Система органов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система органов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей



 

Под субъектом ювенальной политики понимается система всех учреждений и организаций, чья деятельность направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних. Эта система впервые нашла свое закрепление на законодательном уровне в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. от 24 июля 2007 г., 2011 г. N 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2007 г. N 31 ст. 4011. В ее состав вошли: Уполномоченный при Президенте по правам ребенка, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ к субъектам ювенальной политики следует также отнести суд и прокуратуру.

В последнее время ведется активная работа по созданию новых специализированных органов по работе с несовершеннолетними.

Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях к докладу о принятии РФ мер по закреплению признанных в Конвенции ООН о правах ребенка прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав, "...рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно с целью введения ювенальной юстиции и ювенального уголовного процесса..."

Однако, вопрос о воссоздании в России специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних - ювенальной юстиции по-прежнему остается открытым. Закон г. Москвы № 43 от 03.10.2001 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве»

Закон г. Москвы «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве»

Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, его статус, компетенцию, а также иные вопросы его деятельности.

Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, его статус, компетенцию, а также иные вопросы его деятельности.

Уполномоченный при Президенте по правам ребенка имеет право:

. Запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

. Беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

. Проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

. Направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

. Привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Представляется, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите несовершеннолетних необходимо уделить пристальное внимание не только созданию новых институтов по охране прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур.

С 26 июня 2010 года вступил в силу новый Закон г. Москвы №12 от 14 апреля 2010г. «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».

Закон дает толкование месту органов местного самоуправления в работе по организации опеки. Согласно этого закона органы местного самоуправления являются уполномоченными органами в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве.

Вводится понятие «уполномоченные организации» -- образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, которые в соответствии с федеральным законодательством могут осуществлять отдельные полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа или оказывать помощь детям, нуждающимся в помощи государства, их законным представителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, семьям, принявшим ребенка (детей) на воспитание.

К уже имеющимся формам семейного устройства детей (усыновление, опека, попечительство) добавляется - патронатное воспитание. Это форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок.

В ст.4 Закона г. Москвы указаны полномочия уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа.

Устанавливается, что на все время нахождения ребенка под опекой, попечительством, в приемной семье ребенку и приемному родителю предоставляется сопровождение. Сопровождение осуществляет уполномоченный орган, расположенный по месту жительства семьи, на основании договора о сопровождении семьи (ст.9). Сопровождение предполагает оказание уполномоченными организациями профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, предусмотренной федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Над лицами в возрасте от 18 до 23 лет после окончания их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается постинтернатный патронат на основании договора о постинтернатном патронате. Постинтернатный патронат осуществляется в форме посещения постинтернатным воспитателем лица, в отношении которого установлен постинтернатный патронат, в целях его воспитания и сопровождения.

Над детьми, нуждающимися в помощи государства (дети еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей, угрозу их жизни и здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию или развитию) устанавливается социальный патронат.

В ст.20 Закона указаны виды государственной поддержки приемных семей и семей, принявших детей на патронатное воспитание.

Статья 22 Закона устанавливает, что контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка, в случае назначения ежемесячной компенсационной выплаты усыновителям, осуществляется до достижения ребенком 18 лет (ранее было до 3-х лет).

Нормативные документы на 2011 г. об организации работыкомиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

1. Конвенция ООН о правах ребенка.

. Конституция РФ.

. Гражданский кодекс РФ, ст.26-41, 1012-1026

. Семейный кодекс РФ, ст.13,59, 62-66, 68-77, 121-123,124-144, 145-148, 152-155

. ФЗ «Об опеке и попечительстве» №48-ФЗ от 24.04.2008г.

. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» №49-ФЗ

. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

. ФЗ «О дополнительных гарантиях при социальной поддержке детей-сирот…» №159-ФЗ от 21.12.1996 г.

. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999г.

. ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ от 29.12.2006г.

. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью №542 от 01.05.1996г (с изменениями)

. Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» №217 от 04.04.02г. (с изменениями)

. Постановление Правительства РФ «О детском доме семейного типа» №195 от 19.03.01г. (с изменениями)

. Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» №423 от 18.05.09г.

. Постановление Правительства РФ «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и …» №432 от 19.05.09г.

. Закон г. Москвы «О наделении органов местного самоуправления ВМО в г.Москве отдельными полномочиями г.Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа» №51 от 26.12.2007г.

. Закон г. Москвы «Об организации опеки, попечительства и патронажа в г.Москве» №12 от 14.04.2010г.

. Закон г.Москвы «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) №87 от 15.12.04г.(с изменениями)

Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, а также право на заботу родителей и совместное с ними проживание. При осуществлении родителями своих родительских прав и обязанностей между ними могут возникать споры различного характера. Конечно, большинство споров между родителями в отношении детей могут быть улажены без вынесения их на рассмотрение суда или привлечения органа опеки и попечительства. Однако случается, что родители не могут достичь согласия по вопросам воспитания или образования ребенка, тогда они вправе обратится за помощью в орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства дает устные или письменные рекомендации по преодолению разногласий возникших между сторонами с учетом интересов ребенка. Такие рекомендации носят консультативный характер и не подлежат принудительному исполнению. И если между родителями (иными законными представителями ребенка) не достигнуто соглашения, их спор может быть разрешен в судебном порядке.

К спорам, разрешаемым в судебном порядке, относятся, конечно, не все споры между родителями о воспитании детей, а только наиболее значимые и которые не могут быть решены без применения предусмотренной Семейным кодексом судебной или иной процедуры. К таким спорам, семейное законодательство относит споры:

· о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

·         об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

· об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников;

· о возврате родителям, опекуну, приемным родителям незаконно удерживаемого ребенка;

· о лишении либо ограничении родительских прав;

· о восстановлении в родительских правах либо отмене ограничений родительских прав.

Участие органа опеки и попечительства в делах по рассмотрению судебных споров, связанных с воспитанием детей, является одной из форм защиты семейных прав.

При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, в судебном порядке к участию в деле определением суда в обязательном порядке должен быть привлечен орган опеки и попечительства. По запросу суда орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, и предоставляет суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора. В установленных законом случаях представляемое суду заключение органа опеки и попечительства должно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Заключение органа опеки и попечительства является доказательством, которое должно быть оценено судов в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами.

Отчет комиссии по делам несовершеннолетних в г. Москве ЮВАО на 2011 г.

За 9 месяцев 2011 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав организовано и проведено 40 заседаний комиссии, из них -27выездных. Комиссией рассмотрено - 325 материала в отношении несовершеннолетних и их родителей, не исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних детей; из них - 127 материалов, рассмотренных в отношении несовершеннолетних. Из данных материалов, поступивших в комиссию: из органов ОВД Москвы ЮВАО - 251, из учебных заведений - 31, из других служб - 43 (Московский городской суд - 2, Комитет по образованию - 6, администрации поселений - 9, администрация ВМР -6, из органов социальной защиты населения - 18).Не снижается число родителей, не выполняющих свои конституционные обязанности по заботе о детях и их воспитанию. За 9 месяцев 2011 года был привлечены 163 родителя. С родителями проведены беседы профилактического характера, даны конкретные рекомендации, неоднократно специалисты комиссии по делам несовершеннолетних, администраций поселений, образовательных школ выходили в семью для урегулирования ситуации и оказания помощи. Большинство материалов в отношении несовершеннолетних, поступивших из ОВД, были составлены в связи:- с курением в не отведенных для этого местах - ст. 2.4. ЛОЗ АП (15 материалов);- за появление в состоянии опьянения - (17 материалов);- за совершение мелкого хулиганства - (6 материалов). За 9 месяцев 2011 года вынесено 5 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних.

На 01.10.2011 года на территории, подведомственной комиссии по делам несовершеннолетних, функционируют: 28 школ, 18 дошкольных учреждений (отдельно от школ). В образовательных учреждениях района созданы органы ученического самоуправления.

При положительных моментах в качестве образования, не снижается рассмотрение материалов по ходатайствам школ и ПУ на несовершеннолетних, уклоняющихся от занятий без уважительных причин. Всего за 9 месяцев 2011 года - 20 представлений из школ, из ПУ, колледжей, лицеев в отношении несовершеннолетних - 7;- информационных справок о выявлении безнадзорных несовершеннолетних от различных служб - 41.

Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет контроль по посещаемости детей в образовательных учреждениях; случаи самовольных уходов детей из дома всегда находятся на контроле в комиссии. Для решения данных проблем специалисты служб профилактики активно используют все возможности реагирования на подростка и его родителей. Проводится работа по выполнению.

Несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, не допускается нахождение в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих);

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проводится работа по сохранению контингента учащихся в общеобразовательных учреждениях.

За 9 месяцев 2011 года из образовательных учреждений района отчислены 7 н/летних: - из образовательных школ - 12:

* из 10 класса в связи с изменением образовательного маршрута (поступлением в другое учебное заведение) - 8;

* из 11 класса в связи с длительным самовольным уходом из дома, неизвестным местонахождением и проведением розыскных мероприятий) - 1

* в связи с длительной болезнью и лечению в детской клинической больнице

Во всех случаях решение об отчислении принималось либо, учитывая желание родителей и ученика, либо как исключительная мера к учащемуся, но с принятием решения в пользу ребенка. Во всех случаях имеет место положительная динамика по отчислению обучающихся, не получивших основного общего образования.

В отношении лиц, рассмотренных на заседаниях комиссии, приняты следующие меры воздействия: вынесены постановления о наложении административного штрафа в отношении 128 человек (в том числе 45 штрафов на несовершеннолетних) на общую сумму 47 550 рублей; вынесено 130 предупреждений.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, социальными педагогами образовательных учреждений, психологами за 9 месяцев 2011 года провели 10 «Дней профилактики» в школах и ПУ города, всего было проведено 438 индивидуальных беседы с подростками, состоящими на учете.

На 01.10.2011 года на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит 113 несовершеннолетних, из них 37 детей за уклонение от учебы, 13 детей самовольно уходят из дома.

В результате проводимой воспитательной работы за 9 месяцев 2011 года снят с учета в комиссии по делам несовершеннолетних 61 подросток, в том числе 27 детей по исправлению.

Проведено комиссией 42 обследования жилищно-бытовых условий неблагополучных семей, по итогам которых были составлены акты ЖБУ.

Матери крайне безответственно относятся к сохранению здоровья своих детей: не делают прививок, не обследуют детей, отказываются лечить ВИЧ инфицированных малышей. Комиссия регулярно совместно с органами профилактики посещает такие семьи, контролирует вопросы по направлению на обследование и лечение. Так, безнадзорные дети определяются на оздоровительные койки сроком на 21 день. Это время для приведения в чувство безответственных родителей, и есть примеры, когда родители стараются изменить ситуацию в лучшую сторону. Ни одного отказа в определении ребенка в учреждения здравоохранения не было. В этом вопросе все заинтересованные лица проявляют понимание проблемы…Постановка безнадзорных несовершеннолетних на профилактический учет, организация их комплексной социальной реабилитации, снятие с учета осуществляется в соответствии с постановлениями: Правительства г. Москвы № 363 «О порядке взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и принятию мер по жизнеобеспечению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.»

В результате проводимой субъектами профилактики работы детям определяется социальный статус (сироты - утеря кормильца, социального сироты - родители лишены родительских прав) для последующей передачи воспитанника в приемную семью, под опеку, на усыновление или до момента стабилизации ситуации в биологической семье несовершеннолетнего и возращения его на дальнейшее проживание в семью.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, может отказать в удовлетворении иска и передать несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства для принятия мер для защиты прав и интересов ребенка и избрания наиболее приемлемого способа устройства его дальнейшей судьбы.

Орган опеки и попечительства участвуя в спорах, возникающих в процессе воспитания детей, в принятии решения или подготовке заключения для суда, в первую очередь, руководствуется соблюдением интересов детей с учетом возможности создания родителями (законными представителями) наиболее благоприятных условий для их воспитания и образования.

Ювенальная юстиция в России - создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних.

В России работа над реализацией ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд социальных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Постановление пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 года №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в котором, в частности, разъяснены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, приведён перечень международных актов, которые должны учитываться судами при рассмотрении подобного рода дел

Об организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

В настоящее время судебная форма защиты прав ребенка является основной, и в судебном порядке может быть защищено любое нарушенное (оспоренное) право ребенка Постановление правительства о внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. «Прокурор наделен правом без обоснования невозможности обращения в суд самих граждан подавать заявления в защиту их нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образование»

Применительно к указанным правоотношениям разрешилась проблема ограниченного толкования судами уважительности причин, в силу которых гражданин не мог самостоятельно обратиться в суд, что нередко служило основанием для необоснованного отказа в принятии заявлений прокуроров в защиту прав лиц, относящихся к социально уязвимым категориям населения, а именно несовершеннолетних.В настоящее время прокуратура - практически единственный орган, который по предусмотренным в законодательстве основаниям может самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов несовершеннолетнего лица.

Прокуроры г. Москвы ЮВАО за 2011 г. предъявили 964 заявления в защиту прав несовершеннолетних на сумму 12314 тыс. руб. Все исковые заявления рассмотрены, из них удовлетворено 962 заявления, в том числе в добровольном порядке 182 заявления на сумму 819 тыс. руб.; принято решение об отказе в удовлетворении требований по 2 заявлениям. В 2011 г. прокуроры предъявили в суд 337 заявлений на сумму 3606 тыс. руб., из них 62 заявления удовлетворены в добровольном порядке, отказано в удовлетворении 5 заявлений. За первое полугодие 2011 г. в интересах несовершеннолетних прокуроры направили 153 заявления на сумму 3842 тыс. руб.

В 2010 г. прокуроры направили в суд в защиту прав несовершеннолетних 97 тыс. исков на сумму 874 млн. руб., а в 2011 г. - 105 тыс. исков на сумму 904 млн. руб. Среди них значительную часть составляют заявления в защиту имущественных прав несовершеннолетних, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это заявления о взыскании задолженности по опекунским пособиям, пособиям на детей, денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви и пр. для детей, находящихся под опекой (попечительством), о взыскании с администрации детских домов в пользу воспитанников незаконно удержанных сумм с их лицевых счетов.

Для обеспечения прав несовершеннолетних на благоприятную семейную среду, семейное воспитание прокуроры обращались в суды с заявлениями о лишении (ограничении) родительских прав, о взыскании алиментов, а также о выселении родителей, лишенных родительских прав, в связи с нарушением жилищных прав детей. Прокурор обратился в суд с заявлением в защиту социальных прав несовершеннолетних без ранее существующих ограничений, что способствовало увеличению количества заявлений.

Исторический анализ развития законодательства о прокуратуре показывает, что прокуратура всегда связана с гражданским судопроизводством. Какие бы изменения, затрагивающие статус прокурора, ни происходили, функции прокурора в гражданском судопроизводстве всегда сохранялись и цель его участия всегда носила ярко выраженный публичный характер, поскольку прокурор был представителем государственной власти. Эти выводы дают принципиально новую трактовку институту участия прокурора в гражданском судопроизводстве и изменяют его полномочия. Возможность участия прокурора в гражданском судопроизводстве обусловливается его защитой только определенных социально значимых интересов граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований - Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с ГПК РФ прокурор - лицо, участвующее в деле. Отнесение прокурора к этой группе участников процесса объясняется тем, что у него есть юридический интерес к исходу дела. Однако до сих пор в науке гражданского процессуального права нет четкого единства и понимания места прокурора. Прокурор, предъявивший иск в защиту прав и интересов других лиц, занимает положение стороны - истца в процессе. Прокурора всегда предполагает наличие ответчика, являющегося стороной по делу, а если есть ответчик, то должен быть и истец. Прокурора, предъявившего иск, истцом только в процессуальном смысле, поскольку в его пользу суд ничего не присуждает, его распорядительные права носят лишь процессуальный характер. Прокурор никогда не является стороной в процессе и всегда занимает положение представителя государства, осуществляющего надзор за законностью.

право несовершеннолетний судебный защита



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.043 с.)