Глава 1. Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей



Введение

 

Проблема защиты прав несовершеннолетних существовала в России во все времена, не решена она и сегодня. Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно обоснованного комплекса мер, создающих систему правовых условий для реализации прав детей. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни, сказались, прежде всего, на семьях и детях. Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность, бегство детей из семей из-за жестокого обращения с ними, рост количества дел о лишении родительских прав - неутешительные факты из жизни российского государства.

Защита прав несовершеннолетних связана со множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами, и, прежде всего недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав несовершеннолетних. Одним из перспективных направлений совершенствования правосудия является создание или преобразование судов по делам несовершеннолетних в суды смешанной уголовно и гражданско-правовой юрисдикции (как специализированных судов современного типа).

Принятый в последнее время федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2011) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией РФ, в целях создания правовых социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.

Между тем, Конвенция о правах ребенка ООН, основной международный документ, регулирующий права детей, предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия, и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры. Это положение Конвенции находит свое отражение в ст.2 Конституции РФ, где сказано: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.

Большое количество диссертаций, монографий, научных статей, написанных на стыке проблем защиты прав несовершеннолетних и гражданского судопроизводства, посвящены особенностям рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, связанных с защитой их прав. В их числе работы Богатырева Н.И., Викут М.А., Гусевой М.А., Ионченковой В.Г., Кривоносовой Л.A., Мороз Л.B. (об усыновлении, лишении и восстановлении родительских прав, отобрании ребенка у родителей без лишения родительских прав), Беспалова Ю.Ф., Костровой Н.М., Тарусиной Н.Н., Тертышниковой В.И., Цепковой Т.М., Текеева А.И. (о судоустройстве по семейным делам в целом). Но не все проблемы по защите прав несовершеннолетних получили освещение в данных работах.

Объект данного исследования составили гражданские процессуальные правоотношения, возникающие при рассмотрении и разрешении гражданских дел судами общей юрисдикции по защите прав несовершеннолетних.

Предметом исследования является судебная защита прав несовершеннолетних, действующее законодательство, определяющее компетенцию органов опеки и попечительства, органов внутренних дел в защите прав несовершеннолетних.

Цель данного исследования состоит в изучении особенностей рассмотрения и разрешения гражданских дел по судебной защите прав несовершеннолетних с участием ОВД, на базе анализа норм материального и процессуального права, судебной практики выработать научно-практические рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения.

Данная цель предопределяет постановку следующих задач: определить сущность судебной защиты прав несовершеннолетних как одной из форм защиты прав несовершеннолетних; изучить некоторые виды дел, имеющих прямое отношение к обеспечению интересов несовершеннолетних, рассматриваемых судом (лишение родительских прав, ограничение родительских прав, восстановление в родительских правах, отмена усыновления); провести сравнительный анализ судебной защиты прав несовершеннолетних в России и зарубежных странах; исследовать формы участия органов внутренних дел в связи с судебной защитой прав несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве; выявить теоретические и практические проблемы в реализации норм по защите прав несовершеннолетних в судах; выработать практические рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы защиты прав несовершеннолетних.

Методологической основой исследования является комплекс общенаучных, частно-научных и специальных методологических принципов познания социально-правовых явлений, конкретизирующийся в виде сравнительно-правового, системного, логического, структурно-правового, специально-юридического, социологического анализа, а также метод анализа научных концепций, действующего законодательства и практики его применения.

Теоретической основой являются научные труды в области науки гражданского процессуального, семейного права, относящиеся к проблемам, рассматриваемым в выпускной квалификационной работе.

Эмпирическую основу исследования составляют современное российское процессуальное законодательство России и некоторых зарубежных стран, материалы судебной практики, данные статистики в период с 2001 по 2010 гг., полученные в органах опеки и попечительства, отделах по организации работы участковых уполномоченных милиции, в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченных по правам несовершеннолетних, анализ судебных архивных гражданских дел по защите прав несовершеннолетних (2002-2010 гг.).

Научная новизна работы заключается в том, что в условиях нового гражданского процессуального законодательства данная работа представляет собой комплексное исследование, посвященное изучению судебной защиты прав несовершеннолетних с участием органов внутренних дел. В данной работе выработаны предложения и конкретные рекомендации по совершенствованию законодательства.

Постановлением правительства РФ от 21.03.2007 № 172 утверждена Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2011 годы. Цель программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает особенности участия в исполнительном производстве несовершеннолетних в зависимости от возрастной категории. Несовершеннолетний, имеющий полную дееспособность (в результате эмансипации, вступление в брак), осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном судопроизводстве самостоятельно.

Если в исполнительном производстве в качестве взыскателя или должника участвует несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 лет, судебный пристав-исполнитель вправе привлечь законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства.

Несовершеннолетние стороны исполнительного производства в возрасте от 14 до 16 лет осуществляют свои права и обязанности в присутствии или с письменного согласия своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства.

Таким образом, в соответствии с Законом об исполнительном производстве, защита прав несовершеннолетних осуществляется в основном с помощью представителей органов опеки и попечительства и законных представителей, в качестве которых могут выступать родители, усыновители, опекуны или попечители.

. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет имеет право самостоятельно обратиться в суд по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и публичных правоотношений. Поскольку несовершеннолетний не обладает необходимым объемом правовых знаний -следует предусмотреть обязательное участие адвоката. Соответственно, статью 50 ГПК РФ изложить в следующей редакции: «суд назначает адвоката в качестве представителя, в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также по делам о защите прав несовершеннолетних, когда инициатором выступает сам несовершеннолетний и в других, предусмотренных законом случаях».

2. По делам о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, отмене усыновления законом предусмотрено участие прокурора. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела должна являться основанием для отложения судебного разбирательства по делу. В связи с этим были внесены изменения в п.З ст.45 ГПК РФ. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 октября 2007 г. N 167 "Об организации взаимодействия территориальных и транспортных прокуроров при реализации полномочий в гражданском и арбитражном процессе"

3. По делам о лишении родительских прав, следует предусмотреть подсудность по выбору истца, так как истцу не всегда известно место жительства ответчика.

. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд,с требованием о восстановлении в родительских правах по истечении одного года с момента вынесения решения суда о лишении родительских прав, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка.

Для эффективной защиты прав несовершеннолетних были внесены дополнения в ФЗ № 120 от 24.06.1999 (ред. от 29.06.2004) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», предоставив право ОВД на обращение в суд с исками о лишении родительских прав»

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в процессе исследования результаты и основанные на них теоретические выводы пополняют потенциал науки гражданского процесса и могут повлиять на совершенствование отдельных норм и положений гражданского процессуального законодательства. Результаты исследования могут послужить исходным материалом для последующих научных исследований проблем защиты прав несовершеннолетних в гражданском процессе.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования содержащихся в ней выводов и предложений в целях совершенствования действующего гражданского процессуального законодательства, а также практики его применения.

 


Однако, вопрос о воссоздании в России специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних - ювенальной юстиции по-прежнему остается открытым. Закон г. Москвы № 43 от 03.10.2001 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве»

Закон г. Москвы «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве»

Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, его статус, компетенцию, а также иные вопросы его деятельности.

Настоящий Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, его статус, компетенцию, а также иные вопросы его деятельности.

Уполномоченный при Президенте по правам ребенка имеет право:

. Запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

. Беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;

. Проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

. Направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

. Привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Представляется, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите несовершеннолетних необходимо уделить пристальное внимание не только созданию новых институтов по охране прав несовершеннолетних, но и совершенствованию деятельности уже имеющихся структур.

С 26 июня 2010 года вступил в силу новый Закон г. Москвы №12 от 14 апреля 2010г. «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».

Закон дает толкование месту органов местного самоуправления в работе по организации опеки. Согласно этого закона органы местного самоуправления являются уполномоченными органами в сфере организации и деятельности по опеке, попечительству и патронажу в городе Москве.

Вводится понятие «уполномоченные организации» -- образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, которые в соответствии с федеральным законодательством могут осуществлять отдельные полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа или оказывать помощь детям, нуждающимся в помощи государства, их законным представителям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, семьям, принявшим ребенка (детей) на воспитание.

К уже имеющимся формам семейного устройства детей (усыновление, опека, попечительство) добавляется - патронатное воспитание. Это форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок.

В ст.4 Закона г. Москвы указаны полномочия уполномоченных органов в сфере опеки, попечительства и патронажа.

Устанавливается, что на все время нахождения ребенка под опекой, попечительством, в приемной семье ребенку и приемному родителю предоставляется сопровождение. Сопровождение осуществляет уполномоченный орган, расположенный по месту жительства семьи, на основании договора о сопровождении семьи (ст.9). Сопровождение предполагает оказание уполномоченными организациями профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи, предусмотренной федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Над лицами в возрасте от 18 до 23 лет после окончания их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливается постинтернатный патронат на основании договора о постинтернатном патронате. Постинтернатный патронат осуществляется в форме посещения постинтернатным воспитателем лица, в отношении которого установлен постинтернатный патронат, в целях его воспитания и сопровождения.

Над детьми, нуждающимися в помощи государства (дети еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей действиями или бездействием родителей, угрозу их жизни и здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию или развитию) устанавливается социальный патронат.

В ст.20 Закона указаны виды государственной поддержки приемных семей и семей, принявших детей на патронатное воспитание.

Статья 22 Закона устанавливает, что контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка, в случае назначения ежемесячной компенсационной выплаты усыновителям, осуществляется до достижения ребенком 18 лет (ранее было до 3-х лет).

Нормативные документы на 2011 г. об организации работыкомиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

1. Конвенция ООН о правах ребенка.

. Конституция РФ.

. Гражданский кодекс РФ, ст.26-41, 1012-1026

. Семейный кодекс РФ, ст.13,59, 62-66, 68-77, 121-123,124-144, 145-148, 152-155

. ФЗ «Об опеке и попечительстве» №48-ФЗ от 24.04.2008г.

. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» №49-ФЗ

. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

. ФЗ «О дополнительных гарантиях при социальной поддержке детей-сирот…» №159-ФЗ от 21.12.1996 г.

. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999г.

. ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ от 29.12.2006г.

. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью №542 от 01.05.1996г (с изменениями)

. Постановление Правительства РФ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» №217 от 04.04.02г. (с изменениями)

. Постановление Правительства РФ «О детском доме семейного типа» №195 от 19.03.01г. (с изменениями)

. Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» №423 от 18.05.09г.

. Постановление Правительства РФ «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и …» №432 от 19.05.09г.

. Закон г. Москвы «О наделении органов местного самоуправления ВМО в г.Москве отдельными полномочиями г.Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа» №51 от 26.12.2007г.

. Закон г. Москвы «Об организации опеки, попечительства и патронажа в г.Москве» №12 от 14.04.2010г.

. Закон г.Москвы «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) №87 от 15.12.04г.(с изменениями)

Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, а также право на заботу родителей и совместное с ними проживание. При осуществлении родителями своих родительских прав и обязанностей между ними могут возникать споры различного характера. Конечно, большинство споров между родителями в отношении детей могут быть улажены без вынесения их на рассмотрение суда или привлечения органа опеки и попечительства. Однако случается, что родители не могут достичь согласия по вопросам воспитания или образования ребенка, тогда они вправе обратится за помощью в орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства дает устные или письменные рекомендации по преодолению разногласий возникших между сторонами с учетом интересов ребенка. Такие рекомендации носят консультативный характер и не подлежат принудительному исполнению. И если между родителями (иными законными представителями ребенка) не достигнуто соглашения, их спор может быть разрешен в судебном порядке.

К спорам, разрешаемым в судебном порядке, относятся, конечно, не все споры между родителями о воспитании детей, а только наиболее значимые и которые не могут быть решены без применения предусмотренной Семейным кодексом судебной или иной процедуры. К таким спорам, семейное законодательство относит споры:

· о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

·         об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

· об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников;

· о возврате родителям, опекуну, приемным родителям незаконно удерживаемого ребенка;

· о лишении либо ограничении родительских прав;

· о восстановлении в родительских правах либо отмене ограничений родительских прав.

Участие органа опеки и попечительства в делах по рассмотрению судебных споров, связанных с воспитанием детей, является одной из форм защиты семейных прав.

При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, в судебном порядке к участию в деле определением суда в обязательном порядке должен быть привлечен орган опеки и попечительства. По запросу суда орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, и предоставляет суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора. В установленных законом случаях представляемое суду заключение органа опеки и попечительства должно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Заключение органа опеки и попечительства является доказательством, которое должно быть оценено судов в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами.

Отчет комиссии по делам несовершеннолетних в г. Москве ЮВАО на 2011 г.

За 9 месяцев 2011 года комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав организовано и проведено 40 заседаний комиссии, из них -27выездных. Комиссией рассмотрено - 325 материала в отношении несовершеннолетних и их родителей, не исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних детей; из них - 127 материалов, рассмотренных в отношении несовершеннолетних. Из данных материалов, поступивших в комиссию: из органов ОВД Москвы ЮВАО - 251, из учебных заведений - 31, из других служб - 43 (Московский городской суд - 2, Комитет по образованию - 6, администрации поселений - 9, администрация ВМР -6, из органов социальной защиты населения - 18).Не снижается число родителей, не выполняющих свои конституционные обязанности по заботе о детях и их воспитанию. За 9 месяцев 2011 года был привлечены 163 родителя. С родителями проведены беседы профилактического характера, даны конкретные рекомендации, неоднократно специалисты комиссии по делам несовершеннолетних, администраций поселений, образовательных школ выходили в семью для урегулирования ситуации и оказания помощи. Большинство материалов в отношении несовершеннолетних, поступивших из ОВД, были составлены в связи:- с курением в не отведенных для этого местах - ст. 2.4. ЛОЗ АП (15 материалов);- за появление в состоянии опьянения - (17 материалов);- за совершение мелкого хулиганства - (6 материалов). За 9 месяцев 2011 года вынесено 5 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних.

На 01.10.2011 года на территории, подведомственной комиссии по делам несовершеннолетних, функционируют: 28 школ, 18 дошкольных учреждений (отдельно от школ). В образовательных учреждениях района созданы органы ученического самоуправления.

При положительных моментах в качестве образования, не снижается рассмотрение материалов по ходатайствам школ и ПУ на несовершеннолетних, уклоняющихся от занятий без уважительных причин. Всего за 9 месяцев 2011 года - 20 представлений из школ, из ПУ, колледжей, лицеев в отношении несовершеннолетних - 7;- информационных справок о выявлении безнадзорных несовершеннолетних от различных служб - 41.

Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет контроль по посещаемости детей в образовательных учреждениях; случаи самовольных уходов детей из дома всегда находятся на контроле в комиссии. Для решения данных проблем специалисты служб профилактики активно используют все возможности реагирования на подростка и его родителей. Проводится работа по выполнению.

Несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, не допускается нахождение в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих);

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проводится работа по сохранению контингента учащихся в общеобразовательных учреждениях.

За 9 месяцев 2011 года из образовательных учреждений района отчислены 7 н/летних: - из образовательных школ - 12:

* из 10 класса в связи с изменением образовательного маршрута (поступлением в другое учебное заведение) - 8;

* из 11 класса в связи с длительным самовольным уходом из дома, неизвестным местонахождением и проведением розыскных мероприятий) - 1

* в связи с длительной болезнью и лечению в детской клинической больнице

Во всех случаях решение об отчислении принималось либо, учитывая желание родителей и ученика, либо как исключительная мера к учащемуся, но с принятием решения в пользу ребенка. Во всех случаях имеет место положительная динамика по отчислению обучающихся, не получивших основного общего образования.

В отношении лиц, рассмотренных на заседаниях комиссии, приняты следующие меры воздействия: вынесены постановления о наложении административного штрафа в отношении 128 человек (в том числе 45 штрафов на несовершеннолетних) на общую сумму 47 550 рублей; вынесено 130 предупреждений.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, социальными педагогами образовательных учреждений, психологами за 9 месяцев 2011 года провели 10 «Дней профилактики» в школах и ПУ города, всего было проведено 438 индивидуальных беседы с подростками, состоящими на учете.

На 01.10.2011 года на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит 113 несовершеннолетних, из них 37 детей за уклонение от учебы, 13 детей самовольно уходят из дома.

В результате проводимой воспитательной работы за 9 месяцев 2011 года снят с учета в комиссии по делам несовершеннолетних 61 подросток, в том числе 27 детей по исправлению.

Проведено комиссией 42 обследования жилищно-бытовых условий неблагополучных семей, по итогам которых были составлены акты ЖБУ.

Матери крайне безответственно относятся к сохранению здоровья своих детей: не делают прививок, не обследуют детей, отказываются лечить ВИЧ инфицированных малышей. Комиссия регулярно совместно с органами профилактики посещает такие семьи, контролирует вопросы по направлению на обследование и лечение. Так, безнадзорные дети определяются на оздоровительные койки сроком на 21 день. Это время для приведения в чувство безответственных родителей, и есть примеры, когда родители стараются изменить ситуацию в лучшую сторону. Ни одного отказа в определении ребенка в учреждения здравоохранения не было. В этом вопросе все заинтересованные лица проявляют понимание проблемы…Постановка безнадзорных несовершеннолетних на профилактический учет, организация их комплексной социальной реабилитации, снятие с учета осуществляется в соответствии с постановлениями: Правительства г. Москвы № 363 «О порядке взаимодействия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и принятию мер по жизнеобеспечению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.»

В результате проводимой субъектами профилактики работы детям определяется социальный статус (сироты - утеря кормильца, социального сироты - родители лишены родительских прав) для последующей передачи воспитанника в приемную семью, под опеку, на усыновление или до момента стабилизации ситуации в биологической семье несовершеннолетнего и возращения его на дальнейшее проживание в семью.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, может отказать в удовлетворении иска и передать несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства для принятия мер для защиты прав и интересов ребенка и избрания наиболее приемлемого способа устройства его дальнейшей судьбы.

Орган опеки и попечительства участвуя в спорах, возникающих в процессе воспитания детей, в принятии решения или подготовке заключения для суда, в первую очередь, руководствуется соблюдением интересов детей с учетом возможности создания родителями (законными представителями) наиболее благоприятных условий для их воспитания и образования.

Ювенальная юстиция в России - создававшаяся (до 2010 года включительно) в России специализированная судебно-правовая система защиты прав несовершеннолетних.

В России работа над реализацией ювенальной юстиции проводится в рамках Европейской социальной хартии, закрепляющей ряд социальных прав человека, а также на основе ратифицированной Конвенции о правах ребёнка и её положений, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Постановление пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 года №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», в котором, в частности, разъяснены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, приведён перечень международных актов, которые должны учитываться судами при рассмотрении подобного рода дел

Об организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

В настоящее время судебная форма защиты прав ребенка является основной, и в судебном порядке может быть защищено любое нарушенное (оспоренное) право ребенка Постановление правительства о внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. «Прокурор наделен правом без обоснования невозможности обращения в суд самих граждан подавать заявления в защиту их нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образование»

Применительно к указанным правоотношениям разрешилась проблема ограниченного толкования судами уважительности причин, в силу которых гражданин не мог самостоятельно обратиться в суд, что нередко служило основанием для необоснованного отказа в принятии заявлений прокуроров в защиту прав лиц, относящихся к социально уязвимым категориям населения, а именно несовершеннолетних.В настоящее время прокуратура - практически единственный орган, который по предусмотренным в законодательстве основаниям может самостоятельно обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов несовершеннолетнего лица.

Прокуроры г. Москвы ЮВАО за 2011 г. предъявили 964 заявления в защиту прав несовершеннолетних на сумму 12314 тыс. руб. Все исковые заявления рассмотрены, из них удовлетворено 962 заявления, в том числе в добровольном порядке 182 заявления на сумму 819 тыс. руб.; принято решение об отказе в удовлетворении требований по 2 заявлениям. В 2011 г. прокуроры предъявили в суд 337 заявлений на сумму 3606 тыс. руб., из них 62 заявления удовлетворены в добровольном порядке, отказано в удовлетворении 5 заявлений. За первое полугодие 2011 г. в интересах несовершеннолетних прокуроры направили 153 заявления на сумму 3842 тыс. руб.

В 2010 г. прокуроры направили в суд в защиту прав несовершеннолетних 97 тыс. исков на сумму 874 млн. руб., а в 2011 г. - 105 тыс. исков на сумму 904 млн. руб. Среди них значительную часть составляют заявления в защиту имущественных прав несовершеннолетних, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это заявления о взыскании задолженности по опекунским пособиям, пособиям на детей, денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви и пр. для детей, находящихся под опекой (попечительством), о взыскании с администрации детских домов в пользу воспитанников незаконно удержанных сумм с их лицевых счетов.

Для обеспечения прав несовершеннолетних на благоприятную семейную среду, семейное воспитание прокуроры обращались в суды с заявлениями о лишении (ограничении) родительских прав, о взыскании алиментов, а также о выселении родителей, лишенных родительских прав, в связи с нарушением жилищных прав детей. Прокурор обратился в суд с заявлением в защиту социальных прав несовершеннолетних без ранее существующих ограничений, что способствовало увеличению количества заявлений.

Исторический анализ развития законодательства о прокуратуре показывает, что прокуратура всегда связана с гражданским судопроизводством. Какие бы изменения, затрагивающие статус прокурора, ни происходили, функции прокурора в гражданском судопроизводстве всегда сохранялись и цель его участия всегда носила ярко выраженный публичный характер, поскольку прокурор был представителем государственной власти. Эти выводы дают принципиально новую трактовку институту участия прокурора в гражданском судопроизводстве и изменяют его полномочия. Возможность участия прокурора в гражданском судопроизводстве обусловливается его защитой только определенных социально значимых интересов граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований - Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с ГПК РФ прокурор - лицо, участвующее в деле. Отнесение прокурора к этой группе участников процесса объясняется тем, что у него есть юридический интерес к исходу дела. Однако до сих пор в науке гражданского процессуального права нет четкого единства и понимания места прокурора. Прокурор, предъявивший иск в защиту прав и интересов других лиц, занимает положение стороны - истца в процессе. Прокурора всегда предполагает наличие ответчика, являющегося стороной по делу, а если есть ответчик, то должен быть и истец. Прокурора, предъявившего иск, истцом только в процессуальном смысле, поскольку в его пользу суд ничего не присуждает, его распорядительные права носят лишь процессуальный характер. Прокурор никогда не является стороной в процессе и всегда занимает положение представителя государства, осуществляющего надзор за законностью.

право несовершеннолетний судебный защита


Иски об отобрании ребенка

 

Задача сохранения жизни, физического и психического здоровья ребенка всегда стояла на первом месте в семейном законодательстве.

Общение ребенка с родителями может быть разным. В одних случаях опасность могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других - очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена статья, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Статья сообщает только о праве этих органов, однако надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности.

Использовать такую исключительную по своему характеру меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства. Они вправе (и обязаны) отобрать ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у родителей (одного из них), но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится.

Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании.

Изъятие ребенка означает отобрание его у родителей, которые не хотят с ним расстаться. Иное дело, когда ребенок оказывается брошенным, что представляет особую опасность для малолетних дет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.172.94 (0.14 с.)