Стилистическое использование разных типов простого предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилистическое использование разных типов простого предложения



 

            

                 Упражнение 305. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «И скучно

       и грустно» охарактеризуйте синтаксические типы предложений, сравните

       их с возможными синонимическими конструкциями.

            

            

           И скучно и грустно! - и некому руку подать

           В минуту душевной невзгоды…

           Желанья… что пользы напрасно и вечно желать?

           А годы проходят - все лучшие годы!

           Любить - но кого же? - на время не стоит труда,

           А вечно любить невозможно…

           В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа,

           И радость, и муки, и все так ничтожно.

           Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

           Исчезнет при слове рассудка.

           И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -

           Такая пустая и глупая шутка!

            

            

                 Упражнение 306. Дайте синонимические варианты

       (утвердительные или отрицательные - в зависимости от смысла)

       приведенных в упражнении предложений, сделайте стилистический анализ

       полученных пар.

                 1. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет?

       Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот? (Глин.) 2. Я

       Петербург люблю, к его пристрастен лету: Так пышно светится оно в

       водах Невы; Но более всего как не любить поэту Прекрасной родины,

       где царствуете вы? (Вяз.) 3. Нужно ль вам истолкованье, Что такое

       русский бог? Вот его вам начертанье, Сколько я заметить мог (Вяз.).

       4. Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог

       щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он

       руку поднимал!.. (Л.) 5. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

       Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и

       пламенных страстей? (Л.) 6. Кого любить, кому же верить, когда мне

       ангел изменил? (Л.) 7. Не верь, не верь себе, мечтатель молодой. Как

       язвы бойся вдохновенья… Оно - тяжелый бред души твоей больной Иль

       пленной мысли раздраженье. (…) Случится ли тебе в заветный чудный

       миг Открыть в душе давно безмолвной Еще неведомый и девственный

       родник. Простых и сладких звуков полный, - Не вслушивайся в них, не

       предавайся им. Набрось на них покров забвенья: Стихом размеренным и

       словом ледяным Не передашь ты их значенья (Л.). 8. Что стыд Марии?

       что молва? Что для нее мирские пени. Когда склоняется в колени К ней

       старца гордая глава? (Л.) 9. «Чей взор, волнуя вдохновенье, Умильной

       лаской наградил Твое задумчивое пенье? Кого твой стих боготворил?»

       И, други, никого, ей-богу! Любви Безумную тревогу Я безотрадно

       испытал (П.). 10. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не

       ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

       Сердитый окрик, дегтя запах свежий. Таинственная плесень на стене… И

       стих уже звучит, задорен, нежен. На радость вам и мне (Ахм.).

            

                 Упражнение 307. К приводимым предложениям дайте все

       синонимические синтаксические варианты, используя различные типы

       двусоставных и односоставных предложений. При составлении

       синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального

       предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ

       предложений-синонимов.

                 Образец. Уже шесть лет Виталий Вульф ведет на телевидении

       авторские передачи о театре. - Уже шесть лет Виталием Вульфом

       ведутся на телевидении авторские передачи о театре.

                  Виталий Вульф:

                  На записи передачи меня боятся прерывать -

                  я потом все говорю совершенно по-другому

                 Уже шесть лет Виталий Вульф ведет на телевидении авторские

         передачи о театре. Сначала они выходили на первом канале время от

       времени, а года два назад обрели и жесткое эфирное время (последний

       понедельник месяца), и своих поклонников.

                 Мало кто из телезрителей знает, что искусствоведческую

       передачу ведет человек «со стороны» - кандидат юридических наук… Как

       же вы попали на телевидение?

                 - С середины 70-х я стал бесплатно выступать в маленьких

       залах со своими театральными рассказами. На вечера постоянно ходила

       прекрасный редактор телевидения Галина Борисова. Как-то она приехала

       с камерой и записала передачу о Марии Ивановне Бабановой. 11 ноября

       90-го года Бабановой исполнилось 90 лет. Срочно потребовалась

       передача, и Галя Борисова предложила мой рассказ: я был уже известен

       в театральном мире, написал много статей, немало перевел,

       опубликовал две книги. Передачу пустили в эфир, она имела

       неожиданный успех.

                 Я начал делать театральные передачи - о Тарасовой, о

       Степановой. Они подолгу лежали, шли нерегулярно. Взрывная волна

       пошла, когда в эфире появилась передача о Валентине Серовой - ее

       повторили раз шесть. Большой резонанс имел мой рассказ об Алле

       Константиновне Тарасовой - я уже понимал, что важно тянуть

       детективный сюжет, вытаскивать драму жизни, чтобы была судьба.

                 - Не секрет, что телепрограммы нуждаются в поддержке

       «сверху». Кто был вашим добрым гением?

                 - В 94-м году жизнь столкнула меня с Владом Листьевым.

       Владик предложил работать вместе и пообещал сделать программу

       постоянной. Я очень остро ощущаю, что его нет, - тогда у меня было

       ощущение спины. Хотя рад, что сейчас президентом компании «ВИД»

       является Андрей Разбаш - человек сдержанный, закрытый, очень умный,

       с хорошим вкусом.

                 - Почему передачу назвали «Серебряный шар»?

                 - Программа названа по аналогии с серебряным веком.

                 - Вы заранее готовите текст, который говорите перед

       камерой?

                 - Нет, это всегда чистая импровизация.

                 - А если случится брак при записи?

                 - Беда. Я начинаю повторять и говорю совсем по-другому.

       Поэтому меня боятся остановить.

                 - Был период, когда вы на втором, российском, телеканале

       рассказывали про американские «звезды» в театре и кино. Почему эта

       передача закрылась?

                 - Мне предложили сделать выбор между ОРТ и РТР. На РТР я

       успел снять девять программ: Грета Гарбо, Джуди Гарленд, Лайза

       Миннелли… Самая удавшаяся передача была о Юле Бринере.

                 - Когда впервые в театре пошла пьеса в вашем переводе?

                 - Во МХАТе в 75-м году. Это была пьеса Теннесси Уильямса

       «Сладкоголосая птица Юность». Ангелина Иосифовна Степанова играла

       главную роль. Вторая - «Царствие земное», тоже по Уильямсу, - была

       поставлена в Театре Моссовета. В ней играли Геннадий Бортников,

       Валентина Талызина, Георгий Жженов.

                 Третья премьера - «Кошка на раскаленной крыше» с Дорониной

       и Джигарханяном в главных ролях, в постановке Гончарова, - шла в

       Театре Маяковского 14 лет. Всего же я перевел более 30 пьес.

                 (Беседовал Белый А. // Комсомольская правда. 1996. 13

       сент.)

            

                 Упражнение 308. Замените все односоставные и неполные

       предложения синонимическими конструкциями, сохраняя по возможности

       смысл и лексику оригинала. Сделайте сопоставительный анализ

       полученных пар предложений и дайте стилистическую оценку вариантов,

       употребленных автором статьи.

                 Волчатник

                 Сидим у опушки на поляне, окаймленной зарослями

       боярышника. Солнце простилось с нами - сверкнуло красным светом в

       окошках деревни, лежащей у речки. С минуту еще лучи золотили стерню

       на холмах, покрытых пятнами зелени у оврагов. И осталась от солнца

       только заря над лесом.

                 Лучшее время дня! Еще и не ночь, но уже пахнет из

       прохладного леса грибной сыростью.

                 А вот и первые звезды. Мой спутник делает знак помолчать

       и, выждав минуту, завабил - завыл, подражая волкам. И почти сразу из

       глубины леса раздался похожий ответный звук: «Уу-ооо!..»

                 - Я знал: они здесь, - шепчет мне на ухо вабелыцик. И еще

       один раз «вызывает на связь» волчий выводок. Но тут же из леса

       раздается глухое короткое: «Гав!» И все. Больше на зов волчата не

       откликаются.

                 - Мать… Предупредила: «Молчите, олухи! - это обман».

       Теперь можно уже не шептаться, можно костерок разложить, вскипятить

       чай. Моего спутника зовут Валерием - Валерий Яковлевич Соснин -

       знаменитый в Мордовии, а может, и дальше этих земель - волчатник.

                 - Отец, мне сказали, тоже волчатником был…

                 - Да. Знаменитым. Для деревенских жителей был он легендой.

                 - Сколько же на счету у отца?

                 - Отец всегда отвечал: «Не знаю, не считал…». Думаю, все

       же не более сотни. Он ведь был не столько стрелком, сколько

       мастером-организатором охоты. Выстрел другим уступал.

                 - Долго жил?

                 - Умер на девяносто седьмом году. А в девяносто пять еще

       участвовал в облавах. Вроде как консультантом. Ружье брал, но на

       номер не становился. Приятно было ему вот так же у огня посидеть…

                 - Тебя рано стал брать с собою?,

                 - С десяти лет. А в тринадцать на облаве мне доверили

       номер. Эффект новичка: волк прямо на меня вышел. И я не промазал.

       Вышло однажды так. Обложили мы стаю. А у отца нет уверенности, что

       волки в окладе. Городских охотников на пустое место позвать - конец

       авторитету, конец доверию. Отец колебался. А я нутром чую: волки в

       окладе. Заспорили. Отец сказал: «Ну бери на себя…». Взять волка

       раньше считалось за доблесть. Все бросали дела - и за ружье. В

       полдня охотников я созвал. Но нет загонщиков. На меня вдохновенье

       нашло - бегу в школу к учительнице. Убедил. С дюжиной семиклассников

       пошла в загон… Оказалось, обложили пятнадцать волков. Семь из них

       взяли. Было это в 60-м году. Мне тогда стукнуло восемнадцать. С той

       осени волчатников Сосниных стали уже различать - спросят: «Кто

       приезжает, отец или сын?»

                 - В чем состоит мастерство в этой особо стоящей охоте?

                 - Да как вам сказать… В первую очередь, пожалуй, в

       уважении к зверю, к признанью за ним ума. Очень умен! Верно

       написано: «Берут волка не гоном, а уловкой», то есть перехитрить

       надо зверя, умней его оказаться.

                 - Есть примеры волчьей сообразительности?

                 - Сколько угодно! Вот случай был - все волки в загоне не

       пошли на смирно стоявших стрелков, а пошли на загонщиков и между них

       и ускользнули. Я понял тогда: была у стаи большого ума

волчица-вожак.

                 - А бывает, что волк и глупо себя ведет?

                 - Бывает. У людей ведь тоже не все Сократы. Но не все

       глупое с виду надо глупостью и считать. Отец рассказывал, как

       однажды подманивал волка «вабой». Тот откликнулся и замолк. Отец

       ждал, ждал, да и уснул, сидя с ружьишком между колен. Проснулся от

       шороха. Глядь волк стоит рядом - нюхает носок сапога. Отец

       спросонья, конечно, быстро не среагировал. Волк ушел. Был он не

       глупым, был любопытным. Важно было ему узнать: что же это такое

       выло, а теперь похрапывает?

                 - Трудное дело - волчья охота?

                 - Трудней не бывает. Но надо видеть в первую очередь вред

       от волков.

                 - Приходилось видеть последствия их разбоя?

                 - А как же! Лет пятнадцать назад у деревни Симкино мы с

       другом в болотце столкнули лежавшего волка. Приятель с испугу

       оторопел - вместо выстрела слышу крик. Я туда. И шагов с двенадцати

       положил матерого зверя. Почему не побежал он - было загадкой, мог бы

       спастись. Потом поняли: был утомлен да еще и едой перегружен.

       Вытащили мы волчину к поляне на видное место, и я отправился к

       председателю колхоза. «Иван Александрович, готовь барана в награду -

       волка убили». А председатель машет рукой шоферу грузовика. И

       показывает мне на кузов: «Бери любого!» Я глянул: в кузове доверху -

       рваные овцы. Оказалось, пастух замешкался и решил в поле заночевать.

       А волк тут как тут. Всю ночь свирепствовал. Овец рассеял. И сто

       двенадцать голов положил. Один!

                 - Редки облавы… Что ж, нет и управы на волка?

                 - Почему ж, есть! Вот друг у меня охотится на «Буране».

       Надежное средство - никакое сердце с мотором тягаться не сможет.

                 - Волк понимает, что «Буран» - это смерть!

                 - Еще как!

                 - Твой «Буран» я видел разобранным…

                 - Пока не на что починить. И я, признаться, предпочитаю

       единоборство на равных. Полагаюсь на ноги. Охочусь почти

       исключительно в одиночку.

                 - В этом особые трудности?

                 - Есть. Надо быть готовым протопать за день двадцать, а то

       и тридцать - сорок километров, заночевать там, где прихвачен ночью:

       в случайной избе, а чаще с мышами в стогу. Еда - хлеб с салом. Вода

       - из ручья.

                 - Ищещь, а след волка уже простыл…

                 - Бывает и так. Но чаще, что ищещь, то и находишь. Сначала

       слух о волках берешь на заметку. А на месте у меня есть помощники:

       трактористы и пастухи. Посидишь с ними, поговоришь. И вот уже ясен

       план действия…

                 - Бывают случайные встречи с волками?

                 - Бывают, но редко. Встречаешь все-таки там, где знаешь:

       тут он, голубчик. Надо лишь вычислить его действия. Тут все, как в

       шахматах: и я, и вояк - смотрим в оба. Но положения у нас разные. Я

       оплошаю - потеряно время. А волку оплошность всегда стоит жизни, и

       он на чеку, почти всегда он раньше слышит и видит тебя…

                 - Подозвать волка можно?

                 - Да. Десятка два я взял именно так - на «вабу».

                 - Волчий вой - это коммуникация, средство общенья?

                 - По-моему, не только. Мне кажется, тут замешаны и эмоции.

       Бывает, волки «заводятся», услышав звуки деревенской гармоники. Луна

       их тоже, по-моему, возбуждает.

                 - А волки в логове…

                  - Это охота добычливая. Но надо хорошо чувствовать, знать,

       где в каждом конкретном случае выбрано место для логова. Иногда это

       можно «вычислить», сидя где-нибудь на пенечке. А бывает, лазаешь,

       лазаешь - найдешь, а волчица успела перетаскать выводок в безопасное

       место.

                 - Не все знают, что волчица, находясь близко, все же не

       решается защитить логово…

                 - Да, это так. Отбор! Там, где решались, попадали под

       выстрел, и потомства у этих решительных не оставалось. Для нового

       выводка сохраняли себя «сдержанные». Волк панически человека боится.

       Этот страх родило ружье. Но если пресс ослабевает - волки наглеют.

       Нападенье волков на детей во время войны - вовсе не сказки.

                 - Сколько у тебя на счету?

                 - Сто пятьдесят два, считая волчат из логова.

                 - Какой-нибудь особенный случай…

                 - Да вот минувшей зимой приключилось. Звонят с фермы:

       «Скорее - волки!..» Волков было два. Прижали их на «Буранах» в

       овраге. Волчица первая попала под выстрел, а с волком помаялись. И

       когда взяли, то ахнули - ошейник! Был то не волк, а рослый сильный

       кобель-лайка. Обручение суки с волком - явленье известное. А вот

       чтоб волчица выбрала кавалера в деревне и увлекла его охотиться на

       овец - случай, по-моему, исключительный.

                 …Возможно, что волки следили за нашим костром на опушке.

       Затоптав огонек, Валерий Яковлевич еще раз подвыл… Ни звука в ответ.

       В условное время посигналил шофер, и мы без тропинки по колючей

       стерне пошли на дорогу.

                 Близко к полуночи были уже в Саранске.

                 (Песков В. // Комсомольская правда. 1996. 20 сент.)

            

                 Упражнение 309. Перестройте предложения таким образом,

       чтобы выраженное в них утверждение или отрицание приобрело

       усилительный, экспрессивный характер.

                 1. Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном

       сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3.

       Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не

       растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится

       в наше время «делать бизнес» в России. 6. Контрабанда снижает

       себестоимость сигарет. 7. Отсутствие таможенных границ Белоруссией

       наносит ущерб российскому бюджету.

            

                 Упражнение 310. К приводимым предложениям дайте все

       синонимические синтаксические варианты, используя различные типы

       двусоставных и односоставных предложений. При составлении

       синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального

       предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ

       предложений-синонимов.

                 Образец. Я читаю книгу с удовольствием. - Читаю книгу с

       удовольствием. - Книга! Ее нельзя читать без удовольствия. - Читая

        книгу, получаешь удовольствие. - Книга читается с удовольствием. -

       Книгу читают с удовольствием. - Мне сегодня читается: книга

       интересная. - Я не могу не читать книгу без удовольствия и т.д.

                 1. Погода, кажется, начинает портиться. 2. Мне хотелось бы

       провести выходной с друзьями. 3. Эти строки я пишу в самолете,

       который пролетает над Атлантическим океаном. 4. Заканчивая работу

       над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так

       трудиться. 5. Лирический герой не может быть не похож на поэта.

            

                 Упражнение 311. Отметьте недочеты в строе предложений

       (нарушение связи между словами, смещение конструкции, пропуск членов

       предложения и т.д.). Отредактируйте тексты.

                 1. Морфологический строй научно-популярной литературы

       имеет глагольный характер, динамичен, велико внимание к действию,

       более активна роль автора, его взаимосвязь с читателем, чем в

       научном стиле. 2. Студенты приняли участие и стали призерами

       областного смотра фольклорных коллективов художественной

       самодеятельности. 3. Солома, впитывая в себя ценные питательные

       соки, выделяемые в силосе при молочнокислом брожении, охотно

       доедается скотом. 4. Где проходила наша экспедиция, то были глухие

       места. 5. Необходимо знания и навыки, полученные учащимися в школе,

       впоследствии могли бы быть применены ими в жизни. 6. На шелкоткацкой

       фабрике установлено 500 новых станков, а также для выработки

       объемной полиэфирной нити. 7. Ставшая популярной вексельная

       программа банков она успешно работает уже на протяжении двух лет. 8.

       После недавнего теракта против мэрии Бордо премьер-министр

       перебросил на Корсику дополнительные отряды полиции и поручил

       главному специалисту по терроризму 53-летнему следователю Жан-Луи

       Брючьеру. 9. В целях недопущения вывода лома в отвалы и расходование

       его не по назначению начальникам участков проводить систематическое

       обследование предприятий. 10. «Оплата жилья и коммунальных услуг

       военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и

       проживающими совместно с ними членами их семей, гражданами,

       уволенными с воинской службы по достижении предельного возраста

        пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с

       организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность

       военной службы которых составит 20 лет и более, и проживающими

       совместно с ними членами их семей, а также членами семей

       военнослужащих, потерявших кормильца и имевших право на указанные

       льготы на день гибели (смерти) военнослужащих, производится в

       размере 50 процентов в соответствии с Федеральным законом «О

       внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 23 Закона Российской

       Федерации «О статусе военнослужащих» (Постановление правительства РФ

       № 790). 11. В связи с обретением независимости Киргизию покинуло

       свыше … тысяч граждан. 12. На острове Врангеля, проезжая по

       холмистой равнине на вездеходе, нам вдруг попался огромный

       причудливо изогнутый бивень мамонта. 13. Как и пчелы, осы собирают с

       цветов нектар, прилетят на блюдечко с медом, от надкушенной спелой

       груши парочка ос оставит только чехол кожуры, выев всю мякоть, но в

       отличие от вегетарианцев-пчел ос привлекают мясо и рыба: они всегда

       предпочтут этот корм любому сладкому корму.

            

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.138 с.)