Преамбула. Доминанта паталогическая перестраивается, преодолевается доминантой новой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преамбула. Доминанта паталогическая перестраивается, преодолевается доминантой новой



 

Статья «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты» представляет собой комментарий к одноименному циклу лекций. Цель статьи – пунктиром наметить координаты плоскости, движение по которой приведет к искомой «жемчужине» – преодолению травматического опыта.

Часть 2.1 соотносится с беседами пятого раздела (5a-5d), но не сводится к ним и не полностью их раскрывает, а, скорее, дополняет их. В данных лекциях представлен один из аспектов травматического опыта, который можно определить, как неуправляемое состояние, некогда пережитое и потом, в определенные моменты жизни – возобновляемое и дополняемое новыми данными. Во время пережитого насилия (физического, сексуального), пережитой травмы во время боевых действий, а также – пережитых одиночества, страха (например, вследствие ощущения перспективы собственной смерти во время падения самолета в воздушной яме), горя (например, пережитого вследствие смерти близких) нервная система человека вошла в определенное состояние – образовалась паталогическая доминанта. И это доминанта в последующие годы, приходя в движение, воспроизводится, крепнет и все более захватывает нервно-психическую организацию человека, если ей не противопоставить новую бодрую доминанту. На основании нового опыта, относящего к иной доминанте, травматическая доминанта перестраивается, теряет свое «травматического жало», преодолевается.

 

Данный текст учитывает «наработки» текстов прочих, хотя и озвучивающих несколько иные темы, но описывающих процессы, понимание которых раскрывает дополнительные грани темы преодоления травматического опыта. Отчасти, травматический опыт можно представить, как вспышку неуправляемого состояния, которое выходит на поверхность сознания и затопляет его. Если таким образом (отчасти и в некоторых аспектах) понимаемый травматический опыт сопоставить с учением академика Ухтомского о доминанте, то полезными могут оказаться и соображения по выработке иммунитета перед агрессией неуправляемого состояния, связанного с наркотическим опытом (при своем разворачивании наркотическая тяга имеет свойство подавлять все прочие содержания в неукрепленных душах).

А также – соображения, выкованные на основании опыта людей, прошедших через горнило экстремальных обстоятельств (например, концлагерей, некоторые аспекты психологического давления которых воспроизводятся в современных офисах и в мегаполисах). Опыт этих людей показывал, что если они не вырабатывали иммунитета перед неуправляемым состоянием, которое потенциально могло возникнуть при контакте с экстремальными обстоятельствами, то после периода шока, они погружались в состояние апатии. Если апатия, эта гангрена личности, на пути своего прогрызания «во внутрь» не встречала сопротивления, то человек становился тем, кого в лагерях называли «живым трупом». Опыт сохранения искры жизни, с потерей которой перед людьми открывалась перспектива сползания к статусу «живого трупа», имеет колоссальное значение в контексте темы, вынесенной в название данного текста.

 

О учении академика Ухтомского применительно к теме преодоления наркотической тяги – см. в лекции «Две доминанты» (представленной также в виде расшифрованного текста под одноименным названием [1]).

Применительно к теме иммунитета перед психологической агрессией, нацеленной на стирание личности, ее нивелирование, доведения ее до состояния «живого трупа» – в лекциях «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» (например, в пунктах 22-25 третьей части цикла; начиная с 24-ого пункта, четвертой части цикла), а также – в одноименной статье, подготовленной на основе материалов лекций. Часть 4.1 «Доминанта души и точка опоры» [2]; часть 4.2. «Мы человеческого рода…» [3]

 

(Многое из сказанного в данном тексте может быть подкреплено многими цитатами, но было принято решение не утяжелять текст излишне и передать то самое «многое» своими словами. Приведенные цитаты, в основном, заимствованы из опыта людей, прошедших через травматический опыт или прошедших через экстремальные ситуации. К опыту живых людей некоторые ученые относятся с пренебрежением, дескать, человеческие воспоминания не носят научного характера. Да, пережившие и выжившие – не всегда учены, но они – все-таки, как ни крути, пережившие и выжившие. 

На этот счет, не разворачивая полемики о соотношении теоретической науки и живого опыта, можно привести один пример и пойти дальше. Один молодой человек ежедневно утром и вечером в условиях Севера окунался в ручье. Над ручьем стаяло небольшое строение, в полу которого был сделан проём, и в ручей можно было погрузиться, так сказать, «через пол». Проточная вода зимой покрывалась коркой льда, а потому перед погружением необходимо было раздолбить лёд и освободить от него достаточное для погружения пространство. Молодой человек, проделывавший эту процедуру утром и вечером, однажды отправился в баню, где и встал на определенном этапе под холодный душ. Наблюдая над стоянием под холодным душем молодого человека, немолодой уже специалист по ИТ-технологиям изрек: Специалисты говорят, что лучше обливаться холодной водой из ведра, так охлаждается все тело целиком, а вода из-под душа охлаждает тело локально, одна часть тела охлаждается, другая – нет, и такой перепад может нежелательные последствия. Молодой человек, стоящий под холодной струей, улыбнулся и сказал: Это разговоры теоретиков, у практиков – другие разговоры).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.008 с.)