Субъектов Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъектов Российской Федерации



 

Представительными и законодательными органами рес­публик в составе Российской Федерации являются их парламенты, пришедшие на смену Верховным Сове­там этих республик. Именуемые в разных республиках по-разному (Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный Совет, Законодательное Собрание, Государственный Совет, Парламент и т. д.), все они являются представительными органами соответствующих республик, олицетворяющими парламентскую демократию в этих республиках, в усло­виях которой формирование политической воли их народов возлагается на народное представительство.

Вместе с тем все они являются законодательными орга­нами соответствующих республик, обладающими полной и ничем не ограниченной в рамках своих полномочий компетен­цией в сфере законодательства, означающей, что ни один закон республики в составе Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.

Будучи главным образом законодательными органами, парламенты республик в составе Российской Федерации осу­ществляют определенные контрольные функции по отношению к исполнительной власти этих республик посред­ством утверждаемого ими бюджета, использования права от­казывать в доверии правительству республики и т. д.

Парламент республики является единственным представи­тельным органом всего народа соответствующей республики Исключением в этом смысле служит лишь Верховный Хурал (парламент) Республики Тува, который действует наряду с другим представительным органом республики — Великие Хуралом (съездом народа республики), являющимся согласие Конституции республики (ст. 6) органом всенародного волеизъявления, наделенным исключительным правом вносить изменения и дополнения в Конституцию республики. По всем другим вопросам Великий Хурал не вправе принимать ка­ких-либо обязательных решений. Вместе с тем в соответствии с Конституцией республики (ст. 63) при принятии Верховным Хуралом решений по вопросам войны и мира требуются реко­мендации Великого Хурала.

Парламенты республик в составе Российской Федерации избираются на основе всеобщего, равного, прямого избира­тельного права при тайном голосовании сроком на 4 года или на 5 лет. Их численный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 250 депутатов (Татарстан). Порядок формиро­вания и численный состав парламентов республик в составе Российской Федерации определяется конституциями этих республик и законами о выборах их парламентов.

Компетенция парламентов республик в составе Россий­ской Федерации складывается из следующих основных групп полномочий: в области конституционного строительства; эко­номического и социально-культурного строительства, а также внешних сношений.

В области конституционного строительства парламен­ты республик в составе Российской Федерации принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения; прини­мают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения;

- осуществляют контроль за соблюдением и исполнением консти­туций и законов республик, единообразным применением законо­дательства; принимают решения по вопросам государственного устройства; решают вопросы об изменении границ республик;

- принимают решения о проведении республиканских референ­думов; назначают выборы народных депутатов и глав республик;

- утверждают составы Центральных избирательных комиссий республик; дают согласие на персональные назначения Пре­зидентом Председателя Правительства и его членов;

- утверж­дают структуры органов исполнительной власти; дают согла­сие на назначение Прокурора республики Генеральным прокурором Российской Федерации;

- избирают Конституцион­ный Суд республики; Верховный Суд республики, Высший Ар­битражный Суд республики;

- назначают Председателя Нацио­нального банка республики по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

- принимают отставки, отстра­няют от должности Президента республики;

- объявляют, про­длевают и прекращают состояние чрезвычайного положения, а также утверждают или отменяют решения Президента респу­блики о введении чрезвычайного положения;

- устанавливают государственные награды и почетные звания.

В области экономического и социально-культурного строительства парламенты республик в составе Россий­ской Федерации:

- определяют внутреннюю политику республик;

- утверждают перспективные государственные планы, важнейшие республиканские программы экономического и социального развития;

- обсуждают и принимают государственные бюджеты республик и осуществляют контроль за их исполнением.

В области внешних сношений парламенты республик в составе Российской Федерации определяют международные связи этих республик; ратифицируют и денонсируют междуна­родные договоры.

Надо сказать, что некоторые положения конституций рес­публик в составе Российской Федерации, касающиеся компе­тенции парламентов этих республик, противоречат Конституции Российской Федерации. Так, в Конституции Башкортостана устанавливается, что его парламент определяет размер взно­сов в бюджет Российской Федерации, хотя согласно Конститу­ции Российской Федерации (ст. 71) вопросы формирования федерального бюджета находятся в ведении Российской Фе­дерации.

В Конституции Тувы (ст. 78) указывается, что Вер­ховный Хурал по представлению Президента принимает ре­шения по вопросам войны и мира. Между тем Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит эти вопросы к исклю­чительному ведению Российской Федерации. Конституция Республики Саха (Якутия) предусматривает право Государ­ственного Собрания республики ратифицировать законы и другие нормативные акты Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха, хотя из действующей Конституции Российской Федера­ции такая ратификация не вытекает.

Большинство республиканских парламентов являются од­нопалатными Исключение составляют Государственное Собрание Башкортостана, Законодательное Собрание Карелии, парламент Кабардино-Балкарии, а также Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), состоящие из двух палат.

Государственное Собрание Башкортостана состоит из Па­латы представителей и Законодательной палаты. Палата представителей собирается по мере необходимости и состоит из депутатов, работающих на непостоянной основе. Законода­тельная палата — постоянно действующий орган, состоящий из депутатов, работающих на постоянной основе.

Законодательное Собрание Карелии состоит из Палаты Республики и Палаты представителей. В Палате Республики — депутаты, избранные по одномандатным избирательным окру­гам. В Палате представителей — депутаты, избираемые по многомандатным избирательным округам по два депутата от каждого избирательного округа. Палата Республики работает на постоянной основе, а Палата представителей — на непо­стоянной.

Аналогичную структуру имеет парламент Кабардино-Балка­рии, состоящий из Совета Республики и Совета представителей.

Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) имеет Палату Республики, которая состоит из депутатов, из­бираемых по одномандатным избирательным округам от каж­дого района, города республиканского подчинения; и Палату представителей, состоящую из депутатов, избираемых от тер­риториальных округов в количестве, равном числу депутатов Палаты Республики. Если Палата представителей осу­ществляет свои полномочия на постоянной, профессиональ­ной основе, то Палата Республики работает на непостоянной основе.

О том, как распределяются полномочия двухпалатных парламентов республики в составе Российской Федерации между их палатами, можно судить, в частности, по полномо­чиям палат Государственного Собрания Республики Саха (Якутия).

Согласно Закону Республики Саха (Якутия) “О Государ­ственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)” от 20 апреля 1994 г. [121] к ведению Палаты Республики отнесено:

- рассмотрение и принятие конституционных законов республи­ки, государственного и республиканского бюджета, законов по вопросам финансового, валютного, кредитного регулирова­ния, внесенных Палатой представителей;

- принятие решений по основным вопросам внутренней и внешней экономической, социальной и культурной политики республики, утверждение перспективных государственных проектов и программ;

- реше­ние вопроса о доверии Правительству республики; принятие отставки, отрешение от должности Президента республики;

- утверждение структуры органов исполнительной власти рес­публики; избрание судей Конституционного Суда республики, председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов республики;

- дача согласия Президенту республики на назна­чение и освобождение от должности Председателя Прави­тельства республики и его заместителей, Председателя На­ционального банка, министра внутренних дел, министра финансов, министра внешних связей, директора департамента пенсионной службы, начальника государственной налоговой инспекции, председателя комитета по драгоценным металлам.

Палата Республики:

- дает согласие на назначение Прокуро­ра республики Саха Генеральным прокурором Российской Федерации, начальника службы контрразведки Федеральной службой контрразведки Российской Федерации;

- утверждает в должности председателя Контрольного комитета Государ­ственного Собрания по представлению Палаты представите­лей;

- утверждает состав Центральной избирательной комиссии республики по выборам; изменяет статус и границы админи­стративно-территориальных единиц и населенных пунктов;

- вносит предложения в Федеральное Собрание Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

- рассмат­ривает отдельные нормативно-правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством республики; осуществляет контроль за исполнением государственного и республиканско­го бюджета, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных метал­лов и камней;

 - осуществляет контроль за исполнением закона республики; осуществляет и другие полномочия, пред­усмотренные законом.

Палата представителей:

- разрабатывает и принимает зако­ны республики по вопросам ее ведения;

- ратифицирует законы и акты Российской Федерации, отнесенные к совместному ведению;

- ратифицирует и денонсирует международные дого­воры и соглашения;

- принимает решения по текущим вопросам внутренней и внешней политики, экономического, социального и культурного развития республики;

- дает согласие на назна­чение и освобождение от должности руководителей государ­ственных комитетов, кроме случаев, отнесенных к ведению Палаты Республики;

- представляет в Палату Республики на утверждение в должности председателя Контрольного коми­тета Государственного Собрания;

- избирает судей районных (городских) народных судов, Верховного Суда;

- принимает и утверждает решения о приостановлении действия законов республики и Российской Федерации, постановлений, распо­ряжений и других актов правительства, ведомств и предприя­тий республики, федеральных органов и ведомств, противо­речащих Федеративному договору, Конституции и законам Республики Саха (Якутия), ограничивающих суверенитет рес­публики, ущемляющих права ее народа;

- вносит предложения в Федеральное Собрание России в порядке законодательной инициативы;

- принимает решения по вопросам введения, при­остановления и прекращения чрезвычайного положения на территории республики; рассматривает отдельные норматив­но-правовые акты, внесенные Президентом и Правительством республики;

- осуществляет контроль над расходной частью государственного, республиканского бюджетов, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней, а также контроль за исполнением законов республики; осуществляет толкова­ние законов республики.

Порядок деятельности парламентов республик в соста­ве Российской Федерации определяется конституциями этих республик, а также законами республик об их парламентах.

Парламенты или их палаты избирают председателей, ко­торые руководят их деятельностью и ведают их внутренним распорядком. Парламенты избирают также заместителей председателя парламента (палаты), которые исполняют обязанности председателя в случаях его отсутствия, невозмож­ности осуществления им своих обязанностей или по его пору­чению, а также другие обязанности в соответствии с Регла­ментом парламента.

Палаты некоторых парламентов (например, Государствен­ного Собрания Республики Саха (Якутия) практикуют избра­ние из своего состава постоянных секретарей палаты, ответ­ственных за организацию ее работы.

Некоторые парламенты практикуют создание внутренних коллегиальных органов — президиумов парламента, на которые возлагается координация законотворческой и кон­трольной деятельности комитетов парламента и подготовка его пленарных заседаний. Например, Президиум Народного Собрания Дагестана включает председателя Народного Со­брания, его заместителей и председателей комитетов Народ­ного Собрания.

Парламенты республик в составе Российской Федерации работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседания парла­ментов проводятся открыто. В случаях, предусмотренных рег­ламентом, парламент вправе проводить закрытые заседания. Парламенты (палаты) из числа депутатов образуют посто­янные комитеты (комиссии). На них возлагается разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных правовых актов; контроль за исполнением законов и иных решений парламента. Порядок их деятельности устанавливается пар­ламентом. В необходимых случаях могут создаваться след­ственные, ревизионные и другие комиссии по вопросам, отне­сенным к ведению парламента.

Кроме комитетов и комиссий, Народное Собрание Даге­стана образует также Счетную палату для контроля за ис­полнением республиканского бюджета. В Государственном Собрании Республики Марий Эл имеется Экспертный совет.

Правовой статус депутата парламента определяется конституцией соответствующей республики, а также законами о статусе депутатов парламентов[122].

Актами парламентов республик являются законы, поста­новления и иные решения, принимаемые парламентами в пределах их компетенции. Республиканское законодательство подробно регламентирует законодательную деятельность парламентов.

Согласно этому законодательству право законодательной инициативы принадлежит, как правило, Президенту респу­блики, ее Правительству, депутатам парламента, постоянным комитетам (комиссиям), Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду республики.

 В отдельных республиках субъектами права законодательной инициативы выступают депутаты Федерального Собрания России от рес­публики (Дагестан); республиканские органы политических партий и общественных объединений (Якутия); представи­тельные органы власти районов и городов республиканского подчинения (Чувашия); представительные органы местного самоуправления (Карелия) и т. д.

Акты, принятые парламентом, подписывает его председа­тель (председатель палаты). Законы, принятые парламентом, направляются для подписания и опубликования Президенту республики или иному лицу, на которое возложена эта проце­дура (например, председателю Государственного Совета в Дагестане и т. п.) [123].

В соответствии с Положением об основных началах организа­ции и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1999r. [124] с изменениями и дополнениями, внесенными в него Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1999г., представительными (законодательными) органами власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются думы, собрания и т. д. этих субъектов федерации (например, Московская Государ­ственная Дума; Законодательное Собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т. д.) [125]. Они избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 2 года. Их численный со­став не может превышать 50 депутатов (представителей). В рамках этой нормы конкретное число депутатов устанавли­вается самостоятельно соответствующим представительным (законодательным) органом субъекта Федерации. Часть этих депутатов (не более двух пятых от общего числа депутатов) может работать в составе представительного (законодатель­ного) органа на платной основе.

Представительные (законодательные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов обладают значительными пол­номочиями. В сфере конституционного строительства они:

- принимают уставы и другие законодательные акты, вносят в них изменения и дополнения;

- осуществляют контроль за исполнением законодательства;

- устанавливают администра­тивно-территориальное деление;

- решают вопросы изменения границ своей территории в соответствии с федеральным законодательством;

- утверждают по представлению главы ад­министрации структуры органов исполнительной власти;

- реги­стрируют уставы органов местного самоуправления; назнача­ют выборы в представительный (законодательный) орган, а также органы местного самоуправления;

- утверждают состав региональной избирательной комиссии по выборам депутатов;

- признают полномочия депутатов представительного (законода­тельного) органа, а также их досрочное прекращение;

выполняют другие функции в соответствии с федеральным законодательством [126].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.03 с.)