В региональную саморегулируемую организацию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В региональную саморегулируемую организацию



 

Даутия Т.В., соискатель ученой степени кандидата юридических наук, ИЗиСП.

 

В ходе реформирования института саморегулирования строительной отрасли Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> введен региональный принцип членства в саморегулируемой организации. Вследствие этого начались массовые переходы членов в региональные саморегулируемые организации, влекущие обязанность саморегулируемой организации перечислить средства, оплаченные в качестве взносов в компенсационный фонд возмещения вреда лицами, прекратившими членство, в региональные саморегулируемые организации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2016. N 27 (ч. II). Ст. 4305.

 

(Дело Арбитражного суда города Москвы N А40-191836/17-158-1544).

Общество с ограниченной ответственностью "Предприятие "Газсервис" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Союзу саморегулируемой организации "Объединение инженеров-строителей", Ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" (далее - НОСТРОЙ) об обязании солидарно перечислить денежные средства в размере 500 000 руб. в компенсационный фонд на специальный счет в Союз строителей "Саморегулируемая организация "Промжилстрой". К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Союз строителей "Саморегулируемая организация "Промжилстрой".

Как видно из материалов дела, иск заявлен в связи с неисполнением ответчиками обязанности по перечислению денежных средств из компенсационного фонда Союза саморегулируемой организации "Объединение инженеров-строителей" в компенсационный фонд Союза строителей "Саморегулируемая организация "Промжилстрой" по причине перехода истца в саморегулируемую организацию по месту его регистрации.

Факт перечисления истцом денежных средств в компенсационный фонд ответчика до введения регионального принципа членства в сумме 500 000 руб. подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями и не оспаривается ответчиками.

В соответствии с ч. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 (в ред. Федерального закона N 372-ФЗ) с 01.07.2017 членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" <1> в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в срок не позднее 01.12.2016 обязаны прекратить членство в саморегулируемой организации, если ее место нахождения не соответствует местонахождению ее члена, в том числе с последующим переходом в другую (региональную) саморегулируемую организацию.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 17.

 

В силу п. 13 ст. 3.3 названного Закона юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 01.09.2017 подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено, о перечислении внесенного ими взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации.

Принимая названные выше законодательные положения, а также фактические обстоятельства дела, свидетельствующие об уведомлении истцом ответчика - Союза саморегулируемой организации "Объединение инженеров-строителей" о предстоящем переходе в региональную саморегулируемую организацию, а также направлении соответствующего заявления о переводе внесенных им денежных средств в компенсационный фонд, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца именно к Союзу саморегулируемой организации "Объединение инженеров-строителей".

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований к ответчику НОСТРОЙ, суд исходил из следующего.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ответчик Союз саморегулируемой организации "Объединение инженеров строителей" с 03.11.2017 исключен из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, в связи с чем указанная некоммерческая организация лишена статуса саморегулируемой организации.

В силу ч. 14 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств такой саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация (НОСТРОЙ), и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных ст. 60 и 60.1 Градостроительного кодекса РФ.

В силу п. 5 Приказа Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр "Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций" <1> (далее - Порядок) саморегулируемая организация, сведения о которой исключены из государственного реестра, в течение трех рабочих дней с даты регистрации обращения Национального объединения саморегулируемых организаций представляет заверенную копию реестра своих членов на дату исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра и перечисляет средства компенсационного фонда на указанный в обращении Национального объединения банковский счет.

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 7.

 

По состоянию на 27.12.2017 общая сумма переведенных средств компенсационного фонда ответчика на счет НОСТРОЙ составила 126 100 914 руб. 51 коп., притом что размер внесенных всеми членами Союза саморегулируемой организации "Объединение инженеров-строителей" средств должен был составить 5 179 760 087 руб. Таким образом, ответчик Союз саморегулируемой организации "Объединение инженеров-строителей" исполнил обязательство по перечислению средств компенсационного фонда на счет НОСТРОЙ не в полном объеме.

Также судом было установлено, что на момент рассмотрения дела НОСТРОЙ приступил к перечислению средств компенсационного фонда ответчика по заявлениям его членов, поданным до 11.12.2017; заявления, поданные после 11.12.2017, удовлетворению не подлежат по причине недостаточности средств.

Анализ приведенных выше положений нормативных актов позволил суду прийти к выводу о том, что сам факт исключения той или иной саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в ситуации неисполнения обязанности по перечислению средств компенсационного фонда на банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций (а в рассматриваемом деле ответчик перечислил средства компенсационного фонда на счет НОСТРОЙ не в полном объеме) не освобождает подобного рода саморегулируемую организацию от обязанности перечисления денежных средств своему бывшему члену, который реализовал право на переход в другую саморегулируемую организацию по месту его регистрации.

С учетом изложенного, принимая во внимание фактические обстоятельства, установленные судом при рассмотрении настоящего дела, свидетельствующие о том, что истец в установленном законом порядке перешел в саморегулируемую организацию по месту своей регистрации, а ответчик Союз саморегулируемой организации "Объединение инженеров-строителей" не исполнил обязанность по перечислению денежных средств компенсационного фонда, которая возникла до исключения его из государственного реестра саморегулируемых организаций, а равно не исполнил обязанность по полному перечислению средств компенсационного фонда в НОСТРОЙ, суд пришел к выводу, что именно ответчик Союз саморегулируемой организации "Объединение инженеров-строителей" является обязанным лицом перед истцом, т.е. надлежащим ответчиком. При рассмотрении настоящего дела судом было установлено, что заявление истца осталось без удовлетворения во внесудебном порядке со стороны НОСТРОЙ по причине недостаточности переведенных ответчиком Союз саморегулируемой организации "Объединение инженеров-строителей" средств компенсационного фонда.

Решением Арбитражного суда г. Москвы исковые требования истца об обязании Союза саморегулируемой организации "Объединение инженеров строителей" перечислить в компенсационный фонд на специализированный счет Союза строителей "Саморегулируемая организация "Промжилстрой" денежные средства в размере 500 000 руб., ранее уплаченные в качестве взноса в компенсационный фонд ответчика, удовлетворены. В остальной части иска отказано. НОСТРОЙ по делу признан ненадлежащим ответчиком.

Приведенный судебный акт ставит ряд вопросов, требующих комментирования:

1) о критерии определения надлежащего ответчика по данной категории дел;

2) о правовых основаниях возникновения права требования перечисления уплаченных денежных средств в счет взноса в компенсационный фонд у лица, прекратившего членство в саморегулируемой организации в связи с переходом в региональную саморегулируемую организацию;

3) об основаниях освобождения Национального объединения саморегулируемых организаций от перечисления денежных средств в счет взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации по требованию члена саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, в связи с его переходом в региональную саморегулируемую организацию.

1. Критерий определения надлежащего ответчика по делам, связанным с требованием юридического лица или индивидуального предпринимателя, прекратившего членство в саморегулируемой организации в сфере строительства, в которую ранее им был внесен взнос в компенсационный фонд, об обязании перечислить указанные денежные средства в счет взноса в компенсационный фонд иной (региональной) саморегулируемой организации. Большая часть споров по указанной категории дел возникает в условиях исключения сведений о саморегулируемой организации в сфере строительства из государственного реестра саморегулируемых организаций, т.е. прекращения у некоммерческой организации статуса саморегулируемой организации. Это предопределяет предъявление членами требования о перечислении денежных средств в компенсационный фонд новой саморегулируемой организации к Национальному объединению саморегулируемых организаций. По данному вопросу сложилась противоречивая судебная практика.

Согласно ч. 14 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра средства ее компенсационного фонда в недельный срок с даты исключения сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого она являлась, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам ее членов, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно ст. 60 и 60.1 Градостроительного кодекса РФ.

В силу требований ч. 16 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия их в члены другой саморегулируемой организации вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения средств компенсационного фонда на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в свои члены.

Таким образом, предпосылками возникновения права у члена саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра, на обращение в Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда на счет новой саморегулируемой организации являются:

- исключение сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по любым основаниям;

- зачисление средств компенсационного фонда исключенной из государственного реестра саморегулируемой организации на счет Национального объединения;

- принятие новой саморегулируемой организацией решения о приеме в члены лица, ранее состоявшего членом исключенной из государственного реестра саморегулируемой организации;

- подача таким лицом заявления в Национальное объединение о перечислении средств компенсационного фонда на счет новой саморегулируемой организации.

Определение порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных ч. 14 и 16 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч. 17 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ). Во исполнение указанных полномочий Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 08.09.2015 N 643/пр утвержден соответствующий Порядок, в соответствии с которым при исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра она обязана передать в Национальное объединение все дела членов, в том числе дела лиц, прекративших членство в данной саморегулируемой организации, заверенную копию реестра своих членов на дату исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра, а также перечислить средства компенсационного фонда, существующего на дату исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра, в полном объеме.

Вышеописанная процедура касается случаев обеспечения перевода денежных средств из компенсационного фонда одной саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, на счет иной саморегулируемой организации, в которую член вынужден перейти. В подобных случаях обеспечение соответствующего перевода денежных средств осуществляется с участием посредника, на которого возложены функции по администрированию средств компенсационного фонда исключенной из реестра саморегулируемой организации (НОСТРОЙ). В данной ситуации логичным представляется п. 7 Порядка, согласно которому в случае непредставления саморегулируемой организацией заверенной копии реестра членов на дату исключения сведений о ней из государственного реестра Национальное объединение рассчитывает минимальный размер средств ее компенсационного фонда самостоятельно, на основании сведений, содержащихся в Едином реестре членов саморегулируемой организации, о количестве ее членов на дату ее исключения из государственного реестра. Произведение количества членов саморегулируемой организации на дату исключения из государственного реестра и размера минимального взноса в компенсационный фонд определит сумму исковых требований Национального объединения к саморегулируемой организации по заявлению об обязании последней перечислить на специальный банковский счет денежные средства компенсационного фонда.

Отдельным основанием перехода членов из одной саморегулируемой организации в другую является введенный региональный принцип членства, который не связан с утратой некоммерческой организацией статуса саморегулируемой.

Так, в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 01.12.2016 обязаны прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту своей регистрации, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 01.09.2017 подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Взнос в компенсационный фонд должен быть перечислен в течение семи рабочих дней со дня поступления в саморегулируемую организацию соответствующего заявления и документов, подтверждающих факт принятия решения о приеме юридического лица, индивидуального предпринимателя в члены иной саморегулируемой организации.

С учетом изложенного действующим законодательством о градостроительной деятельности в качестве оснований перечисления саморегулируемой организацией, членство в которой прекращено юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации, взноса в компенсационный фонд в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие лица, установлена совокупность следующих событий:

- уведомление о намерении добровольно прекратить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;

- заявление о перечислении внесенного взноса в компенсационный фонд некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;

- документы, подтверждающие факт принятия решения о приеме юридического лица в члены иной саморегулируемой организации.

Следовательно, в описанной ситуации перечисление средств компенсационного фонда происходит без участия посредника (НОСТРОЙ) посредством перевода саморегулируемой организацией, членство в которой было прекращено, на счет новой саморегулируемой организации по месту регистрации бывшего члена. При этом момент прекращения членства в саморегулируемой организации и предъявление требования о переводе взноса в компенсационный фонд могут быть совершены членом в различные временные интервалы в пределах переходного периода, установленного ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (с разницей более чем 8 месяцев). Таким образом, на дату внесения сведений о прекращении членства юридического лица или индивидуального предпринимателя у саморегулируемой организации, в которой членство прекращено, остается неисполненным обязательство по перечислению взноса такого лица в компенсационный фонд новой саморегулируемой организации, что влечет наличие на ее специальном банковском счете средств компенсационного фонда в размере большем, чем количество действующих членов.

Если в указанный период времени до исполнения саморегулируемой организацией обязанности по перечислению взноса в компенсационный фонд бывшего члена на счет новой саморегулируемой организации сведения о ней будут исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций и Национальное объединение произведет самостоятельно расчет подлежащего перечислению размера компенсационного фонда такой саморегулируемой организации по количеству действующих членов, разница между размером существующего компенсационного фонда с учетом взносов лиц, прекративших членство, и размером компенсационного фонда, рассчитанного по количеству действующих членов на момент исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра, остается на счету некоммерческой организации, лишенной статуса саморегулируемой.

Если же такая саморегулируемая организация перечислит на счет Национального объединения все имеющиеся средства компенсационного фонда, в том числе в части, подлежащей перечислению на счета иных саморегулируемых организаций по заявлениям бывших членов, права требования лиц, прекративших членство, в отношении саморегулируемой организации прекращаются и возникает право соответствующего требования к Национальному объединению.

Следовательно, для правильного разрешения вопроса о надлежащем ответчике по иску лица об обязании перечислить взнос в компенсационный фонд региональной саморегулируемой организации при одновременном установлении факта исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра судам надлежит:

- соотнести дату прекращения членства лица в саморегулируемой организации в связи с переходом в региональную саморегулируемую организацию, время поступления требования от бывшего члена о перечислении взноса в компенсационный фонд региональной саморегулируемой организации и дату исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра;

- установить факт исполнения некоммерческой организацией, лишенной статуса саморегулируемой, обязанности по перечислению средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на счет Национального объединения саморегулируемых организаций;

- установить объем перечисленных средств компенсационного фонда на счет Национального объединения саморегулируемых организаций, если перечисление производилось (в полном объеме или частично).

Также анализ судебной практики по аналогичным делам показал, что, кроме исследования факта перечисления средств компенсационного фонда на счет Национального объединения и объема перечисленных средств, суды, принимая решения об удовлетворении или об отказе от удовлетворения заявленных требований к НОСТРОЙ об обязании перечисления средств в компенсационный фонд региональной саморегулируемой организации при установлении факта частного исполнения обязанности некоммерческой организацией, лишенной статуса саморегулируемой организации, по перечислению средств компенсационного фонда на специальный счет НОСТРОЙ, дополнительно устанавливали факт наличия или отсутствия судебного спора между НОСТРОЙ и такой некоммерческой организацией, в рамках которого Национальное объединение в принудительном порядке по решению суда обязывало некоммерческую организацию исполнить обязанность перечисления средств компенсационного фонда в недостающей части (при наличии подобного решения, вступившего в законную силу, суды не исключали последующее поступление от некоммерческой организации средств компенсационного фонда на счет Национального объединения во исполнение соответствующего решения суда, в связи с чем довод НОСТРОЙ о недостаточности поступивших средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации не принимался во внимание).

В рамках дела N А40-73676/17, рассмотренного Арбитражным судом города Москвы, суд удовлетворил требования ООО "КИП ЦЕНТР" к НОСТРОЙ об обязании перечислить на расчетный счет региональной саморегулируемой организации "Союз строителей Верхней Волги" средства компенсационного фонда в размере 300 000 руб., ранее внесенные истцом в компенсационный фонд Ассоциации строителей "Региональный строительный Альянс" (сведения о некоммерческой организации исключены из государственного реестра на основании Приказа Ростехнадзора с 06.06.2017), в котором членство истца было прекращено, руководствуясь исключительно положениями ч. 6 ст. 55.16-1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой права на средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, размещенные на специальных банковских счетах, принадлежат владельцу счетов. При исключении саморегулируемой организации из государственного реестра права на средства компенсационного фонда переходят к Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация. В этом случае кредитная организация по требованию такого Национального объединения, направленному в порядке и по форме, которые установлены Правительством РФ, переводит средства компенсационного фонда такой некоммерческой организации на специальный банковский счет Национального объединения.

Рассматривая спор по существу, суд не учел следующего: спор был основан не просто на требованиях истца о перечислении средств компенсационного фонда на счет новой саморегулируемой организации в связи с исключением сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра, членом которой он состоял ранее, а в связи с введением регионального принципа членства, особенности которого регламентированы положениями ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в ред. Федерального закона N 372-ФЗ). В соответствии с п. 2 указанной статьи обязанность саморегулируемой организации в сфере строительства по размещению средств компенсационных фондов на специальных банковских счетах установлена в срок не позднее 01.09.2017. Ранее средства компенсационных фондов размещались на расчетном счете саморегулируемой организации, правомочий по распоряжению которым Национальное объединение саморегулируемых организаций не имело. Как указано в решении суда, сведения об Ассоциации строителей "Региональный строительный Альянс" из государственного реестра саморегулируемых организаций исключены с 06.06.2017, т.е. до истечения законодательно установленного срока для открытия саморегулируемыми организациями специальных банковских счетов с целью обособленного размещения на них средств компенсационных фондов.

Не принимая возражения НОСТРОЙ относительно удовлетворения исковых требований ООО "КИП", суд пришел к ошибочному выводу о том, что исключение Ассоциации строителей "Региональный строительный Альянс" из государственного реестра саморегулируемых организаций повлекло переход права на распоряжение денежными средствами ее компенсационного фонда к НОСТРОЙ.

При этом в судебном заседании не исследовался вопрос размещения указанной некоммерческой организацией до момента лишения ее соответствующего статуса средств компенсационного фонда на специальном банковском счете в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 55.16-1 Градостроительного кодекса РФ, что привело к вынесению необоснованного решения в отношении НОСТРОЙ.

Таким образом, принимая решение об обязании перечислить взнос в компенсационный фонд региональной саморегулируемой организации истца, суд нарушил нормы материального права, применил положения ч. 6 ст. 55.16-1 Градостроительного кодекса РФ без учета положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, а также не дал оценку правовым основаниям возникновения права требования истца на перечисление взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации "Союз строителей Верхней Волги" как требования, вытекающего из перехода в региональную саморегулируемую организацию, а не как права члена саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций. Также судом не применены положения п. 15 Порядка взаимодействия, утвержденного Приказом Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр, в котором в качестве основания для отказа со стороны НОСТРОЙ в перечислении средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации названо в том числе непоступление на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фона исключенной саморегулируемой организации.

Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 04.12.2017 N 09АП-52131/2017 поддержал выводы суда первой инстанции. Арбитражный суд Московского округа правовых оснований для отмены указанных решений не нашел.

Полагаем, что для правильного рассмотрения дела и возможности вынесения решения об удовлетворении исковых требований в отношении НОСТРОЙ суду надлежало установить отсутствие оснований для отказа в перечислении средств компенсационного фонда по требованию истца, предусмотренных п. 15 Порядка взаимодействия, утвержденного Приказом Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр.

В рассматриваемом деле надлежащим ответчиком должна являться Ассоциация строителей "Региональный строительный альянс", которая в связи с утратой статуса саморегулируемой организации не прекратила свое существование как некоммерческая организация.

Несовершенство правовых норм прослеживается в положениях п. 3 и 7 Порядка взаимодействия Национального объединения и саморегулируемой организации, в котором в качестве альтернативных применяются требования о перечислении в Национальное объединение саморегулируемых организаций в полном объеме средств компенсационного фонда на дату исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра и о перечислении средств компенсационного фонда, рассчитанных Национальным объединением исходя из количества членов такой саморегулируемой организации на дату исключения сведений о ней из государственного реестра, что подразумевает разный объем требований.

Полагаем, что в первом случае (перечисление средств компенсационного фонда исходя из размера компенсационного фонда, существующего на момент исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра, или наличие вступившего в силу решения суда об обязании некоммерческой организации перечислить в указанном объеме средства компенсационного фонда на счет Национального объединения) надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории дел является Национальное объединение, во втором случае (перечисление средств компенсационного фонда из расчета количества действующих членов на дату исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра или наличие вступившего в силу решения суда об обязании некоммерческой организации перечислить средства компенсационного фонда, рассчитанного данным образом) надлежащим ответчиком по делу является некоммерческая организация, за исключением случаев размещения последней средств компенсационного фонда на специальном банковском счете, права распоряжения которым в силу ч. 6 ст. 55.16-1 Градостроительного кодекса РФ переходят к Национальному объединению с момента исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.

2. Правовые основания возникновения права требования перечисления оплаченных денежных средств в счет взноса в компенсационный фонд у лица, прекратившего членство в саморегулируемой организации в связи с переходом в региональную саморегулируемую организацию. Действующим законодательством о градостроительной деятельности в качестве оснований перечисления саморегулируемой организацией, членство в которой прекращено юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации, взноса в компенсационный фонд в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие лица, установлена совокупность следующих событий:

- уведомление о намерении добровольно прекратить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;

- заявление о перечислении внесенного взноса в компенсационный фонд некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;

- документы, подтверждающие факт принятия решения о приеме юридического лица в члены иной саморегулируемой организации.

3. Основания освобождения Национального объединения саморегулируемых организаций от перечисления денежных средств в счет взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации по требованию члена саморегулируемой организации, в которой членство прекращено в связи с его переходом в региональную саморегулируемую организацию. Согласно п. 15 Порядка взаимодействия основанием для освобождения Национального объединения от перечисления средств компенсационного фонда на счет новой саморегулируемой организации по требованию заявителя является неперечисление средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации на счет Национального объединения.

Особой правовой оценки заслуживает практика применения судами положений п. 15 Порядка взаимодействия, утвержденного Приказом Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр, в качестве основания для отказа в удовлетворении требований юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к Национальному объединению об обязании перечислить средства в компенсационный фонд региональной саморегулируемой организацией в связи с неисполнением данной обязанности саморегулируемой организацией, сведения о которой исключены из государственного реестра. Так, в качестве одного из оснований для освобождения Национального объединения от соответствующей обязанности является непоступление на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации.

Представляется, что бывший член должен обратиться с требованием перечисления средств в компенсационный фонд новой саморегулируемой организации непосредственно к некоммерческой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.038 с.)