Понятие, сущность и причины возникновения безработицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность и причины возникновения безработицы



Введение

 

Одной их коренных социально - экономических проблем современного этапа развития российской экономики является проблема безработицы. А именно, проблема, которая не теряет своей значимости, это трудоустройство молодежи. Молодежь - это величайший стратегический ресурс страны, который необходимо ценить. Так как молодежь является гарантом социальной стабильности и наиболее активным и гибким трудовым ресурсом в образование, в который инвестируются деньги государства. От успешной борьбы с молодежной безработицей зависит социальная стабильность и экономическое развитие России. [11, С.3] Эта проблема остается одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством. В настоящее время российское общество находится в сложной социально-политической и экономической ситуации. Проведенные реформы негативным образом отразились на слабо защищенных слоях населения, к которым относят детей, женщин, стариков, инвалидов. [10, С.4 ] В ходе всеобщего обнищания населения особо заметным стало снижение экономического статуса такой социально-демографической группы, как молодежь. Снижение общего жизненного уровня вынуждает молодых людей бросать свои учебные заведения. С другой стороны, выпускники не могут найти работу в связи с недостаточной квалификацией, во многом обусловленной слабой готовностью среднеспециальных и высших учебных заведений к изменениям, отвечающим серьезным переменам в экономико-отраслевой и социальной конъюнктуре предприятий. Оказавшись за бортом общественно-полезной деятельности, молодежь пополняет контингент "групп риска". Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных проблем. Многие молодые люди не находят себе работы по специальности и вынуждены обращаться к службам по трудоустройству для разрешения своей проблемы. Одной из самых востребованных организаций, где горожане могут получить квалифицированную помощь по трудоустройству, остается центр занятости населения. [10, С.7] Молодежь - это будущее России. Актуальность темы исследования определяется объективными потребностями общества в формировании и развитии молодежного рынка труда, снижении молодежной безработицы.

В отечественной социологии советского периода проблема безработицы среди молодежи не рассматривалась (поскольку, согласно официальной идеологии, это социальное явление при социализме отсутствовало), а занятость исследовалась как аналог задачи оптимизации социального управления на производстве, как кадровая проблема. [1, С.4]

Объектом исследования в работе являются методические подходы к анализу проблемы молодежной безработицы, а предметом - молодежная безработица в России.

Целью курсовой работы является изучение проблем молодежной безработицы в России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

·   рассмотреть Российский рынок труда;

·   исследовать современное состояние молодежной безработицы в России;

·   изучить причины, вызывающие молодежную безработицу;

·   предложить пути решения проблемы молодежной безработицы.

 


 

1. Теоретические вопросы безработицы

Виды безработицы

 

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в каждый определённый момент часть работников оказывается в положении, когда они уже оставили прежнюю работу, но ещё не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие - впервые ищут работу, третьи - закончили сезонную работу. Часть людей, ищущих подходящую работу, трудоустраивается, другие - временно оставляют работу, но, в целом, этот тип безработицы остаётся. В таком случае рынок труда функционирует неповоротливо, пытаясь привести в соответствие количество и качество работников и имеющихся рабочих мест. Подобную безработицу называют фрикционной. Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной, так как многие работники, добровольно оставшиеся без работы, переходят с низкооплачиваемой, малоэффективной на более высокооплачиваемую и продуктивную работу, а это, в свою очередь, означает повышение благосостояние граждан и более рациональное распределение ресурсов для труда. [9, С. 23]Фрикционная безработица длится 1-3 месяца. [9, С. 15]

Маргинальная - безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Высвобождаемые кадры не сразу могут решить свои проблемы на рынке труда, и некоторые их них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых профессий, в результате чего структура предложений труда не отвечает структуре рабочих мест и оказывается, что у некоторых работников нет таких навыков, которые нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. Данная разновидность безработицы именуется структурной. В этой ситуации инициатором увольнения выступает работодатель. В качестве примера можно привести повсеместное внедрение персональной электронной техники, вычислительных машин, которые заменили и высвободили большое количество младшего обслуживающего персонала из состава машинисток, счетоводов, делопроизводителей и некоторых других профессий. [11, С.88]

Вынужденная (безработица ожидания) - возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Разновидности вынужденной безработицы:

·   сезонная безработица - обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей;

·   В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет, появляется значительная армия безработных, а подобного рода безработицу именуют конъюнктурной или циклической; [9, С. 24]

·   технологическая - безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Институциональная - безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Добровольная - связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.

Зарегистрированная - незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

Скрытая:

·   формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется;

·   наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу. [11, С. 81]

Подводя итоги, можно сказать, что нынешняя безработица по своей сути мало напоминает безработицу в ее классическом понимании, когда характер безработицы связан, прежде всего, с перепроизводством различных товаров и услуг, падением спроса на них. Наша страна находится в условиях хронического перепроизводства практически большинства жизненно необходимых населению товаров и услуг. И видимое их изобилие определяется относительно небольшим спросом, связанным с низким жизненным уровнем подавляющей части населения и наполнением местных рынков товарами зарубежного производства. Уровень безработицы, с одной стороны, непосредственно отражает масштабы и глубину кризисных явлений в том или ином регионе, а с другой - оказывает определяющее воздействие на обострение социально-политической напряженности и, следовательно, требует первостепенного учета при разработке государственной региональной политики.

 


 

Рынок труда и молодёжь

Молодёжь на рынке труда

 

Молодёжь на рынке труда России - один из важнейших аспектов интеграции молодого поколения в социально-экономическую жизнь общества. От того насколько молодые люди себя реализуют на рынке труда, во многом зависит благополучие общества и собственное благополучие молодёжи. [4, С.22]

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, являются достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. [8, С.25]

Молодежный рынок труда имеет свою специфику.

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. На рынке труда, она обусловлена: недостатком профессиональных знаний; отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков; несформированностью привычки к систематической, регламентируемой работодателем работе; социально-психологическими характеристиками; в т.ч. такими как, стремление к смене рабочего места или профессии, переоценке привязанностей и интересов и даже перемене места жительства, вплоть до эмиграции. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться, в конце 2009 года из примерно 620 млн экономически активной молодежи в возрасте от 15 до 25 лет 81 млн человек не имели работы, и это самый высокий показатель молодежной безработицы за все время проведения оценок.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения. [6, С.50]

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребуемых рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях. [6, с.44-60 ]

Подготовка молодёжи к выходу на рынок труда

 

Рыночная трансформация экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры. [15, С.56]

На основе комплексного исследования центром занятости были выявлены проблемы занятости молодежи:

диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда;

причины незанятости безработной молодежи;

конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города;

факторы успешной профессиональной карьеры;

проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи,

несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда.

Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. [4, с. 23-25]

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений. [6, с.56-57]

В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки).

В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района. [13, С.127]

 


 

Список использованной литературы

 

.   Анисимов А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О.Б. Тихонова; под ред. Е.Н. Барикаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 599с.

.   Багаев В. Занятость молодежи - задача государственная //Человек и труд. - №12. - 2008. - С. 45-46.

.   Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макрокономика. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2006. - 544с.: ил. - (Серия "Учебник для вузов").

.   Герций Ю. Занятость и рынок труда. // Человеческие ресурсы. - №2. - 2008. - С. 22 - 25.

.   Дунаев Н., Салахутдинов Р.Эффективная занятость российской молодёжи - стратегическая проблема. // Человек и труд. - №2. - 2010. - С.19.

.   Запевалин И.С. Современный рынок труда и некоторые его особенности // Гуманитарные науки и современность. - Вып.2. - 2008. - С. 43 - 80.

.   Иванов Н. Мировой кризис и рынок труда. // Мировая экономика и международные отношения. - №11. - 2011. - С.3-18.

.   Кравченко Л. Трудовая адаптация молодежи: ставка на социальные предприятия. // Человек и труд. № 10. - 2008. - С. 23 - 28.

.   Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы. // Человек и труд. - №7; №8. - 2010. - С.21-24; С.14-17.

.   Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - М.: РАГС, 2004. - 384 с.

.   Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Рофе. - М.: Издательство "МИК", 1997. -160с.

.   Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ. 2011.

.   Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. - М.: ИНФА-М, 2000. - 400с. - (Серия "Высшее образование").

.   Рыбаков Л. О проблемах трудоустройства молодых специалистов // Человек и труд. -№1.- 2008 -С.26.

.   Сапаниди П. Молодёжь на рынке труда. // Человек и труд. - №4. - 2011. - С.55-56.

.   Селиванова О. Занятость молодежи - стратегическая проблема // Человек и труд. -№3. - 2009 -С. 29-32.

.   Сергомасова Н.А. Современные тенденции занятости населения в России. //Социальная политика и социология. - №6. - 2010. - С.40-47.

.   Юлиникова М.С. Проблемы занятости молодежи // Труд и социальные отношения. Спецвыпуск. Соискатель. №2 (29), 2008. -С. 28-34.

Введение

 

Одной их коренных социально - экономических проблем современного этапа развития российской экономики является проблема безработицы. А именно, проблема, которая не теряет своей значимости, это трудоустройство молодежи. Молодежь - это величайший стратегический ресурс страны, который необходимо ценить. Так как молодежь является гарантом социальной стабильности и наиболее активным и гибким трудовым ресурсом в образование, в который инвестируются деньги государства. От успешной борьбы с молодежной безработицей зависит социальная стабильность и экономическое развитие России. [11, С.3] Эта проблема остается одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством. В настоящее время российское общество находится в сложной социально-политической и экономической ситуации. Проведенные реформы негативным образом отразились на слабо защищенных слоях населения, к которым относят детей, женщин, стариков, инвалидов. [10, С.4 ] В ходе всеобщего обнищания населения особо заметным стало снижение экономического статуса такой социально-демографической группы, как молодежь. Снижение общего жизненного уровня вынуждает молодых людей бросать свои учебные заведения. С другой стороны, выпускники не могут найти работу в связи с недостаточной квалификацией, во многом обусловленной слабой готовностью среднеспециальных и высших учебных заведений к изменениям, отвечающим серьезным переменам в экономико-отраслевой и социальной конъюнктуре предприятий. Оказавшись за бортом общественно-полезной деятельности, молодежь пополняет контингент "групп риска". Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных проблем. Многие молодые люди не находят себе работы по специальности и вынуждены обращаться к службам по трудоустройству для разрешения своей проблемы. Одной из самых востребованных организаций, где горожане могут получить квалифицированную помощь по трудоустройству, остается центр занятости населения. [10, С.7] Молодежь - это будущее России. Актуальность темы исследования определяется объективными потребностями общества в формировании и развитии молодежного рынка труда, снижении молодежной безработицы.

В отечественной социологии советского периода проблема безработицы среди молодежи не рассматривалась (поскольку, согласно официальной идеологии, это социальное явление при социализме отсутствовало), а занятость исследовалась как аналог задачи оптимизации социального управления на производстве, как кадровая проблема. [1, С.4]

Объектом исследования в работе являются методические подходы к анализу проблемы молодежной безработицы, а предметом - молодежная безработица в России.

Целью курсовой работы является изучение проблем молодежной безработицы в России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

·   рассмотреть Российский рынок труда;

·   исследовать современное состояние молодежной безработицы в России;

·   изучить причины, вызывающие молодежную безработицу;

·   предложить пути решения проблемы молодежной безработицы.

 


 

1. Теоретические вопросы безработицы

Понятие, сущность и причины возникновения безработицы

 

Безработица - социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население. Экономически активное население - население страны, которое имеет или желает и потенциально может иметь самостоятельный источник средств существования. По методологии Международной организации труда в эту категорию включают людей в возрасте от 10 до 72 лет:

·   занятых (предпринимателей и нанятых работников)

·   безработных [13, С.89]

Международной организацией труда - безработным признаётся любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. [3, С. 88]

Чаще всего рыночную экономику увязывают с безработицей. Исторический опыт учит, что в странах с рыночной системой хозяйствования практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать, что уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустим, с безработицей в 5% экономика способна существовать, но уже 7% - социально опасный уровень, которого надо избегать.

В рыночной и в нерыночной экономике обычно существуют два явления: безработица людей и "безработица" рабочих мест, то есть наряду с людьми, не имеющими работы, имеются незанятые рабочие места.

В целом безработица обусловлена состоянием экономики, вследствие чего уровень безработицы может быть использован в качестве показателя, отражающего социально-экономическое положение страны.

Основными показателями безработицы являются её уровень и продолжительность. Уровень безработицы измеряется как отношение официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве. Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.

Мировая экономическая практика свидетельствует, что обеспечение полной занятости и одновременное повышение экономической эффективности общественного производства в современных условиях трудно достижимо, скорее всего, невозможно. Это объясняется тем, что главный фактор экономического роста и объективности производства - научно-техническая революция выступает одновременно и главным фактором возникновения безработицы.

В западной экономической науке выделяются три основных направления при объяснении причин безработицы:

. безработица - следствие слишком высокой заработной платы;

. низкий спрос на рабочую силу;

. негибкость рынка труда, обусловленная спецификой товара - рабочей силы. [3, С. 89]

Виды безработицы

 

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в каждый определённый момент часть работников оказывается в положении, когда они уже оставили прежнюю работу, но ещё не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие - впервые ищут работу, третьи - закончили сезонную работу. Часть людей, ищущих подходящую работу, трудоустраивается, другие - временно оставляют работу, но, в целом, этот тип безработицы остаётся. В таком случае рынок труда функционирует неповоротливо, пытаясь привести в соответствие количество и качество работников и имеющихся рабочих мест. Подобную безработицу называют фрикционной. Поскольку инициатива увольнения в данном случае исходит от самого человека, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной, так как многие работники, добровольно оставшиеся без работы, переходят с низкооплачиваемой, малоэффективной на более высокооплачиваемую и продуктивную работу, а это, в свою очередь, означает повышение благосостояние граждан и более рациональное распределение ресурсов для труда. [9, С. 23]Фрикционная безработица длится 1-3 месяца. [9, С. 15]

Маргинальная - безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Высвобождаемые кадры не сразу могут решить свои проблемы на рынке труда, и некоторые их них попадают в состав безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленно реагируют на появление новых профессий, в результате чего структура предложений труда не отвечает структуре рабочих мест и оказывается, что у некоторых работников нет таких навыков, которые нужны работодателям, и эти граждане становятся безработными. Данная разновидность безработицы именуется структурной. В этой ситуации инициатором увольнения выступает работодатель. В качестве примера можно привести повсеместное внедрение персональной электронной техники, вычислительных машин, которые заменили и высвободили большое количество младшего обслуживающего персонала из состава машинисток, счетоводов, делопроизводителей и некоторых других профессий. [11, С.88]

Вынужденная (безработица ожидания) - возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Разновидности вынужденной безработицы:

·   сезонная безработица - обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей;

·   В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет, появляется значительная армия безработных, а подобного рода безработицу именуют конъюнктурной или циклической; [9, С. 24]

·   технологическая - безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Институциональная - безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

Добровольная - связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.

Зарегистрированная - незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

Скрытая:

·   формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется;

·   наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу. [11, С. 81]

Подводя итоги, можно сказать, что нынешняя безработица по своей сути мало напоминает безработицу в ее классическом понимании, когда характер безработицы связан, прежде всего, с перепроизводством различных товаров и услуг, падением спроса на них. Наша страна находится в условиях хронического перепроизводства практически большинства жизненно необходимых населению товаров и услуг. И видимое их изобилие определяется относительно небольшим спросом, связанным с низким жизненным уровнем подавляющей части населения и наполнением местных рынков товарами зарубежного производства. Уровень безработицы, с одной стороны, непосредственно отражает масштабы и глубину кризисных явлений в том или ином регионе, а с другой - оказывает определяющее воздействие на обострение социально-политической напряженности и, следовательно, требует первостепенного учета при разработке государственной региональной политики.

 


 

Рынок труда и молодёжь

Молодёжь на рынке труда

 

Молодёжь на рынке труда России - один из важнейших аспектов интеграции молодого поколения в социально-экономическую жизнь общества. От того насколько молодые люди себя реализуют на рынке труда, во многом зависит благополучие общества и собственное благополучие молодёжи. [4, С.22]

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, являются достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. [8, С.25]

Молодежный рынок труда имеет свою специфику.

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. На рынке труда, она обусловлена: недостатком профессиональных знаний; отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков; несформированностью привычки к систематической, регламентируемой работодателем работе; социально-психологическими характеристиками; в т.ч. такими как, стремление к смене рабочего места или профессии, переоценке привязанностей и интересов и даже перемене места жительства, вплоть до эмиграции. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться, в конце 2009 года из примерно 620 млн экономически активной молодежи в возрасте от 15 до 25 лет 81 млн человек не имели работы, и это самый высокий показатель молодежной безработицы за все время проведения оценок.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения. [6, С.50]

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Складывающийся рынок труда предполагает выявление приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи с этим возникли теоретические и прикладные задачи по количественному и качественному сопоставлению востребуемых рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях. [6, с.44-60 ]

Подготовка молодёжи к выходу на рынок труда

 

Рыночная трансформация экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры. [15, С.56]

На основе комплексного исследования центром занятости были выявлены проблемы занятости молодежи:

диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда;

причины незанятости безработной молодежи;

конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города;

факторы успешной профессиональной карьеры;

проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи,

несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда.

Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда. [4, с. 23-25]

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Вместе с тем, положение молодежи на рынке тр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.089 с.)