Прогнозирование как функция государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прогнозирование как функция государства



 

Прогнозирование - процесс научного предвидения, определение тенденций развития и образа будущего.

Прогноз - это комплекс аргументированных предположений (выраженных в качественной и количественной формах) относительно будущих параметров экономической системы. Задача прогноза - дать объективное, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях.

По характеру, тесноте связи с объектом прогноз находится между гипотезой и планом. Гипотеза служит научным предвидением на уровне общей теории, закономерности. Теория питает прогноз, но он более определен и достоверен, имеет и качественные и количественные параметры. Прогнозирование можно считать и стадией планирования, так как оно характеризует контуры будущего, без чего нельзя разработать программу действий.

Вместе с тем прогноз вероятностен и многовариантен, что обусловлено наличием неопределенностей в отображаемой им будущей действительности. С момента прогноза (принятия решения) до завершения прогнозируемого периода меняется среда, происходят изменения по различным возможным направлениям. Не определяя параметры развития с достаточной точностью, прогноз раскрывает альтернативы, положительные и отрицательные тенденции, противоречия и намечает условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач. Оно может иметь несколько вариантов в зависимости от вероятностного воздействия различных факторов.

В случае, когда имеется несколько путей реализации замысла, разрабатываются сценарии возможного развития. Сценарий - это описание будущего, составленное с учетом правдоподобных положений; он разрабатывается для определенной совокупности условий будущего развития. Необходимость составления сценариев заложена в вероятностном, вариантном развитии. Прогноз обычно имеет несколько сценариев, в том числе оптимистический, пессимистический, оптимально-реалистический.

Сценарий устанавливает логическую последовательность событий, механизм вырастания из существующей ситуации будущего. Сценарий разрабатывается функционально-логическим методом, имеет системный характер и выявляет факторы, позволяющие достичь поставленные цели.

Научное прогнозирование опирается на познанные объективные закономерности, логику, качественную информацию, математические методы. Оно коренным образом отличается от предсказаний, базирующихся на ясновидении, интуиции, имеющих эвристический характер, или на астрологии и разных способах гадания.

Современная наука не отрицает способность творческого видения будущего как природного дара. Ясновидение рассматривается в качестве сверхчувственного восприятия, экстрасенсорной, только ему доступной способности человека получать информацию.

Прогноз как форма социального предвидения описывает возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий. При этом он может и должен охватывать как управляемые, так и относительно неуправляемые (стихийно протекающие) процессы.

Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, нормативную, предупредительную и др. Они нацеливают органы управления на решение перспективных проблем, определяют условия, при которых можно реализовать прогностическую модель, предупреждают о возможных отклонениях от нее. Таким образом, прогнозы выступают как необходимый элемент всего процесса управления, содействуют его оптимизации.

Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения общественной системы с учетом закономерностей ее развития, перспектив эффективного вложения капитала. Социально-экономические прогнозы выражают количественные и качественные изменения, связанные с оценкой объемов производства, стоимостных макроэкономических показателей, спроса и предложения, трудовых отношений, структуры доходов и расходов. Они включают показатели развития макроэкономической ситуации, научно-технического прогресса, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, внешнеэкономической деятельности, экологической обстановки, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. Социально-экономическое прогнозирование служит функцией государства.

Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Развитая система альтернативных прогнозов позволяет сопоставлять, сравнивать возможные варианты, выбирать оптимальные из них. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений. Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.

Таким образом, была рассмотрена процесса социального прогнозирования и его особенности как функции государства.

Методы прогнозирования

 

Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

Всю совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам; степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и некоторым другим.

Наибольшее распространение имеет группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы прогнозирования позволяют получить прогнозную оценку состояния развития объекта в будущем независимо от информационной обеспеченности. Их сущность заключается в построении рациональной процедуры, интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов применяется как решение проблемы.

Характерным для методов экспертных оценок является научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом этапе; применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждения экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении специальных вопросов, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель.

При помощи экспертных методов можно решать следующие типовые задачи:

составление перечня возможных событий за определенный промежуток времени;

определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий;

определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;

разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;

альтернативное распределение ресурсов для решения с ранжированием их очередности;

альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Организация процедуры экспертной оценки включает несколько направлений:

формирование репрезентативной экспертной группы;

подготовку и проведение экспертизы;

статистическую обработку полученных результатов опроса.

Формализованные методы прогнозирования базируются на математической теории, которая обеспечивает повышение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет облегчить деятельность по обработке информации и оценке результатов. В состав формализованных методов прогнозирования входят: методы экстраполяции и методы математического моделирования.

Термин «экстраполяция» имеет несколько толкований. В широком смысле слова экстраполяция - это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую его часть. В узком смысле - это нахождение на ряду данных функций других ее значений, находящиеся вне этого ряда. Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстраполяция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функций за пределами области ее определения с использованием информации о поведении данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

Итак, были проанализированы существующие методы прогнозирования. В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации.


Классификация прогнозов

 

Краткий обзор возможных видов прогнозов, которые классифицируются по нескольким признакам:

) по горизонту времени различают краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10 и более лет) прогнозы;

) по уровню государственного управления прогнозы могут быть федеральными, региональными и местными;

) по предметному содержанию различают ряд частных прогнозов: демографический, экологический, научно-технический, социальный, природных ресурсов, внешнеэкономический, отраслевой и т. д.; отдельно разрабатывается прогноз развития государственного сектора экономики;

) в зависимости от направленности и интенсивности экономических процессов в будущем формируют несколько вариантов прогнозов:

а) высокий (оптимистический), ориентированный на наиболее благоприятный ход событий;

б) средний, соответствующий наиболее вероятным перспективам развития;

в) низкий (пессимистический), который возможен при наиболее неблагоприятных условиях развития экономической системы.

В связи с большой значимостью экономических прогнозов как инструмента государственного управления, и государственного планирования в том числе, необходимо на государственном уровне создавать предпосылки эффективности прогнозирования. Важнейшей из таких предпосылок является обеспечение соответствующей нормативно-правовой базы экономического прогнозирования, хотя на практике ситуация иная. Ныне действующий Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» был принят в 1995 г. Проект Федерального закона «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», подготовленный и представленный в апреле 2000 г. в Государственную Думу, на основании решения Президента Российской Федерации в феврале 2004 г. был снят с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Отсутствуют какие-либо иные нормативно-правовые акты, регулирующие экономическое прогнозирование, что затрудняет создание единой методологии и организационной системы научно обоснованного государственного прогнозирования.

Оценивая, в какой мере рассматриваемый Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (далее - Закон) выполняет функцию правового обеспечения государственного прогнозирования, можно отметить следующее. В преамбуле Закона сказано, что он определяет цели, содержание и общий порядок разработки системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.

О целях социально-экономических прогнозов в законе имеются следующие указания.

. Их результаты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

. На основе прогнозов на долгосрочную перспективу разрабатываются:

а) концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу;

б) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

в) среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации.

. Социально-экономический прогноз на предстоящий год вместе с другими документами представляется в Государственную Думу как обоснование проекта федерального бюджета.

По поводу содержания государственных прогнозов в п. 5 ст. 2 Закона указано: «Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения».

Следуя временному признаку, имеет смысл выделить три самостоятельных вида прогнозов: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (оперативные) прогнозы.

Долгосрочные прогнозы служат целям «контурного» предвидения динамики макроэкономических показателей. Горизонт этих прогнозов может достигать 5-10 лет. Как правило, такие прогнозы включают небольшое число переменных и параметров. Поэтому они не претендуют на сколько-нибудь детальное предсказание ведущих макроэкономических индикаторов. Задача этих прогнозов - дать характеристику последствий той или иной траектории развития национальной экономики, масштабно оценить долговременные результаты принятой концепции социально-экономической политики, включающей демографические, экологические, геополитические аспекты.

Разработки среднесрочного характера предназначены для расчетов показателей состояния и динамики на 3-5-летнюю перспективу. Эти прогнозы могут опираться на результаты долгосрочных расчетов.

Самую ответственную нагрузку, особенно в периоды неустойчивого и кризисного развития, несут краткосрочные прогнозы (с горизонтом предвидения до 3-х лет). Именно эти прогнозы должны дать информацию для принятия оперативных решений хозяйственным ячейкам и управляющим звеньям.

Таким образом, в зависимости от условий функционирования экономических систем и целей их развития в будущем определяется конкретный вид прогноза.

Итак, в первой главе курсовой работы было рассмотрено социальное прогнозирование как функция государства. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения общественной системы с учетом закономерностей ее развития, перспектив эффективного вложения капитала. Социально-экономическое прогнозирование служит функцией государства. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. Методы прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам; степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направлениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и некоторым другим. Классификация прогнозов проходит по следующим критериям: по горизонту времени, уровню государственного управления, предметному содержанию, в зависимости от направленности и интенсивности экономических процессов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.184.8 (0.029 с.)