12.Какие виды грибов вы знаете?

13.Какое строение имеют микроскопические грибы?

14.Каким образом грибы размножаются?

15.Какие заболевания вызывают микроскопические грибы?

16.Имеется ли иммунитет противогрибковый?

17.Какие лекарственные препараты применяются при микозах?

18.Как предупредить распространение микозов?

  19.Что такое медицинская паразитология?

 20.Какие разделы паразитологии вы знаете?

21. Что такое протозоология?

22. Что такое гельминтология?

23. Что такое арахноэнтомология?

24. Какие классы простейших вы знаете?

25. Назовите основных представителей классов.

26. Каковы основные механизмы передачи заболеваний, вызванных простейшими?

27. Какие классы гельминтов вы знаете?

28. Назовите основных представителей.

29. Каковы основные механизмы передачи гельминтозов?

30. Какую роль играют насекомые в жизни человека?

31. Что означает понятие «облигатный внутриклеточный» паразит?

32. Что такое токсоплазмоз?

33. Чем опасен токсоплазмоз для будущего поколения.

 

2.Подготовьтесь к следующему заданию:

Разделитесь на три группы. Разработайте рекомендации практического характера для профилактики грибковых инфекций по трем направлениям:

1. Для детей дошкольного возраста

2. Для школьников

3. Для взрослого контингента.

Проведите беседу, желательно с иллюстрациями или презентацией, на том уровне, с какой категорией вы работаете.

2.Подготовьтесь к словарному диктанту:

3.Выполните задания в тестовой форме.

1.Стафилококки:

а. грозди винограда                                                                               

б. гетеротрофы

в. в виде тюков или пакетов

г. аутотрофы

 

2.Стрептококки:

а. в виде цепочки

б. аэробы

в. анаэробы

г. сарцины

 

3.Сарцины:

а. в виде тюков или пакетов

б. анаэробы

в. гетеротрофы

г. расположены по 4

 

4.Тетракокки:

а. по 20

б. по 2

в. по 4

г. по 8

 

5.Диплококки расположены:

а. по 20

б. в виде грозди винограда

в. по 2

г. по 8

 

4. Просмотрите видеофильм «Бактерии» ответьте на вопросы.

5. Выполните задания №2 в рабочей тетради.

 6. Демонстрация преподавателем практических манипуляций по теме.

 7. Отработайте практические манипуляции

- микроскопия готовых препаратов: определение формы бактерий, их окраска по Граму.

Содержание заданий.

Рекомендации, инструкции по выполнению каждого задания

 

1.Изучите материалы учебника Зверева В. В., Бойченко М. Н. Основы микробиологии и иммунологии – М.: ТЭОТАР – Медиа, 2016 (стр. 48-71) и ответьте на контрольные вопросы по теме «Физиология микроорганизмов. Принципы культивирования бактерий»:

1.  Назовите тип питательной среды, который используют для изучения биохимических свойств бактерий.

2. Назовите бактерии, для культивирования которых используют анаэростат.

3. Назовите процесс получения бактериями энергии, при котором образуются кислоты, спирты, газы.

4. Характер роста бактерий на питательных средах определяется свойствами.

5. Назовите оптимальную температуру роста мезофилов.

6. Какая генетическая структура обеспечивает распространение антибиотикоустойчивости в популяции бактерий?

7. При каком типе взаимодействия вируса и клетки происходит образование нового поколения вирионов?

8. Назовите тип бактериофагов, которые вызывают полный лизис бактерий.

9. Отметьте объекты, на которых культивируют вирусы:

а) куриные эмбрионы;

б) лабораторные животные;

в) культуры клеток;

г) сложные питательные среды.

10.Почему вирусы называют неклеточными паразитами ?

11.Что означает понятие «облигатный внутриклеточный» паразит?

12.Почему вирусы долгое время не были открыты?

13.Кто открыл вирусы?

14.Какова структура вируса?

15.Чем отличается репродукция вируса?

16.Какие методы культивирования вирусов вы знаете?

17.Как транспортируется вирусный материал в бактериологическую лабораторию?

18.Что такое бактериофаги?

19.Для чего применяются бактериофаги?

 

2.Подготовьтесь к словарному диктанту: вирус, облигатный внутриклеточный паразит, капсид, суперкапсид, бактериофаг, прионы, вироиды, культивирование вирусов, детские вирусные инфекции, особо опасные вирусные инфекции, ПЦР, мутации.

 

3.Выполните задания в тестовой форме.

 

4. Просмотрите видеофильм «Культивирование бактерий » ответьте на вопросы.

5. Выполните задания  №3 в рабочей тетради.

 6. Демонстрация преподавателем питательных сред для выращивания бактерий.

 7. Отработайте практические манипуляции

- определение жидких и твёрдых питательных сред для бактерий

Содержание заданий.

Рекомендации, инструкции по выполнению каждого задания

 

1.Изучите материалы учебника Зверева В. В., Бойченко М. Н. Основы микробиологии и иммунологии – М.: ТЭОТАР – Медиа, 2016 (стр. 72-83) и ответьте на контрольные вопросы по теме ««Дезинфекция»:

1. Назовите микроорганизмы, определяющие колонизационную резистентность кишечника.

2. Назовите препараты, применяемые для восстановления микро­флоры.

3. Микробное число воздуха определяется количеством бактерий

в объеме....

4. Отметьте процессы, применяемые для стерилизации:

а) автоклавирование;

б) пастеризация;

в) обработка сухим жаром;

г) кипячение.

5. Отметьте вещества, применяемые для дезинфекции:

а) четвертичные аммониевые соединения;

б) 3% хлорная известь;

в) сульфанол;

г) лизол.

6. Какие биотопы организма человека вы знаете?

7. Какие органы в норме остаются стерильными?

8. Что такое транзиторные микроорганизмы?

9. Нормальная микрофлора кожных покровов?

10. Нормальная микрофлора верхних дыхательных путей?

11. Нормальная микрофлора влагалища?

12. Нормальная микрофлора кишечника?

13. Что такое эубиоз?

14. Что такое дисбиоз?

15. Какие функции выполняет микрофлора кишечника?

 

2.Подготовьтесь к следующему заданию, решите графический диктант:

1.При бакисследовании материал сеют на питательную среду?

2.Вирусы можно увидеть только при помощи электронного микроскопа.

3.При серологическом исследовании кровь больного исследуют на наличие АТ.

4.При любом инфекционном заболевании необходимо лабораторное подтверждение.

5.Емкости для сбора материала для бакисследования могут содержать следы дезинфицирующих средств.

 

3.Подготовьтесь к решению ситуационной задачи, выберите правильный ответ:

Результат исследования испражнений на дисбактериоз:

Больной К. 41 год.

Патогенные бактерии – не обнаружены

Bifidobacterium – 1010 кл/г

Кишечные палочки – 106 кл/г

Лактозонегативные кишечные палочки – 5%

Условно-патогенные бактерии - Стафилококки – 104 кл./г

Грибы рода Кандида - 5х103 кл./г

Заключение - ___________________________________.

1) Снижение количества аэробных (Е. coli) и анаэробных (Bifidobacterium) бактерий микрофлоры кишечника, сопровождающееся появлением условно-патогенных бактерий (стафилококки). Дисбактериоз кишечника II степени (субкомпенсированный).

2) Снижение количества аэробных бактерий (Е. coli) микрофлоры ки­шечника, Дисбактериоз кишечника I (компенсированный).

3) Резкое снижение количества аэробных (Е. coli) и анаэробных
(Bifidobacterium) бактерий микрофлоры кишечника, и появление больших количеств условно-патогенных бактерий (стафилококков). Дисбак­териоз кишечника IV степени (декомпенсированный), стафилококковой
этиологии.

4) Резкое снижение количества аэробных (Е. coli) и анаэробных (Bifidobacterium) бактерий микрофлоры кишечника, и появление значи­тельного количества кишечных палочек с измененной ферментативной активностью, увеличение количества бактерий (стафилококков). Дисбактериоз кишечника III степени (субкомпенсированный).

5) Резкое снижение количества аэробных (Е. coli) и анаэробных (Bifidobacterium) бактерий микрофлоры кишечника, и появление значи­тельного количества грибов рода Кандида. Дисбактериоз кишечника IV степени (декомпенсированный), кандидозной этиологии.

 

4. Просмотрите видеофильм «Профилактика ВБИ» ответьте на вопросы.

5. Выполните задания  №4 в рабочей тетради.

 6. Демонстрация преподавателем практических манипуляций по теме.

 7. Отработайте практические манипуляции

- приготовление рабочих растворов дезсредств.

Содержание заданий.

Рекомендации, инструкции по выполнению каждого задания

 

1.Изучите материалы учебника Зверева В. В., Бойченко М. Н. Основы микробиологии и иммунологии – М.: ТЭОТАР – Медиа, 2016 (стр.83-86 ) и ответьте на контрольные вопросы по теме «Стерилизация»:

1.Методы стерилизации

2. Чем дезинфекция отличается от стерилизации

3. Режимы стерилизации при автоклавировании

4. Режимы воздушной стерилизации 

2.Подготовьтесь к словарному диктанту: стерилизация, дезинфекция, автоклав, асептика, антисептика, тиндализация.

 

Решите ситуационные задачи.

После окончания медицинского отделения ГБОУ СПО «Валуйский колледж», вы приняты на должность медицинской сестры (медицинского брата) в инфекционное отделение областной больницы города №… .

Ознакомившись с анализом работы инфекционного отделения, вы отметили, что в отделении за последние 3 года имеется рост внутрибольничных инфекций.

Всего было зарегистрировано 29 случаев ВБИ:

· 9 из них были вызваны сальмонеллами,

· 4 – вирусами гепатита, 

· по 3 – стафилококками, стрептококками и псевдомонадами,

· 2 – клебсиеллами 

· по 1 – Herpes Zoster, H. influenzas, Shigella, S. marcescems  

· случай грибковой инфекции, вызванный Aspergillus, что обусловлено применением антибиотиков.

Эти штаммы называют проблемными или, лучше, госпитальными микробами. К ним относятся, прежде всего, встречающиеся повсеместно микробы с сильно выраженной тенденцией к распространению. Последняя имеет различные причины: относительно большую устойчивость к повреждающим физическим и химическим факторам внешней среды; непритязательность в потребностях к росту и размножению; тесное родство с микробами нормальной микрофлоры, например родство между S. epidermidis et S. aureus,высокий индекс контагиозности, тенденцию к развитию устойчивости к дезинфицирующим средствам.

 

Вопросы:

1. Проанализируйте классификацию госпитальных штаммов, воспользовавшись СП 1.3.2322-08

2. Какие бы вы посоветовали выбрать дезинфектанты для текущей и заключительной дезинфекции в конкретном отделении.

3. Какие % концентрации вы будете использовать для текущей дезинфекции объектов внешней среды, отделения и обеззараживание материала от пациентов.

Для решения кейса воспользуйтесь приложением к тексту:

Ответы внести в таблицу

Вопросы Ответы
1. Проанализируйте классификацию госпитальных штаммов, воспользовавшись СП 1.3.2322-08  
2. Какие бы вы посоветовали выбрать дезинфектанты для текущей и заключительной дезинфекции в конкретном отделении.  
3. Какие % концентрации вы будете использовать для текущей дезинфекции объектов внешней среды, отделения и обеззараживание материала от пациентов.  

 

4. Просмотрите видеофильм « Виды стерилизации» ответьте на вопросы.

5. Выполните задания  №5 в рабочей тетради.

Содержание заданий.

Рекомендации, инструкции по выполнению каждого задания

 

1.Изучите материалы учебника Зверева В. В., Бойченко М. Н. Основы микробиологии и иммунологии – М.: ТЭОТАР – Медиа, 2016 (стр.83-86) и ответьте на контрольные вопросы по теме «Учение об инфекции»:

  1. Инфекционный процесс и его основные формы.
  2. Явление носительства.
  3. Патогенные и условно-патогенные микроорганизмы, их свойства.
  4. Понятие об источнике и очаге инфекции. Понятие о механических и биологических переносчиках.
  5. Инфекция, механизмы и пути передачи инфекции.
  6. Классификация инфекционных болезней.

7.    Назовите срок возникновения инфекционного процесса после посещения лечебного учреждения, когда этот инфекционный процесс можно считать внутрибольничным.

8.   Укажите различие между терминами «ВБИ» и «ИСМП».

9.   Каковы основные меры неспецифической профилактики госпитальных инфекций среди пациентов?

10. Какой метод применяют при бактериологическом исследова­нии для выявления возбудителя ВБИ?

 

2.Разработайте рекомендации практического характера для отбора биологического материала при следующей клинической ситуации:

Анамнез

Пациент считает себя больным в течение 3 дней. Заболел остро, вечером, когда через 12 ч после употребления жареных пельменей появилась тошнота, затем повторная рвота, беспокоила сухость во рту, головная боль. Через 3 часа появились разлитые боли в животе, на фоне которых возникали кратковременные эпизоды очень интенсивных, режущих, а иногда схваткообразных болей. Ночью они локализовались в подложечной области и вокруг пупка. Одновременно с болями появился кашицеобразный, затем жидкий стул, обильный, с большим количеством газов, зловонный, с хлопьями слизи и едва заметной примесью крови в виде точек (4 раза за первые сутки болезни). Температура тела повысилась до 38,2 0С. в последующие 2 дня самочувствие не улучшилось: аппетит отсутствовал, продолжала беспокоить слабость, сухость во рту, головная боль, озноб, рвота (1-2 раза), боли в животе. Стул был 3-4 раза в сутки, температура тела – 37,8-38 0С. Ввиду отсутствия улучшения состояния вызвал скорую помощь.

Эпиданамнез

Установлено, что сосед больного по комнате в общежитии, с которым они вместе питаются, в настоящее время здоров, но в день заболевания тоже чувствовал недомогание, жаловался на тошноту, познабливание, головную боль. Никаких других проявлений болезни у него не отмечалось.

Объективное обследование

Общее состояние средней тяжести, температура тела 37,7 0С. кожные покровы и слизистые обычной окраски, влажные. Отёков нет. Периферические лимфоузлы не пальпируются. В лёгких дыхание везикулярное, хрипов нет, частота дыхания 20 в минут. Тоны сердца ясные, ритмичные, ЧСС – 86 в минуту, АД – 110/70 мм рт ст. Пульс – 86 в минут, удовлетворительного наполнения и напряжения. Зев чистый. Язык слегка обложен сероватым налётом, больше у корня, суховат. Живот мягкий, болезненный в мезогастрии, чувствительный по ходу всей толстой кишки. Печень выступает из-под края реберной дуги на 0,5 см. Пальпируется нижний полюс селезенки (на вдохе). Синдром поколачивания по поясничной области отрицательный с обеих сторон. 

 

3.Выполните задания в тестовой форме.

1. Путь заражения ботулизмом :

1) воздушно – капельный

2) пищевой

3) фекально – оральный ;

2. Воздушно – капельным путём передаются : а) сыпной тиф ,б) дифтерия , в) корь, г) гепатит А , д) коклюш

1) а)б)в)

2) а)г)д)

3) б)в)д)

4) б)г)д)

5) в)г)д)

3. Путь заражения сальмонеллёзом :

1) воздушно – капельный

2) пищевой

3) фекально – оральный

 

Дополните:

1. Обнаружение в носоглотке _____________свидетельствует о стафилококковом бактерионосительстве.

2. В настоящее время на практике род стафилококков подразделяют на три вида:

1) _________, 2) __________, 3) _____________.

3. Чаще всего причиной стрептококковых инфекций у человека являются _____-гемолитические стрептококки серогруппы ___, относящиеся к виду _______.

4. Видовое название пневмококков - _________________.

 

5. Укажите название микроорганизма, присутствие которого в слизистой желудка связывают с язвенной болезнью и гастритами ___________.

6. Наличие сине-зеленого пигмента, запах земляничного мыла – признаки, характерные для культуры (указать латинское название) ____.

7. При микроскопии мазка мокроты обнаружены грамотрицательные палочки с закругленными концами, окруженные капсулой. Можно предположить, что это _____.

8. При микроскопии мазка мокроты обнаружены мелкие ланцетовидные грамотрицательные диплококки, окруженные капсулой. Можно предположить, что это _______________.

9. Состояние макроорганизма, при котором в крови циркулируют, но не размножаются бактерии, называется - _________.

10. Тяжелое генерализованное острое или хроническое лихорадочное состояние, при котором происходит размножение возбудителя, в кровеносной и лимфатических системах, называется - ____________.

11. Возбудитель болезни легионеров (указать латинское название) ____.

12. Возбудители бруцеллеза, наиболее часто вызывающие заболевания у человека:

1) _______; 2) _______; 3)________.

13. Возбудитель туляремии - _________.

 

4. Просмотрите видеофильм «Учение об инфекции» ответьте на вопросы.

5. Выполните задания  №6 в рабочей тетради.

Содержание заданий.

Рекомендации, инструкции по выполнению каждого задания

 

1.Изучите материалы учебника Зверева В. В., Бойченко М. Н. Основы микробиологии и иммунологии – М.: ТЭОТАР – Медиа, 2016 (стр.83-86) и ответьте на контрольные вопросы по теме «Формы, фазы развития инфекционного процесса»:

1. Назовите период инфекционного заболевания, который харак­теризуется наличием неспецифических симптомов.

2. Назовите состояние инфекционного процесса, при котором возбудитель может быть выделен из крови.

3. Назовите тип инфекции, возбудитель которой локализуется в определенной географической местности.

4. Назовите фактор патогенности бактерий, который обеспечи­вает проникновение биологически активных веществ бактерий внутрь эукариотической клетки.

5. Назовите тип токсина, который является сильным антигеном и обладает специфическим эффектом.

 

2.Решите следующие задания:

№1
Больной обратился к врачу с жалобами на внезапный подъем температуры, озноб, головную боль. До этого у него был панариций, который он лечил домашними средствами.
1. Какие микробиологические исследования следует провести для постановки диагноза?
2. Какие лечебные препараты необходимо назначить больному?

 

№2
При микроскопии мазка из- за гноя, окрашенного по Граму, обнаружены Грам
(-) палочки разной величины.
1. Можно ли считать это заболевание моноинфекцией?
2. Если нет, то какие микроорганизмы могут здесь встретиться ?

 

№3
«У больного спустя 2-3 дня после аппендектомии появились гнойные выделения в области послеоперационного шва.
1. Какие бактерии могли вызвать эти бактерии?
2. На основании каких признаков можно их идентифицировать?
3. Какие препараты нужно назначить для лечения больного?

 

№4
Больной обратился к врачу с жалобами на боли в горле, которые его беспокоят периодически на протяжении нескольких лет. Врач обнаружил в зеве больного признаки хронического воспалительного процесса.
1. Как можно выделить возбудителя заболевания?
2. Какие бактерии могли вызвать такой процесс?
3. Какие химиотерапевтические препараты можно назначить больному?

 

№5
В микробиологическую лабораторию направлен гной зеленого цвета. При бактериологическом исследовании в нем обнаружены небольшие грам (-) палочки.
1. Какие это могут быть бактерии?
2. Какое исследование необходимо провести для идентификации обнаруженных бактерий?
3. Какие препараты необходимо назначить для лечения?

 

№6
В больницу поступил больной с высокой температурой и симптомами менингита. В мазке со слизистой зева микроскопически были обнаружены грамотрицательные диплококки. Врач поставил диагноз «Эпидемический цереброспинальный менингит».
1. Согласны ли вы с диагнозом?

 

 

3.Выполните задания в тестовой форме.

Задание 1.
К антропонозным инфекциям относятся: а) кампилобактериоз; б) шигеллез; в) брюшной тиф; г) гонорея; д) легионеллез. Выберите правильную комбинацию ответов:

1. а, б, в

2. б, в, г

3. в, г, д

4. а, г, д

5. б, г, д

Задание 2.
Воздушно-капельным путем передаются: а) сыпной тиф; б) дифтерия; в) корь; г) гепатит А; д) коклюш. Выберите правильную комбинацию ответов:

1. а, б, в

2. а, г, д

3. б, в, д

4. б, г, д

5. в, г, д

 

Задание 3.
Формы инфекции:

1. микробоносительство

2. комменсализм

3. суперинфекция

4. реинфекция

5. мутуализм

Задание 4.
Реинфекция:

1. повторное заражение бактериями другого вида

2. повторное заражение тем же возбудителем

3. возникает при заболеваниях со стойким иммунитетом

4. возможна за счет нормальной микрофлоры

5. заражение бактериями, выделяющими эндотоксины

Задание 5.
Какие из перечисленных ниже свойств характерны для смешанных инфекций:

1. возникают на фоне существующего заболевания

2. формируются из первичного очага инфекции, подвергшегося неадекватному лечению антибиотиками

3. характеризуются антагонизмом между возбудителями

4. характеризуются синергизмом возбудителей

5. характеризуются удлинённым инкубационным периодом

6. ни одно из указанных определений

7. возникают при наличии нескольких возбудителей

Задание 6.
Как называют инфекции, вызванные проведением медицинских процедур:

1. нозокомиальные

2. оппортунистические

3. антропонозы

4. суперинфекции

5. ятрогенные инфекции

6. хирургические инфекции

Задание 7.
Какие факторы обеспечивают рост бактерий в тканях организма человека:

1. выработка антифагоцитарных факторов

2. адгезия к эпителиальным клеткам

3. конкуренция с клетками различных органов и тканей за источники питания

4. Инактивация лизосомальных ферментов

5. длительная циркуляция в кровотоке

6. образование эндотоксинов

Задание 8.
Вирулентность микроорганизмов:

1. является видовым признаком

2. индивидуальная характеристика штамма

3. повышается при пассировании через иммунных животных

4. снижается при частых пассажах через восприимчивых животных

5. является фенотипическим проявлением патогенности

Задание 9.
Свойствами, характерными для бактериальных экзотоксинов, являются:

а) специфичность действия; б) термолабильность; в) возможность перехода в анатоксин; г) липополисахаридная химическая природа; д) избирательная фиксация на рецепторах клеток-мишеней. Выберите правильную комбинацию ответов:

1. а, в, г, д

2. а, б, в, д

3. а, б

4. а, б, г

5. а, б, д

Задание 10.
Действие эндотоксина проявляется следующими биологическими эффектами:

 а) пирогенным; б) увеличением проницаемости сосудистой стенки;

в) активацией системы комплемента; г) диареей; д) развитием параличей. Выберите правильную комбинацию ответов:

1. а, д

2. а, г

3. а, б, в

4. а, б, в, д

5. а, в, г

4. Выполните задания  №7 в рабочей тетради.

Содержание заданий.

Рекомендации, инструкции по выполнению каждого задания

 



Читайте также:





Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.116 (0.092 с.)