Понятие и значение проблемы сиротства в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значение проблемы сиротства в России.



 

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это "форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных" Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

1. умерли;

2. лишены родительских прав; · ограничены в родительских правах;

3. признаны безвестно отсутствующими;

4. недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях;

5. обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

6. уклоняются от воспитания детей;

7. отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово "сирота", мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.

Постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 2001 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 2004 года их количество составило 572,4 тысячи, 2005 - 620,0, 2000 - 639,9) стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей. [31]

К 2000 году в России было отмечено снижение выявленной численности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей: 1996 год - 102178, 1988 - 89290, 2000 - 49105 (см. таблица 1.1). Затем шло ежегодное увеличение числа таких детей: 2001 год - 59154, 2003 - 113296, 2005 - 110930, 2007 - 123204. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 2000 по 2007 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 2000 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные - социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 2000-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 2005 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30%.

Государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает все вопросы в этой сфере. В последние годы появились новые силы (партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять или уже взяли на себя значительную часть забот по содержанию детей и стараются увеличить свое влияние на воспитание и обучение, выбор форм устройства детей, а также на контроль и управление. Можно сказать, что в последние годы в России появились признаки перехода от государственно-общественного устройства детей к государственно-общественно-церковному.

Однако основные формы устройства детей-сирот в России не изменились, - это передача детей под опеку и на усыновление, определение детей в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты.

Наиболее распространенная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - опека (детей до 14 лет) и попечительство (детей 14-18 лет). Под опеку/попечительство детей берут, прежде всего, родственники. Практически последние десять лет росло число детей, находящихся под опекой/попечительством (см. таблица 1.1, 1.2). Однако можно сказать о незначительном росте в 2001 году, а затем - о спаде доли таких детей среди общего количества учтенных детей-сирот. Это же касается соотношения выявляемых ежегодно и взятых под опеку (попечительство), на усыновление детей-сирот: в 2000 году было взято под опеку/усыновлено 91% от числа выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2005 году - 60% (см. таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 - Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысяч человек

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Всего выявлено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей 49,1 59,2 81,4 113,3 105,5 110,9 113,9 123,2

Из них были устроены:

В дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома семейного типа 11,1 10,4 21,8 32,1 30,7 33,9 34,9 36,2
Под опеку (попечительство) на усыновление 37,4 48,2 58,2 77,3 73 68 67,7 74,3
В профучилища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение 0,8 0,7 0,8 1,4 1,6 1,3 1,78 2,2
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей 412,4 414,5 460,4 533,1 596,9 620,1 636,9 662,6

 

Таблица 1.2 - Данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Учтено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 411,9 414,5 460,4 533,1 596,8 620,1 636,9 662,5

из них находятся на воспитании в семьях:

под опекой (попечительством) 170,5 180,3 201,4 252,5 293,5 303,9 312,3 329
на усыновлении 128 131,2 141,5 139,8 144,8 146,8 151,2 153,5
В домах ребенка 4,27 5,1 9,16 10,46 11,7 12,8 13,5 14,1
В детских домах 37,7 35,5 37,7 50,5 61,3 61,9 62 67,7
В школах-интернатах для детей-сирот 27,4 22,9 22 25,8 25,5 24,8 23,8 23,3
В школах-интернатах общего типа 6 4,9 3,9 4,3 6,7 8,4 8,7 9,1
В домах-интернатах     13,56 15,49 14,9 15,3 15,2 15,3
В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья 38,1 34,5 31,2 34,2 38,4 39,4 41 40,7

В последние годы отмечается рост диспропорции усыновления внутри России и вне ее. При уменьшении числа случаев усыновления детей жителями России резко возрастает число случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. С одной стороны, дети приобретают семью, которая прошла жесткий отбор, но Россия теряет своих детей, а российские граждане не могут взять на воспитание ребенка. Такая ситуация привела к пересмотру и изменению существующего законодательства в этой сфере.

Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, признала право ребенка на воспитание в семье приоритетным. Тем не менее, пока только в Самарской области начали эффективно развивать институт замещающих приемных семей и закрывать дома ребенка и детские дома.

Решить проблему семейного воспитания в некоторой степени помогли детские дома семейного типа, появившиеся в 1988 году по инициативе Детского фонда. За 10 лет существования фонда в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление.

В середине 90-х годов Семейным кодексом вводится новая форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - приемная семья, которая, по сути, заменяет детские дома семейного типа. В постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа, что не позволяло создавать новые дома. Органам опеки и попечительства было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями действующих домов семейного типа договоры об образовании приемной семьи.

В 2000 году в России функционировал 61 детский дом семейного типа против 280 в 1990. Семейные детские дома претерпевают существенные изменения - подчас в них действуют несколько форм устройства детей: усыновление, семейный детский дом, приемная семья, опека и, наконец, патронат. Приемные родители не успевали или не желали переоформлять документы на приемных детей в соответствии с последними требованиями.

Данные исследований показывают, что семейные детские дома и приемные семьи испытывают материальные трудности. В некоторых регионах пособия на детей и зарплаты родителям приемных семей выплачивались с большими задержками. При этом родители-воспитатели, которые по закону не имеют права подрабатывать и оставлять своих детей без присмотра, буквально оставались без средств к существованию. Скорее всего, систему семейных детских домов и приемных семей полностью заменит система патроната, при которой зарплата опекуна и пособие на ребенка выше, чем при других формах устройства детей.

В последнее десятилетие в России стала развиваться система патроната. Беспризорный или лишенный родителей ребенок отдается в семью на воспитание до достижения им 18-летнего возраста, но не усыновляется (следовательно, право получения однокомнатной квартиры по достижении совершеннолетия остается за ребенком). "Патрон" получает зарплату воспитателя и пособие на ребенка. Будущая мама должна пройти несколько отборочных туров, среди которых - ролевые игры и различные психологические тренинги.

Устройство детей в государственные учреждения, такие, как дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, является одной из традиционных форм. Практически во всех государственных учреждениях шло увеличение количества детей (см. таблица 1.2). В системе школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития выросла доля учреждений для детей-сирот, а также число детей в них (см. таблица 1.3).

За последние 10 лет несколько снизилось количество домов ребенка, но увеличилось число воспитывающихся в них детей (см. таблица 1.3). По соотношению таких домов и детей в них можно говорить о разукрупнении этих учреждений. Тем не менее, до сих пор в России есть детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации жизни детей никак нельзя назвать приближенной к семье. Кроме этого, как показывают результаты исследований некоторые дети меняют более пяти мест воспитания и обучения. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате.

 

Таблица 1.3 - Данные об интернатных учреждениях для детей в Российской Федерации

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Количество домов ребенка 265 253 252 251 249 248 254
в них детей, тысяч человек 18,5 17,7 18,3 18,1 19,3 19,3 19,3
Количество детских домов 564 606 820 1094 1122 1187 1244
в них детей, тысяч человек 42,4 42 55,4 67,3 67 68,9 72,3
Детские дома-школы       69 86 85
в них детей, тысяч человек       7,7 9,7 10,3
Количество детских домов семейного типа 280 348 347 379 44 61
в них детей, тысяч человек 1,8 2,3 2,3 2,6 0,3 0,5
Количество школ-интернатов общего типа 645 637 628 646
в них детей, тысяч человек 155,6 163,2 161,2 160,6

из них:

школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 161 143 151 158 157 155 157
в них детей, тысяч человек 29,3 24,4 28 28,8 27,4 26,9 26,5
Количество школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития 1494 1481 1473 1450 1439 1442 1420
в них детей, тысяч человек 242,1 200,3 199,5 202,8 203 201 198,2

из них:

школы-интернаты для сирот 142 157 178 177 190 198 203
в них детей, тысяч человек 21,7 19,9 21,6 22,9 23,4 25 25,9

 

Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому в 90-х годы в России стала развиваться система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации открываются специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков. Например, в Республике Татарстан в 1996 году было два приюта для несовершеннолетних, в 1997 году - пять, в 1998 году - восемь. В 1998 году 21,1% детей из социальных приютов были направлены в детские дома. Детские приемники-распределители переполнены. Установленный законом предельный месячный срок устройства детей, оказавшихся без попечения родителей, не соблюдается (например, в Республике Татарстан 40% детей находились в приютах от 6 месяцев до 1 года). Такая ситуация подталкивает государство, с одной стороны, к строительству новых детских учреждений, а с другой, - к поиску более совершенных форм устройства детей. [31]

В последние годы появились давно не практиковавшиеся в России формы поддержки детей, например, такие как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время Великой Отечественной войны). Одним из первых "детский взвод" без законодательной основы появился в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации. Определение ребенка на воспитание в воинскую часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.

Появились и другие инициативы. С 2001 году в Кузбассе начала работать специализированная школа (кадетский корпус) МЧС. Кроме того, уже открыт кадетский корпус железнодорожного транспорта) для 10-11 классов - детей-сирот и детей из малообеспеченных семей. Выпускникам корпуса гарантирована работа. Они также получают возможность льготного поступления в ряд вузов области или Московскую академию МЧС. Ученики кадетского корпуса будут находиться на полном государственном обеспечении. Затраты на питание, обучение, специальное обмундирование и т.д. возьмет на себя областной бюджет.

В России изучен опыт работы SOS-деревень, и сегодня подобные деревни работают в Томилино (Московская область), в Орле и Санкт-Петербурге. Воспитатель в этих деревнях действительно работает "мамой" 24 часа в сутки. Такое воспитание более приближено к семейному, чем в обычных детских домах, но по достижении 18 лет подросткам приходится навсегда покидать дом (приют), как это происходит в других государственных учреждениях.

После того, как церковь получила возможность открыто работать с населением, благотворительную помощь детям и детским домам начали оказывать представители различных религиозных конфессий. Более того, появились приюты при православных церквях и монастырях, однако такое устройство детей пока еще не подкреплено специальной законодательной базой.

Существует множество возможностей проявить заботу о детях, попавших в тяжелые жизненные условия – сиротах и детей, оставшихся без попечения родителей. Можно принять небольшое участие в жизни детей, привезти ставшие ненужными вещи в детский дом, помочь в благоустройстве детских учреждений, где сироты живут и воспитываются, а можно стать для одного или нескольких таких деток второй мамой. Это ответственный шаг, но очень много семей отваживаются на него.[37]

Одной из основных задач социально-демографической политики России сегодня является сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами создать механизм решения задачи сокращения числа детей, находящихся в детских домах и интернатах. Для этого необходимо реформировать детские интернатные учреждения.

В настоящее время в России действует несколько видов устройства детей в семью. Это усыновление, опека (попечительство), приемная семья и патронат. Как отличаются все эти виды устройства друг от друга?

Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребенка на правах кровного, всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие. Данный вид устройства позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи, за ним сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста. При усыновлении ребенку можно присвоить фамилию усыновителя, изменить отчество и при необходимости даже дату рождения. Минусом такой формы является только очень длительный срок, который необходим для сбора всех необходимых документов, потому что к кандидатам предъявляются самые жесткие требования (материальное положение, заработки, жилье, моральные качества и т.д.). После оформления ребенка в семью государство не оказывает никакой дополнительной помощи таким семьям.

Опека - принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка. Однако органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление. На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет. Менее жесткие требования предъявляются к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости. Минусами такого вида устройства детей могут стать такие факторы: ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна, не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка, нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны. Смена фамилии ребенку затруднена, изменение даты рождения невозможно. [16]

Приемная семья - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у "приемного родителя" - воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или не удается найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. По отношению к ребенку Приемные родители являются ему опекунами. При данной форме устройства присутствует высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.

На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами. По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет.

Минусами такой формы устройства ребенка могут быть: постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств. Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание и трудовой договор (или договор об оказании возмездных услуг, или контракт). Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приемной семье ведутся из местного бюджета. Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.[16]

Патронат - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Под патронат передаются дети, не имеющие определенного статуса или если их статус не позволяет передать на опеку или усыновление. Патронат форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки.

Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Патронатный воспитатель обязательно проходит специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе. Плюсами данного вида устройства являются следующие: возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, не имеющего статус, который позволяет передать его под опеку или усыновить, т.е. ином случае обреченного попасть в приют, детский дом; на ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет. Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. Минусами могут являться следующие факторы: работа с ребенком ведется по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств, ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению Уполномоченной службы, контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.

Общим требованиями при разных формах устройства являются: требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны были прежде лишены родительских прав или ограниченных в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновителя по вине взрослых. [39]

Несмотря на разнообразие имеющихся форм устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи.

Таким образом, проблема сиротства в России остается актуальной и требующей внимания, как государства, так и общества в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.027 с.)