Начало и организация Русской почты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало и организация Русской почты.



НАЧАЛО И ОРГАНИЗАЦИЯ РУССКОЙ ПОЧТЫ.

Ямская гоньба.

О первых специальных гонцах, посланных с известиями, на Руси известно из «Повести временных лет», где говорится, что в 885 г. «... послал Олег к Родимичам, спрашивая...». Этот год и принято считать началом истории отечественной почты.

Уже в X в. на Руси существовал «повоз» — особая повинность населения выставлять лошадей и повозки для княжеских гонцов. Впоследствии он был заменен на «подводную» повинность, по которой каждый из подданных князя обязан был доставлять любую кладь или грамоты в указанный князем пункт.

К концу XII в. система доставки корреспонденции, прежде всего в целях сбора налогов и объявления важнейших княжеских законов и распоряжений, уже связывала важнейшие русские города и поселения. Частная же купеческая и церковная корреспонденция доставлялась, в основном, с оказией, т.е. через торговых людей и путешественников.

В XIII в. Киевская Русь подверглась монголо-татарскому игу, которое длилось более 250 лет (1225-1480 гг.). Монголо-татарские завоеватели имели достаточно передовую для того времени систему доставки корреспонденции. Куда бы ни направлялось их войско, примерно через каждые 100 верст, а иногда и через 30-40 верст, создавались почтовые станы, называвшиеся «дзямами». От этого слова, возможно, произошло и русское наименование подобных станов — «ямы». Каждый дзям включал две-три юрты, дюжину лошадей и несколько вооруженных стражей. Каждый прибывавший на него гонец мог получить здесь отдых и сменить лошадей.

С окончанием монголо-татарского ига возникла необходимость организации бесперебойных почтовых сообщений с русскими землями, объединившимися вокруг Москвы. Именно тогда в русской почте появилась некоторая система, частично взятая из опыта бывших монголо-татарских захватчиков. К середине XVI в., с расширением границ Московского княжества, была создана прогрессивная для того времени система доставки грамот — ямская гоньба.

Ямская гоньба создавалась, прежде всего, для нужд государственного управления. Поэтому ямы первоначально устраивались на путях, по которым доставляли дипломатическую корреспонденцию, как, например, от Новгорода до ливонского рубежа. Князь Василий III (1479-1533 гг.) организовал ямскую гоньбу также в Казанском ханстве и в Сибири. Большинство же торговых путей в то время ямов не имели.

Обычно ямы устраивались при населенных пунктах на расстоянии около 40 верст друг от друга. На ямском дворе располагались 2-3 избы, конюшня и сараи для фуража. К яму приписывалось несколько близлежащих деревень, доходы с которых шли в пользу ямщиков. Поставка подвод или лодок на водных путях была повинностью населения, которую правительство оплачивало. Первоначально ямской гоньбой управляли казначеи великого князя через «ямских дьяков». Организацией перевозки людей, клади и корреспонденции на ямах снимались ямщики, выбиравшиеся местным населением, но числившиеся на службе у государя. С ростом объема перевозок на ямах появились дьячки, которые вели книгу записей, и дворники — хозяева постоялых дворов.

С 1550 г. почтовым делом на Руси стал ведать специально созданный в Москве Ямской приказ, который регулировал сбор прогонных денег, занимался организацией и содержанием ямов, выдавал подорожные и вершил суд над ямщиками.

В середине XVI в. ямы и подводы сливались воедино, и с этого времени ямщики стали возить и людей, и грузы, включая почту. Пользоваться ямскими лошадьми могли только лица, имевшие особые документы — подорожные грамоты, в которых указывалось, что проезжающий едет по государеву делу.

Внутренние почтовые маршруты первоначально предназначались, в основном, для доставки корреспонденции в военных целях.

В связи с войной с Польшей и решением Переяславской Рады от 8 января 1654 г. о воссоединении Украины с Россией, стала налаживаться скорая гоньба из Москвы в украинские города. В 1658 г. была налажена почтовая линия до Путивля — крепости на южном русском рубеже. По указу Царя Алексея Михайловича в 1659 г. на дороге от Москвы до Путивля на девяти станах посадили придворных людей, дав им по четыре лошади. Начиная с марта 1667 г., скорую гоньбу от Москвы до Путивля в официальных документах стали называть почтой. Позже, уже при Императоре Петре I в 1703 г. была установлена почта от Москвы через Севск, Батурин и Нежин до Белой Церкви.

Другим важным направлением развития внутренней почтовой гоньбы являлась Сибирь, куда походы русских начались уже в середине XVI века. Одновременно с этим стали делаться и попытки наладить переписку между Москвой и зауральскими землями. Первоначально дорога из Сибири шла только по воде из Тюмени до Соликамска, где начинались обжитые места, и уже существовал ямской стан. В 1599 г. создается ям в Верхотурье, а в начале следующего года специально для нужд почтовой гоньбы возводится Туринский острог.

За Уралом, так же как и по всей России, ямщики-охотники получали жалованье за бесплатный провоз гонцов с царскими грамотами и воеводскими отписками. Все прочие лица, даже послы и местные стрелецкие головы платили прогоны за каждую подводу. До конца XVII в. Сибирь являлась единственной областью России, куда официально запрещалась пересылка частных писем, хотя наличие такой строгости ни один из документов той поры не объясняет.

С 1699 г. в Сибири начало входить в практику назначение почтарей из числа служилых людей и боярских детей. Если ямщики везли почту только от стана к стану, то почтари везли ее уже от города до города и сдавали ее местным таможенным начальникам. В начале XVIII века, когда Россия вела напряженные войны на западных рубежах, сибирская почта стала приходить в упадок. Регулярная доставка почты осуществлялась только до Соликамска.

 

«Немецкая» почта.

Первая попытка создания регулярной почты была предпринята при Царе Алексее Михайловиче. Организатором «правильной» почтовой гоньбы в России стал боярин А.Л.Ордын-Нащокин. Сразу после заключения Валиесарского перемирия А.Л.Ордын-Нащокин поддержал челобитную голландца Яна фан-Сведена, просившего отдать ему на откуп регулярную доставку заграничной почты. Из-за неудовлетворительного содержания почтовой линии на Ригу, указом от 25 мая 1668 г. она была отобрана у фан-Сведена и передана переводчику Посольского приказа Леонтию Петровичу Марселиусу. Первая почта в Ригу через Тверь и Новгород ушла из Москвы 17 сентября 1668 г., а в Вильно – 11 марта 1669 г. Отправка должна была осуществляться еженедельно. В 1671 г., после смерти Леонтия Марселиуса, «заморские» почты, называвшиеся также «немецкими», принял его сын Петр. А 4 декабря 1675 г. был издан указ, по которому Рижская и Виленская почты передавались в ведение переводчика посольского приказа Андрея Андреевича Виниуса. Он ведал почтовым делом в течение 26 лет – до 1701 г., не получая за свою работу никакого жалованья, но беря в свою пользу плату за почту частных корреспондентов.

 

Почтовые тарифы.

До реформы 1783 г. каждый почтовый тракт имел свой особый тариф весового сбора за доставку писем, денег в пакетах (денежных писем) и посылок. Пересылка этих почтовых отправлений оплачивалась в зависимости от веса, и такой тариф назывался весовым.

14 ноября 1783 г. был введен единообразный для всей России тариф в зависимости от веса корреспонденции и расстояния доставки. За каждый лот веса письма (12,8 грамма) взимались за каждые 100 верст доставки 2 копейки, менее 100 верст — 1 копейка.

В том же году был введен и специальный страховой сбор в размере 0,5% от пересылаемой суммы за денежные пакеты.

Пересылка писем с документами требовала соблюдения дополнительных формальностей на почте, и 17 апреля 1807 г. такие письма были обложены двойным весовым сбором, но без взыскания страхового сбора. Впоследствии такие письма с денежными документами получили наименование «ценных пакетов». Одновременно с этим была изменена такса весового сбора за письма, а также страхового сбора. В последующем эти таксы неоднократно менялись.

В целях упрощения почтовых операций в 1830 г. раздробленность тарифа в зависимости от расстояния была снижена. В то же время расстояние пересылки стало определяться между губернскими городами мест подачи и получения корреспонденции.

С 1 января 1840 г. на почте отправителям стали выдаваться расписки за отправляемые ценные и денежные пакеты. Эти расписки выдавались только по желанию отправителя и за них взимался специальный сбор.

Революционным, с точки зрения изменения почтовых тарифов в России, следует признать 1843 г., когда в результате проведенной почтовой реформы была установлена единая такса за пересылку писем независимо от расстояния пересылки. До 1845 г. оплата всех видов корреспонденции производилась только наличными деньгами на почте.

Заграничная корреспонденция, сдаваемая на почту, могла оплачиваться как отправителем, так и адресатом при ее получении. В первом случае в ряде почтовых учреждений на письма ставился штамп «franco» или «франкировано», а во втором случае — «porto» или «не франкировано».

До 1807 г. не существовало единого правила оформления денежных пакетов. Эти правила были введены принятой в этом году «Инструкцией губернскому почтмейстеру». Согласно им пакет опечатывался пятью сургучными печатями: по углам — четыре частные печати, а в середине — печать почтового учреждения.

На каждом денежном пакете почтовый чиновник должен был подчеркнуть чернилами посылаемую сумму, проставить на пакете оплаченный весовой и страховой сборы и наложить почтовый штемпель места отправления. Отправитель должен был иметь свой сургуч, или заплатить за сургуч, предоставляемый почтой, 3 копейки.

В 1845 г. в России была введена пересылка сначала городских, а с 1848 г. и всех внутренних писем в специальных штемпельных конвертах с напечатанным знаком почтовой оплаты. С 1 января 1858 г. для оплаты внутренней корреспонденции были выпущены почтовые марки. Заграничная корреспонденция стала оплачиваться почтовыми марками с 1 марта 1864 г.

По мере введения в России новых видов почтовых отправлений — открытых писем, бандеролей, почтовых переводов и других, на эти отправления вводились соответствующие почтовые тарифы, изменение которых происходило в результате изменений внутренней экономической ситуации и принятия Россией требований Всемирного почтового союза.

Стандартные почтовые марки.

По примеру Англии и некоторых других стран в России в 1843 г. была разработана и утверждена система оплаты внутренней почтовой корреспонденции (кроме посылок) в зависимости только от их веса, без учета расстояния пересылки. В то же время, в связи с непрерывным ростом почтового обмена способ оплаты отправлений наличными деньгами с выдачей расписок становился обременительным. Введение штемпельных конвертов не решало полностью эту проблему.

В 1855 г. управляющий перевозками почты по железной дороге А. П.Чаруковский подал главноначальствующему над Почтовым департаментом В. Ф. Адлербергу проект с подробным изложением мероприятий по введению приклеиваемых марок в России. Проект был одобрен и 30 июля 1856 г. были изготовлены пробные оттиски разных цветов первых штемпельных марок (как их тогда называли) двух типов — с государственным гербом и с головой Меркурия, круглые. Эти образцы не были приняты.

Новый рисунок первой русской марки прямоугольной формы, позволявший более эффективно размещать марки в листах при их печати, был создан старшим гравером Экспедиции Заготовки Государственных Бумаг (ЭЗГБ) Ф. М. Кеплером и подан на рассмотрение 21 октября 1856 г. Ровно через год были утверждены отпечатанные образцы, а 9 ноября 1857 г. их переименовали из «штемпельных» в «почтовые» марки. Наконец, 10 декабря 1857 г. первая общегосударственная почтовая марка увидела свет. Были утверждены три номинала марок для оплаты писем в зависимости от веса — 10, 20 и 30 копеек разных цветов. Марка в 10 копеек вводилась в обращение с 1 января 1858 г. Марки же номиналом 20 и 30 копеек вышли 4 января.

Марки печатались на специальной бумаге ручного изготовления с уплотнением бумажной массы для каждого отдельного экземпляра. Поэтому каждая марка, если ее рассматривать на свет, имела знак в виде цифры высотой около 15 мм, соответствующей числу оплачиваемых лотов. Марка в 10 копеек имела цифру «1», а марки в 20 и 30 копеек, соответственно, знаки «2» и «3».

Перфорационная машина, заказанная в Германии, была доставлена с опозданием и в неудовлетворительном состоянии, требовавшем ее наладки. Поэтому Почтовый департамент принял решение о частичном выпуске 10-копеечных марок без зубцов. После

наладки перфорационной машины 10-копеечная марка стала выпускаться с зубцами.

Беззубцовая марка 10 коп. считается первым выпуском русских общегосударственных почтовых марок, а зубцовые марки 10, 20 и 30 копеек — вторым выпуском.

До изготовления специальных штемпелей было разрешено погашать марки на письмах путем перечеркивания их чернилами. Однако такой способ гашения марок давал широкие возможности их повторного использования во вред почте, и своим приказом № 138 от 26 февраля 1858 г. Почтовый департамент отменил гашение марок чернилами, заменив его временно гашением календарными штемпелями, применявшимися в домарочный период.

До 1863 г. в России было произведено еще несколько выпусков почтовых марок тех же номиналов и того же вида. Эти выпуски различались размером зубцовки и видом применяемой для печати бумаги.

Эти марки не могли применяться для оплаты тарифа городских писем, составлявшего 5 копеек. В целях исправления этого положения в августе 1863 г. были выпущены специальные марки городской почты 5-копеечного номинала, которые имели хождение только в С.-Петербурге и Москве для оплаты местных писем наряду со «штемпельными кувертами».

До 1864 г. пересылка всей почтовой корреспонденции за границу оплачивалась только наличными деньгами, что создавало неудобства как у отправителей, так и у почтовых работников. Для разных стран в то время существовали разные таксы, часто не округленные до 10 копеек, что не позволяло использовать имеющиеся марки для внутренней корреспонденции.

Для исправления этого положения Почтовый департамент сообщил 15 июня

1864 г. всем почтовым учреждением о выпуске марок номиналами 1, 3 и 5 копеек и разрешении оплачивать новыми марками, наряду с ранее выпущенными номиналами, простую корреспонденцию, посылаемую за границу. При этом разрешалось продолжать оплачивать такие почтовые отправления наличными деньгами на почте или отправлять неоплаченными, с тем, чтобы оплата производилась получателем. Страховые и денежные письма, а также посылки оплачивались только наличными деньгами. Запрещалось посылать за границу письма в штемпельных конвертах. Новыми марками разрешалось оплачивать письма, пересылаемые внутри империи. До 1874 года было осуществлено несколько выпусков марок этого типа всех указанных номиналов, от 1 до 30 копеек.

В сентябре 1874 г. постановлениями Бернского конгресса Всемирного Почтового Союза, одним из членов-учредителей которого была Россия, были установлены новые почтовые тарифы, уравнивающие плату за внутреннюю и международную почтовую корреспонденцию. В связи с этим в России с 19 июня 1875 г. были пересмотрены почтовые тарифы в сторону их снижения и выпущены соответствующие им новые почтовые марки достоинством 2, 8, 10 и 20 копеек. Марки в 8 копеек предназначалась для оплаты простых иногородних писем, 2-копеечная марка вводилась для оплаты бандерольных отправлений, а также иногородних и международных писем. Марками же 10- и 20-копеечного достоинства должны были оплачиваться заказные письма и простые письма весом более одного лота. Оставшиеся в почтовых учреждениях запасы марок прежних выпусков разрешалось продавать до их исчерпания.

В 1878 г. состоялся Парижский конгресс Всемирного Почтового Союза, который принял решение о введении новых однообразных тарифов для оплаты писем и бандерольных отправлений. В соответствии с новой таксой, введенной с 20 марта 1879 г., в России была выпущена новая марка номиналом 7 копеек.

Для облегчения контроля за правильностью оплаты международной корреспонденции, страны-члены Всемирного Почтового Союза приняли решение о введении одинаковой расцветки марок, применяемых для наиболее распространенных видов почтовых отправлений. Для простых открытых писем был выбран синий цвет 7-копеечных марок, для открытых писем — красный (3 копейки) и для бандерольных отправлений — зеленый (2 копейки). Одновременно с этим было признано полезным изменить рисунки марок и ввести в обращение марки более высоких номиналов для оплаты тяжеловесных простых и заказных писем, а также бандерольных отправлений. Выпуск новых марок был осуществлен 25 января 1884 г.

В 1885 г. произошло объединение Почтового и Телеграфного департаментов, на базе которых было создано единое Главное управление почт и телеграфов (ГУПиТ). Изменился герб объединенной службы. К почтовым рожкам добавились перекрещенные молнии. Это нашло свое отражение в новых выпусках почтовых марок, на которых стала печататься уже новая эмблема.

Были выпущены марки новых номиналов — 15 и 25 копеек для почтовых и телеграфных денежных переводов, а также 5 и 10 рублей для тяжелых посылок и крупных денежных переводов. Было осуществлено несколько тиражей этих марок, также отличавшихся типом бумаги.

В 1908-1910 г. были выпущены стандартные марки нового дизайна номиналами до 10 копеек, а в 1917 г. — марки больших номиналов в измененных цветах.

Специальные марки.

В Санкт-Петербурге были открыты в 1866 г. 16 станций городского телеграфа, из которых одна предназначалась только для передачи казенных депеш. В мае того же года было утверждено временное положение о Санкт-Петербургском общественном телеграфе, которым разрешалось, в виде опыта, производить телеграфный сбор посредством штемпельных телеграфных бланков и телеграфных марок.

Было установлено, что телеграммы должны быть непременно написаны на установленных штемпельных бланках ценой 40 копеек для депеш объемом до 20 слов. При количестве слов более 20 за каждые последующие 10 или менее слов дополнительно наклеивается 20-копеечная телеграфная марка. Марками также принималась плата за обратный ответ и за рассылку копий телеграмм в несколько адресов по 20 копеек за каждую копию.

Знаки почтовой оплаты вводились только для района Санкт-Петербурга. За передачу телеграмм на другие станции империи оплата производилась наличными деньгами.

 

Марки-деньги.

В начале Первой мировой войны в России резко сократилось количество находившихся в обращении металлических денег, в том числе серебряных и медных монет.

В связи с этим в 1915 г. по заказу министерства финансов начался выпуск так называемых марок-денег номиналами 10, 15 и 20 копеек. Для их издания использовались клише почтовых марок России, выпущенных к 300-летию царского дома Романовых. На обороте этих марок под царским гербом помещался пояснительный текст: «Имеет хождение наравне с разменной серебряной монетой». Оборотная сторона марок клеем не покрывалась. Выпуск осуществлялся на плотной бумаге.

В том же году была подготовлена новая серия марок-денег достоинством 1, 2 и 3 копейки с текстом на обороте: «Имеет хождение наравне с медной монетой».

 

Марки в пользу почтальона.

В практике работы судов в России была распространена доставка судебных повесток и решений судов тяжущимся сторонам под расписку. Доставка этой корреспонденции осуществлялась судебными курьерами. Такой способ требовал очень больших затрат от министерства юстиции, особенно с ростом числа хозяйственных дел, рассматриваемых в судах, в начале XIX в.

Для исправления этого положения 7 июня 1909 г. был принят закон «О порядке сношений судебных учреждений с тяжущимися посредством почты». Так как доставка судебных документов требовала существенного повышения нагрузки на почтальонов, зарплата которых была невелика, этим законом предусматривалось, что за доставку заказного письма с судебными бумагами, при вручении его адресату, взыскивается почтовый сбор за заказ и сбор за пересылку уведомления по обыкновенному тарифу, а также специальный сбор 15 копеек в пользу почтальона за доставку письма.

Сбор в пользу почтальона взыскивался в виде специальных почтовых марок, применение которых подчинялось всем правилам, касающимся обычных выпусков почтовых марок. Марки эти наклеивались на оболочку письма и гасились обычным способом.

В 1909 г. для этих целей был осуществлен временный выпуск специальной марки. Он представлял собой надпечатку на гербовой марке «В пользу почталиона». В 1911 г. был осуществлен выпуск оригинальной марки с той же надписью.

ЦЕЛЬНЫЕ ВЕЩИ.

Наряду с почтовыми марками, и даже раньше их выпуска, в России стали применяться для оплаты корреспонденции штемпельные конверты, относящиеся к классу цельных вещей — почтовых отправлений, на которых знак почтовой оплаты не наклеен, а напечатан, а также с напечатанной надписью, дающей разрешение на пересылку. Начиная с 1870-х гг. в России, наряду с маркированными конвертами, стали выпускаться также маркированные открытые письма, бандероли, секретки и бланки почтовых денежных переводов.

Маркированные бандероли.

Хотя введение в практику почтовых операций простых бандерольных отправлений в России относится к 1 января 1870 г., маркированные бандерольные бланки появились здесь только в 1890 г. Первые отечественные маркированные бандерольные обертки представляли собой прямоугольные листы желтовато-серой бумаги, на один край которых была нанесена клеевая полоса. На бандеролях, выпускавшихся трех разных размеров, были напечатаны марки номиналами 1 и 2 копейки. Второй выпуск, отличавшийся от первого наличием напечатанного текста «Когда за пересылку причитается больше 2 коп., то возле штемпеля наклеиваются дополнительныя почтовыя марки», был осуществлен в 1891 г., а последний, третий, с марками из юбилейной Романовской серии — в 1913 г. В 1915 г. на некоторых бандерольных бланках были дополнительно напечатаны благотворительные марки номиналом 2 копейки, доход от которых поступал в фонд помощи раненым воинам.

ЦАРСТВО ПОЛЬСКОЕ.

Царство Польское вошло в состав Российской империи в результате завершения войны с Наполеоном по решению Венского конгресса в 1815 г.

В то время в Польше существовало 25 почтовых учреждений, включая Варшавский почтамт, и 153 почтовые станции. С 1 января были введены специальные таксы: 1) за письма внутренней корреспонденции по 15 копеек за лот (отправитель и адресат должны были уплачивать каждый половину таксы); 2) за письма, получаемые из-за границы и отправляемые туда, — 22,5 копейки. Положение 1818 г. действовало в течение 33 лет. В этот период в почтовых отделениях применялись домарочные штемпеля различной формы с названием города или названием города и датой.

Новые изменения в почтовом ведомстве последовали 1 января 1851 г. Все провинциальные учреждения были подчинены начальнику правительственной почты, а конторы пяти польских губерний образовали 13-й русский почтовый округ. Была введена однообразная такса для всего Королевства Польского, а к письмам, получаемым из-за границы, применены правила, существовавшие во всей империи.

До выпуска собственных знаков почтовой оплаты Русское почтовое ведомство ввело, в качестве эксперимента, для использования в Варшаве штемпельных конвертов Санкт-Петербурга номиналом 5 копеек. Начавшись 27 января, этот эксперимент длился около 6 месяцев. После этого были разрешены к использованию в Польше русские общегосударственные штемпельные конверты номиналами 10, 20 и 30 копеек.

С 1 января 1859 г. были выпущены для применения в Варшаве штемпельные конверты малого размера (55x99 мм) для визитных карточек стоимостью 1,5 копейки и большого размера (87x142 мм) для обычных писем стоимостью 3 копейки.

Штемпеля с гербом и надписью на двух языках «Главное почтовое казначейство» ставились почтовыми служащими ручным металлическим штампом. Эти конверты имели хождение только в течение 1859 г.

В 1860 г. было принято решение о выпуске 3-копеечных штемпельных конвертов Варшавской городской почты нового вида со знаком почтовой оплаты синего цвета.

Также с 1 января 1860 г. в Польше был осуществлен выпуск штемпельного конверта номиналом 10 копеек со знаком почтовой оплаты черного цвета, для использования во всех почтовых учреждениях Польши. В этом конверте могли посылаться письма и в другие регионы России.

Наряду с штемпельными конвертами, для оплаты корреспонденции, отправляемой только в пределах польских губерний, с 1 января 1860 г. была выпущена специальная марка номиналом 10 копеек.

Общий дизайн польской марки, создателем которой был гравер польского банка Генрих Мейер, напоминал стандартные марки России. Но надпись цены на ней была сделана латинскими буквами, а привычные слова «Почтовая марка» отсутствовали. В центре российского герба, на груди двуглавого имперского орла был изображен орел польский — одноглавый.

Марки печатались в Варшавской губернской типографии, где оборудование для перфорации было несовершенным, и рамочная зубцовка получилась неровной. Бумага применялась разных сортов, что привело к наличию значительных различий в оттенках синей и розовой красок.

Марка Польши находилась в обращении недолго. В январе 1863 г. в Польше вспыхнуло национальное восстание, подавленное русскими войсками к концу 1864 г. Остатки

польской автономии были ликвидированы, в том числе и в почтовой службе. С 1 апреля 1865 г. было запрещено использование польских штемпельных конвертов и марки, а остаток непроданного тиража марки был уничтожен. Впоследствии, вплоть до 1917 г., в Польше применялись общероссийские почтовые марки.

РУССКАЯ ПОЧТА ЗА ГРАНИЦЕЙ.

Под русской почтой за границей обычно подразумеваются русские почтовые учреждения в турецкой Османской империи, в Китае и на острове Крит, где использовались специально выпущенные в обращение марки и цельные вещи, а также в Монголии и в Персии, где для оплаты почтовых сборов взимались наличные деньги или применялись марки и цельные вещи Российской империи. Русская почта также действовала в ряде формально независимых, но находившихся под российским протекторатом ханствах Средней Азии.

Русская почта в Турции.

Географический регион в восточной части Средиземного моря, за исключением Греции и Кипра, получивший общее название Левант, в XIX в. входил в состав турецкой Османской империи. Вследствие плохой организации в этой империи почтовой связи, некоторые европейские государства, включая и Россию, имевшие значительные торговые интересы в этом регионе, открыли в ряде городов и портов Ближнего Востока свои почтовые конторы.

Первая русская почтовая контора при русском консульстве в Константинополе была открыта в 1799 г., когда была организована ежемесячная доставка корреспонденции русскими морскими судами в порты Керчь и Херсон.

Указом императрицы Екатерины II от 25 августа 1781 г. через дунайские княжества Валахию и Молдавию, которые находились под властью турецкой Османской империи, был учрежден наземный путь транспортировки корреспонденции из Константинополя до пограничного русского города Ольвиополь. Русские почтовые конторы были открыты в Бухаресте, Журжу и Яссах. С ростом торговых связей с Турцией в 1850 г., в целях ускорения доставки корреспонденции, существовавший маршрут через Молдавию и Валахию стал проходить через Адрианополь, Журжу, Бухарест, Яссы и Скуляны до русского пограничного пункта Брацлав. Русские почтовые конторы в Бухаресте, Яссах, Форкшанах и Галаце применяли с начала XIX в. сначала однострочные, а затем круглые и двухстрочные календарные штемпеля.

Эта русская почта, получившая название «консульской», продолжала действовать до 1 января 1868 г., когда на базе Дунайских княжеств было образовано новое государство — Румыния.

В связи с развитием политических и торговых отношений России с Турцией, императорским указом от 23 февраля 1843 г. Россией были выделены морские фрегаты для регулярной, раз в 10 дней, доставки всех видов корреспонденции из Константинополя в Одессу и обратно.

Организация почтовой связи России на Ближнем Востоке была возложена на акционерное Российское Общество Пароходства и Торговли (РОПиТ). Это общество было создано в 1856 г. с целью восстановления разрушенных Крымской войной торговых связей и морского сообщения на Черном и Средиземном морях. Главная контора РОПиТ размещалась в Одессе, а филиальные ее конторы и агентства были открыты в большинстве иностранных и внутренних портов, в которые регулярно заходили морские суда общества. Агентство в Константинополе считалось главным агентством на восточных линиях. Одной из обязанностей общества, обозначенных в его уставе, была бесплатная перевозка почтовой корреспонденции с соблюдением почтовых правил.

В развитие статей устава Почтовый департамент заключил с РОПиТ 18 декабря 1858 г. особое условие о перевозке почтовой корреспонденции между русскими почтовыми местами.

Развитие торговых сношений России с Востоком выдвинуло в качестве важной задачи вопрос о пересылке с пароходами РОПиТ так называемой «восточной корреспонденции». В этой связи Почтовым департаментом был подписан 28 июня 1862 г. с обществом новый договор, вступивший в силу с 1 января 1863 г. Русское Общество Пароходства и Торговли принимало на себя перевозку простой корреспонденции из России в Константинополь и во все порты Востока, в которые заходили пароходы общества, и обратно.

В конце 1867 г. между Почтовым департаментом и РОПиТ было заключено новое соглашение, в соответствии с которым для оплаты корреспонденции, доставлявшейся РОПиТ на Ближний Восток, были выпущены специальные государственные марки «восточной корреспонденции». Этими марками можно было оплачивать почтовые отправления, доставляемые в любой пункт Российской империи. Марки печатались несколькими изданиями в период 1868-1884 г.

В связи с изменениями тарифов простого письма, введенных в России, на марках номиналом 10 копеек в 1875 и 1879 г., соответственно, были сделаны надпечатки нового номинала в копейках в виде цифр «8» и «7». В 1879 г. была также выпущена специальная марка номиналом 7 копеек.

В 1890 г. тариф письма для восточной корреспонденции был вновь повышен до 10 копеек. В 1900 г. специальные марки для восточной корреспонденции были изъяты из обращения и заменены на марки русской почты с надпечатками нового номинала в турецкой валюте. В 1913 г. такие же надпечатки были сделаны на юбилейном «романовском» выпуске русских марок. Встречаются марки всех номиналов с перевернутой надпечаткой.

В 1907 г. праздновался 50-летний юбилей РОПиТ и в ознаменование этого события был осуществлен выпуск серии коммеморативных марок разных номиналов с эмблемой общества. Вскоре на этих марках были сделаны надпечатки с названиями городов, в которых действовали агентства РОПиТ.

В 1895 г. вышли первые цельные вещи русской почты в Турции — почтовые карточки и секретки. В качестве знаков почтовой оплаты на них были марки «Восточной корреспонденции» номиналом 4 и 10 копеек. Следующие выпуски цельных вещей состоялись в 1900, 1909, 1912 и 1913 г. Для их изготовления использовались русские открытые письма и секретки с надпечаткой на знаках почтовой оплаты по диагонали новой стоимости в турецкой валюте.

В связи с началом Первой мировой войны агентства РОПиТ в восточных портах практически прекратили свою деятельность к 1 октября 1914 г.

Бандерольные отправления.

Введение в практику почтовых операций простых бандерольных отправлений относится к 1 января 1870 г. Правилами их пересылки определялось, что: «Отправления, пересылаемые по почте открыто под бандеролями или в незапечатанных конвертах, за уменьшенную плату, именуются бандерольными отправлениями. Для пересылки открыто под бандеролями применяются: а) печатные литографированные, металлографированные или другим механическим способом воспроизведенные предметы, удобные к пересылке; б) деловые бумаги; в) образчики и пробы товаров, не имеющие никакой ценности в продаже. Бандерольное отправление должно быть заделано так, чтобы легко было проверить вложение. Бандерольные отправления не должны заключать писем, а также чего-либо рукописного, имеющего характер текущей и личной переписки». За каждые 4 лота внутреннего или 50 граммов международного бандерольного отправления взималось 2 копейки.

С 1 января 1890 г. ГУПиТ выпустило в обращение маркированные бандерольные обертки, представлявшие собой прямоугольные листы бумаги, на один край которых

была нанесена клеевая полоса. Номиналы напечатанных марок составляли 1 и 2 копейки. При превышении веса бандерольного отправления свыше 4 лотов, дополнительная оплата производилась наклеиванием соответствующих почтовых марок.

Заказная корреспонденция.

С 1 января 1872 г. в России была введена заказная корреспонденция. На заказных письмах делалась надпись «заказное» и ставился от руки регистрационный номер по подавательской книге.

Правилами устанавливалось, что в приеме письма на почту выдается расписка. За заказное письмо взимается сбор по 10 копеек с лота веса письма, 10 копеек за заказ и 5 копеек за расписку. В случае утраты заказного письма, его податель имел право получить от почтового ведомства компенсацию в размере 10 рублей за письмо. С 1875 г. стали приниматься заказными открытые письма и бандероли.

Позднее слово «заказное» стало ставиться на конвертах заказных писем в виде специального штампа.

Начиная с 1880-х гг. на заказных письмах, отправляемых за границу, стал ставиться штамп в виде латинской буквы «R» в круге.

С начала 1880-х гг. Экспедицией приема иностранной корреспонденции

Санкт-Петербургского почтамта стали применяться специальные каучуковые штемпеля с буквой «R» и местом для номера по подавательской книге, а позднее и с номером почтового учреждения. Для городских почтовых отделений их номера гравировались арабскими, а для почтово-телеграфных контор — римскими цифрами.

Циркуляром начальника ГУПиТ от 30 июня 1898 г. за № 58 с 1 января 1899 г. в России повсеместно вводились в обращение специальные ярлыки для заказных писем, на которых указывалось название почтового учреждения и регистрационный номер по подавательской книге. Эти ярлыки применялись только один год. Так как никаких указаний по точной форме таких ярлыков не было дано, они значительно варьировались по размерам, цвету бумаги и характеру написания текста.

В целях унификации регистрационных ярлыков циркуляром начальника ГУПиТ от 29 мая 1899 г. за № 89 с 1 января 1900 г. старые регистрационные ярлыки для заказной корреспонденции были заменены на новые стандартной формы с красной каймой и буквой «3» (заказная), а также с напечатанным номером от 1 до 1 000. Для заграничной корреспонденции применялись ярлыки с буквой «R» и надписью на французском языке.

С началом Первой мировой войны, вследствие организационных трудностей, многими почтовыми организациями стали применяться резиновые штампы.

В целях облегчения работы почтовых чиновников, для клиентов с большим объемом отправляемой корреспонденции в июне 1898 г. был введен упрощенный порядок регистрации корреспонденции и для них вводились частные подавательские книги, в которых корреспондент сам записывал подробные сведения о сдаваемой корреспонденции, которая заверялась почтовым чиновником, наносившим на письмах штемпель «Принято по частной книге».

С момента введения почтовых переводов с 1 января 1887 г. на их бланках, а также на ценных и денежных письмах стали применяться регистрационные ярлыки с синей каймой. Циркуляром ГУПиТ № 116 от 23 июня 1904 г. были введены особые ярлыки зеленого цвета для заказной корреспонденции с наложенным платежом, а на бланках ценных посылок стали применяться розовые ярлыки.

Денежные переводы.

Новы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.082 с.)