НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ



НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

Тверской филиалРАНХиГС

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

    УТВЕРЖДЕНА кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Протокол от «29» августа 2016 г.  № 12 (с изменениями, утвержденными кафедрой Протокол от «28» августа 2017 г. № 12)  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.В.04 Социология управления

по направлению подготовки

Государственное и муниципальное управление

 

направленность (профиль) образовательной программы

Эффективное государственное и муниципальное управление

 

квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

 

Год набора – 2016

 

 

Тверь, 2017г.

Автор-составитель:

Доцент, к. филос.н., доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин

А.А. Гусев

 

Заведующий кафедрой гуманитарных и естественно-научных дисциплин, доцент, к.психол.н. О.А. Копылова

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы…………………………………….................................................................
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………...
3. Содержание и структура дисциплины………………………………………....
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине........................................
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……...
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине....................……………………………………………….
  6.1. Основная литература…………………………………………..…………...…………
  6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..…………
  6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы…………………….
  6.4. Нормативные правовые документы………………………………….……..………..
  6.5. Интернет-ресурсы……………………….……………………………………..……...
  6.6. Иные источники………………………….……….…………………………….……..
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы …………………...…..………..

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1 ДисциплинаБ1.В.04 « С оциология управления»обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-2 владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры ПК-2.1 Способность к организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, а также для понимания и оценки социальных процессов, происходящих в обществе или организации.

1.2 В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта)/ профессиональные действия Код этапа освоения компетенции Результаты обучения

Профессиональные управленческие умения[ОА1]

ПК-2.1

на уровне знаний: ориентирование студентов в потоке литературы по вопросам управления обществом, его подсистемами, организациями, учреждениями; овладение студентами знаниями и навыками социологической интерпретации проблем управления;
на уровне умений: обучение методам и приемам социологического анализа проблем управленческой практики; применение умений и навыков использования социологических знаний при разработке и внедрении инновационных проектов.
на уровне навыков: освоить формы, методы и технологии социоло­гии управления, научить предвидеть, прогнозировать, проектиро­вать и организовывать развитие социальных процессов и явлений и в соответствии с этим принимать эффективные, социально ори­ентированные управленческие решения.

2 Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Объем дисциплины

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины Б1.В.04 «Социология управления» отводится 4 зачетные единицы (144 часа). Промежуточная форма контроля – экзамен.

По очной форме обучения количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (по видам учебных занятий): лекций – 26 часов, практических занятий – 28 часов, на самостоятельную работу обучающихся – 54 часа.

По заочной форме обучения количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (по видам учебных занятий): лекций – 4 часа, практических занятий – 8 часов, на самостоятельную работу обучающихся – 123 часа.

Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина Б1.В.О.4 «Социология управления» относится к обязательным дисциплинам вариативной части учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление.

Изучается дисциплина – 2 курс 3 семестр.

- Дисциплина реализуется после изучения: (наименование дисциплин в соответствии со схемой формирования компетенций)

Б1.Б.28 Теория организации; Б1.Б.15 Основы управления персоналом (осваивается параллельно).

Форма промежуточной аттестации: экзамен в 3 семестре

3 Содержание и структура дисциплины

Раздел дисциплины

Количество часов

Форма
текущего
контроля успеваемости*, промежуточной аттестации

Всего

Контактная работа с преподавателем*

СР

П.п.

Наименование

Л ПЗ С КСР/ КОНС

Очная форма обучения

Раздел 1 Теоретико – методологические основы социологии управления

Тема 1 Социология управления в системе научного знания: специфика и история формирования 8 2 - 2 - 4 Т1,Д1, О1
Тема 2 Управление как социальный феномен 8 2 - 2 - 4 Т2,Д2, О2
Тема 3 Социальные организации как среда управления 8 2 - 2 - 4 Т3,Д3 , О3
Тема 4 Социальные технологии в управлении 8 2 - 2 - 4 Т4,Д4, О4
Тема 5 Социальный контроль в системе управления 8 2 - 2 - 4 Д5,О5

Раздел 2Социологический анализ управленческих практик

 
Тема 6 Управление организационными коммуникациями 8 2 - 2 - 4 Т6, О6
Тема 7 Управление организационными конфликтами 8 2 - 2 - 4 О7
Тема 8 Управление человеческими ресурсами  8 2   2 - 4 О8

Раздел 3 Технологии социального управления

Тема 9 Социальное прогнозирование и проектирование в системе социального управления 8 2 - 2 - 4 Т9,Д9, О9
Тема10 Социальное планирование и программирование в системе социального управления 8 2 - 2 - 4 Т10,Д10 О10
Тема11 Участие ( соучастие) в управлении 8 2 - 2 - 4 Д11 , О11
Тема12 Власть и лидерство в современном руководстве 8 2 - 2 - 4 Д ,12 О12
Тема13 Социально – психологические ресурсы организации 14 2 - 4 2/- 6 Т13,Д13, О13

Промежуточная аттестация

34       -/2 31,7 экзамен 0,3

Всего:

144\108* 26\ 19,5* - 28\ 21* 4, 85,7/ 64,2* 0,3

Заочная форма обучения

Раздел 1 Теоретико – методологические основы социологии управления

Тема 1 Социология управления в системе научного знания: специфика и история формирования 11 1       10  
Тема 2 Управление как социальный феномен 12     1   10 Т2,Д2, О2
Тема 3 Социальные организации как среда управления 7     1   5 Т3,Д3, О3
Тема 4 Социальные технологии в управлении 12     1   10 Т4,Д4, О4
Тема 5 Социальный контроль в системе управления 12     1   10 Д 5,О5

Раздел 2Социологический анализ управленческих практик

Тема 6 Управление организационными коммуникациями 11 1       10  
Тема 7 Управление организационными конфликтами 12     1   10 О7
Тема 8 Управление человеческими ресурсами  12     1   10 О8

Раздел 3 Технологии социального управления

Тема 9 Социальное прогнозирование и проектирование в системе социального управления 11 1       10  
Тема10 Социальное планирование и программирование в системе социального управления 12     1   10 Т10,Д 10, О10
Тема11 Участие (соучастие) в управлении 12     1   10 Д11 , О11
Тема12 Власть и лидерство в современном руководстве 9 1       8  
Тема13 Социально – психологические ресурсы организации 12       2/- 10  

Промежуточная аттестация

7       -/2 4,7 экзамен 0,3

Всего:

144\108* 4\3* 8\6* 4/3* 127,7/ 95,7* 0,3

 

Содержание дисциплины

 

Раздел дисциплины

Тематическое содержание раздела дисциплины

№ п.п. Наименование
Тема 1 Социология управления в системе научного знания Предметная сфера социологии управления. Задачи, методы и функции социологии управления. Становление и развитие социологического знания об управлении: история и современность. Революция менеджеров. Социология труда. Промышленная социология и социология организаций как предшественники социологии управления. Социология управления в системе научного знания об управлении. Философский и общенаучный (системный, кибернетический и синергетический) уровни познания явлений управления. Специально-научные уровни познания явлений управления (исторический, социологический, экономический, правовой, психологический). Особенности социологического подхода к познанию управления.
Тема 2 Управление как социальный феномен Управление как социальное явление. Цивилизационная роль управления. Социальное управление : понятие, формы, технологии. Основные тенденции развития современного управления. Технологии управления с позиций субъект- объектного и субъект – субъектного подхода. Понятие института социального управления. Роль социальных институтов в управлении обществом. Специфика управления регионом Институт государственного управления. Институт местного самоуправления. Муниципальное управление и местное самоуправление в России: специфика и факторы эффективности. Институт корпоративного управления. Социальные институты как социальная среда управляемых социальных систем. Формальные (законодательные акты, официальные учреждения) и неформальные (традиции, «теневые» отношения, моральные запреты) ограничения в деятельности управляемых социальных систем. Роль управления в формировании социального порядка : история проблемы и современная парадигма. Коэволюционный характер функционирования и изменения социального порядка, революционные (кризисные) и эволюционные формы его изменения. Проблема управляемости социальных изменений в переходных обществах. Основы социологической теории управляемости. Типы управляемости. Факторы, влияющие на управляемость. Методы формирования и обеспечения управляемости. Проблема управляемости социальных процессов. Управленческая культура : понятие, типы, функции. Лидерство и управленческая культура. 
Тема 3 Социальные организации как среда управления Понятие социальной организации, ее основные черты. Структура и типология социальных организаций. Особенности бюрократических организаций и бюрократической системы управления. Формальная и неформальная структура организации. Рабочая группа в административной организации. Групповая динамика. Команда в сфере администрирования. Методология и методы социологического анализа организаций как среды управления.
Тема 4 Социальные технологии в управлении   Технологический подход к познанию социальной действительности. Основные подходы к определению социальной технологии. Основные типы социальных технологий. Принципы разработки социальных технологий в управлении… Основные элементы социальной технологии. Основные этапы алгоритма социальной технологии. Эффективность социальных технологий. Надежность и валидность социальных технологий. Проблемы разработки и внедрения социальных технологий. Социальные технологии как средство развития потенциала управленческого персонала. Социальные технологии как основа развития потенциала руководителей и специалистов.
Тема 5 Социальный контроль в системе управления Основные подходы к определению социального контроля. Основные элементы социального контроля. Виды и формы контроля. Типы власти. Особенности взаимодействия власти и контроля. Система социального контроля в организации. Технологии и методы социального контроля. Социологические основы принятия управленческих решений Качество и эффективность социального управления Концепции качества социального управления. Критерии и показатели качества социального управления. Анализ качества системы социального управления в организациях различных форм собственности.
Тема 6 Управление организационными коммуникациями Основные концептуальные подходы к пониманию сущности организационных коммуникаций и управлению ими. Типы коммуникаций в организации. Основные проблемы функционирования коммуникаций в организациях. Барьеры коммуникации и пути их устранения. Анализ каналов организационных коммуникаций. Новые подходы к управлению коммуникациями в организации. Анализ процесса коммуникации в организации. Технологии управления коммуникациями в организации.
Тема 7 Управление организационными конфликтами Конфликт как форма социального взаимодействия. Конфликт в классической и современной теории организации. Понятие и структура организационного конфликта. Функции организационного конфликта. Особенности управления организационным конфликтом. Конфликты в государственной службе и методыих регулирования
Тема 8 Управление человеческими ресурсами      Концепция управления человеческими ресурсами. Технология управления человеческими ресурсами. Стимулы как инструменты социального управления и их классификация. Мотивация как процесс выбора альтернатив поведения. Структура, функции и типология мотивов. Содержание мотивационного процесса и его основные элементы. Понятие и типология ценностей как социальных регуляторов. Понятие ценностно - мотивационного управления. Типы трудовой мотивации. Теории трудовой мотивации. Методы управления трудовой мотивацией и формирования оплаты труда. Основные стимулы и их использование в управленческой практике. Механизмы обеспечения мотивации и стимулирования труда государственных гражданских служащих.. Организационно –технические условия как фактор усиления мотивации и стимулирования труда государственных служащих.
Тема 9 Социальное прогнозирование и проектирование в системе социального управления Сущность социального прогнозирования. Типология социальных прогнозов и функции социального прогнозирования. Алгоритм и методы социального прогнозирования. Эффективность социальных прогнозов. Сущность социального проектирования. Базовые понятия социального проектирования. Методология, методы и этапы социального проектирования. Виды социального проектирования. Социальное проектирование новых организаций. Проектирование новых городов. Действенность социальных проектов.  
Тема 10 Социальное планирование и программирование в системе социального управления Предмет, субъекты и объекты социального планирования. Система планов. Показатели плана. Методы социального планирования. Понятие и функции социального программирования. Целевые комплексные программы как основная форма социального программирования. Социальное программирование как технология управления. Принципы социального программирования. Методы социального программирования.  
Тема11 Участие ( соучастие) в управлении Предтечи идей и практики участия в управлении.  Соучастие в управлении (партисипативное управление) Социальное партнерство - феномен современных трудовых отношений
Тема 12 Власть и лидерство в современном руководстве   Управление и власть. Управленческая культура: понятие, типы, функции. Лидерство и управленческая культура. Содержание основных концепций, анализирующих различные аспекты поведения руководителя. Теория личностных черт. Бихевиористский (поведенческий) подход. Ситуационный подход. Российская школа моделей руководства. Современные теории стилей руководства
Тема 13 Социально – психологические ресурсы организации Становление и развитие концепции человеческих отношений. Основные формы межличностного взаимодействия в первичной организации. Воздействие на процесс межличностных отношений с целью обеспечения согласованности суждений и поведения, сочетания личных и производственных интересов. Создание и поддержание благоприятного социально – психологического климата в организации с учетом особенностей ее функционирования в условиях рыночных отношений.

 

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

Ключи к тестам

Типовые оценочные средства

Материалы, необходимые для осуществления промежуточного контроля дисциплины – Экзамен

Типовые задачи к экзамену (Пример).

I . Рассматривая влияние социальной среды на деятельность предприятия, американский социолог Н. Смелзер предлагает сравнить способы урегулирования отношений, принятые в США, Франции и бывшем СССР. В качестве повода для обострения отношений в трудовом коллективе он предлагает рассмотреть увеличение объема работ по техническому обслуживанию приборов: вместо обычных двух приборов, работникам предлагают ремонт трех приборов. «В отличие от представителей американской бюрократии, – пишет Смелзер, – которые принимают решение на основе совместного обсуждения проблемы заинтересованными сторонами, французы передают этот вопрос на рассмотрение посторонней организации. Это объясняется тем, что французы считают целесообразным поручить принятие решений посторонней беспристрастной организации, имеющей право устанавливать правила... А сейчас представим себе, как та же самая проблема решается в тоталитарной стране вроде Советского Союза». И далее он излагает свое представление о способе решения проблемы на бывшем советском предприятии (Смелзер Н. Социология // Социол. исследования. – 1991. –№ 11. – С. 152).

А как Вы представляете себе этот способ? Сверьте свое решение с ответом Смелзера.

II . В статье «Об авторитете» Ф. Энгельс писал: «Механический автомат большой фабрики оказывается гораздо более деспотичным, чем были когда-либо мелкие капиталисты, на которых работают рабочие. По крайней мере, что касается часов труда, то над воротами эти фабрик можно написать: «Оставьте всякую автономию, вы, входящие сюда!» Если человек наукой и творческим гением подчинил себе силы природы, то они ему мстят, подчиняя его самого... настоящему деспотизму, независимо от какой-либо социальной организации. Желать уничтожения авторитета в крупной промыш­ленности – значит желать уничтожения самой промышленности»...(Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. М.: Госкомиздат, 1958. – С. 303–304).

Прочитайте статью Энгельса и уясните его понимание авторитета в промышленности. Можно ли над воротами современных предприятий написать такой лозунг? Чей авторитет, чья воля определяют деятельность предприятия?

 

Шкала оценивания.

Методические материалы

Экзамен проводится во время экзаменационной сессии для проверки уровня освоения компетенции. Студент вытягивает билет, состоящий и 3 вопросов(2 устных вопроса и практическое задание, ситуационная задача).

Далее студенту отводится время (15 минут) для подготовки к устному ответу. Рекомендуется делать записи на выданной преподавателем бумаге, чтобы структурировать свой ответ. Далее по мере готовности студент устно отвечает на вопросы билета. Экзаменатор задает уточняющие вопросы по билету и может задать дополнительные вопросы по решению задачи для оценки уровня освоения компетенции. Оценка сообщается студенту сразу после ответа.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работаявляется способом освоения студентами изучаемых дисциплин. Это обусловлено, прежде всего, особой прочностью знаний, приобретаемых именно в ходе самостоятельной работы, развитием у обучаемых в ходе такой работы умения самостоятельно добывать необходимые для успешной профессиональной деятельности знания. Кроме того, самостоятельная работа с учебной и научной литературой воспитывает у студентов стремление к постоянному самосовершенствованию и потребность в нём, что особенно необходимо сегодня любому специалисту, в том числе и профессиональному управленцу.

Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки

Тема 1 Социология управления в системе научного знания

Революция менеджеров. Социология труда. Промышленная социология и социология организаций как предшественники социологии управления. Особенности социологического подхода к познанию управления.

Тема 2 Управление как социальный феномен

Цивилизационная роль управления.

Специфика управления регионом Институт государственного управления. Институт местного самоуправления. Муниципальное управление и местное самоуправление в России: специфика и факторы эффективности. Институт корпоративного управления.

Роль управления в формировании социального порядка : история проблемы и современная парадигма. Коэволюционный характер функционирования и изменения социального порядка, революционные (кризисные) и эволюционные формы его изменения.

Проблема управляемости социальных процессов.

Управленческая культура : понятие, типы, функции. Лидерство и управленческая культура.

Тема 3 Социальные организации как среда управления

Рабочая группа в административной организации. Групповая динамика. Команда в сфере администрирования. Методология и методы социологического анализа организаций как среды управления.

Тема 4 Социальные технологии в управлении

Принципы разработки социальных технологий в управлении…

Надежность и валидность социальных технологий. Проблемы разработки и внедрения социальных технологий.

Социальные технологии как основа развития потенциала руководителей и специалистов.

Тема 5 Социальный контроль в системе управления

Особенности взаимодействия власти и контроля. Система социального контроля в организации. Технологии и методы социального контроля.

Концепции качества социального управления. Критерии и показатели качества социального управления. Анализ качества системы социального управления в организациях различных форм собственности.

Тема 6 Управление организационными коммуникациями

Анализ каналов организационных коммуникаций. Новые подходы к управлению коммуникациями в организации. Анализ процесса коммуникации в организации. Технологии управления коммуникациями в организации.

Тема 7 Управление организационными конфликтами

Особенности управления организационным конфликтом. Конфликты в государственной службе и методыих регулирования

Тема 8 Управление человеческими ресурсами

Понятие ценностно - мотивационного управления. Типы трудовой мотивации. Теории трудовой мотивации. Методы управления трудовой мотивацией и формирования оплаты труда.

Организационно –технические условия как фактор усиления мотивации и стимулирования труда государственных служащих.

Тема 9 Социальное прогнозирование и проектирование в системе социального управления

Алгоритм и методы социального прогнозирования. Эффективность социальных прогнозов.

Виды социального проектирования. Социальное проектирование новых организаций. Проектирование новых городов. Действенность социальных проектов.

Тема 10 Социальное планирование и программирование в системе социального управления

Целевые комплексные программы как основная форма социального программирования. Социальное программирование как технология управления. Принципы социального программирования. Методы социального программирования

Тема11 Участие (соучастие) в управлении

Предтечи идей и практики участия в управлении.

 Соучастие в управлении (партисипативное управление)

Тема 12 Власть и лидерство в современном руководстве

Содержание основных концепций, анализирующих различные аспекты поведения руководителя. Теория личностных черт. Бихевиористский (поведенческий) подход. Ситуационный подход. Российская школа моделей руководства. Современные теории стилей руководства

Тема 13 Социально – психологические ресурсы организации

Воздействие на процесс межличностных отношений с целью обеспечения согласованности суждений и поведения, сочетания личных и производственных интересов.

Создание и поддержание благоприятного социально – психологического климата в организации с учетом особенностей ее функционирования в условиях рыночных отношений.

Требование к выполнению самостоятельной работы:  

составление кратких конспектов по вопросам выносимым на самостоятельную подготовку;     

уверенное владение категориальным аппаратом социологии управления;

 правильность и глубина освещения вопросов;

чёткость и лаконичность ответа на поставленные вопросы; использование при освоении курса новейшей научной и учебной литературы,

логичность и аргументированность изложения;

       Готовясь к семинарскому занятию, студент вначале должен ознакомиться с его планом и вопросами, выносимыми на обсуждение, а также с перечнем рекомендованной литературы. Проблема изучается с использованием лекционного материала, рекомендованных учебников и научной литературы. Информацию, почерпнутую из рекомендованной литературы в результате ее изучения, следует письменно зафиксировать в своих конспектах, что, одной стороны, способствует её лучшему запоминанию, а с другой - упрощает последующую подготовку к экзаменам. При появлении неясных вопросов следует чётко сформулировать их для последующего получения ответа у преподавателей или сокурсников.

Студенты должны заранее дома, в библиотеке и т. д. подготовить ответы на все вопросы семинарского занятия. Желательно при подго­товке ответа исполь­зовать научные статьи из журналов, сборников статей, монографии. Отсутствие ответа на тот или иной вопрос семинарского занятия в одном учебнике, используемом студентом, означает, что необходимо продол­жить поиск ответа на этот вопрос, обратившись к другому учебнику, лю­бому другому источнику, можно воспользоваться интернет-ресурсами, но при условии, что данный портал или сайт носит официальный характер.

Усвоив существо изучаемой проблемы, следует продумать порядок её изложения при выступлении на семинарском занятии, увязав рассматриваемый вопрос со своей нынешней или будущей профессиональной деятельностью.

Семинарские занятия наряду с лекциями являются формой ауди­торных занятий преподавателей со студентами. Вопросы объявляются преподавателем на предыду­щем семинарском занятии и, как правило, они должны совпадать с во­просами, содержащимися в соответствующем разделе данной програм­мы. Преподаватель может дать и дополнительные вопросы, относящие­ся к теме семинара, при этом он должен указать: на что студентам следует обратить особое внимание при подготовке к следующему занятию, к ка­кой научной литературе следует обратиться в первую очередь.

Студент, отвечающий на семинарском занятии, должен делать это, как правило, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Ответ должен быть настолько полным, насколько это требуется, чтобы исчерпывающе раскрыть данный вопрос. Раскрывать какое-либо соци­альное явление следует с определения его понятия и характеристики основных признаков (если этому не были посвящены предыдущие во­просы).

Студент, не сумевший ответить или неудовлетворительно ответив­ший на вопрос семинарского занятия, должен отработать это занятие, ответив на любые заданные преподавателем вопросы из тех, которые его группа рассмат­ривала на данном занятии.

Аналогичную отработку влечет каждый пропуск семинарского заня­тия, вне зависимости оттого, что послужило его причиной. Помимо уст­ных опросов студентов на семинарских занятиях преподаватель может проводить письменные контрольные работы, тестирование и использо­вать другие формы контроля и оценки знаний студентов.

При проведении семинарских занятий их руководитель может использовать различные способы контроля за подготовкой студентов: групповое обсуждение вопросов, сформулированных в плане; индивидуальные собеседования с отдельными студентами; проведение письменной контрольной работы; заслушивание докладов и сообщений по наиболее сложным вопросам темы и их последующее обсуждение. Конкретная форма проведения занятия выбирается преподавателем с учетом состава учебной группы, уровня её подготовки и иных обстоятельств. Итогом проведения семинарского занятия является индивидуальная оценка знаний опрошенных студентов.

Самостоятельная работа студентов призвана закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях, практических и семинарских занятиях.

Самостоятельная работа студентов проводится для того что бы:

· систематизировать и закрепить полученные знания и практические умения;

· наполнить теоретическое знание, практическим материалом;

· сформировать умение использовать справочную документацию и специальную литературу;

· развить творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность;

· сформировать способность к самостоятельному мышлению, саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· получить опыт самостоятельного научного исследования.

Для освоения дисциплины применяются следующие формы внеаудиторной СРС:

1) подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;

2) подготовка рефератов по научным статьям и монографиям;

3) изучение учебных пособий;

4) изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов;

изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия (перечень вопросов для самостоятельной подготовки);

5) выполнение контрольных работ;

6) написание тематических докладов, докладов и эссе на проблемные темы;

7) конспектирование монографий или их отдельных глав, статей;

8) выполнение исследовательских и творческих заданий;

9) создание наглядных пособий по изучаемым темам;

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине


Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Интернет-ресурсы.

 

Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.026 с.)