Нефтепровод Братислава-Швехат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нефтепровод Братислава-Швехат



В августе 2003 года было заключено еще одно крупное экспортное соглашение: ЮКОС и австрийская компания OMV подписали меморандум о строительстве нефтепровода от словацкого города Братислава до австрийского Швехата, где находится принадлежащий OMV нефтеперерабатывающий завод.

Строительство новой ветки протяженностью 60 километров планируется завершить к концу 2005 года. Ориентировочная стоимость проекта – 28 млн. евро.

OMV – крупнейшая акционерная промышленная компания Австрии с объемом продаж 7,08 млрд. евро в 2002 году, текущей капитализацией – 2,8 млрд. евро и численностью 5828 человек. Как ведущая нефтегазовая группа в Центральной и Восточной Европе, OMV работает в области переработки и сбыта в 12 странах. В 17 странах OMV ведет разведку и добычу нефти. Группа также управляет рядом интегрированных химических предприятий.

По условиям соглашения, в 2006 году по новому нефтепроводу Братислава-Швехат австрийский НПЗ примет 2 млн. тонн нефти компании ЮКОС. Затем поставки будут увеличены до полной пропускной способности нефтепровода – 3,6 млн. тонн. На третьем этапе сотрудничества ЮКОС может ввести в строй дополнительные перекачивающие мощности, что позволит Компании увеличить объем поставок до 5 млн. тонн в год, что составляет половину мощности австрийского НПЗ. (см. рис. 7 Приложение 2)

Первоначальный период поставок, согласно подписанному меморандуму, составит 10 лет. Затем, если сотрудничество будет устраивать обе стороны, его срок будет продлен.

Подписанный меморандум – первый шаг на пути развития наших долгосрочных взаимовыгодных отношений с компанией ОМV. Реализация этого масштабного проекта позволит партнерам компании существенно диверсифицировать поставки нефти, а НК ЮКОС – увеличить объемы экспорта на перспективный европейский рынок.

Большую выгоду проекта признает и австрийская сторона. Сотрудничество с НК ЮКОС дает преимущество с точки зрения себестоимости и логистики.

Контракт с OMV – еще один решительный шаг НК ЮКОС на пути к завоеванию европейского рынка: до этого были заключены соглашение с венгерской компанией MOL на поставку 7,2 млн. тонн в год и с польским концерном PKN Orlen. В рамках контракта с PKN Orlen в течение 2003 года будет поставлено 3 млн. тонн, в 2004–2006 годах – по 3,6 млн. тонн нефти в год, а в 2006–2009 годах – до 5,2 млн. тонн[10]. Теперь, после соглашения с OMV, Компания ЮКОС займет прочные позиции на топливном рынке стран Центральной Европы.

Ключевыми рынками сбыта в «ЮКОСе» считают США, Европу и Китай. Для завоевания этих рынков надо обеспечить инфраструктуру (трубопроводы, перевалку, возможно, переработку) и долгосрочное партнерство с потребителями. Для этого, возможно, придется приобретать доли в НПЗ и участвовать в их реконструкции, чтобы увеличить переработку российской нефти Urals.

Ключевым звеном для увеличения континентальных поставок в Европу будет словацкая нефтепроводная компания Transpetrol, приобретенная в конце 2001 года. Магистрали Transpetrol соединяют украинскую часть нефтепровода «Дружба» с Чехией, Венгрией и Хорватией. Они будут использованы в проекте «Дружба – Адрия» по поставкам 5 млн. т нефти в хорватский порт Омишаль, откуда сырье супертанкерами может доставляться в США. Система Transpetrol также имеет выход на чешский трубопровод Mera, построенный для поставок сырья из порта Триест. Также можно реверсировать эту трубу и снабжать по ней три НПЗ в Южной Германии. С чешскими коллегами уже проводятся консультации. Третья возможность, которую открывает Transpetrol, – это поставки на расположенный близ Вены нефтеперерабатывающий завод компании ОMV. От словацкой трубы до Вены всего 40 км.

Загоревшись идеей поставлять нефть в США, «ЮКОС» теперь поддерживает план «ЛУКОЙЛа» построить нефтяной терминал в Мурманске и протянуть до него трубопровод. Трубу следует проложить из Западной Сибири через Тимано-Печору, где работает «ЛУКОЙЛ». Протяженность трубопровода составит немногим более 3000 км, мощность – 50 млн. т нефти в год, необходимые инвестиции – $4 млрд. Этот проект, как считают в «ЮКОСе», можно реализовать в течение пяти лет.

Если все эти планы будут выполнены, компания надеется к 2010 г. добывать 130 млн. т нефти и распределять их следующим образом: 30 млн. т – переработка в России, 20 млн. т – по нефтепроводу в Китай, 45 млн. т – по системе «Транснефти» в Западную Европу и 35 млн. т – через Мурманск в США[11]. Заявленный «ЮКОСом» рост добычи вполне реален. Единственным сдерживающим фактором является сбыт.


Заключение

 

Нефтяная промышленность России – стратегически важное звено в нефтегазовом комплексе – обеспечивает все отрасли экономики и население широким ассортиментом моторных видов топлива, горюче-смазочных материалов, сырьем для нефтехимии, котельно-печным топливом и прочими нефтепродуктами. На долю России приходится около 13% мировых запасов нефти, 10% объемов добычи и 8,5% её экспорта. В структуре добычи основных первичных энергоресурсов на нефть приходится около 30 процентов.

В целом ресурсная база нефтяной и газовой отраслей ТЭК страны позволяла обеспечить бесперебойное снабжение экономики и населения топливом.

Однако основными проблемами остаются:

– состояние сырьевой базы добывающих отраслей, как в количественном отношении (сокращение объемов запасов), так и в качественном (рост доли трудно извлекаемых запасов) отношениях,

– недостаточные объемы геологоразведочных работ,

– высокая степень износа основных фондов,

– отсутствие комплексного энергетического законодательства,

– недостаток инвестиционных вложений,

– отсутствие зрелой рыночной инфраструктуры, недостаточное внимание развитию малого предпринимательства,

– высокая степень зависимости нефтегазового сектора России от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка.

Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться в основном уровнем мировых цен на топливо, налоговыми условиями, научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы. Добиться дальнейшего наращивания уровня добычи нефти до 360 млн. тонн к 2020 году можно за счет:

· изменения стратегии и повышения эффективности геологоразведочных работ;

· вовлечения в эксплуатацию бездействующего фонда скважин и доведения его до норматива;

· освоения новых месторождений нефти;

· подготовки к промышленному освоению нефтегазовых ресурсов Тимано-Печорского бассейна, Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия), на шельфах северных морей, Каспийского моря и о. Сахалина.

Одним из приоритетов энергетической стратегии должна быть модернизация и коренная реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей промышленности для выведения ее на современный технический уровень. Переработка нефти в 2020 году намечается в объемах 200-225 млн. тонн.

Структурная перестройка нефтеперерабатывающей промышленности предусматривает:

· повышение глубины переработки нефти до 75-80% в 2010 г. и 85% к 2020 г.;

· обеспечение в полном объеме потребности страны в высококачественных светлых нефтепродуктах и повышение эффективности экспорта жидкого топлива;

· вывод из эксплуатации излишних и неэффективных установок и других объектов НПЗ;

· снижение энергетических и материальных затрат в процессах производства продуктов нефтепереработки и нефтехимии;

· максимальное приближение производства нефтепродуктов к их потребителям, в том числе за счет строительства современных малых и средних НПЗ в местах потребления.

Увеличение загрузки мощностей нефтеперерабатывающих заводов до 90–95% и глубины переработки нефти до 80–85% позволит дополнительно переработать более 70 млн. тонн нефтяного сырья и увеличить выпуск нефтепродуктов до 65 млн. тонн, что равносильно увеличению доходов в среднем на 5–6 млрд. рублей. Техническое перевооружение и реконструкция нефтеперерабатывающей промышленности России позволит не только изменить качество продуктов нефтепереработки, но и увеличить выпуск высококачественных светлых нефтепродуктов, соответствующих мировым стандартам, повысить эффективность экспорта нефтепродуктов и существенно снизить при этом долю отгрузки нефти на экспорт.

Повышение нормативных требований к качеству нефтепродуктов и коренная реконструкция предприятий нефтепереработки должны обеспечить существенное улучшение экологической обстановки и привести к снижению выбросов вредных веществ, а также к снижению энергетических и материальных затрат в процессах производства продукции.

В России уже в 2005 году должны более чем в два раза сократиться суммарные выбросы в атмосферу оксидов серы от использования моторного топлива.

За счет использования высокоактивных и селективных катализаторов, современного оборудования, лучшей организации факельного хозяйства можно существенно снизить энергоемкость процессов нефтепереработки.

Важным перспективным направлением переработки нефтяного сырья является развитие нефтехимии, в том числе производства полимеризационных пластмасс.

Основным источником капитальных вложений должны стать собственные средства компаний. При освоении новых районов добычи возможно привлечение кредитных средств на условиях проектного финансирования. В перспективе до 25–30% общего объема инвестиций может составить заемный и акционерный капитал.

Гарантированное обеспечение нефтегазовой отрасли достаточными инвестиционными ресурсами возможно только при стабильности и предсказуемости на мировых рынках нефти, в том числе и установление справедливой цены на нефтяное сырье, учитывающей долгосрочные интересы производителей и потребителей нефти.

Развитие сотрудничества ОПЕК и Российской Федерацией, являющейся крупнейшим за пределами этой организации производителем и экспортером нефти, проведение регулярных консультаций с руководством ОПЕК и другими ведущими производителями и потребителями энергетических ресурсов будет, несомненно, способствовать нахождению баланса интересов всех сторон.


[1] www.expert.ru - Журнал "Эксперт", 2004, №26.

[2] www.expert.ru - Эксперт, 2004, №37

[3] Экспортировать бензин станет дороже// Коммерсант, 2004. №194, с.6-7

[4]www.superbroker.ru - ИК "Файненшл Бридж" 01 июня 2004 г.

[5] www.tatcenter.ru

[6]www.rusenergy.ru

[7]Российская нефть никому не нужна//Известия, 2004, №56, с.14-15.

[8] www.izvestiya.ru - Газета "Известия", 29 мая 2003 года

[9] Нефть ЮКОСа возвращается в Китай//Коммерсант, 2004, №197, с. 28-29.

 

[10] ЮКОС построит нефтепровод в Европе// Коммерсант, 2003, № 198, с. 13

[11] www.yukos.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.01 с.)