Глава 1. Проблема эмоциональных механизмов на разных этапах психологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Проблема эмоциональных механизмов на разных этапах психологических исследований



Оглавление

 

Глава 1. Проблема эмоциональных механизмов на разных этапах психологических исследований

1.1 Понятие эмоция и виды эмоциональных состояний

1.2 Психологические теории эмоций

1.3 Эмоциональные особенности развития младших школьников

1.4 Трудности в эмоциональном развитии младшего школьного возраста

1.5 Роль эмоций в процессе межличностных отношениях между взрослыми и сверстниками

Глава 2. Практическая часть

Заключение

Список библиографических источников


Введение

Актуальность проблемы исследования: Эмоции это неизвестный объект, его нельзя отнести к чувствaм так как это явление происходящие прямо сейчас. Нa сегодняшний день в психологии в сфере эмоций нaчинaются глобaльные исследовaния так как это задатки чувств. И речь пойдет о том, как человек реагирует эмоционально на жизненные обстоятельства. Мы привыкли говорить о том., что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают наше душевное состояние. Раньше эмоциональные состояния считали чувством, но как сообщают последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. Вначале мы реагируем эмоционально, а уже потом у нас возникает чувство. Значения проблемы эмоций не нуждаются в особом обосновании. Какие условия и детерминанты не определяли жизнь человека, внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений. Эмоции показывают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике, в творчестве и в душевных проблемах человека. Такая всесторонняя значимость эмоций должна являться надежным залогом, как завышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности.

Такие "традиционные” эмоциональные явления, как любовь, ненависть, гнев содержат в себе моменты как оценки, так побуждения, о чем свидетельствует их неустойчивое положение относивших их как к чувствам, так и к воли. Все это позволяет судить о том, что объем нынешней психологии эмоций проявляется искусственно суженным.

В психологии эмоций за последние время было получено столько новых фактов и столько же новых теоретических разработок, что можно смело заявлять о полном изменении в этой сфере.

эмоциональное развитие начальная школа

Пересмотрим основные функции и характеристики эмоций в нынешнем понимании. Сначала следует отметить когнитивно-оценочную функцию эмоций. "Независимо от того, как в истории психологической мысли трактовались эмоциональные явления за ними всегда стаяла способность оценивать, хотя были различные точки зрения о том, что именно (вещи, действия, внутренние отношения, их полезность, достоинства или гармония) и как именно (сознательно-бессознательно, абсолютно-относительно) оценивают эмоции. Эмоциями принято считать реакцию человека на какой-либо раздражитель окружающей его cреды. Если человек усваивает предметы и явления окружающего его мира, он обычно всегда будет как-то относится к ним. Какие-то события вызывают либо радость, либо гнев, либо страх или неудовольствие и т.д. У каждого человека реакция совершенно разная на одно и тоже. Человек либо бледнеет от испуга например или краснеет если ему стыдно или смущается, у него может участится дыхание, сердцебиение. Что сопровождается разными изменениями в работе внутренних органов, нервных процессов гормональных механизмов. Эмоции не возникают cами по cебе. Всегда источником эмоций выступает объективная действительность, окружающая Среда и потребности человека. Что связано с удовлетворенностью потребностей человека: органических, физических, коммуникативных - призывает у человека положительные эмоции (радость, смех и т.д.). Но также может вызывать отрицательные эмоции (гнев, грусть, слезы и т.д.).

Цель исследования - раскрытие особенностей эмоционального развития ребенка в начальной школе.

Объект исследования - эмоции, причины их зарождения, протекания и результаты.

Предмет исследования - характерные черты, специфика эмоционального развития ребенка.

В ходе написания данной курсовой работы решались следующие задачи:

1) выявить и проанализировать основные психологические теории эмоционального развития в современной отечественной и зарубежной психологии.

) рассмотреть виды и функции эмоциональных состояний;

) выявить психологические особенности и закономерности развития детей младшего школьного возраста;

) раскрыть особенности формирования эмоционального развития у детей младшего школьного возраста;

Методы исследования:

В работе применен теоретический анализ научных источников по проблеме эмоционального развития детей.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографических источников.


Глава 2. Практическая часть

 

Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру. Особенности эмоционально-волевой регуляции у школьников хорошо проявляется в игре, поэтому для проведения эксперимента были выбраны следующие методы: (наблюдение, эксперимент; беседа; и методики.

Пример № 1, стр. 13.

Я присутствовала на концерте в Центре Образования № 1493, посвященный 9 Маю. Когда там выступал ансамбль бального танца "Венера". Дети выступили с большим успехом. В конце выступления дети были радостные, возбужденные, довольные своими успехами. Они испытали эстетическое наслаждение от того, что они доставили удовольствие сидящим в зале, в том числе и себе.

Пример № 2, стр. 15.

Отец Паши Г. заявил в присутствии сына: " Мой мальчик не мужчина, а какой-то хлюпик. В школе он плохо успевает, спортом не занимается”. Не зная истинной причины, он в присутствии коллектива детей и учителей сильно ранил эмоциональную сферу ребенка. Прошло несколько дней. И вот нам сообщили, что Паша бьет мальчика на 2 года старше его, причем бьет в присутствии многих одноклассников. Сразу о его "мужском подвиге" узнали учителя, класс, а особенно он хотел доказать, что он не хлюпик отцу.

Здесь можно сделать вывод о неадекватном контроле за своими эмоциями, где страх перед более старшим ребенком был преодолен желанием доказать всем, что он не хлюпик.

Пример№ 3, стр 26

Отец Коли Б. отличался повышенной требовательностью, переходящей в жестокость к сыну, За малейшее неповиновение или неуспехи в учебе он наказывал его физически, т.е. избивал. Мальчик естественно панически боялся отца, а именно этих наказаний. Стал лживым, делал все, чтобы малейшая жалоба на него не дошла до отца. В то же время мать очень жалела его и покрывала все его проступки, чтобы избежать наказаний сына. В школе Коля вел себя примерно также как и вел себя его отец. Он был агрессивен, избивал более слабых, грубил учителям, подделывал оценки т.к. учился он плохо. Во дворе он также отличался жестокостью по отношению к слабым и быстро попал в зависимость к старшим ребятам, которые заставляли его сначала воровать деньги у матери, а затем, принимать участие в разбойных нападениях. По отношению к отцу он был послушным ребенком, не вызывающим в отце беспокойства. Отношения с матерью были совершенно другими. Он грубил ей, не выполнял ее требования, знал о том, что она его любит и скроет все его дела от отца. В результате в компании, при ограблении на улице, он был задержан милицией за преступление. Мальчик учился в 4 классе.

Пример№4, стр.26

Лёня Г. 12 лет. Оба родителя страдают алкоголизмом. Семейные отношения в которых он пребывал были крайне неблагополучны. Оба родителя часто при употреблении алкоголя скандалили, разговаривали на повышенных тонах, оскорбляли друг друга, устраивали драки. Мальчику приходилось все семейные заботы возложить на свои плечи. Кроме того ему приходилось заботится о младших сестре и брате. Девочка ходила во второй класс, младший брат в детский сад. Ему необходимо было позаботится о каком-нибудь питании, приготовить обед, отвести брата в детский сад, помочь приготовить уроки сестре. В результате этого, видя негативное поведение родителей, пример которых для него не был приемлим для подражания, подросток сделал для себя выводы о том, что в будующей жизни он не будет следовать этому примеру, поэтому никогда не пробовал алкоголя, курения, старался прилежно учится в школе для того чтобы в будущем иметь свою профессию. В школе он был несколько замкнут, стеснялся приглашать друзей в гости из-за неблагополучия в семье, но имел твердые установки на будущее. Так отрицательный пример сыграл положительную роль в формировании подростка.

Пример № 5, стр 27

Для сравнения берем поведение двух девочек. Маши Л. и Кристины А. Обеим девочкам 9 лет. Родители Маши Л. всегда были последовательны и четки в своих требованиях, они с вниманием относились к учебе, внешности, друзьям девочки. Контролировали ее время пребывание в школе, в кружках, в кругу друзей. Оговаривали заранее где она будет находится и с кем общаться, обращали внимание на ее внешность. С большим уважением относились к ее увлечении музыкой. Были в курсе ее интересов. Межличностные отношения между ними носили доверительный характер. Особым вниманием и доверием пользовался у нее отец. Она могла прийти к нему, рассказать ситуацию, попросить совета. Он же и ходил на родительские собрания. С матерью у нее были ровные, теплые отношения. Если ей по воле случая приходилось совершить какой-то проступок, то прежде чем вынести ей наказание родители подходили к этому очень серьезно. В зависимости от того какой это был проступок (напр. не пришла во время домой), и если этому были веские причины, ограничивались строгим внушением. Если это было легкомысленное отношение к дисциплине в семье, значит она могла получить более строгое наказание (лишение прогулки в следующий раз или посещение какого-либо интересного мероприятия и т.д.). Эти наказания являлись справедливыми и воспринимала их правильно, что не нарушало ее доверия к родителям, а наоборот повышало его, т.к. требования были разумными.

В другой семье Кристина А. не встречала должного понимания и одобрения своих родителей. Не всегда требования родителей были согласованы. Отец уделял мало внимания воспитанию дочери, возложив это на мать. По отношению к девочке его требования были всегда завышены. В основном он вмешивался тогда, когда надо было отругать или наказать ее за какой-либо проступок. Он никогда не хвалил ее, видел в ней только отрицательные качества. Относился с презрением ко всем женщинам, в том числе и к матери девочки, считая их людьми 2-го сорта. В семье он был тираном, часто выпивал. Мать и дочь боялись и не уважали его. Девочка старалась не попадаться ему на глаза, чтобы не получить порой незаслуженную ругань и брань. Мать в свою очередь тоже уделяла мало внимания воспитанию дочери, т.к. была обременена постоянными заботами и неурядицами. Когда дочь попадала под "горячую руку”, она также бранила ее, наказывала. За какой-то серьезный проступок она могла вовсе не получить наказание, а за незначительный могла получить незаслуженную брань и даже пощечину. Поэтому девочка не уважала своих родителей, старалась как можно меньше находиться дома. В школе она училась посредственно, часто пропускала уроки, а свое свободное время часто проводила одна на улице, т.к. требования родителей к ней и семейное воспитание не всегда были адекватны.

Вывод: Семейные отношение закладывают в нас огромный фундамент, для дальнейшей жизни. С самого раннего возраста и до старости мы запоминаем советы, поведение, отношения семьи, учителей, друзей. Главное не упускать ребенка. Если в семье не гладко, то учитель должен обращать особое внимание на такого ребенка, не быть безразличным к его проблемам. Ведь можно ребенка запустить и он потеряет себя в жизни, так и не реализовав себя в жизни.

Встречаются люди которые до сих пор, хотя им уже много лет помнят свою первую учительницу, не редко с ней видятся, поддерживают отношения и благодарят ее за все. Это и есть цель, дать знания и не упустить ребенка в воспитании.


Заключение

 

Личность человека как субъекта практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, окружающую природу, общество и является движущей силой общественного развития. Действуя он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействие от окружающего. Он переживает то, что с ним происходит, им совершается, он относится определенным чувственным образом к тому, что его окружает. Переживание этого человека к окружающему, его отношение к миру, людям, обществу и составляет его эмоциональную сферу. Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная от младенчества, до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно совершенствуется и достигает самых высоких порогов чувствительности.

Опосредованно, через отношение к другим людям у человека устанавливается отношение к самому себе. На более высших проявлениях у человека формируются правильные и неправильные чувственные восприятия мира, преувеличенная или преуменьшенная самооценка, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, гордость, обидчивость, тщеславие, неуверенность, честолюбие и т.д.

Существенным, определяющим, ведущим для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития.

Изучая психику мы прежде всего изучаем эмоциональное состояние, сознание и самосознание личности, субъектов, в их реальной обусловленности. Человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы и отношение его к природе, и к другим людям. К обществу дано ему как отношение поскольку у него есть сознание. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект, осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении эмоционально-психологических свойств личности - ее эмоций, способностей, волевых проявлений, темперамента, характера; она завершается раскрытием самосознания личности. В развитии личности ее самосознания существует ряд ступеней. Сюда включается все, что делает человека субъектом общественной и личной жизни. Каждое их личных событий имеет и свою внутреннюю эмоциональную сторону. Объективное, внешнее изменение человека с окружающим, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее эмоционально-психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение к самому себе и к другим людям. Не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а эмоционально прочувствовал, освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом его собственной деятельности.

То, что относиться к человечеству в целом, не может не относится в известном смысле и к каждому человеку. В этом ключ к пониманию человеческой личности, того как она формируется, совершая свой жизненный путь.

Эмоция - это мать психики. Для всего психического здоровья человека, главной елью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Особенно это можно отметить при воспитании младшего подростка. Когда эмоциональная сфера претерпевает переходный период от детскости к взрослому состоянию. в более младшем возрасте эмоциональное состояние ребенка зависимо от удовлетворения своих потребностей и оценки взрослого. Изучая эту тему, я для себя открыла много нового и неизвестного. Раньше мне не всегда были понятны эти проявления и я не могла дать им объяснение. В результате изученного материала, анализирую свою деятельность, я могу объяснить свои ошибки и недостатки, и поведение младших школьников.

Я сделала вывод, что эмоции это корень всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои эмоции.


Оглавление

 

Глава 1. Проблема эмоциональных механизмов на разных этапах психологических исследований

1.1 Понятие эмоция и виды эмоциональных состояний

1.2 Психологические теории эмоций

1.3 Эмоциональные особенности развития младших школьников

1.4 Трудности в эмоциональном развитии младшего школьного возраста

1.5 Роль эмоций в процессе межличностных отношениях между взрослыми и сверстниками

Глава 2. Практическая часть

Заключение

Список библиографических источников


Введение

Актуальность проблемы исследования: Эмоции это неизвестный объект, его нельзя отнести к чувствaм так как это явление происходящие прямо сейчас. Нa сегодняшний день в психологии в сфере эмоций нaчинaются глобaльные исследовaния так как это задатки чувств. И речь пойдет о том, как человек реагирует эмоционально на жизненные обстоятельства. Мы привыкли говорить о том., что мы радуемся, боимся, сердимся - все эти действия выражают наше душевное состояние. Раньше эмоциональные состояния считали чувством, но как сообщают последние исследования в этой теме - эмоции это предшествующее состояние. Вначале мы реагируем эмоционально, а уже потом у нас возникает чувство. Значения проблемы эмоций не нуждаются в особом обосновании. Какие условия и детерминанты не определяли жизнь человека, внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений. Эмоции показывают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике, в творчестве и в душевных проблемах человека. Такая всесторонняя значимость эмоций должна являться надежным залогом, как завышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности.

Такие "традиционные” эмоциональные явления, как любовь, ненависть, гнев содержат в себе моменты как оценки, так побуждения, о чем свидетельствует их неустойчивое положение относивших их как к чувствам, так и к воли. Все это позволяет судить о том, что объем нынешней психологии эмоций проявляется искусственно суженным.

В психологии эмоций за последние время было получено столько новых фактов и столько же новых теоретических разработок, что можно смело заявлять о полном изменении в этой сфере.

эмоциональное развитие начальная школа

Пересмотрим основные функции и характеристики эмоций в нынешнем понимании. Сначала следует отметить когнитивно-оценочную функцию эмоций. "Независимо от того, как в истории психологической мысли трактовались эмоциональные явления за ними всегда стаяла способность оценивать, хотя были различные точки зрения о том, что именно (вещи, действия, внутренние отношения, их полезность, достоинства или гармония) и как именно (сознательно-бессознательно, абсолютно-относительно) оценивают эмоции. Эмоциями принято считать реакцию человека на какой-либо раздражитель окружающей его cреды. Если человек усваивает предметы и явления окружающего его мира, он обычно всегда будет как-то относится к ним. Какие-то события вызывают либо радость, либо гнев, либо страх или неудовольствие и т.д. У каждого человека реакция совершенно разная на одно и тоже. Человек либо бледнеет от испуга например или краснеет если ему стыдно или смущается, у него может участится дыхание, сердцебиение. Что сопровождается разными изменениями в работе внутренних органов, нервных процессов гормональных механизмов. Эмоции не возникают cами по cебе. Всегда источником эмоций выступает объективная действительность, окружающая Среда и потребности человека. Что связано с удовлетворенностью потребностей человека: органических, физических, коммуникативных - призывает у человека положительные эмоции (радость, смех и т.д.). Но также может вызывать отрицательные эмоции (гнев, грусть, слезы и т.д.).

Цель исследования - раскрытие особенностей эмоционального развития ребенка в начальной школе.

Объект исследования - эмоции, причины их зарождения, протекания и результаты.

Предмет исследования - характерные черты, специфика эмоционального развития ребенка.

В ходе написания данной курсовой работы решались следующие задачи:

1) выявить и проанализировать основные психологические теории эмоционального развития в современной отечественной и зарубежной психологии.

) рассмотреть виды и функции эмоциональных состояний;

) выявить психологические особенности и закономерности развития детей младшего школьного возраста;

) раскрыть особенности формирования эмоционального развития у детей младшего школьного возраста;

Методы исследования:

В работе применен теоретический анализ научных источников по проблеме эмоционального развития детей.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографических источников.


Глава 1. Проблема эмоциональных механизмов на разных этапах психологических исследований

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.035 с.)