Комплекс сюжетно-ролевых игр по нравственному воспитанию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс сюжетно-ролевых игр по нравственному воспитанию



 

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности.

В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.

Ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых.

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

По мере того, как ребенок растет, меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так, например, игра в “дочки-матери” в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры.

Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. В игре расширяется жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.

Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные игры), эстетическое (музыкальные игры), умственное (дидактические и сюжетные игры). Многие из них, в то же время, способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др. игры).

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Игра - важное средство самовыражения детей, проба сил, социально - педагогическая форма детской жизни. Игры существуют разные: подвижные, дидактические, познавательные, сюжетно-ролевые и др. Игра - это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

Д.Б. Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры - роль, которую берет на себя ребенок [19;20]. С ролью связаны игровые действия. Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей, знакомство с их профессиями. Выбор игровых сюжетов должен представлять интерес для учащихся, учитывать их интеллектуальные возможности, психофизическое состояние.

Схема сюжетно-ролевой игры:

                           Сюжетно-ролевая игра

                 Роль                                   Правила

                            Игровые действия

В игре ребенок учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для работы с детьми младшего школьного возраста. Ученик подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Сюжетно-ролевая игра «Мы – артисты»

Цель игры: воздействовать на чувства детей, вызвать у них стремление подражать конкретному герою сказки. Формировать представления о добре и зле, о том, что зло наказывается. Формирование сравнительной и обобщенной оценки образов. Познакомить с профессиями людей, которые работают в театре (кассир, продавец, гардеробщица, артисты).

План игры:

1. Беседа о русских народных сказках

Вопросы:

а) Какие сказки вы знаете?

б) Какие сказки мы с вами читали?

в) Чему учат сказки (добру, добрым поступкам)?

г) Что происходит со злом (наказывают)

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Загадка о колобке:

«Не лежалось на окошке,

Побежал он по дорожке»

Вопросы:

а) К какой сказке загадка?

б) Какой колобок (добрый, веселый, жизнерадостный, румяный)?

в) Какая лиса (хитрая, обманчивая)?

г) Как бы наказали лису вы?

3. Экскурсия в театр «Теремок» (на волшебном поезде)

Исполнение песенки «Мы едем, едем, едем»

Знакомство с театром (беседа о поведении в театре)

Экскурсоводы: девочки старших классов. Они помогают знакомиться с работой и понятиями

а) кассы (профессией кассира)

б) киоска (профессией продавца)

в) кафе (профессией продавца)

г) зрительный зал (зрители)

д) сцена (выступают артисты)

4. Музыкальная сказка «Теремок» (беседа о поведении артистов на сцене)

Загадки:

а) Длиннохвостенькая, серенькая крошка, боится кошки

б) Длинноухий, длинноногий, скачет быстро по дороге. Всех боится побегайчик. Отгадай, кто он?

в) Я зеленая квакушка, ква-ква. А зовут меня - …

г) Кто цыпляток очень любит? Волку серому сестрица. Это хитрая - …

д) Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает?

Какая сказка:

«Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!»

В игре ученики исполняют следующие роли: зайчик, лиса, медведь, мышка, лягушка.

5. Анализ игры

Чем занимались сегодня?

а) О чем беседовали в начале?

б) Куда ездили на экскурсию?

в) Кем были в театре?

Тут и сказке конец, а кто показал ее – молодец!

Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, д.В. Менджерицкой [1].

Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления руководства:

· приемы, направленные на формирование игры;

· приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;

· приемы, направленные на формирование взаимоотношений.

Вышеназванные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой:

· подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);

· основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);

· участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

Среди авторов современных педагогических технологий выделяются несколько: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Тарловская, В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова и т.д.

Для многих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.

Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре.

Используются такие термины «руководство», «формирование», «управление» игрой (Н.Я. Михайленко). «Руководство игрой»-тип педагогического воздействия на направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

«Управление» – косвенные методы воздействия на игру.

«Руководство» - включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве.

Н.Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры от раннего до старшего дошкольного возраста.

Технология игры изложена в монографии: «Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект» под ред. Подъякова. Михайленко Н.Я. М. 1987 г./»Дошкольное воспитание».

Формирование ролевого поведения детей (2,5 – 4,5) в игре. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события). Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель – врач, ребенок – больной). Группа педагогов-исследователей под руководством Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года). Комплексный метод включает следующие компоненты:

· планомерное обогащение жизненного опыта;

· совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

· своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

· активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода. Н.Н. Палагина является автором педагогических технологий творческих игр младших дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.

На 3-ем году жизни игра может развиваться за счет словесных форм воображения. Это доступно детям этого возраста. Н.Ф. Тарловская являясь автором педагогических технологий сюжетно-ролевых игр изложенной в программе «Радуга». Для третьего года жизни автором предложены игры способствующие облегчению адаптации детей к дошкольному учреждению.

Основная линия руководства играми в этом возрасте определяется Тарловской как побуждение детей к постановке игровых целей. Для этого предлагается вначале использовать игры, где игровые действия воспитателя направлены на детей, затем игровые действия детей направлены на воспитателя, потом на игрушки. Далее автор предлагает готовить детей к принятию роли на примере последовательности.

На 4-ом году жизни Н.Ф. Тарловская предлагает продолжать педагогическую работу по подготовке детей к принятию ролей, ролевому взаимодействию.

Два способа подготовки детей к принятию ролей:

· организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослыми;

· эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.

Путем внесения новых атрибутов в игру детей, можно обогатить ролевое поведение. Можно использовать прием «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру.

Для подготовки детей к ролевому взаимодействию Тарловская предлагает использовать образцы содержательных ролевых диалогов, где игровые действия сведены до минимума или исключены вообще.

Т.М. Бабунова создала методическое пособие по организации игровой деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой по мнению Бабуновой включает коммуникативные умения. Взрослый может быть инициатором, организатором игры.

Для детей 3-4-го года жизни методист предлагает следующие приемы руководства:

1. обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;

2. исполнение воспитателем главной роли;

3. организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;

4. внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

5. сюрпризное появление игрушки;

6. создание воображаемой ситуации;

7. совет, напоминание;

8. обновление игровых уголков;

9. введение игрового тренинга, правил поведения;

10. разыгрывание воображаемой ситуации;

11. внесение образных игрушек.

 

Вывод

Таким образом, проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка в педагогике, игровые теории современной педагогики, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.

И, наконец, в-четвертых, грамотное использование сюжетно-ролевых игр, именно в младшем школьном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы и послужит основным средством процесса нравственного воспитания.

 

 

Заключение

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

Касательно детей старшего дошкольного возраста, здесь можно говорить о ведущей роли игры как основного вида деятельности, а именно о сюжетно- ролевой игре, в процессе которой можно лучшим образом реализовать содержание нравственного воспитания.

Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.

Нами опытно и экспериментально был разработан и апробирован комплекс игр, направленных на воспитание и развитие нравственных качеств детей. По мере проведения эксперимента (на базе старшей группы детского сада) можно было сделать выводы, что сюжетно- ролевые игры действительно способствуют решению ряда поставленных задач в высшей степени, что обуславливает полное подтверждение поставленной нами гипотезы.

Надо найти золотую середину, чтобы с одной стороны, помочь ребенку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желания учиться.

Дошкольное воспитание и обучение являются частью системы образования. Одна из задач дошкольного воспитания – подготовка детей к школе. Воспитатель в детском саду только совместно с родителями может подготовить ребенка к новой ступеньке его жизни: культура еды, общения и взаимоотношений, культура речи, трудолюбие, умение слушать музыку и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы – все это имеет большое значения не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни. Необходимо отметить, что все перечисленные проблемы вполне успешно решаются по средством ролевой игры.

 

 

Список использованной литературы

1. Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. // Семья и школа. 1991, №8.

2. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание. 1973.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение. 1987.

4. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.

5. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 1972.

6. Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя.» Харьков: Фолио, 1997.

7. Белова Е. Размышления перед школой. // Дошкольное воспитание. 1994, №8.

8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. –М, 1968.

9. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа. – М., 1994.

10. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно: (развитие творческих способностей детей) – М., 1992.

11. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада /Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989.

12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

13. Зворыгина Е.В.. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988.

14. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983.

15. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.

16. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье. – М., 1979.

17. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М., 1980.

18. Нравственное воспитание детей /Свадковский И.Ф.; АПН РСФСР.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-179с.

19. Эльконин Д.Б.. Психология игры. М., 1978.

20. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение 1989.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.069 с.)