Трудности в эмоциональном развитии младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудности в эмоциональном развитии младшего школьного возраста



 

Важнейший вывод, к которому приходит Л.С. Выготский, что даже умственно отсталый ребёнок "принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций" [8, с.29].

И объясняется это историей развития умственно отсталого ребёнка, т.е. когда биологическая неполноценность лишает его возможности своевременно усваивать культуру человечества. О детях умственно отсталых, когда одной из наиболее распространенных и серьёзных педагогических проблем в психологии является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся младших классов. Педагоги не знают как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными. А это незнание часто приводит к еще большим проблемам, когда не учитываются особенности таких детей и их развитие, как родителями, так и педагогами осуществляется неадекватно. школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на ранних этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя. По-другому выстраиваются отношения с родными и близкими. Устанавливаются отношения с ровесниками.

Эмоциональное развитие ребенка в возрасте от 6 до 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения - он начинает учиться в школе. Новая социальная ситуация, в которую попадает ребенок с приходом в школу, вводит его в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности. Для понимания логики и механизмов развития ребенка нам необходимо знать не только о реальных обстоятельствах его жизни, но и о том, как эти обстоятельства преломляются в его переживаниях, которые канализируются в поведении, игровой и учебной деятельности. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связанно с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах. Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось - ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил. Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни.

Соответственно все события, которые происходят в жизни младшего школьника, наполнены различного рода переживаниями. Чтобы не делал ребенок, в его сознании отражаются переживания отношений к явлениям и фактам действительности, к другим людям и к самому себе. Развитая эмоциональная сфера личности младшего школьника может способствовать адекватному восприятию этих отношений, нарушения в ней ведут к дезадаптации. Поэтому далее боле подробно остановимся на особенностях эмоциональной сферы личности младших школьников, и психологических нарушениях в ней. В.А. Прокофьева отмечает, что за годы дошкольного детства ребенок не только приобрел некоторый эмоциональный опыт, но у него сформировались определенные особенности эмоционального поведения, эмоционального отклика на воздействия сверстников и взрослых. Со временем он постепенно начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. Его умение владеть своими чувствами растет год от года.

Свобода дошкольного детства, продолжает В.А. Прокофьева, сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности - ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам её организовывать. С поступлением в школу увеличивается количество требований, ожиданий, акцент делается на том, что ученик "должен", а не на том, что он "хочет". Она утверждает, что первокласснику приятно быть и чувствовать взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как школьника. Естественно, что такое положение вызывает амбивалентные переживания у ребенка: это и стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником. Эти противоречия могут порождать фрустрацию.

Фрустра ́ ция (лат. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> frustratio - "обман", "неудача", "тщетное ожидание", "расстройство замыслов") - психическое состояние <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Проблемное поведение часто называют дивиантным, отклоняющимся. Дивиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали. Дивиантное поведение подразделяется на 2 большие категории. Во-первых это поведение отклоняющееся от нормы психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии или пограничного с ней состояния. Во-вторых это антисоциальное поведение нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.

Эмоциональные расстройства представляют с одной стороны отклонение от нормы, а с другой стороны приводят к возникновению нарушений социальных контактов. Склонность к эмоциональным расстройствам в некоторой степени обуславливается и влиянием генетических факторов. Относительно часто, на происхождение эмоциональных расстройств, влияют быстродействующие стрессогенные влияния окружающей среды. Причиной тяжелых эмоциональных расстройств может быть и неуспешность школьного обучения. также речь идет и о задержках психического развития, обусловленных разными причинами. Выделяют в основном три группы:

) конституционные или "ядерные" психопатии;

)"органические” психопатии или психоподобные изменения личности в силу органического поражения головного мозга;

) патохарактерологические развития личности или "краевые" психопатии. Рассмотрим варианты психопатических личностей внутри указанных классификационных групп. Мы опишем не все варианты психопатий, а лишь основные, которые чаще всего начинают проявляются в младшем школьном возрасте.

Конституционные или "ядерные" психопатии

В этой группе наиболее отчетливо представлены следующие формы психопатий.

а) Гиперетимные психопаты - это люди, которые с раннего возраста обращают на себя внимание слегка приподнятым фоном настроения. Они редко огорчаются, и если такое случается, то ненадолго. Обычно они энергичны, инициативны, предприимчивы. У них имеется масса интересов, желаний и планов, которые идут друг за другом неупорядоченно и, нередко, внахлест. Они всегда оживлены, жесты их порывисты и стремительны, мимика быстрая и выразительная, речь напористая, часто с шутками, неожиданными оригинальными ассоциациями. Берясь за многие дела одновременно, они, как правило, не доводят до конца большинство замыслов. Эти дети нетерпеливы, неусидчивы, любят заниматься в различных кружках, но до тех пор, пока не потребуется систематический и упорный труд. Они во многих вопросах дилетанты. В младшем школьном возрасте любят проводить время в группе людей, склонны к играм, приключениям, риску.

б) Гипотимные психопаты. Иначе их называют "конституционально депрессивные” психопатические личности. Это люди, которые с раннего возраста чаще всего пребывают в сниженном настроении, поэтому много брюзжат, ворчат, высказывают неудовольствие по любому поводу, омрачают любую радость и праздник окружающих людей. Они не умеют и не хотят радоваться чему-либо и даже в какой-то степени боятся этой радости, так как считают, что за то, что им сейчас хорошо, в дальнейшем будет еще хуже. Это лица глубоких интересов и взглядов, но неисправимые пессимисты в учебе, работе, семейной жизни. Они обычно старательны, исполнительны, аккуратны. Друзей имеют мало. В дружбе, вкусах и увлечениях отличаются постоянством. В школе учатся спокойно, ровно, стабильно по всем предметам.

в) Эмоционально неустойчивые психопаты. С дошкольного возраста они обнаруживают беспричинные колебания настроения даже в течении одного дня. Их активность, желания, интересы и планы идут как бы в след за настроением и столь же внезапно переменчивы. В периоды хорошего настроения они принимают решения и совершают поступки, в которых в период сниженного настроения раскаиваются, хотя объективно ничего дурного не совершали. В школе учатся неровно по одному и тому же предмету, так как занимаются то с желанием и успешно, то утрачивают интерес, не верят в собственные способности и не видят смысла в занятиях. Перепады в установках, интересах, оценках людей делают их трудными в общении, дружбе, в жизни, в коллективе.

г) Возбудимые психопаты. Обычно это люди с холерическим темпераментом, и их характер во многом соответствует этому типу темперамента. Они стремительны, порывисты, плохо переносят ситуации ожидания. Легко дают аффекты гнева по малозначительным поводам, но аффекты их непродолжительны и часто заканчиваются чувством вины, раскаянием, когда они просят прощения за свое поведение, обещают больше так не поступать, однако через некоторое время все повторяется сначала.

д) Взрывчатые или "эпилептоидные" психопаты. Как правило, эти люди неторопливы в движениях, мыслях и действиях. Они сдержаны, сохраняют невозмутимость во многих эмоционально насыщенных ситуациях. Аккуратны, обстоятельны до мелочности и педантизма. Любят порядок во всем и неукоснительно требовательны в этом отношении к другим и к себе. Это люди жестких привычек, правил, шаблонов и умеренности во всем. Однако их невозмутимость в кризисных ситуациях сменяется мощным и длительным гневом с разрушительными и агрессивными действиями, во время которых могут страдать и невинные люди. Они долго помнят нанесенную им обиду и отличаются мстительностью.

е) Психопаты склонные к пораждению сверхценных идей. Для них характерно то, что содержание сверхценных идей и направленность усилий по реализации идей редко меняются в течении жизни. В зависимости от содержания моноидей стоит и конкретное название психопатии.

ж) Астеничная форма психопатии. С раннего возраста они боятся препятствий в достижении целей. Им плохо дается преодаление любых трудностей, мобилизация усилий. Они считают себя хрупкими, болезненными и полагают, что если бы не это, то все бы у них получилось как нужно.

з) Психопаты-психоастеники. Самым трудным для них в жизни является процесс принятия решений. Они в течении всей жизни постоянно сомневаются в выборе целей и средств для их достижения. Причем, одни из них мучаются борьбой мотивов сами, другие же, будучи несамостоятельными, вновь и вновь обращаются за советами к окружающим. Обычно они робки и застенчивы.

и) Истироидные психопаты. Одним из центральных свойств личности истероидных психопатов является эгоцентризм и стремление любой ценой быть в центре внимания окружающих. Находясь в любом коллективе, они стремятся к лидерству, причем в зависимости от интересов группы они и выполняют соответствующую роль, поэтому из них вырастают люди при искусстве, при науке, при спорте. Реальные же успехи в деятельности их мало волнуют так как им важно показаться для окружающих кем-либо, а не быть таковыми на самом деле. Им необходима атмосфера обожания, восхищения и поклонения, тогда они могут приложить и усилия для достижения реальных успехов.

Среди них встречаются патологические лгуны, которые всю жизнь любят фантазировать и обманывать окружающих. Причем делают это достаточно бескорыстно. Таких психопатов называют псевдологами. Но среди истероидных психопатов есть лгуны, которые и сами начинают верить в собственную ложь, подменяя реальную жизнь вымышленными событиями, о чем убежденно и искренне сообщают окружающим. Таких людей называют "фантастами”.

"Органические” психопатии

Втора группа психопатий представлена психоподобными изменениями личности вследствие органического поражения головного мозга. Если повреждение мозга произошло внутриутробно или в первые годы жизни, то идет процесс формирования психопатических черт личности.

Среди этой группы психопатий наиболее отчетливо выступают две их формы: безтормозная и возбудимая.

а) Безтормозные или неустойчивые психопаты. Этим личностям свойственно прежде всего стремление к удовольствиям, которые можно получить без особых усилий. У них наблюдается жажда сенсорных впечатлений при отсутствии глубины анализа воспринимаемых явлений.

б) Возбудимые психопаты. В первые десятилетия двадцатого века таких людей называли "социопатами”, или "врагами общества”. Роль инстинктов в их жизни резко усилена. Будучи голодными, они отбирают еду у окружающих, а при сопротивлении избивают жестоко, часто садистически. В драках они безудержны, причем повод для драки не ищут, а без разбора могут напасть на любого, кто в данный момент будет проходить мимо них.

"Краевые" психопатии

Третья группа психопатий представлена патохарактерологическими развитиями личности. Формируется эта группа из-за длительно существующих неблагоприятных условий воспитания. Этот вариант отклонений в развитии можно лишь условно отнести к психопатиям, так как при благоприятной микросреде и достаточном развитии самоанализа и самоконтроля в дальнейшей жизни возможна коррекция дисгармонических свойств личности и исчезновение нежелательных характерологических проявлений.

Есть несколько довольно резко очерченных деформированных стилей семейного воспитания, нередко приводящих к определенным вариантам патохарактерологических развитий личности.

а) Воспитание ребенка по типу "кумира семьи”. Все родственники ребенка с раннего возраста неуемно и бурно восторгаются им: их умиляет, как он двигается, говорит, носит одежду, овладевает различными знаниями и умениями. Все, что ни делает ребенок, оценивается окружающими как исключительное и неповторимое явление.

б) Воспитание ребенка по типу "Золушки”. Другими словами такое воспитание можно назвать деспотическим. За любую шалость, провинность, за нежелательное для родителей намерение ребенка следует тяжелое и жестокое наказание. Дети не встречают эмоциональной поддержки, поощрения за любые свои успехи и достижения. Часто такой стиль воспитания окружает "эмоционально отверженных”, нежелательных в семье детей, либо детей "запланированных”, от которых родители ожидают только радости и удовольствия и поэтому находятся как бы в постоянной претензии к ребенку за то, что он не оправдывает их надежд.

в) Стиль семейного воспитания по типу гиперопеки. Подобный тип воспитания может проявляться либо в чрезмерном стремлении родителей к ограждению ребенка от любых возможных опасностей и неприятностей, из-за чего родители постоянно сопровождают ребенка, вмешиваются в его дела, замучивая бесконечными настойчивыми советами, предостережениями и запретами. Либо чрезмерная опека сопровождается резким подавлением у ребенка его собственных желаний, побуждений с навязыванием ему родительских установок и стремлений по принципу: "Ты еще мал, жизни не знаешь, горя не хлебнул, а мы знаем жизнь, поэтому не перечь, делай, как тебе говорят”.

И в том и в другом случае ребенок становится безвольным, безынициативным, способным лишь следовать за лидером, не имея сил и возможностей самостоятельно и критически решать актуальные для него задачи и утопая в вечных сомнениях и неудовольствие собой по этому поводу.

г) Стиль семейного воспитания по типу чрезмерная опека. Если ребенок, живя в семье, оказывается в ситуации безнадзорности, то он привыкает добиваться "тепла под солнцем" собственными силами. Мир взрослых людей оказывается для него чуждым. Он отвергает их ценности, нормативы поведения, запреты и нередко примыкает к группе асоциальных подростков, которые его опекают и учат жить по законам своей групповой этики. Там он находит то "тепло" и "заботу”, которых ему так недоставало в семье. Отсюда вытекают и особенности их поведения и черт характера, формирующихся при длительных неблагоприятных обстоятельствах жизни: отрицание социально положительных авторитетов, неподчинение режимным ограничениям, необузданное стремление к свободе от всяких нормативов поведения, от общественно полезного труда.

Таким образом, по причинам возникновения мы рассмотрели 3 группы психопатий. Однако психопатии не являются единственной разновидностью отклонений от статистически средней нормы в структуре и динамике личности. Крайним вариантом нормы или переходным вариантом от нормы к патологии являются акцентуированные личности. Эти люди обладают какими-либо утрированными, обостренными чертами характера, но, в отличии от психопатов, такие особенности не приводят к глобальной дисгармонии личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.108 с.)