Развитие произвольного внимания и самоконтроля



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие произвольного внимания и самоконтроля



Праведникова, И. И.

К 60        Н ейропсихология . И гр ы и упра жн ени я / И рин а П раведникова . — М .: А Й Р ИС -пресс , 2018. — 112 с: ил. + вклейка 8 с. — ( П опулярна я нейро­ психология ).

I SB N 978-5-8112-6514- 5

Частая причина неуспеваемости в школе — несформированность определённых структур головного мозга, в результате чего ребёнок просто не справляется со школь­ ной нагрузкой. Решить эту проблему помогут нейропсихологические упражнения с детьми. Они не только разовьют нужные психические функции, но и будут стиму­ лировать и гармонизировать работу правого и левого полушарий. Книга предлагает целый комплекс необходимых занятий.

Адресовано родителям, которые хотят помочь своему ребёнку, психологам, рабо­ тающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также логопедам, дефектологам, воспитателям детских садов и педагогам начальных классов.

УДК 616.8+376

ББК 88.4:88.8

 


 

 

I SB N 978-5-8112-6514- 5


© ООО «Издательство

«АЙРИС-пресс», 2017


 

 

Предисловие

Идея создания этой книги родилась в процессе многолетней рабо­ ты с детьми дошкольного и школьного возраста. Книга будет полезна учителям и другим специалистам, работающим в сфере образования. Но в первую очередь она предназначена для самых близких людей ре­ бёнка — заботливых родителей. Их влияние на успешность обучения очень велико. Родители, освоив некоторые приёмы и техники, могут предотвратить трудности обучения у дошкольников и помочь преодо­ леть неуспеваемость у школьников. Выполняя задания из этой книги, ребёнок будет творчески формировать своё мышление, развивать во­ ображение и тренировать другие важные психические функции, необ­ ходимые для успешного обучения в школе.

В настоящее время количество школьников, которые испытывают трудности в обучении, неуклонно растёт. Раньше основными причина­ ми неуспеваемости в школе считались неправильное воспитание и про­ блемная социальная среда. В последние годы неуспешными оказываются и дети из вполне благополучных семей. И всё чаще хорошая успеваемость в школе даётся ребёнку ценой постоянных головных болей, проблем с же­ лудочно-кишечным трактом или различных невротических проявлений. Один ребёнок начинает говорить в год, а в четыре — уже читать.

А другой, учась в школе, порой уже не в первом классе, с трудом усва­ ивает послоговое чтение, неуверенно узнаёт или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, вызубрив наизусть все правила, делают по несколько ошибок в каждой строчке. И такие проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых детишек. Чаще всего школьники испытывают трудности с русским языком, чтением и математикой.

Когда ребёнок впервые переступает порог школы, он хочет учиться, хочет стать хорошим учеником. Ему не терпится попасть в школьный мир. Когда же появляются первые двойки, это желание сразу пропада­ ет. Учиться хочет, но не может. В чём причина?

Одна из причин в том, что система школьного обучения в данное время не в полной мере соответствует возрастным и интеллектуаль­ ным особенностям детей. Социальный прогресс, высокие темпы раз­ вития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет всё более высокие требования к школьному образованию. Школьные


 

 

программы усложняются из года в год, не всегда ориентируясь на воз­ растные и психические особенности ребёнка. В результате даже спо­ собные к обучению дети попадают в разряд неуспевающих.

Другой причиной трудностей обучения могут быть различные недо- формирования отделов головного мозга. И это не значит, что с ребён­ ком что-то не так. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой.

Работу с детьми можно назвать благодатной почвой, так как мозг ребёнка, в отличие от мозга взрослого, находится в стадии формиро­ вания. У каждой психической функции есть своя программа развития. Мозг ребёнка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время. Коррекционно-развивающие занятия необходимы как детям, не успевающим в школе из-за отставания в развитии отдельных психических функций, так и детям, которые со школьной программой справляются, но в ущерб своему здоровью.

С какими проблемами приходится сталкиваться родителям и педа­ гогам? Что чаще всего мы слышим от самого ребёнка?

 

Жалобы ребёнка и вероятная «расшифровка»:

• «Никак не могу вспомнить, уже забыл, не могу выучить» — пробле­ ма с памятью.

• «Нечаянно пропустил, не заметил» — проблема с вниманием.

• «Не понял» — проблема с мышлением, скоростью обработки ин­ формации.

• «Не могу представить» — проблема с воображением.

 

Как видим, жалобы ребёнка связаны с проблемой развития основ­ ных психических функций.

Какие же психические процессы должны быть на хорошем уровне для успешного обучения?

 

В первую очередь — внимание. Причём внимание должно обла­ дать произвольностью, достаточной концентрацией, устойчивостью, распределением и объёмом.

Концентрация и устойчивость помогают долгое время удерживать внимание на том или ином объекте деятельности, не отвлекаясь на по­ сторонние раздражители.

4


 

 

Важен хороший объём внимания, особенно акустического. Это нужно для понимания инструкции, к тому же если она большая по содержанию.

Распределение внимания подразумевает одновременное восприятие разномодальной информации: например, слушать учителя и писать.

Именно на внимание ребёнка часто жалуются родители и педагоги. С нейрофизиологической точки зрения, внимание может страдать из-за недоформирования глубинных отделов мозга. Но ко времени

обучения в школе уровень развития этих отделов и, соответственно, все свойства внимания должны быть у ребёнка на достаточной  высоте.

 

Также важны нейродинамические показатели, отвечающие за хоро­ шую работоспособность. Если ребёнок быстро утомляется, то появ­ ляется непроизвольное ослабление внимания. Возникает цикличность активности, когда периоды нормальной умственной работы чередуют­ ся с полными спадами. Такой ребёнок просто «отключается» на уроке или в другой деятельности, которая требует долгого сосредоточения. За хорошую работоспособность также отвечают различные глубинные отделы головного мозга, так называемый «ствол».

 

Следующий пункт — это хороший уровень саморегуляции и кон­ троля собственной деятельности. Иногда ребёнку приходится при­ лагать усилия, чтобы выполнить то или иное задание. Для этого не­ обходима воля. Если уровень самоконтроля низкий, то ребёнку будет трудно планировать и контролировать свои действия, тяжело соблю­ дать какие-либо требования и инструкции. За сферу самоконтроля от­ вечают лобные отделы головного мозга, которые созревают в послед­ нюю очередь, примерно к 15-18 годам. Но в норме ребёнок к 7-8 годам обладает достаточным уровнем самоконтроля для обучения в школе.

 

Большое значение имеет хороший уровень всех видов восприятия. Например, недостаточный уровень зрительного восприятия может сказаться на восприятии отдельных признаков предмета, вызвав фраг­ ментарность, неполноту образа.

При недоформировании зрительно-пространственного восприятия ребёнок может зеркалить буквы, путать их при написании. Ему труд­ но будет скопировать фигуру, держаться в строке при письме. За это отвечают теменно-затылочные и теменно-височно-затылочные отделы головного мозга.

5


При несформированности акустического восприятия могут возник­ нуть трудности понимания инструкции, либо проблемы фонематиче­ ского характера: различение звуков на слух, особенно оппозиционных фонем б-п, д- т и т. д. За это отвечают височные отделы головного мозга.

 

Качественному обучению мешают и проблемы в речевой сфере: небольшой словарный запас, нарушения звукопроизношения, недо­ статочное развитие лексико-грамматического строя, связной речи.

 

Также для обучения необходим хороший уровень развития памяти. Как правило, зрительная память является у многих людей ведущей. По­ этому проблемы с ней встречаются реже, чем со слухоречевой. За слу- хоречевую память отвечают височные отделы левого полушария. Если у ребёнка плохо развиты все виды памяти (зрительной, слухоречевой, двигательной), то это показатель несформированности глубинных от­ делов головного мозга, общего блока питания всех отделов мозга.

 

Необходим и хороший уровень мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умозаключения.

 

Также следует обратить внимание на ребёнка, если он импульси­ вен или медлителен, имеются трудности переключения с одной деятельности на другую. Это может проявляться, например, в пись­ ме (переключение с одной графемы на другую, ребёнок «застревает» и пишет одну букву или слог несколько раз подряд). За процессы пере­ ключения отвечают заднелобные отделы головного мозга.

 

Важный аспект — сформированность межполушарного взаимо­ действия, которое должно созреть в полной мере к 8 годам, но уже к 5 годам быть на хорошем уровне. Хорошее взаимодействие левого и правого полушарий необходимо, например, в математике (при реше­ нии задач, особенно там, где нужно изобразить условие задачи в виде схемы), при письме (связь фонема — графема), особенно на началь­ ных этапах обучения письму и чтению (ребёнок при диктовке не может вспомнить, как пишется та или иная буква).

 

У ребёнка должен отсутствовать гипер- / гипотонус в руке. Важна правильная постановка руки при письме.

 

6


 

Очень важна хорошая зрительно-моторная координация при чте­ нии, списывании с доски.

 

Ниже приведён список основных трудностей, возникающих у детей, и номера заданий, которые следует выполнять при той или иной про­ блеме.

 

  Трудности у дошкольника Рекомендуемые задания в книге
Различного род а синкинези и (содруже­ ственны е движ ения) : пишет, рисует, вы­ сунув язык, болтает ногой и т. д. Синкине- зия    — признак неправильно сложенных связей в мозге.   № 16, 69 , 8 2
  Общ ая растормо ж енность , «полевое » по­ ведение .   № 18, 22 , 53 , 60 , 68 , 7 9
  Плохая общ а я координаци я и недостаточ­ ный уровен ь мелкой моторики.   № 5, 12, 15, 17, 26 , 35 , 82 , 102
  Трудности при выкладывании узор а или рисунка из кубиков.   № 10, 12, 17, 18, 44 , 6 6
  Трудности одевания ,  завязы вания шнур­ ков.   № 35 , 53 (рекомендован ы также сюж етно-ролев ы е игры с одевание м куклы, разнообразн ы е ш нуровки)
  Плохо рисует, не координируе т размер ы изобра ж ени й в рисунке (например, чело­ век на рисунке больш е, чем дом ) . Плохо срисовы вае т с образца .   № 10, 26 , 6 8
  Пишет то правой, то лево й рукой (до 5 лет это допустимо) .   № 16, 69 , 8 2
  Зеркалит буквы при написании (в дошколь­ но м возраст е допустимо , но это пово д за­ думаться) .   № 10, 18 , 44 , 61 , 6 8

 

7


 

 

  задания в книге
Не делает пропуски между словами, либо пи­ шет предлоги слитно, а приставки отдельно. № 4, 14, 54, 57, 76, 78, 86, 105
Не соблюдает границы полей, строки, клет­ ки. № 10, 12, 17, 39, 47, 58, 87, 88, 102
Не соблюдает правила переноса. № 20,31,49, 74, 83
Зеркалит буквы. № 9, 10, 17, 18, 46 (вари­ ант^ , 3, 7), 48,61,87
Грязь в тетради, сплошные исправления, плохой почерк. № 15, 16, 19, 37, 40, 68, 79, 82, 85, 101
Слишком мелкие или слишком крупные буквы. № 10, 15, 37, 79, 87, 88, 102
Пропускает буквы. Одна из причин пропуска гласных — не- сформированность зрительно-простран­ ственных представлений, преимуще­ ственно правого полушария. № 9, 10, 15, 18, 19, 20, 23, 31, 39, 47, 48, 51, 58, 73, 74, 83, 87, 105, 109
Переставляет буквы в слове при написа­ нии. № 9, 15, 19, 20, 31, 40, 48, 49, 67, 72, 74,105,109
Не может выучить словарные слова. № 6, 109
«Неучитывание» правил русского языка при написании. Помимо правил русского языка с ребёнком отрабатываются контроль за собствен­ ной деятельностью и процессы внимания. № 1-4, 14, 18,21-23, 25, 32, 34, 36, 38, 40, 46, 52, 56, 58, 63, 64, 67, 72, 73, 76, 78, 82, 92, 93, 100, 105, 106, 108
Каждую букву пишет отдельно, без соеди­ нительных элементов. № 15, 19
Низкий темп письма. Неправильная постановка руки может быть одной из причин низкого темпа пись­ ма. Также: гипер- / гипотонус в руке, не- автоматизированность навыка письма, утомляемость. № 12,15,19, 37, 82, 85,102

 

8


 

 

Слишком слабы й или, наоборот, сильный нажим при письме. № 12, 15, 16, 37, 68 , 79 , 82 , 85 , 102
Разны е по наклону, высоте или ш ирин е буквы. № 10, 15, 39 , 47 , 68 , 87 , 88 , 102
Т рудност и у ш кольник а в чтени и Р екомендуем ы е задани я в книг е
Низкая скорость чтения. № 8, 23 , 37 , 51 , 62 , 67 , 70 , 72 , 101
Знает буквы, но затрудняется при слиянии букв в слоги, слогов в слова. № 15, 74 , 101
Не понимае т смысла прочитанного. № 4 , 14, 34 , 67 , 100
П ереставляет буквы местам и при чтении. № 4 , 14, 20 , 31 , 48 , 67 , 73 , 7 4
Присутствует «угадывающее» чтение. № 4 , 40 , 46 (вариант 5) , 48 , 58 , 62 , 67 , 70 , 72
Не може т удерж ивать строчку при чтении, «соскальзывает». № 101
Т рудност и у ш кольник а в математик е Р екомендуем ы е задани я в книг е
Трудности усвоени я состава числа. Первичные трудности в усвоении состава числа, как правило, заключаются в несфор­ мированности пространственной ориен­ тации. № 1-3, 10, 17 , 21 , 32 , 36 , 44 , 46 (вариант 6) , 77, 80 , 81 , 87-89 , 96 , 98 , 99 , 104 , 108
Трудности усвоени я таблицы умно ж ения . № 2, 77, 80 , 97
При ре ш ени и задач с трудо м определяе т порядо к действий . № 2, 10, 13, 25 , 29 , 30 , 32 , 38 , 58 , 65 , 71 , 81 , 98 , 9 9
Плохо понимае т услови я задачи, что и как ну ж н о искать. № 25 , 29 , 50 , 58 , 65 , 71 , 81 , 97 , 9 8
Трудности понимани я логико-грамматиче­ ских конструкций. № 10, 25 , 29 , 65 , 71 , 8 1
Не може т изобразит ь задачу в вид е схемы . № 13, 16, 25 , 65 , 8 2
П роблем ы с устным счётом . № 17, 32 , 36 , 38 , 65 , 80 , 89 , 96-9 9

 

9


 

Трудности в других видах деятельности у дошкольников и школьников Рекомендуемые задания в книге
Путает «право», «лево», не може т запом­ нить дн и недели , месяцы и времен а года. № 10, 17, 18, 35 , 39 , 44 , 47 , 58 , 66 , 87 , 8 8
Плохо запо минае т стихи. № 8, 3 8
Не може т пересказать текст. № 11 , 13, 28 , 34 , 38 , 41 , 45 , 50 , 57 , 71 , 100 , 110 , 111 (ва­ рианты 3, 4)
Не понимае т смысла рассказа, не може т вывести мораль . № 11 , 13, 28 , 34 , 41 , 45 , 50 , 57 , 71 , 84 , 90 , 91 , 11 1 (вари­ анты 3, 4)
О чен ь долг о включается в работу. № 37 , 4 2
Трудности концентрации внимания. № 1-5, 10, 17, 18 , 21-23 , 32 , 33 , 36 , 38-40 , 46 , 51 , 52 , 56 , 58 , 65-76 , 73 , 77, 78 , 80 , 86 , 92 , 93 , 98-100 , 104 , 108
Утомляемость. № 37, 79 , 85
Импульсивность. № 10 (вариант 2) , 18, 22 , 60 , 68 , 72 , 73
М едлительность. № 19, 22 , 23 , 35 , 42 , 55 , 60 , 111 (вариант 2)
П лохое вообра ж ение . № 27 , 107, 111 (вариант 3 )
Слушает, но «не слышит» инструкцию. № 8, 14, 17, 19, 22 , 25 , 32 , 51 , 78 , 88 , 100
Не умее т логически мыслить. № 7 , 9 , 11 , 13, 24 , 28-30 , 41 , 50 , 54 , 57 , 59 , 71 , 75 , 77 , 81 , 84 , 90 , 91 , 9 4
Бедный словарны й запас. № 7 , 9 , 11 , 28 , 43 , 59 , 63 , 84 , 109 , 110 , 111 (вариант 3 , 4 )
Плохая слухоречева я память. № 34 , 3 8
Плохая зрительная память. № 33 , 72 , 86 , 100 , 103 , 111 (вариант 1)
Трудности понимания сюж етно й картин­ ки / сери и сюжетны х картинок. № 41 , 45 , 71 , 95 , 110 , 111 (вариант 3)

 

10


 

Если присутствует хотя бы одна из перечисленных проблем, ребён­ ку необходимы дополнительные занятия для развития той или иной психической функции.

 

Принципы занятия

 

1. Коррекционный — преодоление неуспеваемости, устранение де­ фектов за счёт корректировки и развития тех или иных психических функций.

2. Эмоционально-реабилитационный — восстановление уверенности ребёнка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание ситуации успеха.

3. Стимулирующий — побуждение к разнообразным видам деятель­ ности.

 

Самая приемлемая форма для дополнительных занятий — это игра. Игра является ведущей деятельностью, начиная с младенчества, ког­ да появляются предпосылки игры, и до младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятель­ ность. Но и в этом возрасте дети продолжают активно играть. Именно в игре проявляются их характер, эмоциональные переживания, уме­ ние действовать по правилам.

В школьном возрасте внимание ребёнка становится более устой­ чивым, идёт непроизвольное освоение учебного материала. Игровая форма повышает эффективность овладения материалом. Ребёнок, обучаясь, при этом получает удовольствие. Такая форма коррекции особенно полезна тревожным детям, которые боятся ситуации «не­ успеха». Именно в игровой деятельности такие дети могут сбросить напряжение и полностью проявить себя, взять инициативу в свои руки. Желательно выбрать для занятий 20-25 минут несколько раз в не­ делю. Очень важно при этом не входить в роль строгого учителя, а соз­ дать доброжелательную обстановку. Нужно исключить из поля зрения

все отвлекающие предметы (телевизор, радио и т. п.).

Описанные ниже упражнения подойдут для детей 4-12 лет, в зави­ симости от подготовленности ребёнка и его индивидуальных особен­ ностей. Упражнения являются авторскими или модификацией методик, предложенных другими авторами.

 

11


 

1. Модифицированная таблица Шульте

Развитие концентрации и распределения внимания

 

(См. вклейку, с. 1.)

Вариант 1. Нужно найти и показать все числа от 1 до 25 (одного цвета), затем все числа от 25 до 1 (одного цвета).

Вариант 2. Показать числа двух цветов одновременно, от 1 до 25 и в обратом порядке. Например: 1 (синий) — 1 (зелёный).

Вариант 3 . Показать числа двух цветов одновременно, но один цвет по восходящей нумерации, другой по нисходящей, например: 25 (жёл­ тый) — 1 (красный), 24 (жёлтый) — 2 (красный) и т. д.

 

 

Числовой поиск

Найди и вычеркни

Развитие внимания, пространственного мышления, закрепление графического образа цифр

 

Приготовьте произвольно набранную «мешанину» из цифр и букв. Ко­ личество знаков зависит от возраста и подготовки ребёнка.

Ребёнок должен найти и зачеркнуть все буквы перед цифрой 5 и все буквы после цифры 6.

6УХ 5 0  4  Д Ь Р 6 Ш  8  Л 0 4 Т А Н 2 И Э 5 Ю Х 1 0 Ы 2 И К 1 Й О 6 Ф  И 5 М Е 3 В Л 4 М 5 Н Е 6 Р П 0 Б И 8 Т 0 Ч О Ы 6 О С 5 Т Ы 6 У Й 4 Р А Л 6 В С Ь 7 Г Н 5 Б 4 Й Ю 6 Ф З Б Я О З Т С 5 Н А 7 Ы Л 4 Ы 1 5 3 Е  8  Л В А 9 М О В 1  Т У И 5 М Н А 8 Ч Л Ы 4 И А Е С 2 В Л Е 6 Д Л X Ъ Ф 2 С О В 6 Т К 4 М 0 7 Л М 6 И П 5 Н Е А О В 8 Л Ы Д 9 Ф  Ж  С      7 И Г А 5 0 У Т 6 В И М Е Ф Й Г В 5 Ё Ж 2 И Л Н 3 8 И Л А Ь б Н О Т Л В 1 Р С К У Й 5 Ъ Ц З У 6 Ш К Г Е 6  Н П 5 Р А 4 В Л Ы Д 5 Ф Ж З Я Э С Ь 6 М Т 6 И Ю

Цифры, а также их количество могут быть любые. Лучше всего брать цифры, которые менее упрочены у ребёнка (т. е. он их путает и / или долго вспоминает начертание), которые схожи по оптическому при­ знаку при написании, и цифры, которые ребёнок может отзеркалить.

 

13


 

Лишние буквы

Развитие зрительного внимания отработка образа слова

 

Приготовьте распечатки стихов, в которые вставлены лишние буквы. Степень искажения может быть разной.

Ребёнок должен найти лишние напечатанные буквы в стихотворе­ ниях, вычеркнуть их, а затем прочитать текст.

В тексте, который приведён ниже, нужно найти лишние буквы Р и Ж.

Боржья кожровржка, Улежти нар жнебор,

Прринежси нам жхлержбар, Чежрнорго               и белоргож, Тролькжо неж                  гжорежлогро.

А в этом тексте найти лишние буквы В и Н.

Лабиринт

Учим словарные слова

Изучаем профессии

Развитие мышления и обогащение словарного запаса

 

Ребёнку предлагается ряд профессий для запоминания. Предпочти­ тельно давать более широкое и профессиональное определение и те профессии, которые менее упрочены в сознании: программист, режис­ сёр, машинист, журналист и т. п. Желательно, чтобы ребёнок составил собственное определение. Это будет развивать речь и мышление.

 

Профессия — основной род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и обучения.

Художник — человек, создающий произведения искусства при по­ мощи различных средств (краски, карандаш, пастель и т. д.). Художник пишет картины. Бывают также художники-иллюстраторы, художники- мультипликаторы, художники-проектировщики (проектирование ме­ бели, текстиля и т. д.).

Повар — человек, профессией которого является приготовление пищи. На флоте повара называют «коком».

Космонавт (астронавт) — специально подготовленный человек, осуществляющий полёт в космическом пространстве.

Лётчик — человек, управляющий летательным аппаратом. Лётчи­ ков также называют пилотами. Бывают лётчики военной и граждан­ ской авиации.

Шофёр (водитель) — человек, управляющий транспортным сред­ ством (автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус). Водитель должен владеть навыками управления транспортом в разных условиях и знать правила дорожного движения. Слово «шофёр» произошло от француз­ ского слова "chauffeur", означающего буквально «истопник». Это свя­ зано с тем, что в качестве топлива в первых транспортных средствах с паровым двигателем использовались уголь и дрова.

Химик — человек, который занимается изучением различных ве­ ществ, их соединением между собой, свойствами и особенностями хи­ мических реакций.

Физик — учёный, который изучает предметы окружающей среды и законы их взаимодействия между собой.

Врач — специалист, который предупреждает, распознаёт и лечит различные заболевания и травмы у человека.

18


 

Кондитер — человек, изготавливающий кондитерские изделия. К ним относятся: карамель, конфеты, шоколад, мучные кондитер­ ские изделия (торты, печенье, пирожные, кексы и др.). Работают кондитеры на кондитерских фабриках, а также в ресторанах, кафе и т. п.

Эколог — специалист, который анализирует и разрабатывает меры по уменьшению вреда, наносимого людьми окружающей среде. Эко­ логи изучают причины, по которым высыхают водоёмы, ухудшается со­ стояние воды, воздуха и т. п.

Инженер — специалист, который изобретает и изучает технические устройства.

Архитектор — специалист, который осуществляет архитектурное проектирование зданий, разрабатывает проектную документацию и чертежи.

Биолог — человек, который изучает живые существа, их взаимо­ действие с окружающей средой.

 

Игра «Алфавит»

Отработка звукобуквенного анализа, развитие речи и мышления

Количество игроков — от двух человек. На листе бумаги пишется весь алфавит русского языка. Первый игрок выбирает любую букву и при­ думывает на неё слово. В нашем примере игра начинается со слова

«алфавит». Второй игрок придумывает слово на одну из букв слова

«алфавит». Но на букву «А» придумывать уже нельзя, она выбыла из игры. Для удобства выбывшие буквы вычёркиваются из алфавита, т. е. у ребёнка на выбор — Л, Ф, В, И, Т.

Допустим, ребёнок придумал слово «лошадь» на букву «Л». Взрослый может взять любую букву из этого слова, кроме «А» и «Л». Если в слове есть буквы «Ы», «Ъ», «Ь», то можно придумать слово, где эти буквы находятся в середине или в конце. В итоге ко­ личество игровых букв постепенно сокращается. Когда игрок при­ думывает слово, полностью состоящее из выбывших букв, кроме первой, он получает очко. Теперь второй игрок выбирает любую свободную букву дл я новой цепочки слов. Выигрывает тот, кто за­ работал больше очков.

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й
К Л М Н О П Р С Т У Ф
Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

 

Графический диктант

Кристальная пирамида

Развитие внимания зрительно-пространственных и моторных навыков, контроля руки

Ребёнку даётся заранее приготовленный шаблон треугольника, рас­ черченный на фрагменты («кристаллики»), и образец, в котором не­ сколько «кристалликов» закрашено. Образец подбирается в зависимо­ сти от возраста и подготовленности ребёнка.

Ребёнок должен закрасить карандашом части кристальной пирами­ ды так, чтобы получилось, как на образце.

Образцы:


 

24


 

 


 

25


 

От общего к частному

Развитие умения устанавливать связи между общими и частными понятиями

Предложите ребёнку расположить по трём колонкам слова так, чтобы слева было широкое понятие, а в центре и справа — более узкие по­ нятия.

 

Ш ироко е поняти е С редне е поняти е У зко е поняти е
  Одежда Зимняя одежда   Шуба

 

Посчитай буквы и слова

Закрепление понятия о фразе, развитие звукобуквенного анализа и объема слухового восприятия

Задания даются сначала на слух, а потом подкрепляются зрительно. Взрослый медленно диктует ребёнку предложение, а ребёнок должен сказать, сколько слов в этом предложении.

 

Элементы

Рисование двумя руками

Развитие межполушарных взаимодействий

 

Ребёнок рисует заданные рисунки двумя руками одновременно по об разцу или устной инструкции взрослого.

Чёрной стрелкой указано направление рисования левой рукой, се рой — правой рукой.

 

28


 

6Z


30


 

 

Муха

Развитие концентрации внимания, зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве на плоскости

 

Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов, на один из них кла­ дётся или рисуется фигурка мухи. Взрослый даёт устную инструкцию, например: «Муха полетела вверх, теперь налево, теперь вниз, опять налево. Откуда муха вылетела?»


Задание выполняется двумя способами: на листе бумаги и на полу, и имеет несколько уровней сложности.

На листе бумаги

1. Ребёнок передвигает муху или палец на листе согласно инструкции взрослого. Даётся 2-3 шага, прежде чем «муха вылетит» за пределы квадрата.

2. Ребёнок следит за мухой глазами, без помощи пальца. Число шагов и скорость, с которой взрослый даёт инструкцию, увеличиваются.

3. Ребёнок следит за мухой без зрительной опоры, т. е. с закрытыми глазами, представляя квадрат в уме.

На полу

1. Ребёнок, выполняя роль мухи, передвигается по ковру, глядя на ли­ сточек с квадратами.

2. Ребёнок передвигается без листка бумаги. Как только «муха вылете­ ла», нужно хлопнуть и показать на листке, откуда она вылетела.

31


 

Впоследствии можно взять кубик Рубика и «погонять муху» по его граням, но это для очень подготовленных детей.

 

 

Зеркальное рисование

Прыжки по квадратам

Развитие умения быстро переключаться, следовать инструкции. Укрепление руки при письме

 


Лист бумаги расчерчивается на девять квадратов. В каждом квадрате пишется набор из двух-семи письменных букв или их элементов. Этот набор в каждом квадрате свой.

Ребёнок по команде взрослого начинает писать в первом квадра­ те. Писать нужно целой строкой, не делая пробелов, как одно сло­ во. В какой-то момент взрослый хлопает в ладоши и называет номер

33


 

другого квадрата. Ребёнок должен быстро начать писать в заданном квадрате.

Через какое-то время ребёнка можно вернуть обратно в первый и другие пройденные квадраты. Он должен быстро сориентироваться, где остановился, и продолжить писать с этой буквы.

 

Гусеница

Волшебные квадраты

Развитие зрительного внимания и пространственной ориентации

Предложите ребёнку посмотреть внимательно на два квадрата, распо­ ложенных перед ним. В первом квадрате буквы, а во втором — числа. Ребёнок должен находить числа по порядку и выписывать буквы, на­ ходящиеся на тех же местах в другой таблице. Если всё будет сделано правильно, получится предложение.

н а Д е к
ж е л б т
О а а о г
б С г и й
и о н 1 О

 

1 20 6 17 3
13 9 19 11 16
4 14 7 22 5
21 18 23 2 15
12 24 8 25 10

 


•«огодою эшпожпдо эн одгояпц» :о£Ос\ф ьонноэобфпто£

е а ш л о е
С н а У е м
к Щ е о т л
б п н м ш о
о С е ь е
С и о а ю л

 

10 7 15 2 22 20
1 31 26 34 36 8
21 28 17 3 25 13
11 23 4 18 35 9
16 33 29 14 5 30
6 24 12 32 27 19

 


•«этАэ он ээпююшпиоядшм

domqi/og 90IAIDD ноиу> :о£Оо!ф ьонно90с1фппю£

35


 

 

22. Hoc — пол — потолок

Развитие внимания и снятие импульсивности

 

Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а на­ зывая другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание.

 

Услышь букву

Нарисуй фигуру

Объясни и пойми

Развитие умения понимать и давать инструкцию

 

Сначала ребёнок рисует, руководствуясь инструкцией взрослого. Об­ разец рисунка ребёнок не должен видеть. Варианты рисунков могут быть любыми, в зависимости от возраста ребёнка. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями. Ребёнок придумывает рисунок и даёт ин­ струкцию взрослому. Взрослый рисует по инструкции ребёнка.

 

Варианты рисунков:

 

Пример объяснения для второго рисунка.

Нарисуй квадрат. Внутри квадрата нарисуй равнобедренный треу­ гольник. Внутри треугольника нарисуй круг и заштрихуй его. Штрихов­ ка должна быть горизонтальной. От правого верхнего угла квадрата проведи вверх линию длиной 1,5 см. Далее 1 см вправо, 0,5 см вниз, 1 см влево.

 

 

Дорисуй фигуру

Вообрази и дорисуй

Развитие воображения

 

Ребёнок должен дорисовать элементы так, чтобы они стали частью ка­ кого-либо рисунка. Предложите посмотреть на примеры и придумать свои варианты.


 

40


 

Четвёртый лишний

Развитие мышления и речи

 

Предложите ребёнку найти в каждой строчке лишнее слово и объяс­ нить свой выбор.

 

Хризантема, папоротник, незабудка, ирис (папоротник не    цветок).

Роза, ландыш, тюльпан, гладиолус {ландыш не садовый цветок).

Корова, лошадь, лось, коза {лось не домашнее живот­ ное).

Канарейка, воробей, зяблик, синица {канарейка — до­ машняя птица).

Мышь, крыса, куница,  хомяк (куница не грызун, а хищ­ ник).

Пихта,  сосна, кедр, каштан (каштан не хвойное дерево).

Вишня, облепиха, крыжовник, клён (клён не плодовое растение).

Апельсин, лимон, мандарин, нектарин (нектарин не цитрусовый                         фрукт).

Саксофон, труба, гитара, флейта (гитара — струнный музыкальный                          инструмент).

Подосиновик, рыжик,   мухомор, шампиньон (мухо­ мор  —       несъедобный гриб).

Воробей, скворец, ворона, голубь (скворец — пере­ лётная птица).

Лось, олень, рысь, заяц (рысь — хищное животное).

Автомобиль, трактор, автобус, троллейбус (троллейбус едет с     помощью         электричества).

Париж, Вашингтон, Москва, Барселона (Барселона не
является столицей государства).  

41


 

Платье, юбка, халат, сарафан (халат — домашняя одежда).

Миксер, утюг, тостер, кофеварка (утюг не относится к кухонной технике).

Венера,  Юпитер, Солнце, Сатурн (Солнце — звезда, а не планета).

Ока, Волга, Амазонка, Енисей (Амазонка — река Юж­ ной Америки, а не России).

Сахара, Гоби, Каракумы, Баскунчак (Баскунчак — озеро, а не пустыня).

Гера, Зевс, Бастет, Афродита (Бастет — божество египетской мифологии, а не греческой).

Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Крошечка-Хав- рошечка, Красная Шапочка (Красная Шапочка — героиня авторской зарубежной сказки).

Белладонна, анчар, бузина, калина тое растение). (калина не ядови­
Дельфин, касатка, акула, кит а остальные млекопитающие). (акула — рыба,

Яшма, янтарь, рубин, бирюза (рубин — драгоценный камень, а остальные полудрагоценные).

Кобра,  эфа,  удав, гюрза (удав не ядовитая змея).

Расставь числа в квадраты

Развитие навыка программирования

 

Ребёнок должен расставить данные числа в пустые клетки квадрата так, чтобы по горизонтали и по вертикали в сумме они давали заявлен­ ное число.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.059 с.)