Входим в состояние гиперфокуса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Входим в состояние гиперфокуса



В следующей главе я расскажу, как справляться с внешними и внутренними отвлекающими факторами, которые мешают состоянию гиперфокуса. Однако прежде чем это обсудить, хочу предложить вам несколько простых стратегий, благодаря которым вы начнете концентрироваться на своих намерениях. И будете делать это гораздо успешнее, когда научитесь заранее справляться с отвлекающими факторами.

Сначала рассмотрим, как нужно фокусироваться, потом — когда это делать. Оба принципа довольно просты.

Как войти в состояние гиперфокуса:

  • Вначале определите, на какой срок вы готовы войти в гиперфокус. Подумайте, насколько вам претит идея войти в этот режим, особенно если придется заниматься трудной, раздражающей или неструктурированной задачей. Спросите себя: «Готов я сосредоточиться на час? Ни за что. На 45 минут? Уже лучше, но все же нет. На полчаса? Это реальнее, но все же… Хорошо, на 25 минут? Думаю, это мне по силам». Со временем период пребывания в гиперфокусе будет увеличиваться, и это принесет вам чувство огромного удовлетворения. Подталкивайте себя к этому, но не слишком сильно. Я начинал с 15-минутных погружений в гиперфокус, устраивая между ними перерывы по пять–десять минут. Попытки входить в гиперфокус в течение дня могут сильно изматывать, а переключиться на что-то стимулирующее всегда приятно, особенно поначалу. Однако скоро вы привыкнете и будете работать, отвлекаясь гораздо реже.
  • Учитывайте возможные препятствия заранее. Если меня ждут плотно наполненные делами дни, я стараюсь распределить периоды гиперфокуса — в течение недели намечаю несколько интервалов, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Так я гарантирую, что у меня будет время на гиперфокус, а значит, мои планы не нарушат срочные дела, которые придется решать «в пожарном порядке». Если я планирую все заранее, коллеги и ассистент знают, что в определенные дни и часы я буду недоступен. Несколько минут предварительного планирования могут спасти вас от потери многих часов.
  • Поставьте таймер. Обычно я включаю его в смартфоне, что парадоксально, если учесть, как это устройство умеет нас отвлекать. Если есть опасность того, что звонки и извещения затянут вас в черную дыру, включите режим полета или используйте часы или какой-то другой таймер.
  • Фокусируйтесь! Если вы заметили, что ваши мысли где-то блуждают, что вы отвлеклись, снова сосредоточьтесь на поставленной задаче. И опять же, не слишком корите себя, если вы отвлечетесь — так уж устроен наш мозг. Если вы чувствуете, что можете сохранять сосредоточенность на задаче и после сигнала таймера — а это вполне возможно, поскольку механизм гиперфокусирования уже запущен, — не останавливайтесь.

Все эти пункты касаются того, как войти в состояние гиперфокуса. А вот несколько рекомендаций, которые помогают понять, когда в него входить.

  • Когда угодно! Чем чаще вы сможете входить в состояние гиперфокуса, тем лучше для вас. В течение недели стоит уделить этому столько отрезков времени, сколько позволяет ваша работа, и оставаться в гиперфокусе так долго, как это вам удобно. Мы максимально довольны и продуктивны, когда, не прерываясь, работаем над одной значимой задачей, поэтому нет причин не проводить в этом состоянии столько времени, сколько возможно. Как только у вас появляется важное задание и временнóе окно, в течение которого есть шанс над ним поработать, не упускайте возможность войти в гиперфокус — в противном случае вы много потеряете в продуктивности. Разумеется, мы часто работаем в сотрудничестве с другими людьми и потому должны быть доступными для коллег. Но, когда вы можете заниматься задачей в одиночку, это отличный момент, чтобы войти в состояние гиперфокуса.
  • Когда ваше время и энергия не стеснены ограничениями. Большинство из нас не может позволить себе роскошь входить в гиперфокус тогда, когда этого хочется. Продуктивность часто начинается с осознания ограничений. Как правило, в течение дня мы сможем найти несколько возможностей войти в состояние гиперфокуса, но порой это невозможно. Например, находясь в поездках, я целые дни провожу на конференциях или на утомительных деловых встречах. Обязательно учитывайте, что в такие периоды ваше время и силы могут быть ограниченны, и постарайтесь обойти эту проблему, составляя план на неделю.
  • Когда необходимо выполнить сложную задачу. Я начал использовать гиперфокусирование, отводя на него время в своем расписании, а теперь вхожу в этот режим каждый раз, когда работаю над сложной задачей или проектом, который требует полного сосредоточения. Чтобы просто проверить электронную почту, не нужно входить в гиперфокус, но если я пишу, планирую выступление или участвую в важной встрече, то делаю это обязательно.
  • Когда вам неприятна задача, которую предстоит выполнить. Чем сильнее вас отталкивает проект или задача, тем важнее заранее победить отвлекающие факторы. Вероятнее всего, дела, которые кажутся скучными, раздражающими, трудными, двусмысленными или неструктурированными либо не выглядят значимыми и результативными, подтолкнут вас к прокрастинации12. Попробуйте припомнить дела, которые вы откладывали, — скорее всего, к ним подойдет большая часть этих определений. Чем больше отторжения вызывает у вас задача, тем важнее войти в состояние гиперфокуса, чтобы работать над ней целеустремленно.

Повышаем концентрацию

В следующих главах я дам вам инструменты, необходимые для того, чтобы повысить концентрацию внимания. Вы обнаружите, что способность гиперфокусироваться зависит от нескольких факторов, которые влияют на концентрацию внимания:

  • От того, как часто вы ищете новые и оригинальные объекты внимания. (Именно из-за этого мы изначально противимся процедуре гиперфокусирования.)
  • От того, как часто вы по привычке перегружаете пространство внимания.
  • От того, как часто внимание страдает от перерывов и отвлекающих факторов.
  • От того, сколько задач, обязательств, идей и прочих неразрешенных вопросов вы держите в голове.
  • От того, как часто вы практикуете метаосознанность (проверяете, чем в данный момент занято ваше внимание).

Как будет видно ниже, на практику гиперфокусирования могут повлиять даже настроение и режим питания. По этой и по многим другим причинам все практикующие его начинают с разных точек, чтобы войти в это состояние.

Когда я только начал исследовать, как лучше контролировать внимание, я с трудом мог сосредоточиться больше чем на несколько минут. Так часто бывает, если постоянно искать новые объекты внимания и работать в обстановке, где много отвлекающих факторов.

Исследуя свои возможности, я начал увеличивать время, в течение которого мог оставаться в гиперфокусе. Так постепенно я привыкал работать, отвлекаясь все реже. Предложение, которое вы только что прочли, я написал в конце 45-минутной сессии гиперфокусирования — третьего за сегодняшний день. Благодаря этим сессиям примерно за два часа я написал 2286 слов. (Это один из увлекательных моментов написания книги о тренировке продуктивности — можно проверять эффективность своих методов в ходе ежедневной работы.) Третья сессия была последней на сегодня, а в промежутках между состояниями гиперфокусирования я разобрался с электронной почтой, проверил свои аккаунты в соцсетях и быстро переговорил с парой коллег.

Концентрация на одной задаче — на работе над этим текстом — позволила мне быть таким продуктивным в прошедшие 45 минут. Вы тоже так сумеете.

 

Секунд

Во время работы над этой книгой у меня была возможность пообщаться с двумя замечательными учеными, Глорией Марк и Мэри Червински. Марк — преподаватель информатики в Калифорнийском университете в Ирвайне и, возможно, крупнейший в мире специалист по вниманию и многозадачности. Изучая проблемы внимания, она работала с NASA и такими компаниями, как Boeing, Intel, IBM и Microsoft. Червински, ведущий исследователь в Microsoft, — один из главных специалистов по взаимодействию людей и компьютеров[10]. Эта глава во многом основана на результатах ее работы и наших с ней беседах. Марк и Червински провели десятки совместных исследований, посвященных нашим отношениям с высокими технологиями в повседневной жизни.

Больше всего в их работе мне нравится то, что они специализируются на так называемых исследованиях in situ, то есть на рабочих местах и с участием сотрудников организаций. Чтобы выяснить уровень стресса, который работники испытывают от многозадачности или после работы с электронной почтой, Марк и Червински надевали на них на целые сутки датчики сердечного ритма. Это позволило увидеть, как менялась частота сердечных сокращений — научно подтвержденный показатель стресса. Кроме того, с разрешения сотрудников Марк и Червински установили на их компьютерах программу, которая показывала, как часто они переключаются между задачами, — и выяснилось, что это происходит каждые 40 секунд. Поразительно, что, когда у нас открыты такие приложения, как мессенджеры и Skype, мы переключаемся между задачами каждые 35 секунд1.

Эти исследования стоит упомянуть по ряду причин. Во-первых, проводить исследования на рабочих местах очень сложно — у Глории Марк ушло шесть лет на поиск организации, где бы ей разрешили изучать сотрудников, например, в условиях отказа от электронной почты на неделю. Однако этот подход особенно плодотворен. Исследовательница объясняет: «Вместо того, чтобы посадить людей в лаборатории и организовать искусственные условия, симулирующие мир, вы отправляетесь в мир и наблюдаете все так, как есть на самом деле».

Во-вторых, эти исследования заслуживают внимания потому, что они стали настоящим прорывом. Мне больше всего понравился эксперимент, в ходе которого был открыт описанный выше принцип 40 секунд. Мы очень часто переходим от продуктивной и увлеченной работы к совершенно посторонним и гораздо менее важным занятиям. Мы прерываем содержательный разговор с другом, чтобы посмотреть в телефон; откладываем работу над докладом, чтобы завести бездумный разговор в чате; закрываем таблицу в Excel, чтобы подойти к коллеге в офисе безо всякой на то причины.

Еще одно проведенное исследование Марк и Червински показало, что за обычный рабочий день мы переключаемся между приложениями на компьютере 566 раз. В том числе отвлекаясь на вещи, абсолютно не связанные с работой, — например, заходим на Facebook в среднем 21 раз в день. (Это среднее арифметическое, при расчете которого учитывались все участники, даже те, кто вообще не заглядывал в Facebook. Если вычислить средний показатель для тех, кто заходил туда хотя бы раз, он практически удвоится и достигнет 38 проверок ежедневно2.)

Работа определенно страдает от этих отвлекающих факторов, и у нас не получается войти в состояние гиперфокуса. Мы компенсируем это тем, что работаем быстрее и больше суетимся, а это влияет на качество результатов и приносит немало стресса3. И, что, возможно, важнее всего, у нас не получается контролировать внимание и сознательно направлять его на нужный объект.

Помехи, так или иначе связанные с проектом, над которым мы работаем, не так сильно снижают продуктивность — к примеру, если нам присылают информацию, связанную с докладом, над которым мы трудимся в данный момент, мы достаточно легко можем вернуться к нему. Однако у нас редко бывает в работе только один проект — в среднем мы жонглируем где-то десятью4.

Может быть, не стоит выключать электронную почту и оповещения в мессенджере, если вы с командой работаете над проектом в срочном режиме, но в большинстве случаев все обстоит не так. Помеха извне может обойтись вам очень дорого: в среднем на то, чтобы возобновить работу после перерыва, уходит 25 минут, а перед тем, как ее возобновить, мы в среднем работаем над 2,26 задачи. Мы не просто разбираемся с отвлекающим фактором или помехой, а потом возвращаемся к изначальной задаче — пока мы это делаем, мы отвлекаемся во второй раз[11]5.

Как только вы начинаете понимать, насколько часто прерываетесь, вам трудно вернуться к прежнему стилю работы. Именно поэтому необходимо с умом распоряжаться пространством внимания. Вы сможете сосредоточиться на более долгий срок, если заранее устраните отвлекающие факторы[12].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.14.46 (0.01 с.)