Развитие европейских отношений с Азиатско-тихоокеанским регионом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие европейских отношений с Азиатско-тихоокеанским регионом



 

Многие аналитики утверждают, что ХХI век будет веком Европейско-Азиатского региона (ЕАР)[14]. На эту тенденцию работают такие факторы: общий объем торговли стран Западной Европы только с государствами Северо-Восточной Азии (398 миллиардов долларов в 1995 году) превзошел их торговлю с Северной Америкой на 73 миллиарда. Инвестиции европейских стран в Азии растут более быстрыми темпами, чем в других частях земного шара. За период с 1976 по 1991 год ЕЭС, например, направило 32 миллиарда долларов на проекты развития Азии, то есть по данному показателю Европа отстает только от Японии, опережая США.

Если даже взять одну только Германию, то окажется, что доля стран Восточной Азии в общей торговле этого государства в 1995 году составляла в экспорте 11,3%, а в импорте – 14,4%, в то время как доля Северной Америки была равна, соответственно, 8,24% и 7,08%[15].

Такого же порядка цифры можно обнаружить и у других крупных государств Европы.

Неуклонно возрастает и доля самой Западной Европы в торговле азиатских стран, превосходя зачастую по этому показателю все ту же Северную Америку. В частности, доля Европы в импорте Гонконга в 1995 году была равна 12,1%, а Северной Америки – 8,4%. Индонезии, соответственно, 23,2% и 10,7%[16].

Таким образом, в мире возникает регион с населением почти в два миллиарда человек и общим экономическим потенциалом, приблизительно в два раза превосходящим потенциал Северной Америки.

Если же принять во внимание тот очевидный факт, что Россия является мостом между Европой и Азией на одной части земного шара, а США – аналогичным мостом на другой его части, то можно смело утверждать, что ХХI век станет веком Американо-Европейско-Азиатского региона (АЕАР) с общим ВНП и населением, значительно превосходящим совокупный ВНП и население стран Африки и Латинской Америки вместе взятых.

Основные азиатские страны, с которыми Евросоюз налаживает тесные отношения – это Япония, Китай и Индия. Особое место занимает в этом ряду Индия. Первая встреча в верхах между руководством Европейского союза (ЕС) и Индии прошла 28 июня 2000 г. в Лиссабоне. Ее результат: наряду с Россией, США, Китаем, Японией и Канадой Индия становится привилегированным партнером ЕС. Теперь Брюссель будет проводить с Дели регулярные консультации и саммиты[17].

В Лиссабоне была подписана совместная декларация, которая включает в себя «план действий». Он определяет ряд областей, в которых намечается укрепление сотрудничества: информационные технологии, окружающая среда, телекоммуникации, энергетика и транспорт.

В Лиссабоне также прошла рабочая встреча членов Европейской комиссии с представителями Конфедерации промышленности Индии, которую возглавляет Арун Бхарат Рам, и предпринимателями из Португалии, Франции, Германии, Великобритании. Основная цель этого экономического форума, в котором приняли участие также ряд индийских министров, – наметить перспективы развития торгово-экономических связей между объединенной Европой и Индией. На встрече отмечалось, что большинство индийских предпринимателей все еще «не знакомо с механизмами ЕС», хотя Индия поддерживает активные двусторонние экономические связи с рядом стран союза, в первую очередь с Германией, Великобританией и Францией. Для многих участников также стало сюрпризом то, что ЕС, по сути дела, уже стал главным торговым партером Дели. Так, в прошлом году объем торговли Индии со странами ЕС вдвое превысил подобный показатель в ее торговых отношениях с США[18].

С учетом быстрого роста индийской экономики (6% в прошлом году) наибольший интерес у европейских предпринимателей вызвали электронная, швейная, фармацевтическая и химическая отрасли. Выступая перед участниками торгово-экономического форума в Лиссабоне, премьер-министр Важпайи призвал их увеличить торговый обмен между ЕС и Индией вдвое к 2010 году[19].

Хотя первый саммит ЕС-Индия и носил во многом символический характер, он отражал желание 15 государств, входящих в Европейское сообщество, признать «новый международный статус Индии, установить политический диалог и сотрудничество с этой страной в самых различных областях. На саммите проявились расхождения в подходе к таким вопросам, как распространение ядерного оружия в мире. Важпайи заявил в интервью, что ядерное оружие «может быть фактором усиления зрелости и чувства ответственности»[20].

В 2000 г. в Португалии завершились двухдневные консультации, направленные на возобновление политического диалога между Европейским союзом (ЕС) и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), прерванного в феврале 1997 года из-за ситуации в Бирме. На технических заседаниях, которые проходили в курортном городе Эшториле, недалеко от Лиссабона, представители двух организаций обменялись информацией о положении в Бирме, Индонезии, Восточном Тиморе, а также на Фиджи и Соломоновых островах. Они подтвердили намерение провести в 2000 году встречу на уровне министров. По информации португальских дипломатов, она должна состояться между июлем и ноябрем в Лаосе, когда в ЕС будет председательствовать Франция.

20 – 21 октября 2000 г. в Сеуле проходила конференция АСЕМ с участием 10 азиатских стран и 15 стран-членов Европейского Союза, большая часть из которых была представлена главами государств и правительств. Саммиты АСЕМ проводятся раз в два года, и нынешний, сеульский, был третьим по счету. Главная цель АСЕМ – наладить сотрудничество между двумя важными регионами мира, довольно далеко отстоящими друг от друга не столько даже в географическом, сколько в культурном и политическом плане. АСЕМ пока находится в стадии структурного становления, поэтому каких-то конкретных практических результатов от саммита в Сеуле никто не ожидал. Тем не менее, руководители стран Европы и Азии пообещали друг другу, в частности, сотрудничать в либерализации мировой торговли, борьбе с международной преступностью и сокращении того разрыва в сфере доступа к новым «цифровым» технологиям, который образовался между богатыми и бедными странами. Итоговый документ сеульского саммита также выражает коллективную приверженность стран АСЕМ защите прав человека, что можно считать дипломатическим успехом проталкивавших этот пункт представителей европейских стран[21].

Особо надо сказать о развитии отношений между Китаем и Евросоюзом. Так, в Пекине 5 сентября 2005 г., проходил однодневный саммит Китай – Евросоюз. Во время этого восьмого саммита Китай – ЕС бskb подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере морского транспорта, защиты окружающей среды и иные. Помимо этого на саммите были подписаны соглашения, касающиеся сотрудничества в области космических исследований, взаимодействия в социальной сфере. ЕС также намерен инвестировать 68 млн. долларов в два проекта, направленных на сохранение биологического разнообразия в районах рек Хуанхэ (Huanghe) и Янцзы (Yangtze).

Во время саммита было подписано соглашение о предоставлении Европейским инвестиционным банком займа в размере 680 млн. долларов на реконструкцию столичного аэропорта. В саммите с европейской стороны принимали участие президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу (Jose Manuel Barroso) и премьер-министр Великобритании Тони Блэр, верховный представитель по единой внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьер Солана (Javier Solana).

В ходе этого саммита лидеры ЕС и премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) обменялись мнениями по вопросам развития всестороннего стратегического партнерства, обсудили международные и региональные вопросы, представляющие взаимный интерес. Как заявил в интервью агентству Синьхуа Хавьер Солана, нынешний саммит должен стать стимулом к дальнейшему развитию отношений.

«Самое важное – это создать саммиту благоприятную атмосферу», – сказал он. По словам Соланы, ЕС по-прежнему «сохраняет намерения» снять 16-летнее эмбарго на поставки оружия в Китай, «как только это будет практически целесообразно».

Ранее предполагалось, что этот запрет, введенный Европой в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь, будет снят в июне 2005 года, однако подобному шагу Брюсселя резко воспротивились США, и принятие соответствующего решения было отложено. В Китае, как неоднократно говорил представитель МИД КНР, сохранение эмбарго считают пережитком «холодной войны» и политическом барьером на пути гладкого развития двусторонних отношений.

В экономической сфере отношения между Китаем и ЕС в 2005 г. были омрачены кризисом вокруг поставок китайского текстиля, возникшим после того, как Еврокомиссия, исходя из интересов европейских производителей готовой одежды, ввела в июне на период до 2007 года квоты на ввоз десяти категорий текстильной продукции из Китая. Буквально за два месяца квоты на текущий год оказались выбраны по семи категориям товаров, в результате в портах стран ЕС были блокированы около 85 миллионов единиц текстильных изделий из Китая. В европейских портах скопилось китайских свитеров, брюк, рубашек, маек, бюстгальтеров (из-за чего конфликт назвали «бюстгальтерной войной») на миллионы долларов.

В ряде случаев продукция была оплачена европейскими оптовиками еще до вступления в силу квотного соглашения, однако, несмотря на это, получить ее с таможенных складов они не могут.

Китай и ЕС провели несколько экстренных раундов консультаций в надежде разблокировать возникшую ситуацию. Окончательное решение этой проблемы было достигнуто 5 декабря 2005 г. на переговорах глав торгово-экономических ведомств КНР и ЕС. Таможенные органы ЕС «разморозили» все текстильные товары китайского производства, задержанные в европейских портах.

Только в 2005 году Китай поставил в ЕС 300 млн. свитеров – в прошлом году этот показатель составил 40 млн. штук. Такой резкий рост поставок из Китая связан с отменой Всемирной торговой организацией (ВТО) квот на торговлю текстильными изделиями. Решение о либерализации торговли текстилем вступило в силу с 1 января 2005 года. Китай выступает против попыток США и ЕС бороться с увеличением поставок текстильных изделий, называя их противоречащими принципам свободной торговли. Однако ВТО не запрещает повторное введение квот в особых случаях, если резкое увеличение поставок товаров может быть расценено странами-импортерами как «дестабилизационное».

Несмотря на эти проблемы, и в ЕС, и в Китае высоко оценивают нынешнее состояние двусторонней торговли. Как заявил Цинь Ган, экономики ЕС и КНР являются взаимодополняемыми и «торговля между двумя сторонами развивается весьма быстро».

В 2004 году ЕС стал крупнейшим торговым партнером Китая. Объем двусторонней торговли в 2004 году достиг 177,28 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с 2003 годом на 36,6%.

В последние годы начало развиваться сотрудничество между КНР и ЕС в охране окружающей среды. Во-первых, между обеими сторонами был установлен механизм диалога на различных уровнях по сотрудничеству в сфере окружающей среды, регулярно проводились диалог и обмен, углублялись взаимопонимание и взаимодоверие путем созыва совещаний китайско-европейской рабочей группы по охране окружающей среды и создания механизма диалога между представителями КНР и ЕС на уровне министров по экологической политике. Во-вторых, стороны наладили конкретное сотрудничество в области наращивания возможностей экологического строительства Китая, охраны окружающей среды в ходе освоения западных районов Китая, защиты многообразия фауны и флоры, введения стандарта по вредным выбросам из машин, изучения вопросов торговли и окружающей среды. Уже налицо заметные успехи в реализации ряда проектов.

Механизм диалога между представителями КНР и ЕС по экологической политике на уровне министров был создан на четвертом саммите КНР – ЕС в 2001 году. Первое заседание в рамках диалога состоялось в ноябре 2003 года в Пекине.

Германия и страны АТР

 

Немецкие компании вкладывают в страны Азиатско-Тихоокеанского региона миллиарды. Основная наблюдаемая тенденция: внимание инвесторов постепенно перемещается с Китая на государства АСЕАН[22]. Немецкие компании и в будущем будут активно работать в Азии. Как заявил федеральный министр экономики Вольфганг Клемент (Wolfgang Clement) на открывшейся 18 ноября 2004 г. в Бангкоке десятой конференции Азиатско-Тихоокеанского комитета немецкой экономики, целью ближайшего будущего является увеличение объема германского экспорта в страны региона с 12 до 15 – 20 процентов. Кроме того, подчеркнули Клемент и председатель комитета, глава концерна Siemens Генрих фон Пирер (Heinrich von Pierer), несмотря на бурное экономическое развитие в Китае, немецкие компании не следует забывать о десяти странах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)[23].

В Азиатско-Тихоокеанском регионе проживают примерно 3 миллиарда человек. Экономический рост стран региона в среднем составляет от шести до девяти процентов в год. Не вызывает сомнений, что в центре внимания остается Китай с населением в 1,3 миллиарда человек. Прямые иностранные инвестиции в китайскую экономику в 2004 году достигли рекордной суммы в 60 миллиардов долларов США[24]. За последние годы, Китай превратился в главного торгового партнера Германии в этом регионе, отодвинув Японию на второе место. Всего в Китае работают 1800 немецких компаний. Потенциал региона не исчерпан.

В настоящее время в регионе работает три тысячи немецких компаний, две тысячи из них имеют здесь свое производство, на котором работает примерно полмиллиона человек. Оборот этих фирм в 2003 году составил 130 миллиардов евро. В 2003 году немецкие фирмы экспортировали в страны региона товаров и услуг на 63 миллиарда евро. Импорт в Германию составил 78 миллиардов, по объему внешней торговли опередив Америку[25].

На этом экспортный потенциал региона еще далеко не исчерпан. По мнению Клемента, Азиатско-Тихоокеанский регион оказывает решающее влияние на рост мировой экономики. Экономическая динамика в странах региона является долгосрочной тенденцией, а не «мыльным пузырем». По словам министра, ошиблись те, кто считал, что страны АСЕАН не оправятся после экономического кризиса 1997 – 98 годов[26]. Объем гарантий немецкого экспортно-кредитного агентства Hermes по сделкам немецких фирм в регионе в 2004 году составил 17 миллиардов евро, значительно превысив показатели прошлого года[27].

Немецкие менеджеры выразили опасения касательно того, что гарантии агентства Hermes могут использоваться для решения общественно-политических проблем, например, для охраны окружающей среды. Клемент не видит причин для подобных опасений. По его словам, задача государственного агентства Hermes не управление инвестициями, а оказание поддержки немецким фирмам, желающим работать за границей. По словам Клемента, привлекательность региона для иностранных компаний значительно повысится, если страны АСЕАН договорятся о создании зоны свободной торговли и инвестиций. В таком случае может образоваться единое экономическое пространство с населением в 500 миллионов человек[28].

Отдельные азиатские государства пытаются заключить двусторонние торговые соглашения между собой или с США. Многосторонние соглашения всегда имеют большое преимущество перед двусторонними. В связи с этим, Германия призывает страны региона более активно участвовать в переговорах со Всемирной торговой организацией.

Расширение торгового сотрудничества между ФРГ и Китаем, реформа ООН, проблема Тайваня, – такие вопросы попали в центр внимания на переговорах канцлера ФРГ Шредера и премьер-министра Китая Цзябао в Берлине.

Очень важное место во внешней политики Германии занимает программа «Азия Тихого океана», связанная с возрастающими экономическими и политическими отношениями между Германией и Азией, а также с восходящим стратегическим значением азиатско-тихоокеанского региона в международных связях.

Согласно этой программе особенную важность для внешней политики Германии, а также ЕС в Азиатско-тихоокеанском регионе имеют:

– региональная нестабильность и наличие потенциальных очагов конфликта;

– развитие Корейского полуострова, Тайваня и в Южно-китайском море;

– борьба с оружием массового уничтожения;

– международная борьба с терроризмом;

– вызовы региональной энергетической политики и ее воздействиям, а также проблемы глобальной энергонадежности;

– внутриполитические и социо-экономические реформаторские процессы и процессы трансформации региональных государств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.028 с.)