Изучить, рассмотреть, познакомить, объяснить, рассказать, показать, дать понятие, решить задачи и т.п. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучить, рассмотреть, познакомить, объяснить, рассказать, показать, дать понятие, решить задачи и т.п.



Проектирование цели урока

Как же правильно сформулировать цель урока, чтобы она была операциональной, диагностичной, соответствовала цели изучения курса ОБЖ?

На сегодняшний день нет однозначного мнения и официально утвержденных требований к цели урока. Одни авторы предлагают проектировать цель и задачи урока, другие только задачи, третьи только цели, четвертые планируемые результаты урока. Мы с вами будем проектировать пока только цели урока. Их должно быть обязательно три:

- обучающая

- развивающая

- воспитывающая.

1. Обучающая цель направлена на формирование у учащихся понятий, знаний, умений, навыков.

Основные ошибки, допускаемые при проектировании обучающей цели:

Таким образом, обучающую цель нельзя формулировать с глаголами:

Итак, приступаем к разработке конспекта урока ОБЖ.

 

1. Вам необходимо выбрать тему урока (см. Приложение). Каждый выбирает свою тему из списка. Заведите отдельный файл, в котором Вы будете этот конспект писать. Пока будем учиться, делать будем это поэтапно. Сделаете часть задания - пришлете. Я проверю, если есть ошибки – исправите. Затем продолжаете дальше. Потому что все этапы связаны между собой. И если на каком-то этапе будет ошибка, дальше все пойдет неправильно.

Задание № 1. Проектирование цели урока.

Очень важно правильно сформулировать цели урока, потому что затем всё содержание урока, используемые методы, формы организации учебно-познавательной деятельности (УПД) должны соответствовать этим целям.

 

Оформляем конспект.

 

Конспект урока ОБЖ в …классе (указываете класс)

Тема: вписываете тему урока, которую выбрали из списка

 

Тема урока не придумывается самим, не берется из учебника. Она должна соответствовать программе.

 

Цели:

Пишем три цели под черточками. Первая цель – обучающая, вторая- развивающая, третья – воспитывающая.

 

Для того, чтобы сформулировать обучающую цель, находим содержание темы в программе (напоминаю: мы работаем только по программе Латчука В.Н. Она у вас в папке есть). Например:

 

Тема урока: Виды ранений, их причины и первая помощь. 5 кл

Находим в программе Латчука 5 класс, затем Тему урока

 

Или

- сформировать понятие раны, знания о причинах ранений, их общих признаках, видах ран по размеру, глубине, характеру кровотечения, признаках закрытых повреждений, правилах оказания первой помощи при различных видах ран

Далее – умения. Формирование умений может быть не на каждом уроке. Умения должны быть однозначно, если в содержании урока речь идет о правилах, действиях, мерах безопасности и т.п. Иногда слов – правила, действия – нет, но по содержанию вы предполагаете формировать умения, например

Способы ориентирования и определение направления движения. Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам. Ориентирование по местным признакам: таянию снега, густоте травы, влажности земли, строению муравейника, расположению мхов и т. д. Движение по азимуту с использованием двух ориентиров.

Но мы же должны сформировать умения ориентироваться по компасу, карте и т.д., значит умения нужно указывать.

Общая характеристика кровотечений. Наружное и внутреннее кровотечения. Виды кровотечений по характеру поврежденного сосуда (венозное, артериальное, смешанное, капиллярное).

явно никакие умения не предполагаются, но может быть учебное умение – определять вид кровотечения, т.к. без этого ученик не сможет правильно выбрать способ оказания первой помощи.

Редко встречаются темы уроков, в которых умения могут не формироваться. Тогда умения в цели не прописываем.

Умения тоже можно формулировать в двух вариантах: умения чего? – безопасного поведения, оказания первой помощи или умения что делать – правильно действовать, накладывать повязки…

Итак, у нас обучающая цель будет следующая:

- сформировать понятие раны, знания причин ранений, их общих признаков, видов ран по размеру, глубине, характеру кровотечения, признаков закрытых повреждений, правил оказания первой помощи при различных видах ран; умения оказания первой помощи при различных видах ран.

Или

- сформировать понятие раны, знания о причинах ранений, их общих признаках, видах ран по размеру, глубине, характеру кровотечения, признаках закрытых повреждений, правилах оказания первой помощи при различных видах ран; умения оказывать первую помощь при различных видах ран.

Развивающую цель

- способствовать развитию …

Или

- обеспечить развитие …

Дальше мы пока цель писать не будем, оставим в таком виде, т.к. развивающая цель зависит не столько от изучаемого содержания, сколько от методов, форм и средств, используемых на уроке. А вы пока не знаете, какие методы, … вы будете использовать. Мы её допишем после того, как конспект будет закончен.

 

Воспитывающая цель

Ее можно сформулировать, опираясь на содержание темы урока. Варианты я вам выше писала. Например,

 - создать условия для формирования ответственного отношения к собственному здоровью (т.к. в теме рассматриваются причины ранений для того, чтобы учащиеся знали, как этого не допустить, соблюдали меры осторожности, безопасности), ответственного отношения к оказанию первой помощи (т.е. ученики должны уметь правильно оказывать первую помощь).

Или

- содействовать формированию ответственного отношения к собственному здоровью, ответственного отношения к оказанию первой помощи

Можно добавить слово, воспитания …. И тоже оставить место, а заполнить потом, т.к. не знаем какие качества будем воспитывать на уроке.

Итак, у нас получилось

Конспект урока ОБЖ в …классе

Тип урока: комбинированный

Методы:

Средства:

Формы организации УПД:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Темы уроков

Затопление квартиры. 5 кл

Проектирование цели урока

Как же правильно сформулировать цель урока, чтобы она была операциональной, диагностичной, соответствовала цели изучения курса ОБЖ?

На сегодняшний день нет однозначного мнения и официально утвержденных требований к цели урока. Одни авторы предлагают проектировать цель и задачи урока, другие только задачи, третьи только цели, четвертые планируемые результаты урока. Мы с вами будем проектировать пока только цели урока. Их должно быть обязательно три:

- обучающая

- развивающая

- воспитывающая.

1. Обучающая цель направлена на формирование у учащихся понятий, знаний, умений, навыков.

Основные ошибки, допускаемые при проектировании обучающей цели:

Таким образом, обучающую цель нельзя формулировать с глаголами:

изучить, рассмотреть, познакомить, объяснить, рассказать, показать, дать понятие, решить задачи и т.п.

Правильная формулировка обучающей цели:

- Сформировать понятие…, знания (о чем, чего)…, умения (чего, что делать)…

 

Данная формулировка удовлетворяет всем требованиям:

- она операциональна: указывает на достижение цели – что сделать? – сформировать;

- она диагностична: в ней указаны результаты, которые нужно достичь к концу урока (знания, умения) и есть возможность легко проверить на уроке достижение этих результатов;

- она соответствует целям изучения курса ОБЖ и его содержанию.

 

Если урок не предполагает изучение нового материала, а направлен на закрепление, применение знаний и умений (но в курсе ОБЖ такие уроки встречаются редко), то формулировка обучающей цели может быть такая:

 

- Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний…умений…, или применению знаний…умений…, обобщению и систематизации знаний…умений…навыков…

2. Развивающая цель предполагает работу по развитию мышления, памяти, внимания, речи, интереса к изучаемой теме, универсальных учебных действий.

 

Мы с вами определили ранее, что развивающая цель не может формулироваться с помощью глагола развивать (тогда она будет не операциональна) или   развить ( не диагностична, т.к. нельзя проверить), то формулировать развивающую цель мы будем так:

 

- Способствовать развитию (чего) ….

Или
- Обеспечить развитие  (чего)…

 

Например, способствовать развитию мышления, внимания, интереса к изучаемой теме.!!!Универсальные учебные действия не включаем пока. Мы их будем изучать позже.

 

Результатом этой цели будут не развитое мышление, внимание или интерес, а условия (содержание, методы. формы, средства), которые мы создали на уроке для развития мышления, внимания,…

 

3. Воспитывающая цель связана с формированием мировоззрения, ценностных позиций, убеждений, отношений, воспитанием качеств личности.

 

Также ранее мы определили, что формулировка цели с помощью глаголов воспитывать или воспитать тоже не соответствовать требованиям операциональности и диагностичности. Поэтому воспитывающую цель формулировать будем так:

 

- Создать условия для формирования (чего) …., воспитания (чего)….

или
- Содействовать формированию (чего)…., воспитанию (чего)….

В этой цели указывается на формирование не знаний, умений!!!, а отношений, ценностных ориентаций, убеждений и т.п.

 

Например, при изучении каких-либо опасных, чрезвычайных ситуаций можно формировать ответственное отношение к собственной безопасности, при изучениитем, связанных с оказанием первой помощи – ответственное, гуманное отношение к жизни и здоровью других людей, ответственное отношение к оказанию первой помощи, ответственное отношение к своему здоровью ( т.е. ученик должен оказать первую помощь пострадавшему и оказать её правильно, чтобы не навредить здоровью, а также сам соблюдать меры профилактики, чтобы не допустить травм, ранений, заболеваний и т.п.). При изучении тем, связанных со здоровым образом жизни можно формировать ценностное отношение к своему здоровью, ответственное отношение к своему образу жизни (питанию, режиму дня …). При изучении тем по разделу Основы военной службы (ОВС) можно формировать ответственное отношение к военной службе.

Воспитывать можно  качества личности: патриотические качества (при изучении ОВС), ответственность, организованность, коллективизм, толерантность (уважение к другому мнению), самостоятельность и т.п.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.065 с.)