Прогнозирование национальной безопасности России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование национальной безопасности России



 

Последние десятилетия ушедшего века в России явились временем формирования и реализации целого ряда опасностей и угроз стратегического характера, так называемых стратегических рисков (СР): поражение в холодной войне, распад мировой сверхдержавы и последующие социально-экономические и политические трансформации. Возникновение и реализация СР происходили без их глубокого предварительного и последующего научного анализа, что в значительной степени определило крайне негативное проявление опасностей, вызовов и угроз для страны в целом и для большинства ее граждан. Современное социально-экономическое и политическое состояние России, множественность различных угроз и сложность решения проблем противодействия им обусловили необходимость использования новых подходов в государственном управлении на основе показателей СР.

Более чем 10-летний опыт успешного функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при координирующей роли МЧС России при управлении рисками аварий, катастроф и стихийных бедствий позволил применить "рисковую" методологию для оценки и прогноза опасностей и угроз для различных сфер жизнедеятельности государства.

Современное положение страны по-прежнему характеризуется глубоким и всесторонним кризисом, связанным с переходом от одного типа общества к другому, форсированным освобождением от тоталитарной политической системы и административно-командных форм хозяйствования. Тем не менее у страны сохраняются резервы для обеспечения развития и удержания статуса "великой" державы, способной в перспективе достаточно эффективно защищать во внешнем мире свои национальные интересы.

К таким ресурсам относятся:

- статус ядерной державы;

-  количество природных ресурсов;

-  несколько мощных ресурсодобывающих и промышленно-финансовых групп, способных стать генераторами роста;

-  высокий уровень образования и культурного развития;

-  заделы в научно-технологической области и даже ведущие позиции в ряде отраслей (атомная энергетика и энергетические установки, материаловедение, ряд видов вооружений, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций);

-  историческое наследство, частично остающийся политический потенциал влияния в мире;

-  величина территории.

Поскольку при анализе кризисных явлений современной России в первую очередь необходимо идентифицировать, оценивать и прогнозировать опасности и угрозы, существенно влияющие на состояние национальной безопасности и жизнедеятельности государства, то такие риски названы стратегическими (СР). С точки зрения формализации и использования математических методов оценки и прогноза СР под ними понимаются такие сочетания вероятностей возникновения неблагоприятных событий (кризисных явлений и катастрофических ситуаций) и значений ущербов от них, которые существенно снижают уровень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В качестве классификационного признака СР выбраны основные сферы жизнедеятельности государства: политическая, экономическая, социальная, природно-техногенная, научно-техническая.

Прогноз стратегических рисков России и меры по их снижению.

Выполненный предварительный прогноз факторов СР на перспективу от 5 до 20 лет дает информацию для обобщенной качественной оценки потенциальной возможности возникновения СР, а также позволяет сделать предварительные выводы о механизмах управления ими.

Прежде всего отметим, что по оценкам экспертов значение экономической сферы СР остается наиболее существенной для всех горизонтов прогнозирования. По существу, данный фактор является системообразующим и влияющим на большинство сфер жизнедеятельности государства. Следствием этого является вывод о необходимости предельно глубокого анализа существующих и перспективных приоритетов, включая всестороннюю оценку последствий реализации различных сценариев развития экономики для разного горизонта прогнозирования. Далее следует отметить, что качественное ранжирование относительной значимости рассмотренных сфер СР остается одинаковым для различной временной перспективы, т.е. располагается в следующей последовательности: экономическая, политическая, социальная, научно-техническая, природно-техногенная сферы. Определенная динамика относительной значимости возникает в основном внутри каждой перечисленной группы.

Если рассматривать прогноз на ближайшую перспективу (до 5 лет), то можно говорить о вероятном появлении СР по нескольким причинам: превышение практически всех критических значений индикаторов национальной безопасности; достаточно широкий перечень факторов СР, имеющих высокую степень реализации; сильное взаимное влияние факторов и потенциальная возможность их синергетического усиления.

В экономической сфере появление СР связывается с нерациональным выбором приоритетов, усилением криминализации и утечкой капитала за границу, снижением производственного потенциала и возможностью энергетического кризиса. Две последних составляющих соотносятся с научно-техническими факторами СР - снижением инновационного и научного потенциала. В политической сфере фактор внешних угроз однозначно связывается с усилением мощи и диктата США, что, в частности, может усиливать межнациональные и региональные конфликты. Особого внимания требует проблема терроризма, имеющая как внутренние, так и внешние источники.

Совместное влияние экономических и политических угроз уже в ближайшей перспективе может усилить частоту и масштабы проявления социальных рисков. Высокий уровень криминализации экономики и неполнота законодательных основ переходного периода будет содействовать высокому уровню коррупции. Ошибки в выборе приоритетов развития экономики, неравномерность развития регионов, недостаточное внимание духовному развитию общества в предшествующие годы с большой вероятностью усилят духовный кризис (особенно в молодежной среде), обострят проблему потребления алкоголя и наркотиков.

Постоянное присутствие природно-техногенных рисков в прогнозах позволяет говорить о системном, базовом характере данных факторов. К сожалению, природные экстремальные явления являются слабо управляемыми не только в нашей стране, но и за рубежом. Это относится к сложностям надежного прогнозирования, прежде всего геологических, метеорологических и ряда комплексных природных рисков. В этой связи особое внимание следует уделить пересмотру норм строительства и, особенно, правилам размещения зданий и инженерных сооружений в зонах, подверженных данным рискам. Техногенные риски более управляемы, однако с учетом процесса старения основного оборудования и снижения профессионального уровня персонала в ближайшие годы следует ожидать увеличения частоты и масштабов последствий от аварий и катастроф на потенциально опасных объектах.

Одним из путей управления рисками в природно-техногенной сфере может стать процедура паспортизации безопасности (комплексного риска) на территории региональных и муниципальных образований. Основная цель такой паспортизации, кроме сбора объективной информации, должна состоять в усилении заинтересованности региональных органов в проведении превентивных мероприятий и усилении их ответственности за непринятие соответствующих мер.

С учетом особенностей данных факторов СР, специальное внимание должно быть уделено разработке концепции экономического управления рисками особенно в части создания национальной системы возмещения ущербов от чрезвычайных ситуаций в природно-техногенной сфере. В качестве первого шага, в частности, может рассматриваться недавно принятая Концепция развития страхования в РФ, в которой особое внимание уделено развитию обязательных видов страхования природных рисков в сочетании с созданием централизованных гарантийных фондов.

На перспективу до 10 лет к перечисленным выше факторам экономических рисков добавятся угрозы, вызванные чрезмерной открытостью экономики России и ростом чувствительности различных отраслей экономики страны к колебаниям мировой конъюнктуры. Для повышения устойчивости должны быть разработаны соответствующие меры (законодательные, организационные, рыночные).

На фоне адаптации к глобальным экономическим процессам должна постоянно действовать сбалансированная система защиты отечественных товаропроизводителей. В противном случае перечисленные угрозы могут иметь не только экономические последствия, но и способствовать усилению социальной напряженности. В экономической сфере может усилиться вероятность и потенциальные масштабы энергетического кризиса (регионального, межрегионального, национального). Несмотря на значительный запас энергетических ресурсов, отставание в темпах реформирования базовых отраслей энергетики, низкий уровень инновационных процессов и ряд других факторов могут создать угрозу энергетической безопасности на национальном уровне.

Для среднесрочного прогноза характерно появление политического экстремизма в качестве значимого фактора, однако существенного влияния он может достичь только в сочетании с усилением социальных и экономических угроз.

Анализ прогнозов по отдельным составляющим СР позволяет сделать вывод, что на рассматриваемую перспективу весьма вероятно появление стратегических рисков в азиатской части России. В настоящее время прогнозируется разворачивание ряда крупномасштабных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке (особенно в области энергетики), результаты реализации которых могут существенно повлиять не только на внутреннюю социально-экономическую атмосферу, но и вызвать изменение конъюнктуры в азиатско-тихоокеанском регионе. Прогнозируемое усиление влияния США и Китая в течение ближайших 20 лет может вызвать политическое и экономическое противодействие реализации проектов. Не исключено появление локальных очагов межнациональных конфликтов, но особую озабоченность вызывает проблема терроризма, поскольку новые промышленные объекты могут стать источниками повышенного интереса со стороны соответствующих групп, особенно если Россия даже косвенно будет поддерживать международные антитеррористические акции.

Социальный аспект СР потенциально связан с дальнейшим увеличением антагонизма между низко- и высокооплачиваемой частью населения, неравномерностью социального развития регионов, обострением демографической ситуации, ростом преступности, появлением напряженности между представителями разных отраслей экономики. Если в настоящее время наиболее явная неравномерность экономического развития регионов отражается при сравнении европейской и азиатской частей России, то через десять лет может усилиться неравномерность внутри азиатских регионов страны. Реализация масштабных проектов, вероятно, инициирует миграционные процессы, которые также могут стать источником дополнительных социальных конфликтов.

Для отдаленной перспективы (до 20 лет) прогноз СР, естественно, носит наиболее схематичный характер. Для данного горизонта прогнозирования характерен примерно тот же перечень возможных угроз, однако сила их потенциального проявления может несколько снизиться. В зависимости от успешности и эффективности антитеррористических действий может быть ослаблена или усилена как опасность крупномасштабных террористических акций, так и возможность сильного центра фундаментализма в Азии.

Даже для отдаленной перспективы в прогнозах социальной составляющей СР остается проблема роста преступности, алкоголизма и наркомании. Это говорит о том, что существующих в настоящее время или прогнозируемых с учетом имеющихся знаний механизмов управления данными рисками явно недостаточно и они малоэффективны.

Таким образом, безопасность России самым тесным образом связана с прогнозом, с компьютерными системами мониторинга и моделирования. На основе мониторинга и прогнозирования государство разрабатывает и применяет в управлении механизм воздействия на факторы с целью укрепления национальной безопасности. Прогнозирование стратегических рисков России на ближайшую перспективу (до 5 лет) позволило выявить следующее: в экономической сфере появление СР связывается с нерациональным выбором приоритетов, усилением криминализации и утечкой капитала за границу, снижением производственного потенциала и возможностью энергетического кризиса. Как следствие, вырастет уровень коррупции, с большой вероятностью усилится духовный кризис (особенно в молодежной среде), обострится проблема потребления алкоголя и наркотиков. На перспективу до 10 лет к перечисленным выше факторам экономических рисков добавятся угрозы, вызванные чрезмерной открытостью экономики России и ростом чувствительности различных отраслей экономики страны к колебаниям мировой конъюнктуры.

Весьма вероятно появление стратегических рисков в азиатской части России. В настоящее время прогнозируется разворачивание ряда крупномасштабных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке, результаты реализации которых могут существенно повлиять не только на внутреннюю социально-экономическую атмосферу, но и вызвать изменение конъюнктуры в азиатско-тихоокеанском регионе. Прогнозируемое усиление влияния США и Китая в течение ближайших 20 лет может вызвать политическое и экономическое противодействие реализации проектов. Особую озабоченность вызывает проблема терроризма, поскольку новые промышленные объекты могут стать источниками повышенного интереса со стороны соответствующих групп. Реализация масштабных проектов, вероятно, инициирует миграционные процессы, которые также могут стать источником дополнительных социальных конфликтов.

Для отдаленной перспективы (до 20 лет) прогноза СР характерен примерно тот же перечень возможных угроз, однако сила их потенциального проявления может несколько снизиться.

 


Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

В первой главе рассматривалось социальное прогнозирование как функция государства.

Прогнозирование - процесс научного предвидения, определение тенденций развития и образа будущего. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения общественной системы с учетом закономерностей ее развития, перспектив эффективного вложения капитала. Социально-экономическое прогнозирование служит функцией государства. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны.

Всю совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам; степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и некоторым другим.

Наибольшее распространение имеет группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные и формализованные.

В зависимости от условий функционирования экономических систем и целей их развития в будущем определяется конкретный вид прогноза. Классификация прогнозов может быть: по горизонту времени, уровню государственного управления, предметному содержанию, в зависимости от направленности и интенсивности экономических процессов.

Итак, национальная безопасность - понятие весьма сложное и охватывает все сферы жизнедеятельности государства, является важнейшим критерием для жизни и деятельности личности, общества и государства и носителем независимости и суверенитета Российской Федерации. Она основывается на сбалансированности его внешних и внутренних интересов, обеспечении условий их реализации через систему мер политического, экономического, социального, военного характера и иного характера.

Принято различать внешнюю и внутреннюю форму угроз национальной безопасности. Если опасность исходит от другого государства или его граждан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней, если же нанесение вреда исходит со стороны собственного государства или своих сограждан, то это внутренняя угроза. Стабильное состояние государства достигается только тогда, когда надлежащим образом обеспечены внешняя и внутренняя безопасность.

Для обеспечения национальной безопасности выявляются причины, факторы возникновения экономических угроз, осуществляется их мониторинг и прогнозируется влияние. Государственный мониторинг - это информационно-аналитическая постоянно действующая система наблюдений за динамикой показателей, характеризующих национальную безопасность страны. Государство разрабатывает и применяет в управлении механизм воздействия на факторы с целью укрепления национальной безопасности. Социально-экономическая ситуация в стране характеризуется значительным превышением фактических значений многих пороговых значений, апробированных мировым опытом. После обоснования пороговых значений государственные органы управления создают механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность страны.

Безопасность России самым тесным образом связана с прогнозом, с компьютерными системами мониторинга и моделирования. На основе мониторинга и прогнозирования государство разрабатывает и применяет в управлении механизм воздействия на факторы с целью укрепления национальной безопасности. Прогнозирование стратегических рисков России на ближайшую перспективу (до 5 лет) позволило выявить следующее: в экономической сфере появление СР связывается с нерациональным выбором приоритетов, усилением криминализации и утечкой капитала за границу, снижением производственного потенциала и возможностью энергетического кризиса. Высокий уровень криминализации экономики и неполнота законодательных основ переходного периода будет содействовать высокому уровню коррупции. Ошибки в выборе приоритетов развития экономики, неравномерность развития регионов, недостаточное внимание духовному развитию общества в предшествующие годы с большой вероятностью усилят духовный кризис (особенно в молодежной среде), обострят проблему потребления алкоголя и наркотиков. На перспективу до 10 лет к перечисленным выше факторам экономических рисков добавятся угрозы, вызванные чрезмерной открытостью экономики России и ростом чувствительности различных отраслей экономики страны к колебаниям мировой конъюнктуры. Для среднесрочного прогноза характерно появление политического экстремизма в качестве значимого фактора.

Прогнозируется разворачивание ряда крупномасштабных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке (особенно в области энергетики), результаты реализации которых могут существенно повлиять не только на внутреннюю социально-экономическую атмосферу, но и вызвать изменение конъюнктуры в азиатско-тихоокеанском регионе. Прогнозируемое усиление влияния США и Китая в течение ближайших 20 лет может вызвать политическое и экономическое противодействие реализации проектов. Особую озабоченность вызывает проблема терроризма, поскольку новые промышленные объекты могут стать источниками повышенного интереса со стороны соответствующих групп. Через десять лет может усилиться неравномерность внутри азиатских регионов страны. Реализация масштабных проектов, вероятно, инициирует миграционные процессы, которые также могут стать источником дополнительных социальных конфликтов.

Для отдаленной перспективы (до 20 лет) прогнозирования характерен примерно тот же перечень возможных угроз, однако сила их потенциального проявления может несколько снизиться. В зависимости от успешности и эффективности антитеррористических действий может быть ослаблена или усилена как опасность крупномасштабных террористических акций, так и возможность сильного центра фундаментализма в Азии.


Библиографический список

 

1. Бархатов В.И. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. / В.И. Бархатов, А.А. Горшков, Ю.Ш. Капкаев. - Челябинск: ЮУрГУ, 2001. - 140 с.

2. Бородушко И.В. Стратегическое планирование и контроллинг/ И.В. Бородушко, Э.К. Васильева. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.

.   Воробьев Ю.Л. Стратегические риски России: оценка и прогноз/ Ю.Л. Воробьев. - М.: Деловой экспресс, 2005. - 392 с.

4. Гладышев А.Г. Основы социального управления. / А.Г. Гладышев. - М.: Высш. шк., 2001. - 271 с.

5. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика/ А.Т. Зуб. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.

6. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики/ В.И. Кушлин, А.А. Владимиров. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. - 735 с.

.   Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 255 с.

8. Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. / Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 318 с.

. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности/ А.А. Прохожев. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 344 с.

10. Пузиков О.С. Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию. / О.С. Пузиков. - Р-н/Д.: Рост. гос. строит. ун-т. 2000. - 125 с.

11. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс/ В.К. Сенчагов. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

.   Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка./ Е.А. Черныш - М.: ПРИОР, 2003. - 176 с.

13. Шульга В.А. Национальная экономика/ В.А. Шульга. − М.: Изд-во Рос. эконом. акад., 2002. - 592 с.

14. Виноградов А.В. Проблемы национальной безопасности. / А.В. Виноградов // Право и безопасность. - 2003. - №3-4 (8-9). - Режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_6_14.htm.

.   Певень Л.В. Проблемы мониторинга обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. / Л.В. Певень // Сорокинские чтения «Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики», 17-18 декабря 2002 года. - Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0sor--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-00&cl=CL1&d=HASHcd13ebbd19c58aec4e5430.2.44&x=1.

.   Экономическая теория. Электронный учебник. - Режим доступа: http://el.tfi.uz/ru/et/gl27.html.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.107.255 (0.053 с.)